Перейти к содержимому

Недельная глава Микец. 2019 г.

(И было)

(Быт. 41:1-44:17)

В этой недельной главе, мы продолжаем исследовать судьбу Иосифа в Египетском рабстве:

1 По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; 2 и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; 3 но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; 4 и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон, 5 и заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших; 6 но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; 7 и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и [понял, что] это сон. 8 Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону. (Быт.41:1-8)

Опять сон, и опять новое испытание для Иосифа.
Из всех рек только Нил называется «йеором», каналом, потому что вся земля Египта пересечена многочисленными искусственными каналами, и река устремляется в них и наполняет их водами, тем самым орошая прилегающие земли.
Это основная подпитка земли влагой, поскольку в Египте дожди не идут так регулярно, как в других странах. Поэтому, зависимость египтян от Нила была настолько большой, что они обожествляли эту реку.

И вот во время сна, фараону снится, что из реки выходят сначала «семь тучных коров», а потом «семь тощих», которые поедают тучных.
А через время снится ему иной сон, где сначала появляются «семь колосьев тучных», а через короткое время «семь колосьев тощих», и последние поедают первых.
Фараон понял, что если сон связан с Нилом, то это какой-то особый знак для него, и поэтому он призвал всех магов, с той целью, чтобы они истолковали эти знаковые сны для него.

Но как мы читаем:« но не было никого, кто бы истолковал его фараону»

Кстати «восточный ветер», который упоминается в этом отрывке, для египтян был самый страшный враг урожая, поскольку он дует из Аравийской пустыни иногда на протяжении почти двух месяцев, и тем самым иссушает всю растительность.
И еще – двойное повторение сна, убедило фараона в том, что сновидение не является случайностью и имеет большое значение для будущего Египта.
Что касается отличия действий магов, которые участвовали в разгадывании снов фараона, от «работы» Иосифа, по истолковании снов, то последний только тогда брался за раскрытие снов, когда на это была воля Творца.
Маги же больше делали упор на свои чары, и опыт медитации.

Но, человеческая мудрость, опирающаяся на силы природы, неспособна проникнуть туда, куда проникает разум праведника, обращающегося за помощью к Всевышнему.

9 И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне; 10 фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей; 11 и снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения; 12 там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением; 13 и как он истолковал нам, так и сбылось: я возвращен на место мое, а тот повешен. 14 И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону. (Быт.41:9-14)

Интересный момент – когда Иосифу сказали, что ему предстоит встреча с фараоном, то он сначала побрился, затем сменил одежду арестанта, на подобающую для встречи с фараоном одежду, и только тогда явился пред лицом правителя.

Что вызывало раздражение у тех, кто хотел сразу привести Иосифа, пред лицо фараона.
Именно такое его поведение, вызвало уважение у фараона, и отчасти повлияло на его дальнейшую судьбу.

Что касается слов виночерпия «там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением; и как он истолковал нам, так и сбылось: я возвращен на место мое, а тот повешен», то маловероятно, что виночерпий застыдился, что забыл упомянуть о Иосифе перед фараоном.

Быстрее всего, он испугался того, что молва о Иосифе, как о толкователе снов, через других дойдет до фараона, и тогда фараон опять отправит виночерпия «в места не столь отдаленные», а то может быть и на плаху.
Поэтому и были его, виночерпия, такие слова «грехи мои вспоминаю я ныне».

15 Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны. 16 И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону. 17 И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки; 18 и вот, вышли из реки семь коров тучных плотью и хороших видом и паслись в тростнике; 19 но вот, после них вышли семь коров других, худых, очень дурных видом и тощих плотью: я не видывал во всей земле Египетской таких худых, как они; 20 и съели тощие и худые коровы прежних семь коров тучных; 21 и вошли [тучные] в утробу их, но не приметно было, что они вошли в утробу их: они были так же худы видом, как и сначала. И я проснулся. 22 [Потом] снилось мне: вот, на одном стебле поднялись семь колосьев полных и хороших; 23 но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром;  24 и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших. Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне. (Быт.41:15-24)

И так, Иосиф приведен к фараону, и тот пересказывает ему свои сны, уповая на то, что «о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны».
На что получает лаконичный ответ:« И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону».
Когда Бог желает сообщить нечто человеку во сне, Он делает это предельно ясно, не оставляя места сомнениям, или иных фантазий.
Именно подобной практикой владел Иосиф, при разгадывании значимых снов. Вот почему Иосиф разъясняет фараону, что определить истинное значение сна можно только, если Всевышний раскроет его тайну. В противном случае тем образам, что предстали человеку во сне, можно придать любое значение.
И еще один момент:« И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону».
То есть, Иосиф обнадеживает фараона тем, что любой ответ Всевышнего, принесет ему «благо».

