Перейти к содержимому

Недельная глава Шофтим. 2017 г.

Недельная глава Шофтим

(Судьи)

(Втор. 16:18-21:9)

Опять шаббат, и снова мы имеем возможность глубже вникнуть в Слово Бога, помогая друг другу понять то, о чем нам хочет поведать Бог, через Свое Писание.

И по установившейся традиции, прежде чем мы перейдет к разбору, недельной главы Торы, коснемся сопутствующего вопроса, который поможет нам воплощать это самое Слово, в нашей практической жизни.

И пусть сопутствующей темой, сегодняшнего разбора Слова, станет вопрос:

«Что такое дары Бога, и о каких именно дарах, я должен ревновать

А эпиграфом к этой теме, предлагаю вот эту фразу, которую я нашел в книге Филона Александрийского «Толкование Ветхого Завета«:

Однако, наделяя нас дарами, Бог отмеряет их не в соответствии с величием своей благости, ибо она безгранична и бесконечна, но сообразуясь с возможностями тех, кто принимает благодеяния.

Ведь то, что находится в становлении, не может по при­роде вместить столько блага, сколько Бог по природе может даровать, ибо Его силы превосходят все; несоизмеримо малое не могло бы воспринимать их величия, если бы Бог не соиз­мерял подобающую каждому часть с его способностью.

И тут уместна параллель нашего возрастания в Боге, с тем, что происходит с посаженным деревом.

Как дерево, которое в начале выглядит хрупким ростком, а потом, по мере взросления крепнет, и начинает давать плоды, так и человек, который принял Бога, и Его Конституцию Жизни, сначала робко начинает исполнять Его Волю.

Но набираясь духовного опыта, он все уверенней и уверенней, идет той дорогой, которую он нашел через Писание.

И не просто сам идет, но и начинает давать плоды, этой самой духовной жизни.

Сначала незрелые и в малом количестве.

Но по мере возрастания, их становится больше, да и качество их значительно выше.

Ну а если ничего не получается?

Никто не слышит меня, точнее никто из моего окружения, не хочет слышать меня?

Что тогда делать?

ИЗМЕНЯТСЯ!!!

Естественно, что самому.

Можно до пены у рта, оспаривать эту позицию, но если мы сами не будем изменяться, то, как можем мы пытаться изменять других?

Ненадо лелеять ложную надежду на то, что если мы не будем изменяться, а просто «на автомате«, исполнять какие-то удобные нам Заповеди, то можно что-то сделать.

Наше окружение, быстро нас раскусит, никому потом не будет интересно то, о чем мы разглагольствуем.

Помните, как Иешуа поступил с смоковницей:

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;

22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.   (Матф.21:18-22)

Она, смоковница, была деревом, и даже имела листву.

А где плоды, ради чего Бог сотворил это дерево?

Естественно, что с нами Бог вероятней всего, так не поступит, если мы хоть в чем-то, будем следовать Ему.

Поскольку Он прикладывает все усилия, чтобы надежду спасения, имел каждый, кто Его исповедует.

Но ведь невозможно постоянно находится в ясельном возрасте.

Не сказано ли в Торе:

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Но о каком подобии, может идти речь, если Богу, приходится с нами нянчится, как с малолетними детьми.

Не пора ли начинать давать отдачу Богу, ну хотя бы за то, что мы имеем дыхание жизни, и все то, что должно сопровождать эту жизнь?

А единственная наша отдача Ему, состоит в том, чтобы изменять себя, и по пути содействовать изменению нашего ближайшего окружения.

И тут встает вопрос «Как это практически достичь

Ну, во первых, заглянуть беспристрастно в свою душу.

Ведь нет в этом мире ни одного человека, у которого бы небыло той или иной сильной стороны характера, который бы можно применить в служении Творцу.

То есть, ревновать о тех дарах, которые, как нам кажется, подходят более всего.

Или которые нам хотелось бы иметь.

Помните, как говорил Павел:

1 Достигайте любви; ревнуйте о [дарах] духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

(1Кор.14:1)

А, «… ревнуйте о [дарах] духовных …» — что сие значит?

То и значит, что не только вникать в Слово Бога, но и исполнять.

