Перейти к содержимому

Недельная глава Бехар. 2019 г.

Недельная глава Бехар

(На горе)

(Лев. 25:1-26:2)

1 И сказал Господь Моше на горе Синае, говоря:  2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; 3 шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, 4 а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; 5 что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; 6 и будет это в продолжение субботы земли [всем] вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; 7 и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу. (Лев.25:1-7)

Предыдущая глава, в очередной раз показала нам, Кто в этом мире является источником всей справедливости.

Во всех областях жизни человека.

И в этой главе, Бог опять себя раскрывает источником Закона, уже как бы в аграрной её части.

Он провозглашается Себя Единым законным Хозяином и Владельцем земли, которую он собирается отдать во владение Израилю.

И эта юридическая предпосылка становится основанием для подробного свода аграрного, личностного и имущественного Законодательств. 

И начинается этот раздел Законов, с разъяснения субботнего года для земли.

То есть в седьмой год, нельзя сеять и убирать урожай, а все, что произрастет на ней, становится общим достоянием.

И абсолютно любой человек, может зайти на любое поле, и взять себе столько продуктов, сколько требуется для утоления своего голода, в данный день.

Но не в прозапас, а именно в данный день.

А владелец этой земли, не должен препятствовать этому.

Более того, он сам становится как бы пришельцем на своем поле.

Поскольку в седьмой год, земля становится собственностью Бога.

Она и до этого была Его, но на шесть лет, Он как бы сдавал её в аренду человеку, для удовлетворения его насущных нужд.

Вот поэтому, как человек отдыхает в седьмой день, так и земле требуется отдых в седьмой год.

И так, то, чем седьмой день Творения является для всей планеты — «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.» — тем должен быть седьмой год для Земли Израиля.

Но это не значит, что седьмой год, Израиль проводил свое время в праздном состоянии.

Ведь основа Израильской культуры того времени — это сельское хозяйство.

И даже когда ненадо было работать на поле, то в подсобном хозяйстве, всегда найдется какая нибуть работа.

Но главное значение седьмого года, кроме отдыха земли — это еще и изучение науки почитания Бога, как Владельца и Хозяина Земли.

То есть, лишенные всей власти и гордости собственников, люди встают перед Богом на один уровень — уровень полностью зависимых людей от Бога.


 И так, попробуем подвести итог этому небольшому отрывку:

— на протяжении всего седьмого года, земля должна отдыхать;

— запрещается не только обрабатывать и засевать ее, но и собирать урожай тем способом, каким его

  собирают в обычные годы;

— в этот год земля не принадлежит человеку — она безраздельная собственность Творца;

— никто не имеет права присваивать плоды урожая, ибо, по воле Всевышнего, они являются общим

  достоянием, и каждый может взять столько, сколько ему нужно для еды;

— сами плоды урожая седьмого года приобретают статус святости, их запрещено уничтожать или

  использовать не по назначению;

— этот закон должен соблюдаться только в Эрец-Исраэль. 

И еще — когда мы разбирали Закон о рабах-евреях, то там вели разговор, что в седьмой год, владелец этого раба, был ОБЯЗАН его освободить, с возвращением ему, его участка земли, и так сказать «подъемных средств на существования, до нового урожая.
 

Но, во времена Первого Храма было несколько продолжительных периодов, когда сыны Израиля пренебрегали этим Законом.

Поэтому, традиция говорит, что одной из основных причин изгнания еврейского народа из Эрец-Исраэль, кроме идолопоклонства, было несоблюдение этого Закона.

Сколько раз пренебрегли этим Законом, столько лет и пробыли в изгнании.

А набралось этих нарушений, ни мало, ни много, а семьдесят раз.

Вот и пробыли в Вавилонском плену семьдесят лет.

8 И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; 9 и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; 10 и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. 11 Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных [лоз] ее, 12 ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее. 13 В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое.  (Лев.25:8-13)

Отличие Юбилейного года, от седьмого, состоит в том, что в седьмой год, земля отдыхает всего один год, а в Юбилейный два года.

То есть седьмой год, перед Юбилейным, и непосредственно Пятидесятый год.

А что же тогда кушать?

Ну, во-первых, Господь Бог, перед седьмым годом даст такой урожай, что он спокойно сможет прокормить человека аж до третьего года, то есть до вызревания нового урожая.

Как об этом будет сказано чуть ниже.

