Перейти к содержимому

Недельная глава Беаалотха. 2017 г.

Недельная глава БЕААЛОТХА 

(Зажигать)

(Чис. 8 — 13:1)

И так, следующая недельная глава, к которой мы сейчас приступим, называется Беаалотха, что в переводе на русский язык, означает «Зажигать«.

И традиционно, «по пути«, мы рассмотрим вспомогательную тему, которая нам поможет еще глубже вникать в суть Писания.

Зачем мы это делаем?

Мы уже далеко не первый год, исследуем Тору, и в определенной степени как бы знакомы с её прямым текстом.

Но наверное ни для кого не будет новостью, что в ней, в Торе, кроме прямого текста, точнее поверхностного, заложен и более глубокий смысл, который на первый взгляд можно и упустить.

Цель подобного разбора — чтобы учится применять её в своей жизни.

Поэтому, видимо пора не только исследовать Тору, но и вести разговор о её практическом применении в своей жизни.

И сегодня, предварительную тему нашей беседы, давайте назовем так:

«Помогает ли нам разбор недельных глав Торы, приблизится к учению Мессии, и Его апостолов, в практическом плане«?

И соответственно предложенной теме, предлагаю остановиться не на общих проблемах церкви, и не на проблемах той или иной деноминации, а на личности человека, которая приняла в свое сердце Единого Бога, и Его Мессию.

И какие при этом возникают «проблемы«.

Это важно потому, что от практического решения этого вопроса, зависит личная судьба человека и сегодня, и завтра, и в мире ином.

И так ….

При всем разнообразии человеческих культур, их корни все-таки уходят в Библию.

И это не удивительно, поскольку, человек создан по образу и подобию Творца.

Что это означает?

Это означает, что в нашем организме есть нечто, что отсутствует во всем не живом, и живом мире.

B это нечто, является духовность, которая является специфической особенностью только человека.

Именно эта особенность делает его сотворцом Богу, позволяет ему преобразовывать землю, и загаживать её; позволяет ему свободно идти навстречу злу, и свободно выбирать добро.

Животное же не выбирает, оно лишено этого права.

Оно раз и навсегда запрограммировано на определенное существование, и отклонение от этого приводит тот или иной вид к вымиранию.

А вот природа человека такова, что он является двойственным существом.

Для того, чтобы это понять, не надо быть ни философом, ни биологом, и ни психологом, а надо  просто быть человеком, и начать исследовать себя, с примитивного самонаблюдения.

Чтобы лучше понять этот вопрос, давайте просто немного пофилософствуем.

Сегодня, вступительная тема, действительно больше напоминает размышление по предложенной теме, чем разбор библейского текста.

Боятся этого ненадо, поскольку подобный метод, помогает развивать свободное мышление у человека.

Естественно, что, не уходя в дебри собственной фантазии.

И так, у нас есть  определенная точка внутреннего пространства, откуда мы познаем мир, и откуда мы видим этот мир.

И мы эту точку называем Душа.

Естественно, что видим мы её, не в зрительном смысле.

Даже когда у человека повреждены все рецепторы, он продолжает обладать этой точкой.

Приходилось ли вам наблюдать, как слепые ощущают этот мир?

Или глухонемые?

Они все равно имеет вот этот стержень, который делает человека человеком.

Более того, нередко Бог награждает их ощущение мира, более тонко, чем человека, со всеми органами чувств.

Вот такое, в прямом смысле слова ЧУДО, Бог сотворил, на заре мироздания.

Как?

Возвращаясь к библейскому учению, Писание говорит, что тело человека, было создано из праха земного, о чем собственно и повествует нам, вторая глава книги Бытия.

А что означает прах земной?

В широком смысле слова, это образ материи, из чего складывалось все мироздание.

Кстати, как происходила вся эта «кухня» — Писание нам не говорит.

Но важно знать, что природа здесь с человеком едина. 

То есть и природа, и человек, созданы из одного и того же материала.

Теперь, давайте попробуем найти то, что делает человека человеком.

Это свободная воля, нравственность, самосознание, творчество, желание творить.

Но кто-то может сказать, что животные тоже что-то создают.

Например — гнезда, или логова.

Но тут дело в том, что бесчисленные поколения животных, которые создают себе дома, повторяют всегда одни и те же традиционные их формы, которые были в них заложены, от момента их сотворения.

Ну разве что с некоторыми, незначительными отклонениями, когда они попадали в иную сферу обитания (иной материал, иные места гнездования, или логова).

Творить же то, что еще не существовало никогда, то есть, абсолютно новое, это прерогатива только человек.

Следующий момент — в природе нет Добра и Зла.

Природа нейтральна к этому «феномену«.

Например, химические процессы, и физические и физиологические, которые происходят в организме убийцы, такие же, как в организме праведника.

Выбор же Добра и Зла подвластно только человеку, на уровне души.

Таким образом, полагать, что уголовный кодекс может заменить библейские заповеди, глубоко ошибочное мнение, потому что уголовный кодекс чтут только законопослушные люди, а не преступники.

Преступники же, его не чтут, а боятся.

Они живут по законам совершенно иным — по так называемым «законам джунглей«.

Итак, нравственные принципы, творчество, самосознание, невозможно описать, поскольку это не материальная часть бытия человека.

