Перейти к содержимому

Недельная глава Бемидбар. 2017 г.

Недельная глава БЕМИДБАР

(В пустыне)

(Числа 1:1 — 4:20)

И так, мы приступаем к разбору четвертой книги Торы, которая называется Бемитбар, что значит «В пустыне».

Но это название на иврите.

Что же касается иных переводов, то за этой книгой закрепилось то название, которое эта книга получила при переводе на греческий язык — Числа.

Но в начале разбора, мы не будем нарушать нашу традицию, и опять коснемся сопутствующую тему, которая поможет нам глубже вникать в суть Писания.

А посвятим мы сегодняшнюю тему, такому вопросу как молитва.

Я думаю, что все со мной согласятся, что в практической жизни каждого, кто исповедует Единого, это пожалуй самый важный вопрос, поскольку это тот реальный момент, когда мы общаемся с реальным Богом, в реальном времени.

А, «для разогрева«, приведу один очень хороший отрывок, точнее молитву одного прославленного писателя:

Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня.

Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.

Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни.

Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.

Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.

Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью.

Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем.

Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.

Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко.

Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.

Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.

Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!

Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.

Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе.

Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.

Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.

Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу».

Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.

Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.

Научи меня искусству маленьких шагов.

Антуан де Сент-Экзюпери

Эти замечательные слова, принадлежат не священнику, не раввину, не пастору, а замечательному французскому писателю, графу Антуан де Сент-Экзюпери.

Он жил как мыслил, без лукавства, и погиб в 1944 году, освобождая Европу от фашизма.

И приведенную выше его молитву, можно назвать его духовной характеристикой.

И нам есть чему поучится, в этой молитве.

Особенно последней строке, его молитвы:

Научи меня искусству маленьких шагов.

Как видим, Бог может открываться в любом человеке, если тот научился культуре общения с Ним.

И вот в этом ключе, мы попробуем, продолжить эту тему — как нам научиться общаться с Богом.

И в качестве учителя, изберем для себя нашего Мессию Иешуа.

Помните, как Его ученики просили научить их молится?

Они, наверное, ожидали от него, какую-то особую супер молитву, с помощью которой они смогут горы сворачивать.

А Он им взял, и напомнил то, что они собственно и сами с детства знали:

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Матф.6:9-13)

В евангелисты привели эту молитву, в очень сокращенном варианте.

А её полный текст, звучит так:

Отец наш, который на небесах,

Да святится великое Имя Твое

В мире, который Ты сотворил по воле Твоей.

Да придет царство Твое и царская власть Твоя вскоре,

И да признают Тебя все народы земли.

Да будет превознесено Имя Твое во веки веков,

Да исполнится воля Твоя на небе и на земле.

Пошли мир и успокоение всем боящимся Тебя.

И делай с нами все, что Ты полагаешь благом для нас.

И дай нам насытиться хлебом,

Что Ты посылаешь нам каждый день.

Прости нас, Отец наш, ибо мы грешили.

Прости и тех, кто причинил нам зло,

Как и мы прощаем их.

И не введи нас в соблазн,

Но сохрани нас от всякого зла.

Ибо Твое величие, и власть, и слава,

И победа, и великолепие,

И все на небе и на земле,

Вся земля Твоя,

И Ты Господь всего сущего вовеки!

Аминь.

Не правда ли, что это более соответствует тому, чему учил своих учеников Иешуа.

Для чего приведена эта молитва?

Чтобы правильно понять о чём Иешуа говорил 
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны (От Матфея 6:7) 
Ведь надо иметь хоть малейшее представление о том как на тот момент молились НЕязычники- т.е иудеи.

Когда Иешуа, говорил:«не говорите», то это совершенно не значит что и думать не надо.

Поскольку весь смысл иудейской молитвы, и состоит в её немногословности, и в том , что ты молясь проводишь время задумываясь, и сосредотачиваясь над КАЖДЫМ словом которое произносишь .

Более того молитва «Отче наш« —  это одна из главных и древней иудейской молитвы, которая была составлена ещё во времена Эзры, и которой конечно же молился и Иешуа.