25 И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону. 26 Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один; 27 и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода. 28 Вот почему сказал я фараону: что Бог сделает, то Он показал фараону. 29 Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; 30 после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю, 31 и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел. 32 А что сон повторился фараону дважды, [это значит], что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие. 33 И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою. 34 Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской; 35 пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут; 36 и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода.  (Быт.41:25-36)

И так, в разгадке сна Иосифом, содержится не только объяснение того, что и как произойдет в ближайшие годы в стране, но и совет, как следует поступить для того, чтобы воспользоваться всеми благами и избежать возможного будущего несчастья и опустошения страны.
По совету Иосифа, с этого времени, сбором и хранением урожая должны ведать чиновники и распорядители фараона.

А урожай должен быть собран в амбары и хранилища, принадлежащие фараону, с тем, чтобы смягчить голод последующих после изобилия годов. 
То есть, дополнительно к уже имеющемуся традиционному налогу, надо было ввести дополнительный налог, размером в «пятую часть», для преодоления будущего голода.
Такова разгадка поглощения тучных худыми, и рекомендации Иосифа «как выйти сухими из воды».

Но двадцатипроцентный налог на зерновую продукцию должен ввести сам фараон.
Причина в том, что любой новый налог, пусть даже самый необходимый и обоснованный, неизбежно может быть принят как очередной акт притеснения, и может вызвать волнения.
Вот почему было важно, чтобы и введение налога, и назначение чиновников для его сбора было сделано самим фараоном.

Кстати, почему Иосиф предложил отделять именно пятую часть?
Тут можно предложить следующее объяснение — допустим, что в каждый из плодородных лет урожай был в два раза больше обычного, а в каждый из голодных — в два раза меньше.

Тогда выходит, что в год достатка собирали в четыре раза больше, чем в голодный год.
И если так, то одной пятой части урожая, отложенной про запас, вполне хватило бы, чтобы продержаться голодный год даже в случае полного использования остальных четырех пятых урожая в годы изобилия.
Вот почему Иосифа в будущем назовут прообразом Царя — Машиаха, который наилучшим образом сможет решать важные государственные дела.

То есть тот, кто умело совмещает в себе два качества — духовность и близость к Всевышнему, с одной стороны, и умение практически мыслить и организовывать людей на хозяйственное устройство и семьи и государства — с другой. 
Ну, а что случилось бы, если бы Иосиф неправильно истолковал бы сны, и все что он наговорил, в смысле семь лет достатка, и семь лет голода не сбылось бы?
Что тогда?
Самое интересное заключается в том, что при любом раскладе, план Иосифа приносил огромный достаток Египту.
Не было бы голода, то Египет мог бы экспортировать избыток своего зерна в другие регионы земли, и иметь от этого неплохую прибыль.
Как видим, при любом раскладе, Египет экономически выигрывал от совета Иосифа.
Но Писание не терпит сослагательных форм повествования.

Поэтому, мы видим, как план Бога, относительно еврейского народа, шаг за шагом раскрывается, через библейских героев.

37 Сие понравилось фараону и всем слугам его. 38 И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? 39 И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; 40 ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. 41 И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. 42 И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; 43 велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою. 44 И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской. 45 И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской. (Быт.41:37-45)

И так, мы видим триумфальное восхождение Иосифа на вершину власти, после тринадцати лет унижения и рабства.

Отныне он второй человек в Египте, и как казал фараон:« без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской».

Что касается «и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского», то тут среди комментаторов есть расхождение.

Одни считают, что это все тот же Потифер, у которого Иосиф был рабом.

Но ведь текст Торы ни разу не упомянул о том, что у Потифера были дети.

Про жену шла речь, а о детях нет.

Из этого, определенная группа иудейских исследователей, предположила, что у Потифера имелась приемная дочь Анесеф, и что её природной матерью была Дина, дочь Леи и Иакова.

Вот как это объясняют поздние еврейские комментаторы:

После того, как Дину захватил в плен Сихем, сын Хамора, у нее родилась дочь Асенеф.

Братья не хотели оставлять ее в семье: она стала бы постоянным напоминанием о тех событиях, которые произошли с Диной.

Поэтому Асенеф была отослана.

Иаков повесил ей на шею табличку (или кулон) с Именем Бога, чтобы Он хранил девочку.

Затем чудесным провидением Асенеф попадает в Египет, в дом Потифара, куда ,как известно, попал и Иосиф после его продажи.

