Перейти к содержимому

Недельная глава Балак. 2017 г.

Недельная глава Валаам

(Числа 22:2 — 25:9)

… И так, в этой недельной главе,  рассматриваются в основном два вопроса:

— благословение Валаама

— блудодеяние Израиля, на равнинах моавитянских

Но прежде чем мы приступим, к этой теме, мы традиционно расмотрим, так сказать общие вопросы нашей практической жизни, как последователей Мессии Иешуа.

Естественно, что эту тему, мы уже не раз разбирали, как в прочем и массу других тем.

Но, как это ни странно, каждый раз, мы находим какие-то новые нотки в этих темах.

Вот и сейчас, мы попробуем обсудить в принципе знакомую тему, с целью её более глубокого понимания — тему Закона и Благодати.

И начнем, вот с этого места Евангелия от Матфея:

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но наполнить.  (Матф.5:17)

Мы уже как-то подробно разбирали это место из Нагорной проповеди Иешуа.

Но сегодня, мы коснемся этого стиха, как бы с другой стороны.  

И так, мы утверждаем, что являемся последователями Мессии, и учимся исполнять то, что Он нам заповедовал.

А в приведенном выше стихе, как раз и заложена полнота Его воли.

То есть, не просто исполнять все то, что Господь Бог заповедовал человеку, а именно наполнять жизнью Его Заповеди.

Почему это так важно?

Людей, которые утверждают, что они верят в Бога, нередко вдохновляют некоторые цитаты из  Писаний.

Например «Бог есть любовь«; или «Знания надмевают«, ну и далее в этом духе.

Но не имея духовной практики, а главное — не имея желания, постоянно пребывать в Слове Бога, чтобы познавать тонкости изложения Его мысли,  они, сами того не замечая, порой так глубоко уходят в собственные фантазии, что потом сложно понять откуда они «откопали» эти мысли.

Но хуже того то, что на вырваных цитатах из контекста, начинают строить свое богословие.

И все потому, что непонимают культуры, и образа жизни современников, той или иной книги Писания, а отсюда и это неверное толкование.

И как результат — ошибочное пониманию определенных мест Писаний.

Полбеды, когда это заблуждение одного человека.

Но, ведь на этом процесс не останавливается.

Утвердившись в своих «изысканиях«, человек передают свое невежество далее, по наследству.

И вот уже формируется целая религиозная традиция, основанная на искаженных толкованиях библейских текстов.

Наличие многотысячных христианских деноминаций и конфессий, тому пример.

И как теперь изменить это положение?

Для примера, давайте попробуем сегодня, проведем в поместных церквях опрос, как они понимают вышеприведенный стих, но без моего исправления:

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Большинство ответят, что сегодня Закон, то есть Тора, лишена «ветхозаветного обетования«.

«Мол, мы сегодня не под Законом, а под Благодатью.

И стало быть, Закон теперь не имеет над нами власти

Изменить многовековую традицию, основанную вот на таких доводах, увы, нелегко.

Они  стали краеугольным учения церкви, касательно ТаНаХа (Ветхого Завета).

Почему?

Потому, что потеряли понимание самого слова Тора.

Для большинства христианских последователей Мессии, Тора — это Закон.

Да, в какой-то степени они будут правы.

Но, понятие Торы намного шире понятия Закона.

Тора — это не просто закон, а Учение; Направление.

Давайте вспомним эту формулу:»Тора это учение Бога о Боге, и Его воле, по отношению ко всему своему творению«.

К сожалению, в новозаветных текстах, которые были написаны на греческом языке, слово Тора почти всегда переводится как Закон.

Отсюда и ограниченное, одностороннее понимание этого слова.

И это, ограниченое отношение к Торе, вжилось в проповедь в церквях.

Вот почему надо заострить на этом свое внимание.

Во-первых, потому, что нам самим надо укрепляться в знании Воли Творца, которую Он открыл в Торе и Пророках.

А во-вторых, что, не познав начало Учения Бога, мы будем плутать в собственных фантазиях, в конце этого Учения.