А для чего вообще молится?

Ведь Всезнающий Бог и так видит и наши дела, и наши сердца.

Молитвенное общение нужно не сколько Творцу миров, сколько нам.
И все дело в том, что существуют несколько путей познания Непознанного.

Во-первых, что-то мы знаем о Боге потому, что слышали что-то о Нем от других.

Во-вторых, о Боге говорит традиция, полученная в наследство от культуры, где нам пришлось родиться, поэтому мы и называем Его:»Бог отцов наших«. 

И в-третьих — это Писание.

Это так сказать внешние свидетельства.
Однако этого не достаточно.

Независимо от того, сколько бы ни слышал человек от других о Боге, сколько бы он «не штудировал» Писание, он еще должен иметь свой личный Божественный опыт.

Если у человека не было этого личного опыта, то у него никогда не появится никакого глубокого представления о Боге.

Ну, это примерно, как понимание одного из чувств, присущих человеку.

Как бы нам его тонко и талантливо не описывали, но если мы сами этого чувства не пережили, то понимание его по писаному тексту, останется как мертвая теория, или бессодержательной информацией. 
То же самое верно и относительно пониманию Бога.

Если хоть раз в жизни мы испытали ощущение близости к Всевышнему, то, когда нам говорят «Бог«, то это слово имеет для нас очень реальный духовный смысл.

Ну а если у нас ни разу такого духовного переживания не было, то Бог для нас, нечто совершенно абстрактное, что может быть понято только на интеллектуальном уровне.

Ну примерно, как президент страны — он есть, но для меня лично, это никак особо не влияет.

Для меня важней отношения с моим шефом на работе, с женой дома, а текже родными и близкими мне людьми.

Но для того, кто хоть раз имел жизненный опыт близости с Всевышним, сомнений такого типа не существует.

Этот личный опыт и подчеркивают слова молитвы «наш Бог«. 

Однако с другой стороны наша связь со Всевышним ни в коем случае не должна исчерпывается только личным опытом.

Поскольку личный опыт, вещь слишком субъективная, и дает нам слишком узкую личностную картину понимания как Бога, так и окружающего нас мира.

И тут, мы дополняем свой личный опыт, опытом прошедших поколений, пронесших знания и понимание Бога, через века, и через множественность переживаний.

Именно по этой причине, соединяя свой личный опыт с многовековой традицией, мы можем говорить «Бог наш и Бог отцов наших«. 
Или «Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова«.

А еврейская традиция говорит, что Аврааму Бог открывался через Божественное Величие, Ицхаку — через Свое Могущество, а Яакову Он открывался как Грозный Бог.

И вот, в соответствии с моментами наивысших духовных достижений Патриархов, мы можем обращаться к Всевышнему, говоря: «Бог Великий, Могущественный и Грозный«. 

Как — это мы рассмотрим далее.

Естественно, что этот вопрос, мы будем рассматривать, с позиций иудаизма, поскольку за прошедшие века, несмотря на их «жестоковыйность«, они, евреи, через своих праведников, накопили значительный духовный опыт, по многим вопросам, в том числе и в вопросе молитвенной жизни.

И, который в современном христианском мире, либо не приветствуется, а иногда и напрямую отвергается.

К сожалению.

Что лишает людей, ищущих близких отношений с Творцом, познания путей к этому.

И так, нам надо понять, что не только Сам Бог, но и Его Величие на самом деле непознаваемо, а все возникшее у нас представление о Нем, есть лишь слабый намек на Его Величие. 
Конечно, надо понимать, что это только предварительные упражнения на уровне рассудка, и что в процессе молитвы, у нас не будет времени, заниматься подобными рассуждениями.

Поэтому, когда мы произносим «Великий Бог мой«, то нужно попытаться прочувствовать «Его величие» вне интеллектуально-рассудочных рамок.

Если человек всем своим существом отзовется на это слово, то в этот момент он как бы сможет ухватиться за отблеск того, что значит «великий» применительно к Богу. 