Притом, в каждом человеке, эти параметры, сугубо индивидуальны.

И как раз вот это, мы называем личностью, которая неповторима.

Вот почему для Творца, каждая личность дорога и священна.

Вот почему Бог, через Писание говорит — человек создан по образу и подобию Божьему.

В котором отражаются законы высшей духовности, вложенные Творцом.

И так, с одной стороны мы образ и подобие природы, и тем самым подчеркивается наша связь с материальным миром.

А с другой стороны, мы образ и подобие Творца, как связь с миром духовным.

Именно эта двойственность, позволяет человеку быть связующим звеном, между миром материальным и миром духовным.

Это и создает особую предизбранность человеческой жизни.

Поскольку, если бы мы жили только по законам биологическим, то никогда бы не смогли оторваться от своего животного начала.

А если бы жили только по законам духовным, то небыло бы необходимости в создании материального мира, вместе с человеком.

Поскольку для этого есть мир ангельский.

И так, сначала был создан человек, а уже потом, организовалось человеческое общество.

Животные тоже создают свои общества, и притом, подчас с очень сложной структурой.

С одним «Но» — как их «творчество«, так и их социальные структуры — это из поколения в поколение повторяемые процессы, которые заложены в их генах.

Это же касается и характеристики их, так называемого «труда«, потому что процесс работы, только тогда становится трудом, когда он происходит осознано.

Далее Бог говорит в Писании:»… нехорошо человеку быть одному«.

И вот появляется жена, и они становятся одна плоть.

Спрашивается — зачем?

Так было хорошо и беззаботно одному.

Сам решил, сам сделал, и никакого тебе «симпозиума и критики«.

Но поскольку, человек, есть образ и подобие Бога, и как Бог, он обладает всеми качествами, которые есть у Творца, то как их можно применять, ЕСЛИ никого нет рядом такого же, как и ты?

Поэтому и последовал вердикт Небес:»Создадим ему помощника

Не предмет желанного вожделения, не детородную машину, а именно «помощника, достойного ему«.

Поэтому и названа была первая женщина Хава, что по древнееврейски, значит Жизнь.

Что скрывается за этим актом творения?

Что мужчина и женщина могут стать потенциально одним человеком.

Что ни мужчина, ни женщина раздельно, не являются полнотой человека.

И что полнота достигается только при взаимной любви, в их единении.

Поэтому Библия говорит:

6 Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный.

7 Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем.  (Песн.8:6,7)

Это та грандиозная сила, которая должна связывать людей.

То есть, единство —  это цель мироздания.

А дальше, ни слова о детях!

Почему?

Потому что это все потом.  

А здесь две личности встречаются и образуют третью, и эта третья личность — не ребенок.

Эти две любящих личности, способные смотреть на мир глазами друг друга.

То есть становятся ОДНО.

Поэтому, каждому в отдельности человеку, сложно быть ОДНО, поскольку он замкнут в клетке собственного «Я«.

И начинается этот процесс «замыкания в клетке«, с очень раннего детства, когда человек начинает чувствовать себя центром мироздания.

Он замыкает на себя все мироздание.

Но когда человек взрослеет, то эта тюрьма, по замыслу Творца, должна быть разбита.

А она у нас остается.

И нередко, мы её несем, и тщательно бережем, даже когда находим свою вторую половинку.

Возможно с такой же психологией.

И это становится потенциалом будущих конфликтов.

А вот любовь — есть первый божественный дар, разрушающий эту клетку, поскольку говорится «Нехорошо человеку быть одному«.

Любовь и эгоизм — чувства несовместимые.

Если же это не поняли, и все-таки создали семью, то велика вероятность того, что эта семья, рано или поздно развалится.

Но в оправдание, иногда говорят, что человека портит цивилизация.

Возможно, но человек такое существо, что и без цивилизации он тоже, очень даже  неплохо портится.

За примерами, далеко ходить не надо, а давайте просто вспомним свою прошедшую жизнь.

Да и нынешнюю тоже неплохо проанализировать.

Люди есть всюду люди, и грех есть всюду, поэтому на цивилизацию, и обстоятельства не надо валить.

Окружающий нас мир нейтрален

Добрым или плохим, его делает сам человек.

Вспомним, что первый человек, был абсолютно чист.

И окружающий его мир, был прекрасен во всем.

А нарушил эту гармонию — человек, без всякого на то давления.

Вот тогда все стало плохо.

А выход из этого положения, только один — возвращение в Эдемское состояние.

Хотя сегодня, есть ряд теорий, которые утверждают, что если создать условия, при котором человек не будет испытывать ни в чем нужду, то тогда общество исправит все свои прегрешения.

Однако, сегодняшняя практика высокоразвитых стран показала, что там отнюдь не наступило царство счастья.

Насилие продолжает процветать; наркомания и суицид, становятся обыденным делом; сексуальное растление достигло небывалых размеров.

Да и просто, озлобление, и безразличие ко всему — это и есть символы «процветающих» стран.

Притом, все вышеперечисленные пороки, проникают и в среду, практически всех верующих сообществ.

А ведь казалось бы вот она мечта — все наелись, все напились, все оделись, все имеют крышу над головой.

А оказывается, нет, поскольку человек, не животное.