Как говорил Павел:

4 потому что цель Учения (Торы) — Христос, к праведности всякого верующего. (Рим.10:4)

То есть, не познав Торы, мы не познаем величия и значение Мессии.

Навеное каждый из нас, хоть раз в жизни, слышал эту, или подобную ей фразу:

«Нам Тора не нужна, мы сегодня живем по Учению Мессии«.

Когда же начинаешь у них уточнять, в чем же заключается Его Учение, в ответ получаешь какие-то обтекаемые фразы, что-то там о любви т так далее.

Но ведь то Учение, которое принес Мессия, не есть нечто абсолютно новое, а все та же самая Тора Творца, но как бы, в развернутом виде.

А в некоторых случаях и в упрощенном виде, поскольку предназначалась в основном тем, кто:

11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.

12 Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;

14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. (Евр.5:11-14)

Все это сказано для того, чтобы мы могли еще раз понять, что без глубокого понимания Учения Бога, очень велика вероятность того, что можно уйти в сторону от Его Учения, если подходить к этому поверхностно.

И как пример, мне хочется привести один диалог, который произошел между одним служителем и так сказать «спасенным» верующим, который я нашел в одной из статей, на просторах инета:

К одному служителю, подошел верующий и спросил:

— Вы спасены? — спросил он его.

Служитель, спросил в свою очередь:

— А вы спасены?

— Слава Господу, я спасен! — с энтузиазмом ответил Он.

— Если вы спасены, то почему же от вас пахнет пивом?

Немного смутившись, он удивленно ответил:

— Разве вы не знаете, что мы спасаемся благодатью, а не делами закона?

Когда его спросили, что он имеет в виду, то он ответил:

— Христос все выполнил за нас, — ответил он.

— Я понимаю,- произнес служитель — Вы имеете в виду, что Он жил совершенной жизнью и умер, испытав возмездие за грех вместо вас.

— Да. Вы правильно поняли меня!

— Если это так, — значит, Он и на небо отправился вместо вас?

Как вы думаете, к какому выводу пришел этот новоявленный миссионер?

Подобно этому «миссионеру«, многие из тех, кто обращается к Писанию, не сразу понимают библейский смысл и исполнение Закона, и спасения по Благодати.

Они принимают так называемую идею «дешевой благодати«, утверждающую, что, поскольку Христос все исполнил, то можно жить в свое полное удовольствие.

А учит ли этому Писание?

И устранил ли Мессия Закон?

Да, действительно, окунаясь в начале своего духовного пути в библейский текст, можно, как бы непроизвольно, создать впечатление, что Закон и Благодать противоречат друг другу.

Благодать предлагает спасение как безвозмездный дар независимо от дел:

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

9 не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф.2:8,9)

Закон же осуждает грешника:

10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. (Гал.3:10)

И как результат — многие, принимающие благодать, предлагаемую Богом, приходят к полному отвержению Закона.

Но ведь источником ТаНаХа и Нового Завета, является один и тот же Бог.

А если это так, то как Он может противоречит Сам Себе.

И как же тогда нам поступать с этим?

Да в общем, никакого противоречия нет.

Дело в том, что Бог действительно спасает человека единственно по Благодати.

Поскольку никто из нас не достоин этого спасения.

И не только среди нас, но и за всю историю человечества.

Ну, разве, что Иешуа Мессия, который взял наши грехи на себя, и был воскрешен Творцом, за тот подвиг души, что Он совершил.

Поэтому у Бога всегда был только один способ спасения грешников — посредством Благодати.

И в этом нет никакого парадокса.

Поскольку Бог никогда не учреждал Закон как средство спасения.

Это извращенная точка зрения, которая направлена на очернения Его Заповедей.

Основная задача Закона, уберечь человека, от беззакония.

Как говорил древний мудрец Гилель:

«Закон помещается в одном предложении:

«Не делай человеку то, что не хочешь чтобы сделали с тобой»

А теперь иди и учись«.

То есть, Гилель упростил то, что сказал Бог в Торе:

17 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.