И еще — в иудаизме, величие Бога, считается тесно связанным с категорией Его любви.

Когда мы пытаемся представить себе Бесконечно Великого Бога, который готов выслушать речь, даже мельчайшего из Его творений, мы начинаем понимать, что невозможна любовь больше этой, которая заложена в Нем.

Поэтому в Его Величии есть и Его Любовь.

Читая Писание, мы видим, что Авраам учился любить все творения так же, как любит его Всевышний.

И хотя, согласно своего статуса, он должен был бы принадлежать к кругу царей и властителей,

но мы видим, что он в буквальном смысле слова бежал навстречу бедным и простым путникам, чтобы встретить их и услужить им. 

То есть, не имея любви в своем сердце, притом в первую очередь к Божьему творению, сложно иметь контакт с Тем, Кто все это сотворил

И как следствие, сложно потом вести полноценную молитвенную жизнь.

Думая о Могуществе применительно к Творцу, человек должен погружаться в это понятие, пока оно не переполнит его ум.

И когда человек осознает Божественное величие и могущество, его охватывает ощущение трепета.

Не того трепета, который бывает от испуга, а наоборот, прекрасного трепета, который возникает, когда стоишь в присутствии Бесконечного. 

Иными словами, когда мы говорим, что Бог «велик, могущественен и грозен«, то эти эпитеты ни в коем случае не обозначают Его определения, а просто показывают те эмоции, которые мы чувствуем, когда пытаемся приблизить себя к Нему.

Иначе, когда мы хотим приблизиться к Всевышнему, то сначала у нас появляется ощущение бесконечного Его Величия, затем ощущение бесконечных Его сил и Могущества, и, в конце, чувство всепоглощающего трепета.

И ум должен воспарить над величием, над могуществом и над ощущением трепета, и почувствовать, что Бог — над любой представляемой нами реальностью, и за пределами любой мысли, на которую мы только способны. 
И тем самым, мы как бы для себя подчеркиваем дистанцию между нами и Богом.

А вот самой молитвой, мы, наоборот «сокращаем» эту дистанцию.

Да, своим умом, мы понимаем, что Он так велик, что все галактики для Него не более существенны, чем бактерия.

А что же касается Его творения — человека, то Он велик до такой степени, что каждое человеческое существо, может быть для Него так же важно, как и все эти галактики, вместе взятые. 

Кроме этого, мы также видим во Всевышнем нашу надежду на будущее.

У нас есть вера, что придет время, когда все человечество целиком достигнет того уровня осознания Бога, который когда-то был достоянием единиц — наших Праотцов — и что это будет временем всеобщего мира и благоденствия. 
Мы также верим в то, что в определенное Им время, Он пошлет нам Избавителя «ради Имени Своего». 

И через этого Избавителя, Бог вернет мир к эпохе Эдема.
Поскольку с Именем Всевышнего связаны наши надежды на будущее.

И вся надежда Патриархов, и прошедших поколений, которые призывали Его Имя, теснейшим образом было связанно с Богом.

И как это было сказано выше, завершит процесс избавления человечества, от рабства греха, Машиах, который принесет чистое Имя Бога всему человечеству.

Как и описано это в одном из пророчеств, описывающих времена Мессии: «в тот день будет Бог Один, и Имя Его будет Одно»(Зах. 14:19).

Таким образом, весь мир не только будет служить Богу, но и все народы будут называть Его одним и тем же Именем.

Это будет означать, что у всего мира будет одно и то же представление о Боге.

Есть еще одна «тонкость«, в нашей молитве.

Когда мы в своей молитве произносим: «Ты — Царь, Помогающий, и Спасающий, и Защищающий«, то в этих словах мы выражаем нашу личную связь с Ним

Когда при произнесении этих слов, мы правильно осмыслит их, то это позволит нам удержаться в нужном духовном настрое на протяжении всей нашей молитве.  

И даже если мы прочитали все это благословение без достаточной направленности, но эти слова  осознаем достаточно глубоко, то они приведут нас в состояние столь сильной близости к Всевышнему, что оставшуюся часть построенной нами молитвы, мы сможет закончить совершенным образом.