И вот общество оказалось в очередном тупике.

Кроме того, человек, в отличии от животных, имеет внутривидовые проблемы.

Ну например, где мы в природе видели, чтобы одна и та же группа зверей, шла друг на друга стеной, с целью уничтожения другой группы?

Да, бывают между животными особями сражения, как за территорию охоты, так и за пищу.

Но при ненарушения определенного баланса, в животном мире, царит порядок

А у людей, этот конфликт противостояния, прослеживается на протяжении всей его истории.

В военное время — это физическое уничтожение себе подобных.

В мирное же время — так называемое «мягкое» либо унижение, либо порабощение друг друга.

То есть, в нашем подсознании, продолжает эхом отдается тот кризис, который произошел в момент Эдемского конфликта, между Богом и человеком.

И это называется грехопадением, или по-другому — первородным грехом.

Вот это зло, которое живет в человеке, оно и создает внутренние кризисы, имеющие часто внутренний конфликт, или как часто говорят «поиск Добра и Зла«.

И который не обусловлен внешним воздействием.

Писание это преподносит, в виде образа дерева познания Добра и Зла.

Кстати, в самом этом Дереве, нет ничего плохого. 

Оно есть символ мироздания, которым человек должен был управлять так, как это повелел Господь Бог.

Но человек захотел управлять сам, и по своим законам, независимо от воли Творца.

И вот здесь и произошел надлом.

Надлом, в управлении природы, надлом в управлении обществом, надлом в управлении самим собой.

То есть, когда человек посягает на это древо, он говорит: «Вот моя воля, а не воля Творца«.

Ну примерно, как с Вавилонской башней:»создадим себе имя«.

И все надломилось, но не полностью.

Бог оставил человеку «лазейку«, чтобы он мог продолжать диалог с Богом.

И главная «лазейка», с помощью которой мы восстанавливает общение с Богом — это библейский текст, в котором Творец раскрыл человеку, пути восстановления связи с Небесами.

То есть диалог человека с Творцом, когда он получает Заповеди, и когда он получает указания.

И человек начинает борьбу с ецер ара (дурным началом), и начинает восходить к Творцу.

Да, периодами он откатывается назад, но потом опять подымаясь, устремляется вперед.

Это драматический путь человека, и человечества.

И это история, которая продолжается и сегодня.

Конечно, есть и коллективное мышление, но как показывает опыт прошедших поколений, чаще всего оно бывает примитивным.

Да и в вечности, когда мы предстанем пред Богом, Он будет экзаменовать каждого персонально.

Ну примерно как в Эдеме, когда Бог, каждому участнику, того, первого греха, вынес персональный вердикт.

Поэтому, личностный выбор цели своего существования, выходит на первый план.

Особенно это ярко прописано в Евангелиях, и письмах апостолов.

Но, и до новозаветных времен, Бог открывал человеку эту истину — через природные явления, через мудрость прошедших поколений, через великих мудрецов Писания.

А вот «в после время«, Он явил нам эту мудрость, в личности Мессии.

Через Которого, Бог открыл уже не только Израилю, но и всему человечеству, свою волю, относительно цели, всего Его творения.

Сегодня, этот процесс уже запущен.

Собственно, он был запущен еще в Эдемском саду, но из-за непослушания человека, он давал «пробуксовку«.

И Творцу, раз за разом, приходилось перезапускать этот процесс.

Через Завет с Ноем.

Через Завет с Авраамом.

Через Завет с Израилем.

И наконец, через Завет с Мессией.

А в чем же главная цель этих Заветов?

Во первых, череда Заветов, не отменяет друг друга, а дополняет.

Во вторых, цель этих всех Заветов — любить жизнь, и все то, что Бог соделал для этого.

То есть, мы должны научиться любить жизнь, и любить то творение, что Бог передал в наши руки.

Да, это целая школа, а мы её ученики

И проходя эту школу, мы не должны забывать о главном – что человек должен научиться благоговению не только перед жизнью, но и перед другим человеком.

Связанно это с тем, что в наш век считается, что ничего нет в мире, кроме материи, и что человек — это просто говорящее и думающее животное.

Увы, но такая теория, не плод моего больного воображения, а так сказать «научная теория«, которая преподается, практически во всех учебных заведениях.

И, исходя из этой «научной теории«, цена человеческой жизни, упала до минимума.

Результат — истребление миллионов себе подобных, и не чувствовать при этом никакой вины.

Была извращена психология человека, а жизнь человеческая потеряла цену.

Личность потеряла цену, достоинство личности потеряло цену.

И это не просто печальная и неудобная статистика.

Дело в том, что эти «научные теории«, ведут нас к новым катаклизмам.

Поэтому, если не наступит время переосмысления, если мы не вернемся к исходным, духовным основам, которые правили в Эдеме, то человечество ждет печальная участь.

Понятно, что нелегко изменить себя потому, что у нас из головы выветривались самые высокие, самые необходимые ценности.

Но хотя бы ради выживания людей на земле, ради того, чтобы нас не съела все возрастающая ожесточенность, и растление душ — хотя бы ради этого, надо начинать этот процесс.

Да, с плотью у нас нередко все благополучно — мы здоровые, молодые и сильные.

По крайней мере большинство из нас, и по крайней мере, большую часть жизни.