18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь. (Лев.19:17,18)

Да и Иешуа в своем Учении повторял это:

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.  (Матф.19:19)

Давая Свой Закон, Бог преследовал главную цель — уберечь человека от греха:

28 Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя во век, если будешь делать доброе и угодное пред очами Господа, Бога твоего.

(Втор.12:28)

Но человек эгоистичен по своей природе, и ему не требуется большого труда, поймать самого себя, в капкан собственного беззакония.

Отсюда и частые отступления, от Его Заповедей.

Если не в одном, то в другом.

Да, мы имеем шанс, после падения, возвращатся к Богу, через акт покаяния.

Но тут есть одна скрытая угроза — легкомысленное отношение к этому акту, обусловленное ложной уверенностью в том, что «Бог нас любит и все нам простит«.

Ведь акт прощения, как и акт нашего спасения, находится в руках Творца.

И только Он знает, прощать нас или нет.

Мы же должны с трепетом относиться к тому, чтобы лишний раз не огорчать Его.

Поэтому, исполнение Его воли, которую Бог изложил в Торе, и которую в развернутом виде, Иешуа изложил в своем служении — это обязанность всех тех, кто считает себя последователем Мессии, и сыном Божьим.

Именно «сыном Божьим«, поскольку мы таковыми стали через принятие Иешуа, как Мессию Израиля, и Спасителя мира:

34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.  (Мар.3:34,35)

Поэтому, надо понимать, что стоит за этим титулом — не, сколько привилегия, а сколько ответственность.

Ведь если мы себя объявляем таковыми, то тогда в нашем лице, окружающие нас люди, делают выводы о том Боге, которому мы поклоняемся.

Есть над, чем задуматься, не так ли?.

И еще немного о Законе.

Во-первых, нам следует ясно понять, что подразумевает Библия под словами Закон и Благодать.

Слово «под Законом» — означает «находиться под чьим-то управлением или властью«.

В данном контексте, находиться под управлением или властью Закона от Бога.

Отсюда следует, что наше положение перед Богом основывается на наших поступках с точки зрения Закона, выраженного Богом.

А он, Закон, говорит нам:

5 Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь. (Лев.18:5)

Ну а несоблюдение Закона чревато проклятием:

26 Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:

27 благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,

28 а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете. (Втор.11:26-28)

Но ведь выше было сказано, что Законом не спасается никакая плоть?

Зачем же тогда так «упираться» в его исполнение?

Ответ очень краткий — чтобы исполнять Волю Того, в любви Которому мы так клянемся.

То есть, если мы начинаем учиться исполнять Его Закон с любовью, то он перестает быть для нас «ярмом неудобоносимым«.

И, когда Бог видит, что исполнение Закона идет от сердца, то и Благодать не заставит себя долго ждать.

Она, Благодать, может проявиться в чем угодно — мир в душе, мир в семье, мир во взаимоотношениях с родными и близкими, ну и так далее.

Я специально не указал материальные вещи, поскольку если мы об этом будем думать, то это больше будет похоже на деловую сделку с Богом, чем искреннее Ему служение.

Это не значит, что Бог не благословляет людей достатком.

Это бывает, и бывает нередко.

Но главное в этом, как говорил Иешуа:

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.  (Матф.22:35-40)

И так, Закон является авторитетным предписанием ценностей, разграничивающим разрешенное и запрещенное поведение, добро и зло, правильное и неправильное.

За его исполнение — награда, а за нарушение — наказание.

И все это, подробно описанно в первых пяти книгах Библии, раздел которых называется Тора.

Где говорится, что Бог будет судить каждого человека:

16 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.

17 И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и [суд] над всяким делом там».  (Еккл.3:16,17)

То есть, каждый помысел человеческий, каждое слово и дело будут судиться, согласно Божьего Святого Вечного Закона.

И Законы Бога применимы ко всем «во первых к иудею, а потом и к еллину«.

Кстати,  Бог дал каждому человеку, помимо Писания, внутреннюю меру, позволяющую различать — как добро, так и зло. 

