Перейти к содержимому

Недельная глава Дварим

(Речь)

(Втор. 1:1-3:22)

И так, переходим к разбору очередной недельной главы Торы, точнее к разбору последней её книге, которая называется Дварим, что значит «речь», или «слово».

Это последняя, пятая книга Торы, где Моше подводит итог путешествия по пустыне, перед тем, как евреи начнут завоевывать Землю Обетования.

Книги — Бытие, Исход, Левит и Числа — уже позади.

В которых мы читали о событиях в судьбе, как всего человечества, так и в жизни еврейского народа.

И вот сейчас Израиль стоит перед главным событием, ради которого Бог и создал этот народ —

перед вхождением в Землю Обетования.

Осталось самая малость, и евреи достигнут желанной цели — войдут в Ханаан.

И именно здесь в первый день месяца Шват (за 37 дней до своей кончины) Моше начинает повторение как Законов Торы, так и тех случившихся событий, которые сопровождали евреев, в их сорокалетнем странствования по пустыне.

И в дополнение ко всему этому, Моше призывает их хранить Тору, и соблюдать ее заповеди в той земле, которую Бог дает им в вечное владение.

И многое другое, что Моше напоминает своим братьям по крови, перед тем, как уйти в вечность.

Точнее, он преподает им целый курс лекций.

К этому времени структура еврейского народа уже прочна, и Учение — как совокупность законов и принципов повседневной жизни — уже cтала частью культуры этого народа.

Сорок лет Моше старался поддерживать атмосферу Учения во всем, что нужно было Израилю, начиная от устройства общества, и ведения боевых действий, до решения хозяйственных проблем.

И в предчувствии близкого ухода, Моше хочет, чтобы его наука была принята как можно более полно.

В первой своей речи, Моше напоминает народу краткую историю их похода, географию путешествия, и тех событий, которые происходили с Израилем, в процессе путешествия.

Для нас, жителей 21 века, кажется излишним это описанием, но для тех евреев, это была их реальностью.

Реальностью того, что Моше, и весь еврейский народ, становится каналом, через который Всевышний несет Свою волю в этот мир для всего человечества.

И эта воля зафиксирована в Торе, которая отдана еврейскому народу на хранение, чтобы любой человек, при желании мог лично, без посредника обратится к этому источнику, и присоединится к тем обетованиям, которые Творец дал Израилю.

При всем этом, большинство комментаторов, отмечают суровость выступления Моше.

И на это у него были все основания.

Но давайте все-таки по порядку.

И так:

1 Сии суть слова, которые говорил Моше всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом, 2 в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни. (Втор.1:1,2)

Моше приступает к заключительному курсу учения, прежде чем покинет Израиль, и прежде чем они начнут завоевывать Ханаан.

Сорок лет он руководит этим народом.

Практически полностью обновился его состав.

По крайней мере, его мужская часть.

И теперь, новое поколение надо наставить в Божьей науке, чтобы они понимали, кто они, и какую миссию они должны нести, по отношению, как к себе, так и к окружающим его народам.

И так, все 40 лет Господь учил свой народ, как учит отец сына.

Учил, чтобы народ любил Господа, не поступал по примеру непокорных, и старались соблюдать заповеди Всевышнего.

И Бог, устами Моше, в очередной раз предлагает: если будете Мне служить — останетесь живы, если нет — то погибнете, как погибли ваши отцы в пустыне.

И еще одна деталь — надо отметим, КОГДА И КАК ДОЛГО ОН ГОВОРИЛ?

Простой подсчет показывает, что речь, приведенная в книге Дварим, говорилась Пророком в течение тридцати шести дней.

Из третьего стиха нашей главы мы видим, что начал он речь первого числа десятого месяца (месяц Шват), а умер, как сообщает традиция, седьмого Адара в том же году.

Делаем элементарный подсчет, и получаем следующее — тридцать дней в месяце Шват, плюс шесть в месяце Адар, и получаем 36.