Увидев на шее у Асенеф табличку-кулон, Иосиф понял, что она родом из его семьи, и подходит ему в жены.

Когда впоследствии он был назначен фараоном на высокий пост и получил указание жениться, то выбрал именно Асенеф.

То есть, Бог устроил так, что «дочь Потифера», египтянка на вид, оказалась еврейкой, и, взяв ее в жены, Иосиф не отказался от своего еврейства, а только укрепил с ним связь.

Ну а другая часть толкователей, предполагают, что это другая личность, а Потифер не имя, а титул, который означает «тот которого дает бог солнца Ра».

То ест, даже если это две разные личности, но тем не менее, они могли носить одинаковые титулы, как это и описывается в этом отрывке.

И так, получив новую должность, Иосиф получил и новое имя.

Египтологи объясняют, что цафнат означает «кормилец», а панеах «жизнь».

Однако иудаизм трактует это имя по другому — это имя через аналогичные ивритские корни, определяет его значение как «раскрывающий скрытое».

Что в принципе соответствует контексту повествования.

Тора же, упоминает об изменении имени Иосифа только потому, что это важно для дальнейшего повествования.

То есть, когда братья придут в Египет, то он будет сокрыт от них под новым именем.

Поэтому  Цафнаф-панеах, как «раскрывающий скрытое», вполне оправдывает это имя, имеющее иудейскую форму. 

Как мы видим, финал египетского рабства Иосифа, завершается стремительным взлетом по иерархической лестнице Египетского государства.

Он облачен в одежды из такой материи, которую разрешалось носить только членам царской семьи и высокопоставленным сановникам и царедворцам.
Также фараон возложил ему на шею «золотое ожерелье» особой формы, главный отличительный знак второго лица в государстве.

И печать, которой Иосиф мог утверждать все свои постановления, на которые он имел право.

Из рассказа Торы чувствуется, что возведение раба в государственную должность стало исключительным событием в истории Египта.

46 Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской. 47 Земля же в семь лет изобилия приносила [из зерна] по горсти. 48 И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были [плодородны] в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в [каждом] городе положил хлеб полей, окружающих его. 49 И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета.  (Быт.41:46-49)

План скупить запасы зерна во всех городах, чтобы сделать его собственностью государства, а затем, во время голода, продавать населению, способствовал разумной экономии.

Люди гораздо бережно относятся к тому, за что они платят деньги, а получаемое безвозмездно обычно ценится гораздо меньше.

И так, каждой области, было предписано собирать и сохранять «пятую часть урожая», что опять-таки позволяла рационально относиться к сохраняемому урожаю.

Кстати, все зерно, которое поступало в хранилище, пересыпают прахом с того места, на котором оно росло, и это предохраняло его от гниения.

50 До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. 51 И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. 52 А другому нарек имя: Ефрем, потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего.

(Быт.41:50-52)

Здесь сложно что добавить к прямому тексту Торы.

Кроме вот этого «Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего».

Это не значит, что Иосиф забыл отца своего, и своих братьев.

Это значит, что он простил ту обиду, которую нанесли ему братья, продав его в рабство.

Что же касается «забыть … отца моего», то это не связано именно с отцом, поскольку его любовь к отцу, из-за проступка братьев, ничуть не уменьшилась.

53 И прошли семь лет изобилия, которое было в земле Египетской, 54 и наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, а во всей земле Египетской был хлеб. 55 Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет. 56 И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской. 57 И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле.  (Быт.41:53-57)

Словосочетание «и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам», говорит о том, что Иосиф продавал людям такое количество зерна, которое достаточно для потребления одного хозяйства.

Поскольку это был единственный способ, которым можно было предотвратить спекулятивные сделки и овладение рынком зерна путем скупки зерна оптом.

Но поскольку голод был не только в Египте, но и в окрестных землях, то и оттуда стали приходить караваны, чтобы закупить хлеба, разнося весть о наличие припасов съестного в этой стране.

Что собственно и стало поводом к прибытию братьев к Иосифу.
  

1 И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и сказал Иаков сыновьям своим: что вы смотрите? 2 И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть. 3 Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте, 4 а Вениамина, брата Иосифова, не послал Иаков с братьями его, ибо сказал: не случилось бы с ним беды. 5 И пришли сыны Израилевы покупать хлеб, вместе с другими пришедшими, ибо в земле Ханаанской был голод. (Быт.42:1-5)

И так, здесь братья впервые представлены как «сыны Израиля».

Тогда это был немаловажный исторический момент.