И в первую очередь, по отношению к себе.

Если этого не будет —  не будет и благословение на служение, а может быть и на свою жизнь.

И это не пустая фантазия, и не очередная «страшилка«.

У каждого, наверное, есть в этом плане жизненные примеры.

Вот и давайте, пораскинем нашим умом, какие надо делать из этого выводы.

И еще одна, немаловажная деталь — мы не должны ставить перед собой цель «Я хочу быть …..», ну и далее по желанию..

Желание, прекрасное чувство.

Но Бог, еще от утробы матери, заложил в каждом из нас, тот или иной потенциал.

И нам надо просто провести «ревизию«, своего духовного состояния, чтобы понять, к чему Он меня может призвать, или о каком ПОСИЛЬНОМ ДАРЕ, я могу в молитве просить у Бога.

Притом, с одной единственной целью — чтобы через мое служение, прославилось Имя Творца.

Творца, а не мое собственное.

23 И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,

24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.

25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия.

(Кол.3:23-25)

Кстати, тем, кто хочет употребить дары Бога, для личного благополучия, или для личной славы, очень желательно помнить то, чтоего ждет падение со всеми вытекающими из этого печальными последствиями.

Есть люди, которые боятся сказать правду, потому что переживают, что о них подумают другие.

Кто-то боится сделать правильное дело, чтобы не потерять благосклонность уважаемого человека, или окружающего общества.

Я уже не говорю о тех, которые ведут себя недостойно, и о которых даже неверующие говорят им: «Но как вы можете? Вы же верующий!!!»

Помнить, что сказано в Писании:

23 ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, …  (1Цар.15:23)

Это касается абсолютно всех последователей Единого Бога, и Его Мессии Иешуа.

Еще раз уясним для себя, что есть люди, которые могут использовать Божьи дары в корыстных целях или, того хуже, использовать их во зло.

Но наше дело, не заниматься выискиванием в людях недостатков и критиковать их, а заниматься своим делом.

Чтобы имея дар говорить, мы не допускали из наших уст, вместо благословений — проклятия.

Бог дал нам Свой дар — возможность любить и прощать.

Но как часто мы, вместо этого закрываем своё сердце, для любви, а взамен этого либо сердимся, либо обижаемся, когда что-то идет не так, как мы этого хочем.

То есть, получив дар делать добро, мы подчас несем своему окружению, оскорбления, боль и страдания. 
Поэтому, нам надо научится ценить и правильно использовать те дары от Бога, которыми мы уже сегодня обладаем.

Есть еще один вопрос, связанный с нашими дарами — обязательно ли, проявление того или иного дара, сверхъестественным образом.

Ну примерно как это описано, во второй главе Деяния:

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

4 И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Деян.2:1-4)

Согласитесь, что многие из нас желали бы, в одночасье овладеть тем или иным даром, без особых усилий.

Но придется всех желающих подобного «дара«, огорчить — как в любом деле, так и тут надо применить усилия.

Более того, усилия постоянные, а не одноразовые.

При этом, сразу настроиться на то, чтобы не ожидать благодарности от окружающих, от своего служения.

А вот к нареканиям, и всевозможной критике, надо быть готовыми.

Поэтому выскажу не особо тайную мысль — легче судить, или давать советы, чем самому произвести, даже малое дело.

К сожалению, в духовном практике, это тоже встречается, и притом не редко.

И так, нам надо уяснить, что духовные дары даются нам для того, чтобы через это, как можно больше людей, в этом мире, познали Бога и Его волю относительно всего Его творения.

И именно с этой целью, был послан в этот мир Его Мессия.

Как сказано в Евангелии от Лука:

25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем.

26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

30 ибо видели очи мои спасение Твое,

31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.  (Лук.2:25-32)

И еще один очень важный момент в этом вопросе — человек, который имеет дар, ни в коем случае не является более духовным, чем любой другой член общины, где он состоит.

Как там сказал Иешуа:

25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;

26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;

27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

28 так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.  (Матф.20:25-28)

И это не должно быть, только красивым лозунгом.

Это должно стать практическим правилом для всех тех, кто начинает то или иное служение.