Но ведь плоть это как раз одна лишь сторона человека, и наименее человечная.

А куда делся наш дух, который сделал нас человеками?

Ведь если дух растлился, то жди беды.

Это не просто пустое, мрачное пророчество, это естественный вывод из событий нашего времени, которому мы свидетели.

Человек, если его лишить главного, богоподобного свойства, окажется перед перспективой элементарного вымирания.

Понятно, что Господь Бог, все держит в своих руках, и не даст миру «пойти в окончательный разнос».

Он исправит этот мир.

Но исправлять будет нашими руками, то есть руками человека.

И уже исправляет, даже если это нам и незаметно.

Но нам, как последователям Единого, и Его Мессии, ненадо ждать приглашения на эту работу, а закатив рукава, с Божьей помощью, вклиниваться в «Тикун Олам — Исправление мира«.

Естественно, что начать надо с себя, а далее уже «по списку«.

Чтобы в конце пути исправления мира, произвести «погребальный перезвон«, по тому греховному началу, которому мир был подвержен многие века.

И вот, после такого предисловия, перейдем непосредственно, к разбору недельной главы, которая называется Беаалотха.

И начнем пожалуй вот с этого места:

1 И Господь сказал Моше, говоря:

2 Говори Аарону и скажи ему: когда ты будешь зажигать лампады, то на лицевую сторону светильника да светят эти семь лампад.

3 И сделал так Аарон: к лицевой стороне светильника зажег он лампады его, как Господь повелел Моше.

4 И вот устройство светильника: чеканный он, из золота; от самою стебля его и до цветов чеканный он. По образу, который Господь показал Моше, так сделал он светильник

(Чис.8:1-4)

Почему эта заповедь приводится сразу же вслед за описанием торжественного освящения

жертвенника и многочисленных даров глав колен, принесенных в Мишкан?

То есть, получается как бы резкий переход, от одной теме к другой, на первый взгляд совершенно не связанной с ней?

Но если мы внимательно читали предыдущую недельную главу, то заметим, что только глава колена Леви отсутствует в списке тех, кому было позволено принести дары для освящения   жертвенника Мишкана.

А связанно это с тем, что левиты подобны слугам в доме царя — слуга не приходит с подарком, а только гости приносят дары.

Вместо заповеди принесения жертв для освящения Мишкана Всевышний дал Аарону заповедь зажигать светильники Меноры.

Всевышний назвал зажигание светильников Меноры вечной заповедью, исполняемой и тогда, когда стоит Храм, и тогда, когда он разрушен.

Именно исходя из этой Заповеди, в Шаббат, и в Праздники зажигаются свечи в домах тех, кто поклоняется Единому.

Но тогда какое отношение имеет не левит, скажем к зажиганию специальных свечей в своем доме?

Рассмотрим два толкования.

1. Две свечи в доме, на Шаббат — это символ «и будут двое как одно«, то есть семья, которая излучает свет Божьей любви, в окружающих их мир.

Поэтому, семья, по Божественной воле — это основа любого общества.

2. 16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы.

(1Кор.3:16,17)

— или:

5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.  (1Пет.2:5)

В Храме зажигают Минору только священники.

А вот в своем «телесном Храме«, священнодействуем мы сами.

И постоянное зажигание светильников в своих домах, делает постоянным проявление того света, который Творец дарует нам.

Кроме этого, Менора — один из самых распространенных и наиболее часто используемых символов в иудаизме.

А после восстания Маккавеев и чудом, которое совершил для Своего народа Всевышний, дав силы маслу, налитому в светильник, гореть восемь дней вместо одного — этот символ закрепился навечно за Израилем.

Тем самым, Менора стала символом героизма, вечного стремления к свободе и независимости, хранимой в изгнании мечты о возвращении на родину и никогда не обрывающейся невидимой нити связи еврейского народа с Творцом.

Кроме этого, светильники Меноры постоянно напоминают, что ни сколько физическая сила служит залогом победы, а сколько неугасимое пламя в душе человека, является причиной выстоять в самой тяжелой ситуации и обратить превосходящие силы противника в бегство. 

Кстати, когда римляне подавили Иудейское восстание в 70-м году, и с победой возвращались в Рим, то именно Менора, которую они похитили из Храма, стала символом их победы.

Да настолько, что её изображение, они выбили на Триумфальной арке.

Следующий интересный момент, касающейся служения в Мишкане:

6 Возьми Лейвитов из среды сынов Исраэйля и очисти их.

7 И так поступи с ними, чтобы очистить их: окропи их водою грехоочистительною, и пусть они проведут бритвой по всему телу своему, и вымоют одежды свои, и очистятся они. (Чис.8:6,7)Эти стихи показывают метод/процесс очисткилевитов, при их подготовке к служению в Мишкане.

Но он не касался Первосвященника, и членов его рода, поскольку они этот процесс прошли несколько раньше.

Речь идет только о тех тысячах левитов, которые должны были омыть свои одежды, обриться с головы до ног и затем быть окроплены водой искупления — смесью воды с пеплом рыжей коровы.

Но если мытье одежды и окропление водой искупления, как-то еще можно понять, то почему надо обриться с головы до ног?

Ведь в конце концов, Творец Сам поместил волосы на тело человека.