Почему весьма желательно, научиться в своей молитве, произносить именно эти четыре слова:» Ты — Царь, Помогающий, и Спасающий, и Защищающий «? 
Попробуем рассмотреть эти слова подробнее. 

Первое слово — «Царь» («Мелех«).

Здесь мы рассматриваем Бога как нашего Владыку, а наше отношение к Нему — как подчинение царю.

Но Царь далеко, где-то там, в своей столице, в своем дворце.

И если нам что-то нужно от царя, то мы должны послать ему прошение по соответствующей форме. И это прошение будет проходить по инстанциям, канцеляриям, через министров и секретарей.

И, если посчастливится, через определенное время, мы можем получить Его ответ.

Таким образом, обращаясь к Богу как к Царю, мы видим Его могущественным, но отдаленным.

От Него возможна помощь, но эта помощь, не всегда близка, и не всегда быстрая. 

Следующим словом мы обращаемся к Всевышнему, как к «Помогающему» («Озер«).

Это уже гораздо ближе, чем «Царь«.

Помощник — это тот, к кому мы можем обратиться непосредственно.

Это друг, про которого мы знаем, что он откликнется в любой момент, как только мы к нему обратимся.

Таким образом, называя Его «Помогающим«, мы подчеркиваем, что можем обратиться к Нему, «минуя промежуточные инстанции«, то есть в любое время, и Он будет нас слушать.

Подобное отношение намного более близкое, чем у Царя и его подданных.

Словом «Царь» мы обозначили величие Бога, и теперь, произнося «Помощник«, мы начинаем процесс, постепенного приближения к Всевышнему. 


Третье слово, с которым мы обращаемся к Богу, — это «Спаситель» («Мошиа«).

И опять же, «Спаситель«, еще более близок, чем помощник.

«Спаситель» — это тот, кто может вас спасти в данный момент, когда мы, допустим, тонем в реке.

У помощника могут быть наилучшие намерения, но если он не всегда рядом, он не всегда способен выручить нас из опасности.

Поэтому, когда мы обращаемся к Всевышнему, как к «Спасителю«, то мы видим Его, как вполне доступную Личность, который готов мгновенно спасти нас. 

В конце мы обращаемся к Всевышнему словом «Защитник» (Маген, буквально «Щит«).

Щит даже ближе, чем спаситель.

Щит может помочь, даже когда в меня уже пущена стрела, и ничто другое не может ее остановить. Когда стрела уже летит, даже спаситель не успевает ее перехватить.

Тогда должен оказаться на своем месте щит — рядом, как раз напротив летящей стрелы.

Поэтому, обращаясь к Всевышнему, как к своему «Щиту«, я могу ощущать Его рядом с собой. Всевышний окружает меня подобно одежде, сотканной из чудесной брони.

Произнося «Защитник«, я чувствую себя под защитой Всевышнего, и ничто в мире не способно причинить мне вред. 

И так, произнося:»Ты — Царь, Помогающий, и Спасающий, и Защищающий «, мы тем самым провозглашаем Его Всесилье в созданном Им мире.

Естественно, что предложенный вариант построения молитвенной жизни надо рассматривать лишь как один из доступных.

И каждый, в своей личной жизни, может применять и иные варианты.

И помнить, что Творец — это Тот, Кто хочет чтобы мы жили, и притом жили счастливо.

Это вполне доступно, если мы во всем следуем Ему.

Да — это не просто.

Но просто и доступно только одно — это ничего не делать.

А все остальное нужно созидать.

В том числе и молитвенную жизнь.

А может быть даже в первую очередь.

А созидать — значит трудиться.
  
И, вот с такого вступления, мы приступим к разбору нашей недельной главы, которая называется «В пустыне«.

События, которые мы читаем в этой книге — это были годы странствий, на протяжении которых умерли почти все те, кто был старше 20-ти лет, после исхода из Египта.