Ну и далее:

1 И будет после того, изолью Я дух Мой на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, юноши ваши будут видеть видения;

2 И на рабов и на рабынь тоже изолью Я в те дни дух Мой.

3 И дам Я знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столбы дыма;

4 Солнце обернется тьмою, а луна — кровью пред тем как придет день Господень, великий и ужасный.

5 И будет, всякий, кто призовет имя Господне, будет спасен, ибо на горе Цион и в Иерушалаиме останутся спасшиеся, как сказал Господь, и среди спасшихся будут те, которые взывают к Господу.  (Иоил.3:1-5)

Почему я применил это место из Пророков?

Дело в том, что здесь описываются признаки начало Мессианской эры.

То есть того времени, в котором мы с вами сегодня живем.

И слова «… изолью Я дух Мой на всякую плоть …», как раз и говорят о том, что с пришествием Мессии Иешуа, Творец начинает переустройство этого мира, через то, что каждому Своему последователю, Он дает силу, для того или иного служения.

И теперь только от нас зависит, насколько послушно, мы эти дары будем применять по своей жизни.

То есть, Его воля «разделяя каждому особо, как Ему угодно» — перешло уже в действие.

От нас же требуется только послушание.

Ну, и чисто в качестве личного совета — иногда, чтобы найти своё призвание к служению, и раскрыть свой потенциал, нужно попробовать себя сразу в нескольких служениях.

Если мы будем упорны и настойчивы в этом поиске, то у нас постепенно выкристаллизуется именно то служение, к чему мы больше всего призваны.

Ну а если же мы ничего не будем делать, то может случится так, что прожив всю свою жизнь, мы так и не раскроем своего призвания, и тем самым, ничего не сделаем полезного для Творца и Его планов, по переустройству мира.

А это очень опасно, и грозит неприятными последствиями для нашей собственной судьбы.

Поэтому нам нужно настойчиво искать своё место в служении, чтобы прожить жизнь, соответственно своему призванию от Господа.
В заключении этой темы, давайте еще раз, заострим свое внимание на том, насколько это важно знать свой дар, и служить этим даром для других людей?

И прежде чем сослаться на выдержки из Евангелий, попробуем окунуться во времена более далекие:

1 И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе.

2 И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением.

3 И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные.

4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот; а Аврам был семидесяти пяти лет при выходе из Харана. (Быт.12:1-4)

Ну пошел, и пошел.

Какой же тут подвиг веры?

А подвиг заключается в том, что Авраам не знал, что его ждет впереди, а просто поверил в слова Бога «И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое …«.

А ведь от нас требуется значительно меньше — просто исполнять Его волю, в своей практической жизни там, кто, где находится.

И кстати, вероятней всего, не в таком глобальном служении, как это выпало Аврааму — отцу всех верующих в Единого Бога.

Или вот другой случай:

10 И сказал Моше Господу: прошу Тебя, Владыка! Человек я не речистый ни со вчерашнего, ни с третьего дня, ни же с начала Твоего разговора с рабом Твоим, ибо я тяжелоуст и косноязычен.

11 И сказал ему Господь: кто дал уста человеку; или кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли, Господь?

12 А теперь иди; и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить.

13 Но он сказал: О, Господи! Пошли, через кого ни пошлешь.  (Исх.4:10-13)

Не правда ли, что тут ситуация в чем-то схожа с нами?

То у нас времени нет, то давление поднялось, то усталость навалилась, то образование не позволяет.

Ну и много других «причин«.

Но было бы хорошо, чтобы мы следовали не только приведенному отрывку, но и последующему, после этого действию Моше:

19 И сказал Господь Моше в Мидьяне: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все люди, искавшие души твоей.

20 И взял Моше жену свою и сыновей своих, и посадил их на осла, и вернулся в землю Египетскую. И взял Моше посох Божий в руку свою. (Исх.4:19,20)

Можно и дальше приводить выдержки из библейского текста, касательно этого вопроса.

Например, о притчам Иисуса Христа, о талантах, или притче о минах.

Но суть всего этого сводится к тому, чтобы мы были послушны Богу.