Это, во-первых!

Кроме этого, в библейские времена, абсолютно все мужчины имели бороды.

В том числе и мужчины из колена Левия.

Кстати и Иешуа Мессия, и Его ученики, тоже очень даже спокойно носили бороды.

Тогда в чем причина?

Обритие всего тела, служит для смирения и уничижения.
Но почему Бог хочет, как бы унизить и смирить левитов перед тем, как они займут самое престижное положение, которое хотел бы иметь любой израильтянин?

Чтобы люди понимали, что Бог смиряет их, дабы они не превозносились над своими братьями евреями, пользуясь своим служением.

Кстати, сегодня, это должно служить предупреждением для тех, (имею в виду призванных на служение) кто хочет считать себя особенным, только из-за своего положения.

И кстати, давайте попробуем именно с этих позиций,  посмотреть на сегодняшних власть имеющих.  

Ведь многие из них считают, что их избрали потому, что они лучше всех остальных, понимают суть происходящих процессов и перспектив развития в будущем.

И подобное, к сожалению, нередко проникают и в среду поклонников Единому, и Его Мессии.

И те, и другие, считают, что они имеют право на лучшее к себе обращение, и лучшее «место под солнцем«.

А что сказал Машиах:

11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.(Лук.14:11)
Мы ничто перед Святым, удивительным и внушающим страх Богом.

Он и ожидает от нас, что мы будем служить Ему в смирении и скромности.

Что касается Мишкана, то Всевышний не дает человеку возвыситься, и занять какую либо должность в Его Храме, до тех пор, пока Он не испытает его и не убедится, что тот достоин этого.

Он проверил достоинства этого колена, еще в Египте, когда колено Левия, единственное из всех, полностью посвятило себя сохранению традиций праотцев.

Другие колена из-за трудностей жизни, во многом оставили соблюдение заповедей в том виде, как они были получены от предков.

Более того, немалое количество из сынов Израиля, не принадлежавшие колену Леви, опустились даже до идолопоклонства.

Но как говорит предание, колено Левия, не только не ушло в идолопоклонство, но и не покидала землю Гесем, где законы рабства фараонова не коснулись этого района.

Поскольку она была дана евреям самим фараоном.

Кроме этого, колено Леви доказало свою верность Всевышнему тем, что небыло замешано в грехе «золотого тельца«, сооруженного у подножия горы Синай.

Таким образом, выбор Всевышнего не был случайным.

Он выделил для служения Себе людей, которые посвящали свою жизнь святой работе, а не будничным делам даже в тяжелейших условиях рабства. 

Ну а теперь остановимся на первом Песахе в пустыне, о которой говорится в этой недельной главе:

1 И Господь говорил Моше в пустыне Синайской в первый месяц второго года после исхода их из земли Египетской, говоря:

2 Да совершают сыны Исраэйля пэсах в назначенное для него время.

3 В четырнадцатый день сего месяца в сумерки совершайте его, в назначенное для него время, по всем уставам и по всем его обрядам совершайте его.

4 И сказал Моше сынам Исраэйля, чтобы совершили пэсах.

5 И совершили они Песах в первый месяц, в четырнадцатый день месяца в сумерки, в пустыне Синайской; все, как Господь повелел Моше, так и исполнили сыны Исраэйля.  (Чис.9:1-5)

Ровно через год после исхода из Египта Всевышний заповедовал о принесении Пасхальной жертвы. И евреи, в большинстве, принесли ее, как нужно было по Уставу.

Однако ритуально нечистый человек, например тот, кто, коснулся мертвеца, не имел права принести жертву.

Ведь он должен был сначала очиститься, а тем временем Песах прошел.

Но «нечистые» не отчаялись, а обратились к Богу с просьбой: дать им еще одну возможность.

И Всевышний согласился, назначив этот день через месяц.

И так установилось навсегда то, что сегодня называется Второй Песах — через месяц после 14 Нисана приносят жертву те, кто по какой-то причине не смог принести жертву в срок.

Однако, почему же Второй Песах был назначен аж через месяц — ведь эти люди могли быть ритуально чисты уже через неделю?

Объяснение этому, возможно, находится в немного неожиданном месте:

21 Бывало, что оставалось облако с вечера до утра, — как поднималось облако к утру, они двигались; если же было оно и днем и ночью, то (лишь) когда поднималось облако, они двигались.

22 (Даже) если два дня, или месяц, или целый год стояло облако над скиниею, стояли сыны Исраэйля и не двигались; а когда оно поднималось, двигались они. (Чис.9:21-22)

Обратим внимание на то, что, согласно тексту, облако останавливалось только на конкретные промежутки времени: на ночь, на сутки, на два дня, на месяц и на год.

И когда евреи выступили с просьбой о дополнительном дне, то самый ранний срок после семи дней, необходимых на очищение, был только через месяц.

Поэтому и была принята эта дата Второго Песаха.

Но Второй Песах продолжался не целую неделю, а всего лишь один день.

А от человека не требовалось устранить все квасное из дома, он должен был лишь воздержаться от вкушения квасного вместе с мясом пасхальной жертвы. 

А сколько раз праздновали евреи Песахов в пустыне?