Во-вторых, эти два года, земля все равно будет давать какой, ни какой, а урожай, который может быть реальным подспорьем, до созревания нового урожая.

Следующий момент этого Юбилейного года, так это то, что все рабы-евреи, ОБЯЗАНЫ были вернуться в свои земли.

Хотят они этого, или не хотят, но должны выйти из рабства.

Вплоть до принудительного акта.

42 потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; (Лев.25:42) 

Поскольку Пятидесятый год должен быть годом восстановления и исправления ошибок прошлого, годом возвращения каждого в свои владения.

По милости Божьей, в общество должно вернуться его здоровье, как в области общественного поведения, так и в политической области.

Но это возможно только тогда, когда будет освобождена земля, от незаконного ею владения, и когда в обществе, больше не останется рабов.

И надо помнить, что хозяева, которые не «освобождают», или не «отпускают» своих рабов в этот год, будут сами «освобождены», или «отпущены» от Бога.

То есть, они будут предоставлены сами себе, и Бог больше не будет их Хозяином, и не будет их Защитником.

14 Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга; 15 по расчислению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе; 16 если много [остается] лет, умножь цену; а если мало лет [остается], уменьши цену, ибо известное число [лет] жатв он продает тебе.  (Лев.25:14-16)

Слова «Если будешь продавать что ближнему твоему», являются  следствием слов «В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое».

То есть, тут речь идет о возвращении участка земли, которое понимается не как возвращение собственности первоначальному владельцу, а как возвращение владельца к его исконной собственности.

И эта Заповедь, имеет своей целью откорректировать концепцию продажи земельной собственности в соответствии с духом Юбилейного года, путем провозглашения общего предупреждения против нечестных сделок: «не обманывайте друг друга».

Поэтому, любая продажа земли, которая противоречит установленному Торой Закону, считается обманом. 

Еще одна важная часть этого отрывка, заключается в том, что «Если будешь продавать что ближнему твоему», то под словом «ближний», подразумевается именно еврей, но ни как не представитель из иных народов.
И так, продавая или покупая землю, надо помнить, сколько лет остается до Юбилейного года.

И в соответствии с годами и с урожаями поля, которые оно может дать, продающий должен продавать, а приобретающий покупать, ведь он (последний) обязан возвратить ему (владельцу поле) в Юбилейном году.

17 Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш. 18 Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; 19 и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней. 20 Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? 21 Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года;  22 и будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое. (Лев.25:17-22)

И так, Бог дает гарантию того, что ЕСЛИ Израиль будет хранить Ему верность, и ходить Его путями, во всем соблюдая Его Закон, то Он гарантирует, что накануне, как седьмого года, так и Юбилейного года, будет такой урожай, что «будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое».

Но повторимся — это будет только в том случае, когда «Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней».

При этом каждый должен помнить, что у Бога, ни один человек, не остается без Его внимания.

Вот почему всегда надо держать под контролем, и свои мысли, и свои поступки.

23 Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня; 24 по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли. 25 Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; 26 если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, 27 то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое; 28 если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое. (Лев.25:23-28)

«…ибо Моя земля» — этот стих еще раз напоминает об общем принципе, который лежит в основе всех изложенных выше Законов.

Израиль получил свою землю от Всевышнего, только на правах арендатора.

И как всякий арендатор, еврей не имеет права продать землю, находящуюся в его распоряжении. 

Только крайняя нужда могла заставить человека продать свой наследный удел.

Но даже в этом случае, ближайший родственник, если имеет достаток, должен приложить максимум усилий, чтобы выкупить проданную землю.

Да, конечно, ближайший родственник не получит никакого наказания, если не выполнит своей обязанности.

Просто эта Заповедь во многом носит характер морального обязательства.

Покупатель не имел права отказаться возвратить приобретенный им наследный удел, если предлагаемые ему деньги соответствовали стоимости урожаев, за которые он заплатил, но не имел возможности собрать их. 

Но, в первую очередь, сам человек, продавший свой участок, должен приложить максимум усилий, чтобы выкупить принадлежавший ему участок, у того, кому он его продал.

Смысл этого Закона заключается в том, чтобы дать все преимущества исконному владельцу наследного удела. 

Как в прочем и всю ответственность за сохранение своего участка, несет её исконный владелец.

Но с выкупом земли, даже при наличии необходимой суммы, есть одна тонкость — проданную землю, можно выкупить не ранее чем через два года, после её продажи.