Это было наказание за отказ народа отправиться в страну, дарованную им Всевышним, сразу, как только Господь им это приказал (грех разведчиков Чис.13; 14 главы ).

И к концу их путешествия по пустыне, выросло новое поколение, часть которого не слышало голоса Творца, звучавшего с горыСинай, а знало об этом событии, лишь из рассказов отцов и дедов.

Но тем не менее, Тора называет вышедших из Египта, и присутствующих при Откровении Бога на Синае, поколение «поколением света», поскольку они воочию лицезрели Божественное присутствие.

А родившееся в последствии поколение в пустыне, мудрецы назвали «поколением тьмы», поскольку они знали о Синайском Откровении, только из уст их отцов, или их дедов.

И еще — Тора не ставит перед собой задачи познакомить нас с происходившими за это время событиями во всех подробностях.

Она приводит лишь самые важные детали, но при этом дает нравственную оценку поступкам людей и позволяет тем, кто внимательно вчитывается в ее строки, извлечь урок на будущее.

Она также показывает, что любое звено в непрерывной цепи событий является не случайным, а представляет собой проявление Божественного Провидения.

При этом, в повествовании этой книги, особое место занимают законы, относящиеся к области взаимоотношений с другими народами, поскольку от соблюдения этих законов зависит, сможет ли еврейский народ выполнить возложенную на него миссию — быть источником знаний Слова Бога, и благословения для всех народов земли. 

Помните, что сказала Раав израильским лазутчикам:

8 Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю

9 и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость;

10 ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили;

11 когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу;  (Иис.Нав.2:8-11)

Были и масса других моментов, когда через еврейский народ, Бог открывался другим народам.

Кроме этого, своей тематикой, книга Чисел, отличается от книги Левит.

Книга Левит охватывает всего лишь месячный период времени, но зато весьма богата заповедями. Книга же Числа мало упоминает Божественных предписаний, зато описывает жизнь в стане Израильтян на протяжении почти всего их странствования в пустыне — от второго месяца второго года до одиннадцатого месяца сорокового года.

Она целиком посвящена временным предписаниям, данным израильтянам, когда они находились в пустыне, и чудесам, которые произошли с ними.

Поскольку Израиль в то время переживал своё становление, как нации, и как будущего государственного образования.

Ведь на момент написания книги Чисел, прошло лишь 13 месяцев после выхода из Египта.

Но давайте приступим непосредственно, к этой недельной главе:

1 И сказал Господь Моше в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря:

2 исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно:

3 от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их — ты и Аарон;

4 с вами должны быть из каждого колена по одному человеку, который в роде своем есть главный.   (Чис.1:1-4)

Мы знаем, что сегодня, перепись населения — это солиднейшая и продолжительная кампания.

Поскольку ей предшествуют создание бесчисленных комиссий, заседания на всех уровнях власти, активное оповещение граждан о предстоящей акции, через средства массовой информации.

То есть, один только подготовительный период сам по себе — целое мероприятие, притом не очень дешевое, для государственной казны.

А тут:»В первый день второго месяца», Моше получил приказ пересчитать всех евреев, и в тот же день — «счетная комиссия» приступила к делу.

Вся подготовка заключалась в том, что Моше сообщил о приказе Аарону и еще двенадцати представителям от каждого колена, и работа закипела.

Расторопность действительно поистине удивительная.

Стоит и нам поучиться ей у Моше и Аарона!

Кстати, подсчет еврейского населения, о котором говорится в главе, — вторая перепись народа в его истории.

Если мы помним, то первый раз евреев считали при строительстве Мишкана — переносного Храма.

Тогда каждый мужчина в возрасте от двадцати до шестидесяти лет внес на Храм по половине священного шекеля, и количество монет указало численность народа (из этого серебра затем изготовили основания столбов для храмовой завесы).

В третий раз такой подсчет будет произведен, после тяжелой эпидемии, поразившей народ за блуд с Моавитянами.

Но к этому, мы подойдем несколько попозже.

И так, это была особая перепись народа Израиля.