Большинство комментаторов склоняется к тому, что пасхальная жертва была принесена в пустыне только один раз — сразу же после воздвижения Мишкана, 1-го числа первого месяца второго года. После этого ее не приносили.

Причиной отмены этой важнейшей жертвы на долгий срок послужили события, описанные в следующей недельной главе, когда представители колен, посланные в разведку, вернувшись, запугали народ, и люди отказались идти в Эрец-Исраэль.

Всевышний не принимал пасхальной жертвы — символа освобождения — от тех, кто не выбросил из сердца египетское рабство и отказался от борьбы за то, чтобы стать независимым народом.

Пасхальная жертва была принесена через 39 лет поколением, выросшим за время странствий по пустыне, впервые же дни после того, как сыны Израиля под руководством Иегошуа пересекли Иордан, чтобы завоевать Страну Израиля.

Теперь касательно серебряных труб.

 Моше было велено изготовить две серебряные трубы, которые должны были находиться в его личном распоряжении, чтобы с их помощью подавать сигналы всему стану о начале движения, когда шатры свернуты и все готовы тронуться в путь, или о построении в боевом порядке в случае выхода на битву.

Трубы были узкими и длинными с расширяющимся окончанием.

Они не были похожи на шофар, используемые только для исполнения заповеди трубления в Рош-hаШана и в Йом-Кипур.

Подобные трубы использовались и в Иерусалимском Храме для оповещения в праздничные дни о принесении общественной жертвы.
Согласно Торе, только священники имели право трубить в эти трубы. 
Трубы служили не только средством подачи сигнала, но и средством духовного воздействия, помогающего народу установить непосредственную связь с Творцом и найти милость в Его глазах.

Кстати, их изображение, тоже можно увидеть на триумфальной арке Тита, в Риме. 
  

Следующий интересный момент:

29 И сказал Моше Ховаву, сыну Рыуэйла Мидьянитянина, тестя Моше: мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: «его отдам вам». Иди с нами, и мы сделаем тебе добро, ибо Господь обещал благополучие Исраэйлю.

30 Но он сказал ему: не пойду; а на свою землю и на свою родину пойду.

31 И сказал тот: не оставляй же нас, потому что ты знаешь (условия) стоянок наших в пустыне и будешь ты нам глазами.

32 И вот, если пойдешь с нами, то добро, которое Господь сделает нам, мы сделаем тебе.

(Чис.10:29-32)

Моше просит своего тестя остаться в стане сынов Израиля, чтобы помочь еврейскому народу советом и указать путь. 
А тот факт, что Итро, тесть Моше, неожиданно появляется под другим именем, не должен вызывать удивления.

В ТаНаХе приводятся десять имен, которыми называли Итро.

Такое обилие имен связано с тем, что сначала он жил среди мидьянитян и занимал высокое положение, потом удалился в пустыню и долгие годы провел там, а затем присоединился к еврейскому народу.

В древнем мире, где имена часто давали в связи с родом занятий, местом проживания и исповедуемой религией, перемены в жизни Итро не могли не привести к тому, чтобы за ним не закрепилось несколько имен, под которыми он был известен окружающим.

А что касается имени Реуэль, то этот человек был отцом Итро.

И в Исходе 2:18, где рассказывается о встрече Моше с дочерьми Итро у колодца, при описании их возвращения домой говорится: «…и пришли они домой к отцу своему Реуэлю«.

Для комментаторов этот стих не представляет особой трудности: «Дети часто называют деда отцом«, — объясняют они. 
Что касается Итро, то еще до дарования Торы он доказал, что человек, который прекрасно ориентируется в вопросах духовного и материального мира, может дать практические советы, как организовать жизнь народа, чтобы поднять его на более высокую духовную высоту и тем самым добиться расположения пред лицом Всевышнего.

Знания и опыт мудрого человека необходимы, чтобы не утратить Божественную поддержку. 

Но текст не говорит, какое решение принял Итро.

Приходится только догадываться, что Итро все-таки вернулся к своему народу.

А вот все его дети, и сыновья, и дочери, влились в Израиль.

Более того, предание говорят, что одна из дочерей Итро стала женой сына Аарона — Элезара, который стал  Первосвященником, после смерти Аарона.

Ну а  теперь о ропоте народа:

4 Сброд же, который был в их среде, стал проявлять прихоти; заплакали опять и сыны Исраэйля и сказали: кто накормит нас мясом?

5 Мы помним рыбу, которую мы в Египте ели даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок.

6 А ныне душа наша высохла, нет ничего, только ман пред глазами нашими.  (Чис.11:4-6)
Тяжко им наверное стало на свободе.
А только им ли?

А может и нам то же.

Ведь если Тора повелевает в каждом поколении ощущать, что это МЫ вышли из Египта, то справедливо ли будет чувствовать преемственность не только за то чудо, но и за это нытье.

И кстати, а в нашей жизни сейчас разве подобное не происходит?

Разве не возникает желания повторить те поступки, которые были у нас, до принятия Единого?

Разве мы иногда не говорим себе, что мы слабые люди, и нам невозможно противостоять нашим плотским желаниям?

Что Бог нас обделил тем-то и тем-то?

Мы такие же как и те, кто возроптал там в пустыне.

Только более «образованные«, а точнее более лукавые.

То есть умеем облекать наши слабости, в более пристойные, так сказать «возвышенные» формы.