В противном случае, может случиться то, что Иешуа сделал со смоковницей.

А это очень нежелательный финиш, для нашей жизни!!!

И вот после такого вступления, давайте перейдем к разбору очередной недельной главы Торы.

И так, мы постепенно подходим к концу «учебного года«, по её исследованию.

Осталось всего каких-то семь недель, и …. начнем все с начала.

Притом в который раз.

И в который раз, мы будем находить в этих разборах, все новые и новые детали, о которых раньше даже не подозревали.

А пока продолжим тот познавательный марафон Торы, который начался прошлой осенью.

И сегодняшняя тема называется Шофтим, что значит Судьи.

Пожалуй, по памяти, мы уже знаем многие места из Торы.

И не только текст Торы знаем, но и многих комментаторов, так сказать «в лицо«, которые фигурируют либо в инете, либо в доступной нам литературе.

Но тем не менее, год за годом, Тора преподносит нам «сюрпризы«, в виде нового  понимания того или иного места Писания.

И это нормально, по той простой причине, что мы взрослеем в Господе, и Он нам открывает кладовые Торы.

Каждому в меру его понимания, и прилежания.

И очередной разбор этой недельной главы, также входит в разряд «Божьего откровения«, к нашему духовному взрослению.

Но, давайте пройдем по порядку этой главы, чтобы возможно опять открыть «америку«, пусть даже маленькую.

И так, о чем эта недельная глава Торы?
О судьях и законах Бога.
О том, как надо развивать справедливость.
О том, как и зачем назначать царей.

О том, как порабощать города ханаанские, и как захватывать города иных племен и народов.

А теперь немного поподробней.

Слово шофтим — название главы и первое значение этого слова «судьи«.

Кстати, тем же словом Шофтим, называется и отдельная книга в ТаНаХе, которая в синодальном переводе значится как «Книга Судей».

И которая повествует о первых веках существования Израиля, после завоевания Земли Обетования.

Это не случайно.
Суд — одна из важнейших составляющих мироздания по Торе.
Сам Бог называется словом «Элохим«, которое означает «суд, судейская коллегия, авторитет«. 
То есть, во главе еврейского народа стоит именно судья.

Даже когда евреи назначили себе царя, то главнейшая его функция была как судья, естественно  в купе с дополнительными полномочиями.
Да и одна из первых Заповедей, которые Бог давал Ною, тоже говорила о назначении судей

6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; (Быт.9:6)
Поэтому, эта заповедь обязательна к исполнению не только для Израиля, но и для всего человеческого сообществ.

И не только для сообщества, но и персонально для каждого.

 
Это связанно с тем, что у человека нет внешнего индикатора, который говорит ему, верной ли он идёт дорогой.

Ведь каким бы праведным он ни был в начале пути, то велика опасность, что он очень рискует с него сбиться.

Опыт жизни, даже таких праведников, как Давид и Соломон, тому пример.  
При этом, не обязательно, чтобы внешним фактором, будет другой человек.

Им может быть и Единый, если человек доверяет Ему, и учиться слышать Его голос в собственной душе.

Что касается человеческого общества, то естественно, что  судьями должны быть люди, как хранители и исполнители Закона. 

И так, по всей территории Израиля, должны быть поставлены судьи и исполнители закона. 
При этом, суд должен быть справедливым и нелицеприятным:

18 Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным;

19 не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых;

20 правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

(Втор.16:18-20)

Как сказано:

 …И не бери взяток, ибо взятка ослепляет глаза мудрых и искажает слова праведных. 
Справедливости за справедливостью достигай, чтобы ты жил и унаследовал землю, которую Единый, Бог твой, даёт тебе. 

Что касается тонкостей судебного процесса, то вопросы судебного и ритуального характера, которые не могут быть решены поместными судьями, то тогда они, вопросы, должны быть решены в «центральном месте, избранном Единым«, где будут заседать священники и главный судья, у которых будут на то полномочия:

8 Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, [и] [будут] несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой,

9 и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить;

10 и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое изберет Господь, и постарайся исполнить все, чему они научат тебя;

11 по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе. (Втор.17:8-11)

Ну а что, если я не захочу исполнять эти человеческие Законы?