Но почему так долго?

Ведь текст книги Дварим, можно прочитать за день, а без особого напряжения, за пару дней.

А что тогда Моше говорил оставшиеся тридцать пять дней?

А ведь он говорил, и говорил не просто так.

Интересный вопрос, не так ли?

Настолько же интересен, как и тот, о чем Моше говорил с Богом, в течении ста двадцати дней, пребывания на горе Синай?

Ведь всю Тору, несложно прочитать за неделю, то есть за семь дней.

Ну, максимум за две недели, если не спеша.

Это говорится к тому, что характер повествования Дварим, похож на вольный пересказ всей той науки, что Бог давал Моше, в течении всего пути, путешествия по пустыни — то есть сорок лет.

В иудаизме, эта наука называется Устная Тора.

А книга Второзаконие, является её прекрасным образцом.

И так, свои увещевания Моше высказывает, уже находясь на пороге в иной мир.

Кстати, если вспомнит, то подобная история — история с наставлением, уже была в свое время у Израиля.

В книге Бытие, в 49 главе, описывается, как Яаков произнес наставление своим двенадцати сыновьям, уже лежа на смертном одре.

Причина подобного поступка назидания перед смертью одна — чтобы провинившийся не испытывал каждый раз чувство стыда, встречаясь с тем, кто его отчитал.

Или чтобы он не испытывал чувство неприязни к нему.

Но главное в том,  чтобы он дослушал до конца тот выговор, без которого, ему будет сложно в будущем обойтись.

И еще одна причина, подобного акта — только завершающий жизнь, имеет смысл предъявлять претензии другим, по той причине, что лишь в этом случае человек сам уже, ограничен в совершении греха.

Ибо если ты учишь, а потом грешишь, то будь готов выслушать от своего вчерашнего ученика выговор покруче того, что он получил от тебя.

И еще — если первые четыре книги Торы описывают историю мира и создания Израиля, и попутно приводят законы и заповеди в том порядке, в каком они были получены свыше — от сотворения Вселенной до прихода евреев в Моавские степи, то книга Дварим, в основном посвящена подготовке народа к самостоятельной жизни, уже в своей земле.
Поэтому Тора — это есть тонкий, и необыкновенно сложный инструмент познания себя, познание мира, и познание Бога, и Его  воли, и связи между всем этими звеньями возрастания в Боге.

Вот почему необходимо вникать и понимать, как все было на самом деле, чтобы не идти на поводу у сторонников различных «новых хронологий«, и «супероткровений«, перекраивающих историю и исключающих из нее события, которые не подходят под их теории.

Обычно отрывок, приведенный выше, воспринимаются как вводные предложения, относящиеся ко всему тексту книги Второзакония.

В этих строках приведено описание того места, где незадолго до своей смерти Моше обратился к народу.

Логичным, что перед изложением законов и наставлений, содержащихся в последней из книг Пятикнижия, Моше точно указал не только время, но и место, где были сообщены все эти заповеди и слова поучения.

Благодаря этому, книга Второзаконие должна была стать документом, подтверждающим, что сыны Израиля были предупреждены о последствиях несоблюдения законов Торы, если таковое будет случаться.

Что касается названия мест стоянок, то они являются напоминанием о преступлениях, совершенных народом, которые Моше произносил после каждой из них, начиная с момента исхода из Египта.

И теперь перед вступлением в Землю Обетования, на последней из стоянок, Моше вновь возвращается к тем событиям и напоминает стоящему перед ним новому поколению, какие уроки следовало бы извлечь им из всего произошедшего.

Это был не сухой экскурс в историю, а призыв осознать значимость постановлений, которые им предстоит услышать.

Таким образом, Моше заботится не столько о том, чтобы книга стала документом, в котором указано, где и когда он был составлен, сколько о том, чтобы сыны Израиля вспомнили прошлое и поняли, что несоблюдение закона Торы рано или поздно оборачивается трагедией.