Однако они пришли не одни, а «вместе с другими пришедшими», то есть с караваном ханаанцев.

Еще не осознавая всех тех последствий, которые их ждут впереди.

Что же касается вот этого момента:« И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб», то вероятней всего, он видел караваны ханаанцев, которые возвращались с Египта, нагруженные зерном.

Но послал он не всех братьев, а оставил Вениамина, как последнего сына от Рахель, поскольку боялся того, что и его может лишиться, как лишился Иосифа.

6 Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли. 7 И увидел Иосиф братьев своих и узнал их; но показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово и сказал им: откуда вы пришли? Они сказали: из земли Ханаанской, купить пищи. 8 Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его. 9 И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей. 10 Они сказали ему: нет, господин наш; рабы твои пришли купить пищи; 11 мы все дети одного человека; мы люди честные; рабы твои не бывали соглядатаями. 12 Он сказал им: нет, вы пришли высмотреть наготу земли сей. 13 Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало. 14 И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав: вы соглядатаи; 15 вот как вы будете испытаны: [клянусь] жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш; 16 пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего, а вы будете задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, [то клянусь] жизнью фараона, что вы соглядатаи. 17 И отдал их под стражу на три дня. (Быт.42:6-17)

Сны Иосифа, за которые он пострадал, начинают сбываться, поскольку «Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли». 
Что касается Иосифа, то ему предоставляется возможность отомстить им, за те тринадцать лет унижений и рабства, которые выпали на его долю «благодаря» братьям.

Но, как показывает нам Тора, задача Иосифа состояла не в мести, а подвести братьев к раскаянию, заставить их осознать то содеянное зло, что они сотворили много лет назад. 

И так, Иосиф узнал своих братьев, а вот они не узнают в этом важном Египетском вельможе, того юного Иосифа, которого они продали 22 года назад.

Поскольку его имя, его одежда, язык, манера поведения, ничем не выдают того Иосифа, который вырос вместе с ними. 

И еще один примечательный момент, который мы находим в этом отрывке:« вы пришли высмотреть наготу земли сей».

Почему Иосиф выбрал именно эту причину, для воспитания братьев?

Дело в том, что Северо-Восточная граница Египта, на тот момент была наиболее уязвимым участком, и за всеми иноземцами, которые приходили с той стороны, устанавливали наблюдение. 

Вот почему Иосиф воспользовался этим моментом, в своем плане привести братьев, к полному покаянию, дабы придать ситуации естественный ход.

Братья же пытаясь убедить его в своей честности, сообщают ему дополнительные сведения об отце и младшем брате, и Иосиф моментально решает воспользоваться этим. 

Он обязывает их привести Вениамина в Египет, считая, что таким образом сможет проверить их отношение к младшему брату, и через это понять, насколько изменился их внутренний мир.

Почему именно этот вариант, избрал Иосиф, покажет будущее, когда он будет наблюдать за братьями, как они относятся к его единокровному младшему брату.

Но всему этому, должно предшествовать два события:

а) если возможно, он должен попытаться изменить свое мнение о братьях.

б) его братья должны изменить свое мнение о нем.

Их взаимные чувства должны переродиться, иначе они не смогут восстановить прежние близкие отношения, и даже вернувшийся к семье Иосиф был бы потерян для семьи, как и семья для него.

Поэтому он понимал, что должен испытать братьев и почувствовать, смогут ли они вновь (и на этот раз обоснованно) оторвать сына от отца.

Может быть, реальная угроза пожизненного заключения и реальная опасность того, что дома их семьи, которые возможно голодают, будет более убедительным аргументом, чем любая воображаемая угроза со стороны предполагаемого стремления Иосифа к власти.

Это испытание было жизненно необходимо для Иосифа, так как если бы братья выдержали его, он смог бы изгнать из своего сердца последнюю каплю горечи, вызванную их прошлым поступком.

И так, Иосиф хотел до конца понять, искоренили ли они то озлобление, которое было у них, когда он ходил «среди них в разноцветном платье».

Ведь насколько же больше должны быть их опасения сейчас, когда он не только стал фактически «царем», но и имел вескую причину ненавидеть их и, возможно, как это принято у неких людей, стремился отомстить им!

Поэтому было крайне важно, чтобы братья узнали подлинный характер Иосифа, а для этого было необходимо, чтобы он предстал перед ними в ореоле своей фактической власти.

Лишь пройдя через эти испытания, Иосиф и братья могли надеяться по-настоящему возродиться как единая, и дружная семья своего отца.