Но ведь суть остается та же.

Почему так происходит?

Дело в том, что быть в рабстве — это значить, не за что не отвечать, и ни о чем не думать.

Работа — кормежка — отдых — удовольствия — все по графику.

И никаких там неожиданностей.
А если и бьют, то только свои, и только тем кнутом, к которому привыкли, и только строго по расписанию.

Никаких неожиданностей — родился — женился — умер.

А на надгробном камне только дата — когда родился, и когда умер.

Если конечно, есть кому выбить эти циферки.

В этом заключается участь раба человеческого.

Что же касается воспоминаний, то они, кстати, всегда выглядит более привлекательным.

Вспомним себя, как нам иногда хочется вернуться в прошлое.

В этом нет ничего плохого, когда мы хотим вспомнить прекрасные моменты, из прошлой жизни.

Но если мы хотим там остаться навсегда — то мы уже мертвецы.

Нельзя только жить прошлым.

Его уже нет, и ни когда оно не  повторится.

Но и нельзя жить только в будущем.

Надо полноценно жить сегодня, чтобы реально делать будущее.

Вот что не смогли понять та часть еврейского общества, которая возроптала на Всевышнего:

Сброд же, который был в их среде, стал проявлять прихоти; заплакали опять и сыны Исраэйля и сказали: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую мы в Египте ели даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок. А ныне душа наша высохла, нет ничего, только ман пред глазами нашими.

А что же Моше?:

11 И сказал Моше Господу: зачем сделал Ты зло рабу Твоему, и отчего не нашел Я милости в глазах Твоих, что возлагаешь бремя всего народа этого на меня?

12 Разве я носил во чреве весь народ этот, иль родил я его, что Ты говоришь мне: неси его в лоне твоем, как носит пестун грудного младенца, в землю, которую Ты клятвенно обещал отцам его?

13 Откуда у меня мясо, чтобы дать всему народу этому, когда плачут они предо мною, говоря: «дай нам мяса, и будем есть»?

14 Не могу я один нести весь народ этот; это слишком тяжело для меня.

15 Когда же Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость в глазах Твоих, чтобы не видеть мне бедствия моего. (Чис.11:11-15)

Когда евреи выходили из Египта, Моисей был единоличным руководителем народа.

И хотя народ ему полностью доверял, но концентрация всей полноты власти в руках одной личности оказалась делом опасным.

Вспомним, когда Моисей задержался на горе Синай, евреи, оставшиеся «без вождя«, обратились к идолу — «золотому тельцу«.

Моисею также не удалось убедить евреев отказаться от требования предоставить им «нормальную» еду вместо надоевшей манны, выпадавшей для них в пустыне.

Проблема Моисея была в том, что каждому еврею, который обращался к нему со своими проблемами, Моисей хотел помочь, но он был не в силах принять всех евреев, выстраивавшихся к нему длинной очередью.

Поэтому следовало учредить собрание представителей народа, которое, с одной стороны, давало бы евреям правильные ответы на их запросы, а с другой — было бы способно донести слова Бога до народа.

К разбираемому моменту понял это и Моше.

И отвечал Бог Моше:

16 И Господь сказал Моше: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Исраэйля, о которых ты знаешь, что они старейшины народа и надзиратели его, и возьми их к шатру соборному, и пусть предстанут они там с тобой.

17 А Я сойду и буду говорить там с тобой, и отделю от духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа этого, и не будешь ты нести один. (Чис.11:16,17)

— это начало «Синедриона«, или еще как иногда называют этот орган «Кнессета» — основного законодательного коллективного органа, на который возложена функция жизнеобеспечения израильского общества.

В период Моше, это еще было небыло так заметно, а вот после него, этот орган, постепенно стал набирать силу.

И к концу Второго Храма, Синедрион являлся единственным органом, который имел и судебную, и гражданскую власть в Иудее.

Но на рассматриваемый момент, эти старцы – первые учителя, наставники, пророки народа.

Итак, перед Шатром Завета происходит чудо: семьдесят старцев разделяют духовную настройку, которую имел Моше и становятся пророками.

Дух Единого, которого имел Моше – не какая-то отдельная субстанция от Бога.

Это то состояние, когда дух человека находится в гармонии с Единым.

Человек видит наиболее ясно, чувствует наиболее верно, в его голове рождаются самые уместные мысли…

По-русски это звучит как «вдохновение«, или как «прозрение«.

Практически каждый человек когда-либо его испытывали.

А вот когда человек входит в длительный резонанс с духом Творца, он становится пророком.
И кстати, суть пророка, не только в предсказывании будущего.

Моше и сам, практически не предсказывал будущее – он его творил, как до него это делал Яаков, прародитель Израиля.

А Пророк – это человек, который может выразить словами то, что Единый говорит каждому человеку, но не каждый человек в состоянии услышать.

Пророк – не посредник между человеком и Единым

Он просто переводчик.


Но тут происходит интересная вещь:

26 И оставались в стане два человека; имя одному Элдад, а имя другому Мэйдад; и осенил их дух, ибо были они из записанных, но не выходили к шатру; и они пророчествовали в стане.

27 И прибежал отрок, и сообщил Моше, сказав: Элдад и Мэйдад пророчествуют в стане.