Несмотря на то, что большинство приведенных в книге Второзакония законов либо не упоминались раньше, либо были изложены в иной форме, Моше надеется, что уроки прошлого научат скрупулезно соблюдать все повеления Всевышнего. 

И еще одна примечательная деталь — хотя всему народу было хорошо известно о намерении Моше обратиться к ним со словами упрека и поучения, тем не менее, люди пришли, чтобы выслушать его и постараться исправить свои дела. 

Кстати, в самом начале интересен один момент:

1 Вот слова, которые говорил Моше всему Исраэлю за Иорданом в пустыне Арава,.. (Втор.1:1)

То есть, Бог смотрит на Израиль, уже со своей стороны, то есть со стороны Земли Обетования.

Но ведь Израиль, еще не перешел?

Объясняется это тем, что Тора всегда смотрит на настоящее, как бы глазами будущего.

То есть, если менялись, например, названия мест или населенных пунктов, то, как правило, Тора пользуется последним из известных названий.

Поэтому, в самом ближайшем будущем, когда после смерти Моше сыны Израиля перейдут через расступившиеся для них воды Иордана, то степи Моава станут для них уже «той стороной Иордана«.
И еще один момент — указанные в Торе географически, название стоянки, сегодня не всегда легко определить.

Но, вне всякого сомнения, названия этих мест связаны с событиями, происходившими на той или иной стоянке.

Следующий интересный момент, этой книги — это Законы, о которых говорит Моше.

Дело в том, что из ста законов, приведенных во Второзаконии, семьдесят встречаются впервые.

Почему так?

Дело в том, что Моше раскрывает новые законы, которые не имели принципиального значения в период странствий по пустыне.

А в преддверии завоевания Земли Обетования, и необходимости построения своего государства, эти Законы выдвигаются на первый план.

Таким образом, слова «…начал Моше объяснять учение это, говоря…», скорее всего, относятся только к первому обращению, определяя его как разъяснение важности соблюдения законов, на конкретных примерах из недалекого прошлого.

И заставляет рассматривать последующее изложение законов и морально-нравственных принципов в книге Второзаконии, как конкретное учение, изложенное после того, как была закончена поучительная часть. 

6 Господь, Бог наш, говорил нам в Хориве и сказал: «полно вам жить на горе сей! 7 обратитесь, отправьтесь в путь и пойдите на гору Аморреев и ко всем соседям их, на равнину, на гору, на низкие места и на южный край и к берегам моря, в землю Ханаанскую и к Ливану, даже до реки великой, реки Евфрата; 8 вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их». (Втор.1:6-8)

Сказать, что Израиль это заслужил — нет, не скажешь.

Всю дорогу по пустыне народ роптал, упрекал Бога и свое руководство, постоянно хотел вернуться назад в рабство.

Однако Бог, через воспитание еврейского общества, делал постепенно все, что обещал Патриархам.

Он знал, что в народе всегда будет присутствовать остаток, который будет верен Ему.

Такими, к примеру, оказались Иисус Навин и Халев.

Это те, кого упомянула Тора.

А скольких праведников в Торе «не отмечено»?

20 И сказал я вам: вы пришли к горе Аморрейской, которую Господь, Бог наш, дает нам; 21 вот, Господь, Бог твой, отдает тебе землю сию, иди, возьми ее во владение, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих, не бойся и не ужасайся. 22 Но вы все подошли ко мне и сказали: пошлем пред собою людей, чтоб они исследовали нам землю и принесли нам известие о дороге, по которой идти нам, и о городах, в которые идти нам. 23 Слово это мне понравилось, и я взял из вас двенадцать человек, по одному человеку от [каждого] колена. (Втор.1:20-23)

Видимо Моше не сразу понял подлинную причину желания сынов Израиля отправить разведчиков.

Иначе бы он не поддался бы на эту авантюру.