18 И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога: 19 если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших; 20 брата же вашего меньшого приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали. 21 И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие. 22 Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается. 23 А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был переводчик. 24 И отошел от них, и заплакал. И возвратился к ним, и говорил с ними, и, взяв из них Симеона, связал его пред глазами их. 25 И приказал Иосиф наполнить мешки их хлебом, а серебро их возвратить каждому в мешок его, и дать им запасов на дорогу. Так и сделано с ними. 26 Они положили хлеб свой на ослов своих, и пошли оттуда. (Быт.42:18-26)

Через три дня, Иосиф освобождает братьев из темницы, за исключением Симеона, которого он оставляет у себя в качестве заложника, а всех остальных отпускает, чтобы они могли привести пищу своим семьям. 

Симеон же оставался у Иосифа до тех пор, пока братья не вернуться, и не приведут с собой младшего брата — Вениамина.

Почему именно Симеона?

Дело в том, что многие иудейские комментаторы, утверждают, что та фраза «пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов», перед продажей Иосифа в рабство, принадлежала именно ему.

И вот теперь, ему придется три года быть пленником Иосифа, не имея понятия, что же его ждет каждый день.

Поэтому можно себе представить состояние братьев уходящих, и Симеона оставшегося в темнице.

Что касается «А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был переводчик», то Иосиф специально затеял эту игру с переводчиком, чтобы раскрыть внутреннее содержание своих братьев, ну и естественно, чтобы сохранить «незнакомство» с братьями, до нужного  момента.

И эта игра ему удалась, судя по тому, как отреагировал на диалог Иосифа с братьями Рувим:« не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается».

Иосифу удается пробудить в сердцах братьев сожаление, что в свое время они не сжалились над братом.

Они были глухи к его мольбам и не захотели увидеть его страдания.

И только теперь они начинают понимать, что именно в этом состояло их преступление и сейчас они несут наказание от руки Всевышнего.

Кстати, как говорят иудейские комментаторы, переводчиком у Иосифа, был не кто иной, как его старший сын Манассия.

27 И открыл один [из них] мешок свой, чтобы дать корму ослу своему на ночлеге, и увидел серебро свое в отверстии мешка его, 28 и сказал своим братьям: серебро мое возвращено; вот оно в мешке у меня. И смутилось сердце их, и они с трепетом друг другу говорили: что это Бог сделал с нами? 29 И пришли к Иакову, отцу своему, в землю Ханаанскую и рассказали ему все случившееся с ними, говоря: 30 начальствующий над тою землею говорил с нами сурово и принял нас за соглядатаев земли той. 31 И сказали мы ему: мы люди честные; мы не бывали соглядатаями; 32 нас двенадцать братьев, сыновей у отца нашего; одного не стало, а меньший теперь с отцом нашим в земле Ханаанской. 33 И сказал нам начальствующий над тою землею: вот как узнаю я, честные ли вы люди: оставьте у меня одного брата из вас, а вы возьмите хлеб ради голода семейств ваших и пойдите, 34 и приведите ко мне меньшого брата вашего; и узнаю я, что вы не соглядатаи, но люди честные; отдам вам брата вашего, и вы можете промышлять в этой земле. 35 Когда же они опорожняли мешки свои, вот, у каждого узел серебра его в мешке его. И увидели они узлы серебра своего, они и отец их, и испугались. 36 И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, — все это на меня! 37 И сказал Рувим отцу своему, говоря: убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе; отдай его на мои руки; я возвращу его тебе. 38 Он сказал: не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб. (Быт.42:27-38)

Если одно и то же несчастье постигает человека неоднократно и при схожих обстоятельствах, а он не может понять, чем они вызваны, то ему надо по возможности избегать ситуации, при которых они повторяются, пока он не осознает их причин.

Повторяемость событий ему следует рассматривать как знак, который нужно запомнить, чтобы исключить подобное в будущем, пока не станут ясны причины несчастий.

Вот почему Иаков отказал своим сыновьям в просьбе отпустить Вениамина с ними в Египет, когда они в очередной раз пойдут туда за зерном.

Но давайте по порядку.

И так, Иосиф щедро наделяет братьев хлебом не только по одному мешку на каждого, но столько, сколько могло поместиться на вьючных животных.

При этом, он приказывает плату за хлеб обратно положить каждому в мешок, которая в последствии послужила новым источником страха для его братьев.

На первом же привале один из братьев (по преданию, Левий), «увидел серебро свое в отверстии мешка его, и сказал своим братьям: серебро мое возвращено; вот оно в мешке у меня», а за ним, и другие нашли подобный сюрприз в своих мешках, и испугались того, что тот Египтянин, может обвинить их и в краже.