Исчисление в этой книге отличается от предыдущего тем, что в нем счет велся «по семействам их, по отчим домам их«.

В чем изюминка этой переписи?

Дело в том, что в те времена, среди окружающих Израиль народов, особо не соблюдалась моральная чистота, в семейных отношениях.

Подчас даже поощрялись всякого рода сексуальные извращения, особенно в периоды религиозных праздников, когда массовый блуд овладевал всеми прослойками общества, и любого возраста.

Что же касается Израиля, то, даже находясь в рабском положении, большинство из них держались патриархальных правил, заложенных Праотцами их рода.

Поэтому только израильтянин мог уверенно указать на свою принадлежность к тому или иному отчему роду.

Этим как бы подчеркивалось, что семья – основа народа.

А от духовного состояния семей, зависит и состояние всего общества.

И так, в результате исчисления, было насчитано  603550 мужчин возраста воинской службы — от 20 до 60 лет.

Колено же Левия исчислялось отдельно, и их было насчитано 22300 человек мужского пола в возрасте от 1 месяца и старше.

Кроме переписи, в этой недельной главе говорится о том, что Бог утвердил  порядок расположения колен Израилевым, как на стоянке, так и во время маршрута, вокруг Мишкана. 

И выглядело это так:

— в самом центре общества Израилева, находился Мишкан

— вокруг него, располагались левиты.

— вокруг стана левитов, располагались колена Израилевы, четырьмя группами:

— на востоке располагались Иуда (74600 человек), Иссахар (54400) и Завулон (57400);

-на юге — Рувим (46500), Симеон (59300) и Гад (45650);

— на западе — Ефраим (40500), Манассия (32200) и Вениамин (35400);

— и к северу — Дан (62700), Асир (41500) и Нефалим (53400).

В таком же порядке сыны Израилевы передвигались во время странствий.

У каждого колена был свой глава, и особого цвета флаг, с особой эмблемой, которая соответствовала тому символу, которое колено получило, во время благословения Яакова, своих сыновей.

Что же касается цвета флага, то он был таким, как и цвет камня, на котором было выгравировано имя этого колена на наперснике, у Первосвященника.

А теперь касательно вопроса расположения семейств Левитов, вокруг Мишкана.

Семейство Каафа располагалось на востоке, семейство Гершона – на западе, а  Мерари – на севере.

С восточной стороны находились Моше, Аарон и его сыновья.

Эти все семейства Левитов окружали внутренним четырехугольником Мишкан, а все колена, весь стан, то есть четыре  стана по три колена в каждом,  располагались подальше с четырех сторон. Главная функция колена Левия состояла в том, чтобы  не допускать  остальные колена Израиля слишком приближаться к Мишкану, чтобы не было у них поражения.

То есть прежде всего, задача Левитов состояла в предотвращении злого умысла, по отношению к Мишкану.

Быть постоянно начеку — вот их предназначение.

И так, было исчислено, старше двадцати лет 603 550 тысячи, боеспособных мужчин, без учета колена Левия.

А если сюда прибавить, и 14 410 левитов, старше 30 лет, то тогда мы получаем 617 960 человек, способных держать меч, в своих руках.

Но мы помним, что из Египта вышло 600 000.

То есть, налицо явный прирос.

И это несмотря на то, что прошло всего один год, и один месяц, после Исхода из Египта.

А между этими событиями было поражение Израиля, за поклонение «золотому тельцу«, как от меча левитов, так и от выпитой воды, в которой Моше растворил прах тельца.

И от неё погибли те, кто тайно сочувствовал поклонникам «золотого тельца«.

Следующий немаловажный момент, на который указывают  некоторые иудейские комментаторы — в пустыне, во взаимосвязи «Бог — человек«, был явлен так сказать уровень «Пастух — стадо«.

И это относится только к поколению Исхода.

И действительно, когда Божественное Присутствие проявлялось так явно, и так близко, как это было тогда в Пустыне, то для свободы выбора человека, действительно оставалось не так уж много места.

По сути, этот выбор сводился к следующему выбору — жизнь или смерть.