Но произошло то, что произошло.

И далее мы видим, что произошел бунт разведчиков, которые убеждали народ вернуться в Египет, поскольку невозможно завоевать Ханаан.

И народ им поверил, за что и был наказан сорокалетним странствованием по пустыне, с постепенным уходом из жизни тех, кто участвовал в этом бунте.

Ну, если с бунтарями все понятно, но почему:

37 И на меня прогневался Господь за вас, говоря: и ты не войдешь туда; (Втор.1:37)

Ведь Моше не участвовал в этом бунте.

Более того, он противостоял им, и вдруг такой вердикт от Бога.

А все дело заключалось вот в этом поступке Моше:«Слово это мне понравилось».

То есть «Господь, Бог твой, отдает тебе землю сию, иди, возьми ее во владение, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих, не бойся и не ужасайся.», но народ упросил Моше, на всякий случай проверить, насколько верно Его слово.

Не знаю как народ, но вот Моше, в данной ситуации допустил непозволительную оплошность, поскольку невольно стал соучастником скрытого недоверия Богу.

А ведь статус Моше не позволял ему делать такие оплошности.

Именно за это и покарал его Творец.

А удар посохом в скалу, был лишь довеском к этому вердикту.

И так, за тот бунт, Всевышний разгневался на сынов Израиля так, что хотел стереть с лица земли все общество.

И только молитва Моше спасла народ от приготовленной Богом казни этого народа.   

Но полное прощение не было даровано, и сыны Израиля, старше двадцати лет, совершившие исход из Египта, были обречены блуждать по пустыне до тех пор, пока все не вымрут, и не вырастет новое поколение — поколение, лишенное рабской психологии.

И они, кто родился в пустыне, или которые были младше двадцати лет, при исходе из Египта, они войдут в Землю Обетования.

Вот почему понадобилось Богу 40 лет странствий Израиля по пустыне, чтобы постепенно изменился еврей.  

И как было сказано выше, за это время выросло и сформировалось новое поколение.

И тем не менее, мы видим, с какой быстротой люди забывают уроки прошлого.

Это относится не только к тем временам, но и к сегодняшним.

Чтобы помнили, спасение, приходит от Всевышнего даже в самых безвыходных положениях, если проявляется веру в Него.

И получает  наказание, в тех случаях, когда отказываются повиноваться Ему.

Прежде чем войти в Страну Израиля, нужно было помнить о постоянной защите и поддержке со стороны Всевышнего с того самого момента, когда сыны Израиля пересекли границу Египта.

Но в эпизоде с разведчикам, они не поверили во Всесильного, Бога. 

И как результат, в пустыне умерло 600 000 евреев, не считая «иного люда», которые вышли вместе с евреями из Египта.

В конце срока наказания сынам Израиля было разрешено начать движение в сторону Святой земли. Но при этом, им было запрещено нападать на Эдом, Моав и Амон.

Поскольку Этом — это потомки Эсава, старшего сына Исаака.

Что же касается Моава и Амона, то это потомки сыновей Лота, от его дочерей.

Поэтому Израиль был вынужден двигаться в обход их земель, по пустынной местности.

Когда же сыны Израиля пересекли поток Зеред, начался новый период в истории еврейского народа.

Страх овладел местными племенами перед Израилем, совершившим исход из Египта и движущимся, чтобы завоевать Землю Обетования.

И напрасно Эморейский царь Сихон и Башанский царь Ог пытались оказать им сопротивление.

Их укрепленные города пали, население было уничтожено, а их земли были разделены между коленами Реувена, Гада и половиной колена Менаше. 

Еще один момент, в этой главе:

9 И я сказал вам в то время: не могу один водить вас; 10 Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные; …. 13 изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими. 14 Вы отвечали мне и сказали: хорошее дело велишь ты сделать. 15 И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим. 16 И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; (Втор.1:9-10; 13-16)

И так, Моше увидел, что слишком большая численность Израиля привела к тому, что один человек уже не мог управлять им и на переходах и во время военных действий, и на стоянках.