Видя в этом наказание от Бога, за прошлое зло, по отношению к Иосифу.

По возвращении к Иакову, сыновья его спешат передать ему все случившееся с ними в Египте.

С единственной целью, расположить Иакова к отпущению Вениамина в Египет, и последующим освобождением Симеона из темницы.

Но вердикт Иакова был отрицателен:« не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб».

Кроме этого, вполне возможно, что Иаков подозревал своих десяти сыновей в том, что Иосиф пропал не без их участия, зная их отношение к нему.

1 Голод усилился на земле. 2 И когда они съели хлеб, который привезли из Египта, тогда отец их сказал им: пойдите опять, купите нам немного пищи. 3 И сказал ему Иуда, говоря: тот человек решительно объявил нам, сказав: не являйтесь ко мне на лице, если брата вашего не будет с вами. 4 Если пошлешь с нами брата нашего, то пойдем и купим тебе пищи, 5 а если не пошлешь, то не пойдем, ибо тот человек сказал нам: не являйтесь ко мне на лице, если брата вашего не будет с вами. 6 Израиль сказал: для чего вы сделали мне такое зло, сказав тому человеку, что у вас есть еще брат? 7 Они сказали: расспрашивал тот человек о нас и о родстве нашем, говоря: жив ли еще отец ваш? есть ли у вас брат? Мы и рассказали ему по этим расспросам. Могли ли мы знать, что он скажет: приведите брата вашего? 8 Иуда же сказал Израилю, отцу своему: отпусти отрока со мною, и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем и мы, и ты, и дети наши; 9 я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни; 10 если бы мы не медлили, то уже сходили бы два раза. 11 Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов; 12 возьмите и другое серебро в руки ваши; а серебро, обратно положенное в отверстие мешков ваших, возвратите руками вашими: может быть, это недосмотр; 13 и брата вашего возьмите и, встав, пойдите опять к человеку тому; 14 Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина, а мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным. 15 И взяли те люди дары эти, и серебра вдвое взяли в руки свои, и Вениамина, и встали, пошли в Египет и предстали пред лице Иосифа. (Быт.43:1-15)

С момента потери Иосифа, и до этого момента Тора называла Иакова отцом двенадцати сыновей. Это связано с тем, что это имя обозначает то подавленное душевное состояние, находясь в котором, человек чувствует себя никчемным неудачником.

Пока Иаков сомневался и считал, что не должен посылать Вениамина с братьями в Египет, текст Торы его именуют Иаковом.

Но как только он ясно понял, что в пути Вениамину будет грозить не большая опасность, чем дома, он берет себя в руки и становится Израилем.

Теперь, когда собственные возможности Иакова иссякли, над ним начинает простираться верховная власть Бога.

Поэтому он больше не жалуется, а только упрекает сыновей за то, что те в разговоре с египетским деспотом, те без надобности упомянули об оставшемся дома младшем брате.

Следующий момент заключается в том, что Иуда здесь окончательно раскрывается как подлинный лидер среди братьев, говоря Иакову:« я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни».

Но ведь до этого и Рувим, так сказать поручался перед отцом:« И сказал Рувим отцу своему, говоря: убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе; отдай его на мои руки; я возвращу его тебе».

Но если Иуда, в качестве гаранта успешного путешествия в Египет вместе с Вениамином, предлагает себя, то Рувим предлагает своих двух сыновей.

Но ведь они не виноваты в тех событиях, о которых они и понятия не имеют.

Возможно, именно поэтому Рувим и получил отказ от отца, в отличие от предложения Иуды.

Плюс к тому, сыграло не последнюю роль та решимость, с которой Иуда подступил к Иакову, со своим предложением.

Иаков смиряется с неизбежностью путешествия братьев в Египет, вместе с Вениамином.

И теперь он дает своим сыновьям советы, что сделать для того, чтобы их путешествие было успешным, и чтобы правитель Египта не сумел найти повод для обвинения.

Ну, а фраза «Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина», говорит о том, что Иаков полностью уповает только на милость Всевышнего.

И даже если Всевышний не проявит милость к его сыновьям, то «а мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным».

И заключается этот отрывок тем, что «И взяли те люди дары эти, и серебра вдвое взяли в руки свои, и Вениамина, и встали, пошли в Египет и предстали пред лице Иосифа».