Мало ли, что они там нагородят.

А вот тут ничего не выйдет, поскольку решение их нужно принять к обязательному исполнению.

Ну, а тот, кто идёт против их постановления: 

12 А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, тот должен умереть, — и [так] истреби зло от Израиля;  (Втор.17:12)

И еще немного о суде, и судействе:

15 Да не выступает один свидетель против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь проступке, во всяком (вообще) грехе, которым он согрешит: по словам двух свидетелей или по словам трех свидетелей да будет постановлено дело.

16 Если выступит свидетель злонамеренный против кого-либо, чтобы свидетельствовать о нем злое,

17 То пусть предстанут оба эти человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и судей, которые будут в те дни.

18 И если судьи расследовали хорошо, и оказалось: свидетель этот — ложный свидетель, ложно свидетельствовал он против брата своего,

19 То сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и искорени зло из среды твоей.

20 А остальные услышат и убоятся, и не станут более делать такого зла в среде твоей.

21 И да не пощадит глаз твой: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу.

(Втор.19:15-21)

Думаю, что особых комментарий, к этому отрывку не требуется.

Единственно, что хотелось бы мне, чтобы это стало правилом в современной судейской практике, когда признание подсудимого, не могут быть признаны, как свидетельское показание.

Думаю, что не открою большого секрета в том, как иногда выбивают эти самые «чистосердечные» признания подозреваемых.

Вот почему еврейский суд, в своем решении, опирается только на показание свидетелей, и на неопровержимые улики следствия.

И еще один вопрос, этой недельной главы — если евреи захотят, подобно окружающим народам, избрать себе царя, то им это не запрещается.

Но царь, в таком случае, должен быть утверждён Самим Единым.

Кроме этого еврейским царем, не может быть нееврей.

А также ему запрещено накапливать чрезмерное имущество (жён, деньги, коней) и возвращать народ в Египет.

А как верховный Законодатель в Израиле, он должен не только изучать и соблюдать Тору, но и собственноручно её себе переписать.

Как это и сказано в Торе:

14 Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня»,

15 то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе.

16 Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим»;

17 и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.

18 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов,

19 и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии;

20 чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля.  (Втор.17:14-20)


И еще немного о царской теме, точнее к вопросу «Это Заповедь, или нет

Дело в том, что если бы назначение царя было Заповедью, то первым бы исполнил её Иисус Навин, наследник Моше.

Ведь именно при нем народ унаследовал и заселил Землю Обетования.

Но этого не произошло, хотя Иисус Навин, был послушным слугой Всесильного.

Поэтому, если бы это было Заповедью, то не так отозвался бы Единый пророку Самуилу, когда в свое время, народ пожелал короновать для себя царя.

Помните, как там Бог на эту просьбу отозвался:

7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними.

8 Как они поступали во всех делах со дня, когда вывел Я их из Египта, и до сего дня, и оставляли Меня, и служили иным божествам, так поступают они и с тобою. (1Цар.8:7,8)
Поэтому трудно согласиться, что назначение царя — это Заповедь обязательная в любом случае. Скорее всего, это можно рассматривать, как пророчество Моше о том, что случится в будущем.

Кстати, дело не в том, что идея монархии была плохой — власть доброго, мудрого и справедливого царя, это лучший вид власти, который можно вообще представить.  

Монархия лучше любой демократии, когда пресловутое «неорганизованное большинство» далеко не всегда знает, что ему нужно.

И этим пользуется организованное меньшинство
Но вся беда в том, что цари редко бывают добрыми, мудрыми и справедливыми. 
Поэтому, Законы Торы о царе, данные в этой главе, призваны направить монарха на путь добра, мудрости и справедливости. 

И как показала история Израиля, наличия этих Законов, оказались недостаточным барьером, чтобы вовремя останавливать монархов, когда они начинали нарушать данные им Законы.

Взять хотя бы Соломона, в эпоху которого, был построен Храм.

Начав благословенно, он к концу правление, не только впал в расточительство государства (копил себе и богатства, и коней, и жён), но и через эти грехи, впал в идолопоклонство.