Моше не мог больше один решать все возникающие проблемы, внутри еврейского общества.  

Поэтому стало очевидно, что другие люди должны разделить с ним ответственность управления общиной сынов Израиля.

Однако Моше не был полностью удовлетворен структурой управления и судопроизводства, которая была создана по совету Итро. (Исход, гл. 18).

Он хотел, чтобы кроме руководителей и ответственных лиц, возглавлявших каждую группу и подгруппу, были назначены люди, которые возьмут на себя часть бремени общего руководства всеми коленами Израиля.

С этой целью Моше просил избрать семьдесят человек, которые будут обладать достаточными способностями и мудростью, чтобы стать его опорой в руководстве народом, собирающимся, по его представлениям, через несколько дней вступить в пределы Страны Израиля.   
При этом, судья должен избегать любых подарков или услуг, которые могут быть похожи на подкуп.

А также Закон должен быть одинаков как для бедного, так и для богатого.

У судьи не должно возникать желания принять необдуманное решение в пользу богатого человека, чтобы снискать его расположение, или в пользу бедного человека, чтобы помочь ему материально.

Кроме этого, рассмотрение мелкого иска, должны быть в глазах судьи столь же важны, как рассмотрение иска о больших денежных суммах или о дорогостоящем имуществе. 
Судья должен ощущать себя представителем Всесильного, в этом мире, и рассматривать принятие любого решения в суде как исполнение Его Заповеди.

Тем самым было инициировано создание прототипа Синедриона — главного Законодательного органа Израиля, который на протяжении почти полутора тысячелетия нес свое служение.

И лишь после разрушения Второго Храма, он прекратил свое существование.

Но когда Храм будет восстановлен, будет восстановлено и служение Синедриона.

Еще одна особенность этой недельной главы заключается в том, что она из года в год, читается на неделе, которая предшествует посту Девятого Ава (в этом году, начало поста, наступает вечером 22 июля).

Но какая связь между нашей главой и постом?

Да и вообще, что это за пост?

В начале главы Моше рассказывает о «разведчиках», которые после похода в Страну Обетования, заявили, что войти в нее нельзя.

И случилось это Девятого числа летнего месяца Ав.

И с тех пор, в истории Израиля многие трагедии происходили именно 9 Ава.

Особенно памятные из них, это разрушение Первого и Второго храмов.

Но все это было очень давно.

Почему мы сегодня должны помнить о этих событиях?

Ведь даже последний из двух Храмов пал два тысячелетия назад.

А память евреев, продолжаем скорбеть о них, переживать его гибель так остро, как будто это произошло вчера.

Причина же заключалась в следующем:

1 И подняло все общество вопль, и плакал народ во [всю] ту ночь;   (Чис.14:1)

И как говорит Традиция, именно за беспричинный вопль, Бог им сказал:

Сегодня вы плачете без причины, но будет время, когда вы будете плакать по причине.

Поэтому, до сих пор Израиль безутешен, поскольку источник потери существует до сего дня.

Но Господь через пророков, дал обетование Израилю, что в конце времен, Храм будет заново отстроен.

И Господь Бог вновь видимым образом, будет проявляться в нем.

Кстати, о скорби — здесь просматривается поучительная параллель с Иосифом, сыном Яакова.

Из всех 12 сыновей, Яакова, он больше всех любил Иосифа, сына своей любимой жены Рахели, за которую он 14 лет батрачил на Лавана.

И эта любовь вызывала ревность братьев.

В конце концов, они тайно продали Иосифа в рабство, а затем показали Яакову его рубашку, смоченную в козьей крови.

Тем самым, они хотели убедить отца, что его младший сын был растерзан диким зверем.

Яаков поверил сыновьям, разорвал на себе одежды и погрузился в траур, из которого не выходил, несмотря на все попытки детей утешить его.