То есть согрешил — получи.

Прямо сейчас.

Нарушение приказов, исходящих от «Вышестоящих органов«, то есть непосредственно от Творца, наказывается смертью, в том или ином смысле, о чем прямо и многократно говорится в этой книге.

Между прочим, такое положение, вполне возможно будет и в Тысячелетнем Царстве:

20 Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. (Ис.65:20)

Что же касается поколения, которое вошло в Землю Обетования, то хотя оно и называется, как мы уже говорили «поколением тьмы«, но тем не менее, им постоянно приходилось принимать самостоятельное решение, по любому вопросу.

Поэтому эксперимент, поставленный в Синайской пустыне, показал, что природа человека не терпит навязанных извне идеалов, даже если в качестве пастыря-пастуха выступает непосредственно сам Бог.

Лишь самостоятельно «добывая» свет, человек постепенно поднимается из тьмы, приближаясь к Творцу.

Вот почему в Землю Израиля было дано войти не «поколению света«, которое Бог опекал со всех сторон, но «поколению тьмы«, которое научилось принимать самостоятельные решения.

Иначе, как можно быть самостоятельным, если не преодолевать препятствия, завоевать и освоить эту землю, извлекая при этом свет из тьмы.

Так было в древности, так есть и в наше время.

Нам подчас тоже приходится через систему проб и ошибок, пробиваться к свету.

Но это стоит того, так как в конце пути, нас ждет награда большая, чем мы этого заслуживаем.

И далее Тора говорит:

1 И Господь сказал Моше и Аарону, говоря:

2 Каждый при знамени своем со значками отчего дома их да стоят сыны Исраэйля станом; поодаль от шатра соборного стоять им станом вокруг. (Чис.2:1,2)
Как мы уже говорили раньше, если из Египта вышла толпа, то по пустыне шел уже организованный народ.

В котором уже появилась своеобразное государственное структурирование, в виде иерархической структуры: человек — глава семьи — глава рода — старейшина колена — совет старейшин — Моше — Бог.
И несмотря на то, что численность колен была разная, различия их, по социальному, количественному и иному уровню небыло.
И даже когда Моше распределял расстановку колен вокруг Мишкана, деление народа на четыре лагеря, по три колена в каждом, это никого не смущало.

То есть, Израиль той эпохи, еще небыл испорчен соревновательным межколеным пылом, и между коленами ясно осознавалось равенство.

Просто надо было выбрать четырех старейшин из лагерей различных колен, и ими стали старейшины колен Иуды, Реувена, Эфраима и Дана.

Тем более, что это не Моше решил, а «директива была спущена свыше«.

А к тому времени, у израильтян, уже небыло сомнения в том, что Моше, как пророк, получает откровение именно от Бога.

И Моше к тому времени, принимали уже как власть имеющий.

А любая власть действенна, если за ней стоит Бог.

Как тогда, так и сейчас.

Помните, как Павел обращался по этому поводу к язычникам:

1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.  (Рим.13:1,2)

Или в другом месте:

1 Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело,…  (Тит.3:1)

При этом независимо от того, какая власть монархическая, или демократическая.

Естественно, что лучше та система власти, при которой главенствует сам Бога, через поставленных Им людей.

Иначе говоря, единоначалие, то есть монархия.

Но даже при этом, каждый режим может быть и «плохим«, и «хорошим«.

Поскольку люди остаются людьми, даже когда их ставит у власти Творец.

Поэтому, хорошим правитель будет тот, у которого на первое место стоит процветание своей страны, и своих сограждан.

И когда в сердце этого правителя живет Бог.

В этом и был смыслИсхода из Египта — построение образцового общества.

Хотя даже при Моше не удалось полностью достичь этого состояния.

Поэтому полное достижение его будет только тогда, когда Господь полностью установит свою власть на этой земле, и через Мессию исправив сначала Израиль, а потом и все народы мира.

Ну а почему пребывание евреев в пустыне так затянулось, мы уже кратко сказали выше.

Поэтому книга и описывает те прегрешение, за которым это наказание последовало.