16 Иосиф, увидев между ними Вениамина, сказал начальнику дома своего: введи сих людей в дом и заколи что-нибудь из скота, и приготовь, потому что со мною будут есть эти люди в полдень. 17 И сделал человек тот, как сказал Иосиф, и ввел человек тот людей сих в дом Иосифов. 18 И испугались люди эти, что ввели их в дом Иосифов, и сказали: это за серебро, возвращенное прежде в мешки наши, ввели нас, чтобы придраться к нам и напасть на нас, и взять нас в рабство, и ослов наших. 19 И подошли они к начальнику дома Иосифова, и стали говорить ему у дверей дома, 20 и сказали: послушай, господин наш, мы приходили уже прежде покупать пищи, 21 и случилось, что, когда пришли мы на ночлег и открыли мешки наши, — вот серебро каждого в отверстии мешка его, серебро наше по весу его, и мы возвращаем его своими руками; 22 а для покупки пищи мы принесли другое серебро в руках наших, мы не знаем, кто положил серебро наше в мешки наши. 23 Он сказал: будьте спокойны, не бойтесь; Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад в мешках ваших; серебро ваше дошло до меня. И привел к ним Симеона. 24 И ввел тот человек людей сих в дом Иосифов и дал воды, и они омыли ноги свои; и дал корму ослам их. 25 И они приготовили дары к приходу Иосифа в полдень, ибо слышали, что там будут есть хлеб. 26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли. 27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он? 28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. И преклонились они и поклонились. 29 И поднял глаза свои, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой! 30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там. 31 И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье. 32 И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян. 33 И сели они пред ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его, и дивились эти люди друг пред другом. 34 И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним.  (Быт.43:16-34)

К Иосифу, как к правителю Египта, приходило множество людей для того, чтобы купить зерно. 

Но неужели он лично каждого отоваривал?

Маловероятно, но вот что касается «пришлых», то есть иноземцев, то без его вердикта зерно никому из них не отпускалось.

Вот почему братья не могли избежать встречи с ним.
И когда Иосиф узнал, что братья вновь появились в Египте, то он поручил своим слугам, вместо хранилища, ввести их в свой дом, в отличие от того, как он это делал с другими.

Это ввело братьев в замешательство, поскольку они не могли понять, что за всем этим кроется.

Попытка объяснить слуге, что они принесли назад то серебро, что они обнаружили в своих мешках, ничего им не объяснило, поскольку слуга сказал «будьте спокойны, не бойтесь; Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад в мешках ваших; серебро ваше дошло до меня».

А поручение Иосифа слуге «со мною будут есть», лишь еще больше родило вопросов, чем было до этого.
Поскольку, в древнем мире считалось знаком высочайшего уважения, если человек получал блюдо, посланное со стола правителя.

Лишь немногие избранные удостаивались чести быть приглашенными на трапезу. 

А братья прекрасно понимали, что они к числу этих людей не относятся.

Тогда что все это значит?

Может это сделано с целью, взять их под стражу?

И хотя, по поручению Иосифа, слуга обращался с ними весьма вежливо, тем не менее, тревога не уходила из сердец братьев.

Но почему Иосиф не открылся братьям, когда среди них он увидел Вениамина?

Вероятней вего, он не был вполне уверен, что тот не украден у своего отца.

Поэтому он решил испытать братьев тем, что как те отреагируют на угрозу удержать его в Египте.

Но это будет несколько позже, а пока братья сидят за столом, вместе с правителем Египта, и их угощают той же пищей, что и правителя.

Вот только Вениамину дают в пять раз больше, чем остальным братьям.

Этот ход Иосифа, раскрывается очень просто – он хочет посмотреть, как старшие братья отреагируют на то, что младшего почивают значительно лучше, чем старших братьев.

Это было своего рода испытание того, действительно ли они раскаялись в том, что в свое время продали своего младшего брата в рабство.

В этой связи, уместно вспомнить один мидраш, в котором приводится диалог Иосифа и Вениамина, при их встрече:

Спросил у него:
— Есть ли у тебя кровный брат, от одного отца и матери?
Сказал ему Вениамин:
— У меня был брат, но не знаю, где он теперь).
— Есть ли у тебя сыновья?
Сказал ему:
— У меня их десять.
Сказал ему:
— Как их зовут?
Сказал ему:
— Бела и Бехер и Ашбел; Гера и Нааман, Эхи и Рош, Муппим и Хуппим и Ард.
Сказал он:
— Что означают эти имена?
Сказал ему:
— Все они названы в память о моем брате и о бедах, которые постигли его.
Бела — потому что брат был «поглощен» среди народов;
Бехер — потому что он был первенцем у моей матери;
Ашбель — потому что Бог дал пленить его;
Гера — потому что он живет среди чужих;
Нааман — потому что он был удивительно пригож,
Эхи и Рош — он был моим братом и моею главой;
Мупим — он из уст моего отца принимал Учение;
Хупим — потому что он не видел моей свадьбы, а я не видел его свадьбы;
Ард — потому что он спустился и потерялся среди народов.
Так сказано в трактате Coma [36 б] .