Ведь Адам и Ева, Каин, поколение Ноя, жители Содома — все они согрешили до появления Закона на Синае.

Другое вопрос, насколько детален был тот Закон Божий, вложенный Им в сердце человека?

Именно поэтому, по прошествию определенного времени, Бог дал ПИСАННЫЕ Законы Израилю.

Чтобы никакая плоть не говорила, что «не знала что делает«.

И так, Божий Закон не начал свое существование на горе Синай.

Поэтому, он предназначен не только для евреев. 

Если бы это было так, то у Бога не было бы никакого основания судить язычников.

Помните, что говорил Павел:

12 Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся

13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,

14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:

15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)

16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа.  (Рим.2:12-16)

Язычники могут покаяться в своих грехах, обратиться от своих беззаконных дел, и найти свое искупление через смерть Мессии Иешуа, Царя Иудейского.

Это и есть то послание, которое Израиль должен принести всем народам.

И это послание Павел, апостол язычников, провозглашал всем своим служением.

Одни покаялись и уверовали, а другте — нет.

Но в конце времен, те и другие предстанут перед Божьим судом.

И будет печально, ЕСЛИ кто не устоит в своем избрании.

И вот на этой, и суровой, и в то же время оптимистичной ноте, давайте перейдем к традиционному разбору недельной главы Торы, которая называется по имени царя Моава — Балак.

И начнем мы этот разбор, вот с этого стиха:

14 Итак, вот, я иду к народу своему; пойди, я возвещу тебе, что сделает народ сей с народом твоим в последствие времени. (Чис.24:14)

Это конец пророчества Валаам, произнес в конце своего визита к Балаку.

То есть, все три пророчества, и последнее его слово, было направленно на прославление Израиля.

Но тогда почему израильтяне, когда воевали с Моавом, убили и Валаама, хотя знали, кто он такой.

Ответ скрыт именно в Числах 24:14.

Давайте еще раз проанализируем это место:

14 Итак, вот, я иду к народу своему; пойди, я возвещу тебе, что сделает народ сей с народом твоим в последствие времени.

Но это последнее время, еще не настало, и Валаам, «в прицеп» к своим пророчествам дает совет Балаку, как можно попробовать избежать той участи, которая его ожидала от рук израилтян.

А совет заключался в следующем:

«Бог этих людей ненавидит разврат, поэтому посредством ваших женщин старайтесь их совратить

Откуда мы это знаем?

Да все с той же Торы:

14 И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны,

15 и сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех женщин?

16 вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в обществе Господнем; (Чис.31:14-16)

То есть, Валаам сообщил Балаку о том, что евреи нанесут поражение Моаву в далеком будущем, а пока это будущее не наступило, то можно попробовать их уничтожить, руками их же Бога.

И действительно, испытание дочерьми Моава и Ваал-Фегором, стало последним, серьезным испытанием еврейского народа перед приходом в Землю Израиля.

Совет Валаама был принят моавитянами, и тут же был применен на практике:

1 И жил Израиль в Шитиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава,

2 и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их.

3 И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля.

(Чис.25:1-3)

Кстати, местность, где стоял Израиль станом, носит название Шитим, происходит от корня «штут», что значит «глупость».

И не зря, поскольку человек начинает грешит только тогда, когда в него входит дух глупости.

Это присуще, как персональному человеку, так и обществу в целом.

Вспомним те четыре города, которые Бог покарал огнем.

Или то допотопное общество людей, которых Бог, вынужден был наказать водами потопа.

Кстати, как говорят мудрецы Торы, и последнее испытание, перед приходом Машиаха, будет иметь эти же корни —  общая атмосфера глупости, разврат и «Ваал-Фегор«.

А этих новых «моавитянок, и моавитян«, уже сегодня можно увидеть почти на каждом углу.

Поскольку дух глупости окружает нас со всех сторон.

То есть, культура, которая будет господствовать в конце дней, «должна быть» построена на легитимизации и даже превознесении именно тех вещей, которые противны Богу.