Оттого и погибло первое единое царство Израиля.
А, что случилось во времена Второго Храма, когда войны между престолонаследниками привели евреев под римскую власть, а оттуда дорога оказалась недолгой и в изгнание. 

Но у нас остаётся надежда на истинное царство, когда царь будет соблюдать законы Единого, и не будет превозноситься над своими подданными.

Такой царь и имеется в виду, когда мы говорим о приходе Царя Машиахе.

И это должен быть ЧЕЛОВЕК, возвращающий в общественную жизнь, не только Израиля, но и всего мира, Дух Закона Бога, описанного в Торе.

Приход же Машиаха не призван нарушить или изменить Тору — он должен её углубить и полностью реализовать.

Да, он будет реформатором, но не тем, кто изменяет Слово Бога, а кто это Слово воплощает в жизнь, во всей его полноте.

То есть, чтобы как евреи, так и остальные народы, шагали в ногу с Божьей волей. 

Теперь о священниках и левитах.
Тут лучше привести отрывок полностью, чтобы было понятней, и без лишних комментарий:

1 Да не будет у священников Левитов, у всего колена Леви, части и удела с Израэлем: жертвами Господа, долей Его пусть питаются они.

2 Удела же не будет ему среди братьев его: Господь удел его, как говорил Он ему.

3 А вот что должно быть положено священникам от народа: из приносящих в жертву быка или агнца (каждый) должен отдавать священнику плечо, челюсти и желудок.

4 Начатки от хлеба твоего, вина твоего и елея твоего и начальную часть стрижки овец твоих отдавай ему.

5 Ибо его избрал Господь, Бог твои, из всех колен твоих, чтобы стоять для служения во имя Господа, ему и сынам его, во все дни.

6 И если придет Левит из одного из ворот (городов) твоих во всем Израэле, где бы он ни обитал, то пусть придет по полному желанию души своей на место, которое изберет Господь,

7 И служить будет во имя Господа, Бога своего, как и все братья его Левиты, предстоящие там пред Господом;

8 Долями равными пусть питаются, сверх выручек его от продажи отцовского (имущества).

(Втор.18:1-8)

И далее:

9 Когда ты войдешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не научись делать мерзости, какие делали народы те.

10 Да не найдется у тебя никого, проводящего сына своего или дочь свою через огонь, ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея,

11 Ни заклинателя, ни вызывающего духов, ни знахаря, ни вопрошающего мертвых,

12 Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за мерзости сии Господь, Бог твои, изгоняет их от лица твоего.  (Втор.18:9-12)

Предостережение далеко не из лишних.

Еще свежи раны в обществе Израилевом, от блуда с моавитянками.

Да и «золотой телец«, и «бунт Кораха» не изгладился из памяти поколений.

Так, что Моше было чего опасаться, зная характер своего народа.

Поэтому вновь и вновь, звучит это предупреждение.

А как же тогда поступать, когда Бог оставит их, после завоевания Земли Обетования, да и Моше отойдет в мир иной?

И исчезнет та централизованная власть, к которой так привык Израиль, за время путешествия одной тесной группой в пустыне, в течении сорока лет?

17 Сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили.

18 Пророка поставлю Я им из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и будет он говорить им все, что Я повелю ему.

19 И будет, человек, который не послушает слов Моих, которые тот говорить будет именем Моим, с того взыщу Я.

20 Но пророк, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, умереть должен такой пророк.

21 И если скажешь в сердце своем: «как же узнаем мы слово, которое не говорил Господь?»,

22 То, что скажет пророк именем Господа, но слово то не сбудется и не настанет, то это такое слово, которого не говорил Господь; с дерзостью говорил его пророк, — не бойся его.

(Втор.18:17-22)

В христианском богословии, это считается практически первым пророчеством на Мессию.

Отчасти это так, поскольку речь идет не об одном пророке, а о череде Божьих пророков, замыкать которых будем Царь Машиах.

Подтверждением этой версии, служат слова «Но пророк, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить«, никак не может относиться к одной персоне.

Но в данном, прямом тексте, речь идет о Иисусе Навине, поскольку Моше готовиться уйти в мир иной.