28 И отозвался Иешуа, служитель Моше, из избранных им, и сказал: господин мой, Моше! задержи их.

29 И сказал ему Моше: не ревнуешь ли ты меня? о, если бы весь народ Господень был пророками, лишь бы возложил Господь дух Свой на них.

30 И отошел Моше в стан, он и старейшины Исраэйля. (Чис.11:26-30)

Предание говорит, что в списках было больше семидесяти человек, и эти двое по своей скромности отказались идти с Моше, считая себя недостойными.

Ведь написано:

….ибо были они из записанных, но не выходили к шатру;…

Тем не менее, вдохновение «настигло» их в стане.

У человека знающего Тору, есть естественное чутье, позволяющее отделить слова, сказанные «по вдохновению» от слов, сказанных «просто так«.

Это так же легко, как отличить стихи графомана от стихов поэта.

Также и с пророчеством — евреи периода Синайского Откровения были «натренированы«, поскольку их постоянно окружали чудесные проявления Воли Единого.

Кроме этого, и у евреев того времени, были истинные пророки — Моше и его сестра Мирьям, и был Первосвященник Аарон.

Поэтому, им сравнительно не сложно было в тот момент, отличить пророка от лжепророка.

Следующий интересный момент, с разбираемой историей:

28 И отозвался Иешуа, служитель Моше, из избранных им, и сказал: господин мой, Моше! задержи их.

29 И сказал ему Моше: не ревнуешь ли ты меня? о, если бы весь народ Господень был пророками, лишь бы возложил Господь дух Свой на них.

Иешуа человек военный, и поэтому огорчился — непорядок, мол, самопроизвольно пророчествуют, без документов, об окончании курсов пророков!

Того и смотри, скоро все себя пророками объявят!

Давай их накажем, чтоб другим впредь неповадно было!

Но ту проявляется характер Моше, как истинного лидера:

29 И сказал ему Моше: не ревнуешь ли ты меня? о, если бы весь народ Господень был пророками, лишь бы возложил Господь дух Свой на них.

Поэтому пророк не тот, кого власти назначили пророком, а тот, кого сделал пророком Сам Бог. 
И мудрые цари Израиля советовались с пророками – не из-за достоинства самих пророков, а из-за того, что пророк и есть человек, слышащий ясно голос Единого.

Вот таким образом возник «первый Кнессет«, в котором было 72 человека, по 6 от каждого из 12 колен.

Позже, к периоду Второго Храма, это число было увеличено до 120, по 10 представителей от колена.

И в заключении поговорим немного о грехе Мирьям:

1 И оговаривала Мирьям и Аарон Моше за жену Кушиянку, которую он взял; ибо жену Кушиянку он взял (себе).

2 И сказали: разве только с Моше говорил Господь, ведь и с нами Он также говорил. И услышал Господь.  (Чис.12:1,2)

Ну во первых, кто такая « жена Кушиянка«?

Некоторые комментаторы говорят, что это дочь Итро — Ципора.

Но тут вот какая неувязка: земля Куш — это Эфиопия.

А Итро, со своим семейством жил на юге Синайского полуострова.

Поэтому, тут больше подходит информация из древнего предания о том, что у Моше, в бытность его жизни при дворе Фараона, была жена эфиоплянка — принцесса Эфиопская.

Ведь на момент его бегства из Египта, ему было сорок лет, более чем достаточный для образования семьи.

Поэтому, вероятней всего, когда он вернулся в Египет, за своим народом, он забрал и её с собой.

А за что его «оговаривала» Мирьям?

Видимо за то, что он не оказывал должного внимание ей.

И именно за это Мирьям его и осуждала. 

Но если это так, то почему Бог покарал так её?

Перед нами тема оговора, злословия, сплетни, того, что на иврите зовется — лашон ара — злой язык, что запрещен Торой.

Во многих местах Торы мы встречаем это запрещение.

Так получилось, что Моше, занятый руководством народа, отдалился от жены.

И тогда Мирьям, как старшая сестра, сочла возможным бросить несколько злых упреков в адрес Моше.

И повидимому не раз, поскольку написано:

И оговаривала Мирьям — то есть говорила на эту тему, не один раз, и притом прилюдно.

И если в результате такого разговора падает статус обсуждаемого человека в глазах того, к кому эти слова обращены, то перед нами лашон ара (злое начало) в чистом виде.

Тут простое правило — если вы хотите сказать о данном лице нечто такое, что ему бы самому явно не понравилось, когда б он эти слова услышал — то не произносите ничего!

А если мы хотим кого-то научить уму-разуму, то скажем ему об этом наедине, не срамя перед людьми.

Ну а если он не хочет нас слушать?

Не злословьте, а обращайтесь в суд, то есть к братьям по вере.

Мирьям причинила своему брату Моше боль.

И была наказана страшной болезнью.

А что сделал Моше?

Стал молиться за Мирьям.

И как результат этой молитвы:

14 И Господь сказал Моше: если бы отец ее плюнул ей в лицо, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней? Пусть же будет она в заключении семь дней вне стана, а после она принята будет.

15 И была в заключении Мирьям вне стана семь дней; народ же не отправлялся в путь, пока не возвратилась Мирьям.  (Чис.12:14,15)