Именно с этой целью была осуществлена «акция» моавитянок.

Они не искали возможности «погулять«, а были подосланы с четко поставленной задачей — сбить евреев с «правильного курса», и, в конечном счете, прилепить их к Ваал-Фегору.

В этом и заключался суть совета Валаама:»Их Бог ненавидит разврат«.

Когда человек уходит в разврат, и знает, что это противно Богу, то он быстро приобретает склонность к этому.

Глупость неразрывно связана со всей этой ситуацией.

Поскольку именно интеллект является важнейшим инструментом прославления Всевышнего.

И поскольку, такой человек не бережет свой разум, то потому он и лишиться рассудка.

Разврат ненавистен Всевышнему «под любым соусом«, даже если оно не ведет к идолопоклонству.

Почему это так страшно?

Во первых это связанно с чистотой человеческого тела, и с чистотой супружеской жизни.

Которая есть сегодня, или которая намечается в будущем:

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

Правильное выполнение этой Заповеди начинается с правильных мыслей, которые в дальнейшем приводят к интеллектуальному и эмоциональному объединению, которое имеет и свое физическое выражение.

Супруги становятся одним целым во всех смыслах, и таким образом приводят в мир чистые души.

Случайные же контакты, или заведомо «разгульные«, порождают не только пустоту в душе, но и порой, пустой плод, от этого контакта.

Теперь мы видим, как связаны между собою глупость, разврат и идолопоклонство, и почему все они противны Всевышнему.

И из всего вышесказанного следует, что стоит постоянно помнить слова Валаама:»Бог этих людей ненавидит разврат».

Это испытание, которое каждый из нас должен выдержать, выпало на долю евреев, совершенно не случайно.

Ведь именно так человек должен исправить последнюю «поломку«, связанную с грехом Адама, и тем самым, путем исправления себя, прийти к Машиаху.

Но давайте чуть подробней рассмотрим этот момент.

И так, евреи приглашются «на рюмку чая«, с последующим «безобидным» магическим ритуалом, посвященный Ваалу — языческому божеству.

А по завершению застолья — соитием с моавитянскими женщинами.

И в этой вакханалии участвовали женщины всех медианитянских сословий, и всех возрастных групп.

Даже дочери царей:

имя убитой Мадианитянки Хазва; она была дочь Цура, начальника Оммофа, племени Мадиамского.

Ну и финал этой трагедии:

5 И сказал Моше судьям Исраэйля: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Баал-Пыору.

(Чис.25:5)

И на совести Валаама стало двадцать четыре тысячи душ человеческих!

Такой урон нанес Израилю человек, которого в свое время Творец избрал пророком.

Но интересен стих, который произнес Валаам, во время «проклятия» евреев:

Да умрет душа моя смертью праведников, и пусть мой конец будет, как его.

Билам мечтал умереть «по-еврейски» и, как еврей, унаследовать Мир Грядущий.

Ведь только глупец может добровольно отказаться от мира грядущего.

А Валаам лично знал Бога.

Да, он хотел получить награду, но не хотел ее честно зарабатывать.

И получил то, что заслужил.

Кстати, это то, что нередко хотят те, кто говорят, что верят в Бога, но при этом совершенно не меняют своего образа жизни.

Пророческий дар — не гарантия от ошибок, даже для такого пророка как Моше, а уж тем более, не для Валаама. 

Но ошибка ошибке разница.

Если его желание, проповедовать моавитянам, как-то можно еще назвать «ошибкой, то то, что сделал Валаам, который научил моавитян как низвести Израил, ошибкой уже не назовешь.

Это был обдуманный акт, направленный на истребление целого народа руками того Бога, пророком которого он являлся.

И еще один нмаловажный момент — наличие пророков Единого — не привилегия одного народа.

Они могут быть в любом народе.

Но у всех их, есть одно правило — через пророчество, или через дела пророка, должно прославляться Имя Бога.

Несоответствие этим правилам, всегда ведет к осложнению во взаимоотношениях пророка и Бога.