Ну и коротко о правилах ведения войны:

10 Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то пригласи его к миру.

11 И будет, если он отзовется тебе на мир и отворит тебе, то пусть весь народ, находящийся в нем, платит тебе дань и служит тебе.

12 Если же он не помирится с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его.

13 И когда предаст его Господь, Бог твой, в руку твою, то порази всех мужчин в нем острием меча.

14 Только женщин и детей, и скот, и все, что будет в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь, Бог твой.

15 Так поступай со всеми городами, весьма отдаленными от тебя, которые не из городов этих народов.   (Втор.20:10-15)

Надо различать два вида ведения боевых действий:

— города народов, которые заселяют Землю Обетования, но не относящиеся к шести проклятым народам, относится отрывок Второзакония 20:10-15  

— а касательно шести ханаанских народов, то тут никакой дипломатии:

16 А в городах этих народов, которые Господь, Бог твой, дает тебе в удел, не оставляй в живых ни души,

17 но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой,

18 Дабы они не научили вас делать подобное всем мерзостям их, какие они делали для божеств своих, и не грешили бы вы пред Господом, Богом вашим. (Втор.20:16-18)

Ну а в случае заключения мира с нееврейский город, или даже народом, остающийся на территории еврейского государства, то последний должен «платить дань (читаем «налог») и подчиняться тебе«.

Это не означает, что будет детально регламентирована внутренняя жизнь другого народа.

Однако есть две важнейшие области, от контроля которых, нельзя отказаться.

Первое — это полная политическая подчиненность.

Второе — обязательное соблюдение этим народом запрета на идолопоклонство и выполнение остальных заповедей, так называемых «сыновей Ноя».

Хотя конечно, абсолютным идеалом иудаизма, является полный мир.

Когда все стороны равны, когда нет никакого политического или экономического подчинения, внешнего контроля и т.д.,

Но это, уже мессианский идеал.

Является правильным желать его, духовно стремиться к нему — это одно.

А жить в реальном времени, и в реальном мире, согласно указанию Торы — это уже другое.

В практической же жизни, Израиль должен ориентироваться на реальность, и поэтому ограничено контролировать жизнь других народов, оказывающимся на его территории.

А если не исполнять это, то, что получится?

Писание рассказывает нам случай, когда меньше чем через полтора века после Моше, при судье Гидионе, Израиль был порабощен жестокими захватчиками.

Кто же это были?

Мидьянитяне.

А откуда они взялись?

С того света, что ли?

Как бы не так.
Это те, кто просил пощады, кто отрекался от пути Пяти Царей и Бильяма, и их оставили в живых.

И век спустя они снова были большим и сильным народом… враждебным Израилю.

Вот почему жизненно важно, во всем следовать Торе, и тогда успех будет обеспечен.

И еще о системе ведения войны, точнее о том, кого призывают на войну:

2 И да будет, когда приступите к войне, то пусть подойдет священник и говорит народу,

3 И скажет им: «слушай, Израэль! вы приступаете ныне к сражению с врагами вашими; да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними и не ужасайтесь их,

4 Ибо Господь, Бог ваш, идет с вами, чтобы воевать за вас с врагами вашими, спасти вас».

5 Надсмотрщики же пусть объявят народу так: «тот, кто построил новый дом и не обновил его, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не обновил его;

6 И тот, кто насадил виноградник и не почал его, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не почал его.

7 И тот, кто обручился с женщиною и не взял ее, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и кто-нибудь другой не взял ее».

8 И пусть еще говорят надсмотрщики с народом, и скажут: «тот, кто боязлив и робок сердцем, пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце».(Втор.20:2-8)

Тут есть один интересный момент — обговариваются те, кто имеет право остаться дома:

«тот, кто построил новый дом и не обновил его, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не обновил его; и тот, кто насадил виноградник и не почал его, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не почал его; и тот, кто обручился с женщиною и не взял ее, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и кто-нибудь другой не взял ее».

И только в самом конце приписано:

«тот, кто боязлив и робок сердцем, пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце».

Это сделано для того, чтобы никто не знал, кто по какой причине покидает ряды воинов.

И чтобы «робкие сердцем» не несли на себе позор всего общества.