А также, сообщает о решении Всевышнего — в Обетованную Страну войдет только новое поколение, а согрешившие — то есть поколение мужчин, старше 20 лет, при выходе из Египта, умрут в пустыне.

И кстати, насчет этой смерти.

Мужчины из левитов мужчины, в этот «список» не входили.

Ну и «по пути«, давайте коснемся еще вот какого вопроса — Израиль был основан, чтобы производить реальную работу, в реальном мире.

И эта работа, на первый взгляд, нередко выглядела как ритуал.

Да и действительно, какая разница между ритуалом и реальностью?

Между тем какое мясо можно есть, а какое нельзя?

Или какие слова произносить в той или иной молитве?

Или на какой земле жить, что можно на ней сеять, а что нельзя?

Дело в том, что без материальной привязки, все духовные принципы и Заповеди теряют свой смысл.

То есть, без реального воплощения Заповедей в практической жизни, теряется смысл нашего поклонения Богу, и того исследование Торы, которое мы проводим еженедельно.

Как печальный опыт, мы это можем видеть, на истории Израиля, и на опыте некоторых форм поклонения, в христианских кругах.

Также и Израиль нередко пренебрегал Заповедями Бога, за что неоднократно был жестко наказуем.

Это и семидесятилетнее Вавилонское пленение, и двухтысячилетнее Римское изгнание.

Я уже не говорю о так называемых «мелких» наказаниях, когда Бог насылал на Израиль то моавитян, то филистимлян, то иных народов, за их пренебрежение Его Законом.

Ну и так далее.

Что же касается христианства, и его реальному исполнению Заповедей Бога, то тут другая беда.

Приписав Мессии заместительное исполнение всего Божьего Закона, они, деятели поздней церкви, решили, что «ветхий закон«, потерял силу, и теперь правит бал благодать.

То есть достаточно уверовать в Мессию, и в Бога, и ты спасен.

А если кому-то этого мало, то пусть исполняют всего две Заповеди — «возлюби ближнего«, и «возлюби Бога«.

При этом границы этих заповедей настолько размыли, что подчас сложно понять, а что нужно вложить в рамки этих Заповедей, а что нет.

И начинаются бурные фантазии, притом в каждой деноминации свои.

И я уже не говорю о светском обществе, где человек сам себе и законодатель и судья.

Как пример можно взять период эллинизма, где процветал изысканный разврат на всех социальных уровнях.

И даже когда Греция была оккупирована Римом, их культура не пропала, а даже покорила культуру Римской империи, а впоследствии и всей Европы.

В том числе некоторые из её постулатов проникли как в христианство, так и в иудаизм.

Вспомним хотя бы такого еврейского философа, как Филон Александрийский, который пытался создать симбиоз платонизма и иудаизма, в его учении «О Логосе«.
Кстати, чуть позже христианство взяло на  вооружение определенные постулаты этого учения, при толковании как ТаНаХа, так и Нового Завета.

Вспомним хотя бы трактовку первых трех стихов Евангелия от Иоанна, поздними христианскими комментаторами.

Я имею в виду, то значение, которое они придали «слову«.


Поэтому важно понимать, что без привязки Божьего Закона, к повседневной жизни, все другое быстро теряет ценность, и приходит в упадок.
Для Израиля, в пустыне центром материальной привязкой служил Мишкан, где постоянно пребывала Слава Божья.

Потом, когда у ханаанских племен была отвоевана вся их земля, то центром их духовной жизни стал Эрец Израэль.

А начиная со временДавида особую роль, стал играл Иерусалим, и построенный в нем Храм — центр духовной жизниИзраиля.

Сегодня нет Храма.

И это не простой период, поскольку теперь каждый человек, принимает решение, как следовать за Богом, опираясь только на текс Писания.

Поэтому строгое исполнение Закона Бога — это гарантия безопасности человека.

Как в библейские времена, так и сейчас.

Вот почему мы из года в год, исследуем Писание, и в меру своего послушания, учимся жить по Законам Бога.