Примеров в Торе этому немало.

Иуда и Тамар; Моше и скала; Иона и Ниневия; и т.д.

Но, всех их отличие от Валаама, состояла в том, что они возвращались к Единому в покаянии.

Валаам же избрал иной путь, и за это поплатился.

Но давайте опять вернемся к повествованию, этой недельной главы:

6 И вот некто из сынов Исраэйля пришел и подвел к братьям своим Мидьянитянку пред глазами Моше и пред глазами всей общины сынов Исраэйля, а они плакали у входа шатра соборного.

7 И увидел это Пиныхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою.

8 И вошел вслед за Исраэйльтянином в нишу, и пронзил обоих их, Исраэйльтянина и женщину в чрево ее; и прекратился мор среди сынов Исраэйля.

9 И было умерших от мора двадцать четыре тысячи.   (Чис.25:6-9)

Ну с Пинхасом вроде все понятно.

Это был сын Элиазара, и внук Аарона, который после этого подвига, был назначен Богом, в будущем на Первосвященство.

И после этого, только потомки Пинхаса могли становиться Первосвященниками.

А вот кто такой « некто из сынов Исраэйля«?

Это был Зимри, князь колена Шимона (см. стих 14).

Он осмелился не только входить в шатры моавитянок и мидьянитянок, но и не побоялся привести мидьянитянку в стан, где проявлялось Божественное присутствие.

Однако в данном стихе он описывается просто как «муж из сынов Израиля«.

Также ясно и то, что описанное в этом эпизоде преступление, которое было совершено и отомщено, считалось таким серьезным потому, что совершивший его был князем, то есть руководителем большой группы людей.

И тем самым, он подавал пример растления, на всех своих подопечных.

Но произошло то, что произошло.

Что же касается поступка Пинхасa, то он должен выглядеть гораздо более значительным, поскольку человек, которого он казнил, мстя за оскорбление Закона, был выше его по званию и положению.

И только заступничество Бога, спасло Пинхаса от кровной мести, родственников  Зимри:

10 И сказал Господь Моисею, говоря:

11 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей;

12 посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира,

13 и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых. (Чис.25:10-13)

Ну, а теперь, перейдем к началу нашей недельной главы.
Балак, царь Моава, испугался победы Израиля над аморейским царством Сихона.

И чтобы улучшить свои шансы в неизбежной (по его мнению) войне с Израилем, он заключает союз с Мидйаном и посылает гонцов, к пророку Валааму.

Гонцы являются к нему с просьбой проклясть Израиль. 

Валаам отказывается, но не прогоняет их, а просит:

И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь.

Остановимся пока на этом моменте, чтобы понять, кто такой Валаам.

Традиция говорит, что Валаам, как пророк Единого Бога, из не евреев, ничуть не уступал Моше.

И окружающие его народы, знали об этом.

И пользовались его услугами, естественно, что не за спасибо.

Постепенно Валааму понравилось за свой дар, получать дивиденты.

Забыв прекрасный девиз:»Даром получил — даром отдавай«.

И эта алчность, в конце концов, привело его к тому, что мы сейчас видим.

И так, послы принесли ему богатые дары, и пообещали еще свер того, если он проклянет Израиль.

Валаам был не глупым человеком, и понимал, кто такие евреи, и что его ждет, если он проклянет их.

Но желание получить «кругленькую сумму«, пересиливало его, и он захотел обсудить с Богом, как сделать так, «чтобы и волки были сыты, и овцы целы«.

Приходит ночь, и Валаам получает от Единого распоряжение, не идти к Балаку, и не проклинать Израиль.

Но Балак продолжает посылать к нему гонцов, всё более знатных.

А ответ Единого Валааму неизменен — не ходи.

Но в конце концов, Единый, видя огромное желание Валаама, пойти, и что-то сделать, разрешает ему идти с гонцами, но при одном условии — Валаам скажет только то, что ему повелит Бог.