Тем самым, соблюдаются не только права продавца, но и права покупателя, поскольку он должен иметь возможность, оправдания этой покупки, через то, что он будет иметь с урожая купленной земли.

29 Если кто продаст жилой дом в городе, [огражденном] стеною, то выкупить его можно до истечения года от продажи его: в течение года выкупить его можно; 30 если же не будет он выкуплен до истечения целого года, то дом, который в городе, имеющем стену, останется навсегда у купившего его в роды его, и в юбилей не отойдет [от него]. 31 А домы в селениях, вокруг которых нет стены, должно считать наравне с полем земли: выкупать их можно, и в юбилей они отходят. (Лев.25:29-31)

И так, дом, который находится в обнесенном стеной городе, подлежал продаже как обычное недвижимое имущество.

За продавшим, сохранялось право выкупить свой дом в течение одного года.

По прошествии года, покупатель получает все права на владение домом, находящимся в городе, окруженном стеной.
А вот дом в деревне, имеет такой же статус, как и та земля, на которой он был построен.

Поскольку в нем, как правило, жил тот, кто и владел этой землей.

32 А города левитов, домы в городах владения их, левитам всегда можно выкупать; 33 а кто из левитов не выкупит, то проданный дом в городе владения их в юбилей отойдет, потому что домы в городах левитских составляют их владение среди сынов Израилевых; 34 и полей вокруг городов их продавать нельзя, потому что это вечное владение их.  (Лев.25:32-34)

При разделе Эрец-Исраэль между коленами, левиты не получили своего удела.

Для них были выделены отдельные города, расположенные в уделах других колен.

Эти города имели статус городов-убежищ (их количество достигало сорока восьми городов, которые были даны им).
Поэтому, если кто-либо покупал дом в одном из городов левитов, Закон, определяющий статус дома в городе, не распространялся на этот случай.

В Юбилейный год дом следовало возвратить его первоначальному владельцу. 

Но они, дома, могут быть выкуплены немедленно, даже до истечения двух лет.

Это же касается и того момента, когда продавали поле из своих полей, которые даны им в пределах двух тысяч локтей вокруг этих городов.

Они не владели ни полями, ни виноградниками, но только городами, чтобы жить в них, и окрестностями.

Для них это было вместо полей, и поэтому подлежало выкупу как поля, чтобы не лишить их удела.

35 Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; 36 не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; 37 серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для [получения] прибыли. 38 Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы дать вам землю Ханаанскую, чтоб быть вашим Богом. (Лев.25:35-38)

Очередной морально-правовой Закон, направленный на построение в Израиле гуманного общества.

Он направлен на почитание себе подобного, поскольку он такое же творение Бога, как и ты.

И через это выразить акт почтения к Богу, выражающее в признание Его как Хозяина и Владельца всего того, что имеем человек в этом мире.

Ибо земля и почва, была получена от Бога безвозмездно.

Так и еврей должен поступать по отношению и к своему брату, или пришельцу, живущим среди них.

То есть, тот, кто ссудил деньги, или продукты питания, не должен давать с расчетом, что от этого, получишь какую то прибыль.

Готовность ссудить движимую собственность без процентов нуждающемуся — это не одолжение, а поступок, подобный тому, как Бог поступает с человеком.

Как уже выше говорилось, все, чем человек владеем, не принадлежат ему.

Они являются нашими лишь при определенных условиях.

Единственный, Кто поистине наделен правом осуществлять контроль над всеми нашими приобретениями — так  это Бог.

И именно Он приказывает нам передать часть имущества, которое принадлежит Ему, но оказалось в наших руках, в руки того, кто остро нуждается в этом.

Чтобы дать нуждающемуся возможность, не только приобрести предметы первой необходимости, но и помочь в дальнейшем, приобрести устойчивое материальное положение.

При том, притязания на его будущий возможный доход, не могут основываться на идее компенсации за ту прибыль, которую спонсируемый мог бы получить, если бы не одолжил того, что дал нуждающемуся.

Это закладка основ нравственного состояния человека, который движимый одним трепетом перед Богом, когда состоятельный человек с готовностью, без мысли о будущем вознаграждении, предоставит свой капитал тому, кому грозит нищета, чтобы поддержать и укрепить его, в этот момент.

39 Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской:

40 он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, 41 а [тогда] пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, 42 потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; 43 не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего. (Лев.25:39-43)

Ну а если же брат твой обнищал, и вынужден таки продаться в рабство к еврею?