Яаков был безутешен целых 22 года, пока не узнал, что Иосиф жив, здоров, и остался настоящим евреем, несмотря на сделанную им в Египте головокружительную политическую карьеру.

Это говорится к тому, что Бог дает утешение лишь в том случае, если утрата реальна и необратима, если человек действительно умер и его не вернешь.

Если же он жив, то скорбь близких не ослабевает.

Вот почему сыновья Яакова не могли утешить его — ведь Иосиф не умер.

И именно поэтому, скорбь по Храму у евреев не ослабевает, и будет до тех пор, пока Господь Бог, не позволит восстановить его.

Но предварять это событие, будет процесс обретения личного духовного освобождения.

Как это описано в знаменитой тридцать первой главе, пророка Иеремии:

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

Это заложено в плане прихода эры Машиаха,

А попытки сделать это «по-своему», как показывает исторический опыт, обречены на провал.

Помните, как это случилось с сыновьями Аарона — Надавом и Авиудом:

1 Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им;

2 и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. (Лев.10:1,2)

То есть, когда наступит окончательное Избавление, исчезнет все, что препятствует полному раскрытию Высшего блага.

И еще один немаловажный момент, который вытекает из этой недельной главы.

Нередко проявления любви Всевышнего к нам, порой воспринимаются нами, как Его жестокость.

По той простой причине, что мы видим историю нашей жизни только сейчас, или как опыт прошлых лет.

А Творец видит нашу жизнь, как в прочем и всю историю человечества, от начала и до конца.

И поэтому, Его любовь к нам заключается в том, чтобы на финише земного пути, мы попали к Нему, а не мимо Его.

Именно поэтому, наша задача заключается в том, чтобы до наступления мессианской эры, всегда полностью осознавать, что Творец постоянно выражает Свою любовь к нам.

Даже если иногда это кажется нам чем-то противоположным.

И осознание этой любви должно вдохновлять нас на проявление ответных чувств, которые выражаются в практическом исполнении Его Воли.

А это в свою очередь поможет устранению последних препятствий, задерживающих приход эпохи Машиаха.

Этот принцип обуславливает важность глубокого индивидуального понимания Торы, как Учения Бога.

И так, текст Второзакония — это своеобразный инструктаж сынов Израиля, перед их переходом через Иордан, и началом самостоятельного хождения пред Творцом.

Поскольку, в Земле Обетования, они перестанут постоянно ощущать видимое Божественное присутствие, как до этого ощущали в пустыне.

Прекратятся будничные чудеса – манн с небес, передвижной колодец, облако Славы, ну и прочее.

Им придется научиться самостоятельно строить, пахать, собирать урожай, формировать органы власти, суды и различные общественные учреждения, самим заботиться о бедных и слабых, и поддерживать свою боеготовность на случай войны.

То, в чем как раз и будет проявляться в человеке, «подобие Бога» — подобие творца.

Кроме этого, им потребуется крепкая вера и высокая самодисциплина, чтобы избежать ловушек и соблазнов со стороны их соседей-язычников и всевозможных лжепророков.

Поэтому главная цель книги Второзакония в том и состоит, чтобы напомнить еврейскому народу тот комплекс законов, которые получило предыдущее, вымершее поколение у Синая, и призвать их к мужеству и стойкости.

Второзаконие – это не просто повторение пройденного, или выборочный конспект четырех первых книг Пятикнижия.

В последние дни своей жизни, Моше не только повторил и заново сформулировал законы Торы, но и раскрыл всю историческую перспективу Израиля на долгие годы вперед.

И еще одна значительная деталь, относящаяся к книге Второзаконие.

Если первые четыре книги, Моше писал практически под диктовку Бога, то Второзаконие — это его авторский комментарий на все четыре предыдущие книги, и напутствие Израилю на будущее.

И это несмотря на то, что во Второзаконии, мы видим порядка семидесяти новых Заповедей.