Валаам собирается в путь на своей ослице, в сопровождении двух своих слуг. 
Но Ангел Единого становится на пути его, а Валаам, в отличие от ослицы, его не замечает. 
Три попытки проехать Ангела, не приносят успеха, хотя Валаам, жестко бьёт ослицу.

И только «проповедь» ослицы, открывает Валааму глаза, и он видит Ангела, с мечом в руках, который предупреждает его вновь, о необходимости говорить именно те слова, которые вложит Бог в его уста.

Но Валаам поехал именно ПРОКЛИНАТЬ.

Позже, об этом конкретно сказал Моше:

3 Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки,

4 потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя;

5 но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя.  (Втор.23:3-5)

Здесь уместно будет вспомнить аналогичный пример с Яаковым, когда он внезапно уходил от своего тестя Лавана.
На третий день сказали Лавану, что Иаков ушел.
Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад
. (Быт.31:22-23)
Естественно, что не на чаепитие, спешил Лаван к Яакову.

Но Бог вмешивается в ситуацию.
И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого
Таким способом Господь остановил Лавана, а Иаков и его семья остались невредимыми.

Как потом сам Лаван говорил:
Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого. (Быт.31:29)
Господь которому служил Иаков, останавливает Лавана, совершая такое же чудо, как и с Валаамом.

Кстати, а что такое чудо?

Чудо – это то, что выходит за рамки обычного.

Когда нарушаются привычные законы.
Как примерно в Египте, когда вода превратилась в кровь.

Или когда египтяне были во тьме, а евреи наслаждались светом.

Или когда море расступилось и стояло стеной, пока Израиль не прошел.

Или когда из скалы потекла вода, ну и так далее. 
Так и здесь Бог сделал очередное чудо.

Человек, который согласился проклясть Израиль, вдруг неожиданно произносит великие благословения, чем приводит всех окружающих в шок!

Именно это произошло в описанной ситуации.

Но вернемся опять к недельной главе.

По прибытию на место, Валаам приказывает построить жертвнник, и как его научил Творец, произносит благословение на Израиль.

Балак возмущен, и требует произвести еще одну попытку проклятия на Израиль.

Но и вторая, как кстати и третья попытка, не приносит желаемого результата.

В ответ на недовольство Балака, Валаам произносит пророчество о будущем народов Ханаана. 
Израилю предрекается успех и процветание, а образу жизни местных народов — падение. 
Народу Амалека предрекается уничтожение, а народу кенитов — успех. 
Затем Валаам возвращается к себе в Петор, а Балак — в своё царство. 

Страно, но почему языческий царь Балак, хочет чтобы Творец миров, Бог Израилев, принял его сторону, и помог ему, если не победить Израиль, то хотя-бы изгнать его с територии его царства.
Дело в том, что Балак видел, как Бог Израилев поддерживал Израиль, против Амаликян, а также против царей Сигога и Ога.

А также, про те чудеса, что Единый произвел в Египте.
И что все их идолы, были бессильны против Бога Израилева.

Единственный, кто мог помочь Балаку в этой игре (как он думал), так это пророк Единого — Валаам.

Вот почему так настойчиво Балак добивался от Валаама проклятия Израиля.

Сегодня, через тысячи лет после Синая, нам, стороникам Единого, сложно понять, как видя все те чудеса, которые ЯВНО творил Всевышний, не могли убедить, хотябы те народы, с кем сталкивался Израиль в том, что в этом мире, есть только Одна Личность, от которой зависит все мироздание.

с большим трудом можем осознать, что в этом мире есть только Один Бог.

Но как показывают описываемые события, в те дни, кроме Израиля, это знания были доступны считанным людям.

И одним из них был Валаам.


В 1967 году археологи обнаружили в заиорданском городище Дейр-Алла, которое может вполне оказаться Петором, древний храм, разрушенный землетрясением 760 года до нашей эры.