Институт еврейского рабства — это последнее прибежище для погрязшей в нищете семьи, которая до последнего мгновения тщетно боролась за сохранение своей экономической независимости.

То есть, у кормильца не осталось ничего, кроме собственной способности к труду и, возможно, способности к труду его семьи.

Именно с этим умением работать, он и его семья на время входят в хозяйство состоятельного человека, который, взамен использования труда своего раба, не только принимает на себя обязательство обеспечивать семью раба, пока кормилец служит ему, но и по-прежнему обязан обращаться с ним как с ближним, или братом.

Таким образом, неудачник защищен от несчастья и голода.

А когда срок его службы истечет, он может уйти в свой надел, и использовать накопленные сбережения, чтобы попытаться создать новую независимую жизнь.

Ну а если его рабство достигло седьмого года, или Юбилейного года, когда раб все еще находится в услужении, то не зависимо от того, на какое время он вошел в это рабство, он освобождается.

И обретает не только личную свободу, но и землю, которую он получил как отеческий удел, землю, с которой он и его семья, в будущем смогут достичь экономической самостоятельности, если Бог 

благословит его трудолюбие и упорство.

Безусловно, реализация этого института предполагает, что жизнь народа будет основана на справедливости и гуманности, которые управляются исключительно идеалом долга, как это может быть лишь в Богом основанном государстве, управляемом Его Законом.

То есть, подчиненность Богу, исключает полную зависимость, от любого другого человека.

И еще — еврейского раба ЗАПРЕЩАЕТСЯ продавать таким образом, как продают рабов, то есть, с публичных торгов.

Будущий раб сам выбирает себе будущего хозяина, и затем в присутствии судьи, обе стороны заключают между собой соглашения, на каких условиях, раб будет служить у него.

Роль же судьи заключается в том, чтобы условия договора не ущемляли право продаваемого, как полноценной личности, имеющей такие же гражданские и религиозные права, как и купивший его.

Исключением может быть тот момент, когда пойманный на воровстве человек, не может возместить совершенный материальный урон.

В этом случае, суд назначает ему место отбывания рабства, до полного возмещения убытка.

Но при этом, он не лишается человеческого достоинства, и отбывает свое наказание, как наемный работник.

«Потому что они — Мои рабы как и ты, которых Я вывел из земли Египетской».

44 А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас; 45 также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью; 46 можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами. А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью. (Лев.25:44-46)

Здесь Тора подчеркивает, что по отношению к рабам не евреям, применяется совершенно другой закон.

Прежде всего, для них не существует определенного срока пребывания в зависимости от хозяина.

В случае смерти хозяина, они, подобно земельным владениям, переходят к его наследникам, как и те  дети, которые родились у рабов, во время их пребывании в рабстве у этого хозяина.


Можно было бы ожидать, что рабство, как бесчеловечный акт, будет запрещено законом Торы, и отвратительный институт владения человеком будет полностью искоренен из среды сынов Израиля. Но закон Торы избрал другой путь: формально сохраняя среди других юридических понятий этот термин, он придает ему настолько иной смысл, что в древнем мире невозможно найти ни одной системы законов, в которой рабство, как понятие, имело бы хоть отдаленно похожее значение.

Для примера вспомним, как описывается положение Элиэзера, раба Авраама, в доме его хозяина.

Поэтому в Торе, как рабство еврея, так и рабство человека, из иных народов, введено в определенные рамки, в отличие от других культур, где раб не считался личностью, и владелец раба, мог позволить по отношению к нему любую вольность, вплоть до его убийства, за малейшую провинность.

Пример отношения к рабам в империях того времени, способен повергнуть в уныние любого исследователя культуры тех времен, насколько бесчувственным к страданиям своего ближнего он может быть.

Раб мог быть казнен властями или подвергнут жесточайшим пыткам на основании просьбы своего хозяина.

Что касается больных или ослабших рабов, то их просто оставляли умирать с голоду.

Это написано не для того, чтобы оправдать рабство среди сынов Израиля, а чтобы поставить определенные препоны тем, кто не считает раба за человека.

Изжить же рабство в то время, не было возможным, поскольку окружающие народы культивировали этот институт.

Поэтому, Господу Богу, пришлось дать эти Законы, чтобы остановить тот беспредел, по отношению к рабу.

Естественно, с перспективой на то, что со временем, в среде человечества исчезнет этот «феномен».