И еще одно предание, которое касалось уже самого пиршества в доме Иосифа:

Когда Иосиф рассаживал братьев за столом, то он возглашал:

«Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон, сыновья одной матери, займите места за столом в этом порядке, а это есть порядок вашего рождения».

И так он рассадил и остальных.

 Братья удивлялись тому, откуда этот египтянин знает их возраст.

Не произнося ни слова, они с удивлением переглядывались.

Но дойдя до Вениамина, сказал: «У него нет матери, и у меня нет матери, пусть сядет рядом со мной».

То есть, мы видим, что между Иосифом и Вениамином существует особая связь, которая возникает между родными братьями, рано утратившими мать.

1 И приказал [Иосиф] начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его, 2 а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он. 3 Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их. 4 Еще не далеко отошли они от города, как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро? 5 Не та ли это, из которой пьет господин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали. 6 Он догнал их и сказал им эти слова. 7 Они сказали ему: для чего господин наш говорит такие слова? Нет, рабы твои не сделают такого дела. 8 Вот, серебро, найденное нами в отверстии мешков наших, мы обратно принесли тебе из земли Ханаанской: как же нам украсть из дома господина твоего серебро или золото? 9 У кого из рабов твоих найдется, тому смерть, и мы будем рабами господину нашему. 10 Он сказал: хорошо; как вы сказали, так пусть и будет: у кого найдется [чаша], тот будет мне рабом, а вы будете не виноваты. 11 Они поспешно спустили каждый свой мешок на землю и открыли каждый свой мешок. 12 Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим; и нашлась чаша в мешке Вениаминовом. 13 И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город.  (Быт.44:1-13)

Очередная, очень жесткая проверка братьев, которую устроил им Иосиф.

После такого дружественного обеда, а также «дай им пищи, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его», и возвращение в их ряды Симеона, они считали, что получился наилучший исход, и в прекраснейшем расположении духа возвращались в дом отца своего.

Но их ждал сюрприз, в виде Иосифова кубка, который он приказал тайно положить в мешок Вениамина.

Он поступает так преднамеренно, чтобы впоследствии подчеркнуть, что он сделал братьям столько добро, а те отплатили злом, украв дорогую для него вещь. 

Поскольку потерю именного кубка, рассматривалось как покушение на честь правителя.

Но когда братья, вновь нашли в своих мешках деньги, которые никто из них не брал, им не оставалось ничего другого, как только считать, что и кубок был подложен Биньямину так же, как были подложены деньги каждому из них.

То есть, братья прекрасно понимали, что Вениамин не воровал кубок, но поскольку его задержали, то они вернулись вместе с ним к Иосифу.

По возвращению в дом Иосифа, и обвинение из уст его в краже кубка, «Иуда сказал: что нам сказать господину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашел неправду рабов твоих; вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша».
Иуда давно взял на себя роль старшего брата.

Но в этот момент ответственность лежит на нем в двойне потому, что он поручился за Вениамина перед отцом. 
Иуда уже больше не говорит о том, что они сами вернули деньги, понимая, что египетский правитель ищет не истины, а только предлога, чтобы обвинить братьев. 

Но Всесильный, руками Иосифа, преподает братьям еще один урок «мера за меру».

Иуда признает, что они совершили преступление по отношению к Иосифу и своему отцу, говоря «Бог нашел неправду рабов твоих»,  и теперь Всевышний наказывает их за это, хотя за предлог взято то преступление, которое они не совершали. 

14 И пришли Иуда и братья его в дом Иосифа, который был еще дома, и пали пред ним на землю. 15 Иосиф сказал им: что это вы сделали? разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает? 16 Иуда сказал: что нам сказать господину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашел неправду рабов твоих; вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша. 17 Но [Иосиф] сказал: нет, я этого не сделаю; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему. (Быт.44:14-17)

В этот момент, на Иуде лежала ответственность за Вениамина потому, что он поручился за него перед отцом.

А его слова «Бог нашел неправду рабов твоих», говорят о том, что Всевышнему известно все, и Он управляет миром по принципу мера за меру, и поэтому человек, совершивший даже давно забытое преступление, рано или поздно получит за него наказание.

И Иуда признает, что они совершили преступление по отношению к Иосифу и своему отцу, и теперь Всевышний наказывает их за это, хотя предлогом для наказания служит преступление, которого они не совершали.