Стены этого храма были покрыты штукатуркой, на которой был написан текст «книги Валаама, сына Бе’ора».
Если отнести надпись к 8-му веку до нашей эры, непосредственно перед землетрясением, разрушившим храм, мы понимаем, что через шесть с лишним веков после смерти Валаама, его память все еще чтили в этом доме. 
И не исключено, что эта надпись постоянно обновляли, переписывали, и исходный текст, написанный на стене, относится к временам самого Валаама.

Таким образом, храм в Дейр-Алла может оказаться домом Билъама и его пророческой «мастерской«.
Как бы то ни было, текст Торы открывает нам, что Билъам знал Единого Бога и был Его пророком. 

Поэтому, когда гонцы Балака пришли к нему, он не дал им немедленного ответа.

Как настоящий профессионал, Валаам никогда не соглашался на ту работу, которую не мог выполнить. 
Он подозревал, что Единый распростёр Свою благосклонность на Израиль, и знал, что невозможно его проклясть, если Бог не проклял. 

Кстати, у Валаама была причина не любить Израиль. 
Его пророческая работа, точнее его доход отэтой работы, имел смысл в историческом укладе Ханаанских народов.

Но кем будет Валаам после того, как эта земля станет еврейской, после того, как господствующим путём здесь станет путь Единого? 
С этой позиции, его можно понять, поскольку для окружающих его народов, он окружил себя ореолом таинственности.

Те знания, что он получил от Бога, он хранил в себе, и не нёс его своему народу.

Иначе бы, его народ был бы другим.

В отличие от Валаама, Моше стремился помочь соотечественникам.

Он не только рос духовно сам, но и помогал расти своему народу. 
И на примере Моше мы видим, как далеко может продвинуть целый народ, даже один человек, обладающий высшим знанием и властью. 
А что дал Валаам Мидйану? 
Мидйан остался языческой страной, царством развратного культа Ваал-Фегора. 

Кстати, Итро, ну который тесть Моше, и соплеменник Валаама, в отличие от него, сумел продвинуть вперёд, часть своего мидйанского народа.

Кениты — племя которым руководил Итро, впоследствии примкнуло к Израилю, и через несколько столетий, слились с евреями.

Валаам был последним пророком из языческих народов.

До этого, мы помним были Енох, Ной, Сим.

Наконец Итро, тесть Моше.

И это только те, о которых говорит Тора.

Но вероятней всего, были и другие личности, через которых Творец открывался иным народам.

Вспомним хотя бы героев Книги Иов.

Но во всей этой Валаамовской истории, есть один, значительный плюс — то, что Валаам таки принес жертвы Единому, и благословил перед Моавом Израиль, в последствии имело свои плоды.

Руфь, героиня одноименной книги — она внучка Эглона, внука Балака. 

На этом история с Валаамом не закончилась.

Она нашла продолжение, уже в новозаветных посланиях.

Вспомним, что пишет апостол Петр о нем:
Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении
. (2Пет.2:1-2)

— и чуть далее:
Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка
. (2Пет.2:15-16)

То есть, Петр сравнивает всех лжепророков, с именем Валаама.
Поэтому имя Валаама стало символом продажности, безумия, соблазна и коварства. 
Валаам мнит себя неподкупным, но увидев дорогие подарки — соблазнился.

Он мнил себя мудрым, но ослица оказалась маненько поумней его.

Поэтому под нажимом Бога, он благословил устами Израиль, а в сердце утаил коварство.

И именно его совет ввел Израиль в грех идолопоклонства, который стоил евреям двадцать четыре тысячи жизней!

Не зря один из переводов его имени, с иврита, значит — «губитель народа«
Поэтому в Откровении Иоанна, Иешуа упоминает его имя, когда обращается к Пергамской церкви:
Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. (Откр.2:14)

Жизнь Валаама не закончилась, как он мечтал, «смертью честных«. 
Он стал одним из идеологов войны Мидйана против Израиля и был убит еврейским воином на поле боя — как того он и заслужил. 

Но, как говорят еврейские мудрецы:

«Наверное, не стоит быть столь строгими к его памяти.
Настолько прекрасны изречённые им благословения, что хочется надеяться, что после смерти сбылось и его пожелание:

«Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их