Ну, примерно как многоженство в среде евреев.

Были даны Законы мужчинам, которые имели две и более жены, по защите их человеческого достоинства.

Эти законы были временными, и как мы знаем, в средние века, многоженство в среде евреев, полностью себя изжило.

Как в прочем и рабство.

47 Если пришлец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя, или кому-нибудь из племени пришельца, 48 то после продажи можно выкупить его; кто-нибудь из братьев его должен выкупить его, 49 или дядя его, или сын дяди его должен выкупить его, или кто-нибудь из родства его, из племени его, должен выкупить его; или если будет иметь достаток, сам выкупится. 50 И он должен рассчитаться с купившим его, [начиная] от того года, когда он продал себя, до года юбилейного, и серебро, за которое он продал себя, должно отдать ему по числу лет; как временный наемник он должен быть у него; 51 и если еще много [остается] лет, то по мере их он должен отдать в выкуп за себя серебро, за которое он куплен; 52 если же мало остается лет до юбилейного года, то он должен сосчитать и по мере лет отдать за себя выкуп. 53 Он должен быть у него, как наемник, во все годы; он не должен господствовать над ним с жестокостью в глазах твоих. 54 Если же он не выкупится таким образом, то в юбилейный год отойдет сам и дети его с ним, 55 потому что сыны Израилевы Мои рабы; они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш. (Лев.25:47-55)

В этом разделе ведется разговор о том, как должен поступать не еврей, проживающий среди сынов Израиля, когда ему продается в рабство еврей.

Методика продажи себя в рабство не еврею, такая же, как и продажа себя в рабство еврею.

Он, еврей, становится у не еврея, как наемный работник.

И если он сам не может выкупиться, то Тора обязывает ближайших родственников, приложить все возможные усилия, чтобы помочь брату выйти из этого рабства.

Если же нет  такой возможности ни у раба еврея, ни у его родственников, то при наступлении седьмого года, или Юбилейного года, хозяин не еврей, обязан отпустить его на волю, как если бы он был еврей.

То есть «дать ему в руки» те средства, которые помогут ему просуществовать до того момента, пока он не сможет наладить свой собственный источник дохода.

Но во всей этой «кухни», есть некоторые нюансы:

— недопустимо, чтобы еврей был продан в рабство язычнику, живущему среди сынов Израиля.

— даже если хозяин не еврей, не соглашается отпустить на волю раба еврея, когда есть возможность

  его выкупить, то ему его следует отпустить раба на свободу, выплатив при этом соответствующую

  компенсацию. 

— к рабу еврею, следовало относиться как к наемному рабочему, выполняющему определенные

  работы. 

— хозяин должен заботится о том, чтобы семья раба еврея, была обеспечена средствами к существованию, весь период его пребывания в рабстве.
   

1 Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш. 2 Субботы Мои соблюдайте и святилище Мое чтите: Я Господь. (Лев.26:1,2)

Мы должны научится помнить о Боге, не с помощью образка или мемориального камня.

Он не хочет, чтобы мы поклонялись Ему, в сотворенном образе из камня, или дерева, или рисунка.

Он поместил между Собой и нами Свой Закон, и мы можем выказывать Ему почтение, только выказывая почтение Его Закону.

Лишь признавая Его Закон, как основу своей жизни, мы можем простираться ниц перед Ним.

А единственное место на земле, которое можно отметить положенными на землю камнями как место, где мы можем распростереться ниц перед Ним в безраздельной преданности — это Его Святилище, которое Он Сам установил для Своего Закона.

В пустыне это был Мишкан, в Земле Обетования Храм на горе Мориа, то есть Сионе.

А весь огромный мир становится просто одной огромной орбитой вокруг этой центральной точки, которую Сам Бог освятил для Свидетельства Своего свидетельства.

И которое остается священным даже тогда, когда Храм лежит в руинах.

Кроме этого, не сколько физическое движение символизирующее падение ниц, а наше неограниченное подчинение Слову, и эмоциональная искренность отношения с Ним, которое сопутствует нам, где бы мы ни были — вот то, что действительно характеризует наши с Ним ВЗАИМО отношения.

А почитание и освящение субботы, как раз и есть, один из элементов нашего искреннего почитание Творца, дающего нам жизнь, и оберегающего нас, от многих проблем.

Именно в шаббат, во время его встречи, мы могли вспоминать о Его деяниях, и о нашем с Ним Завете.