Перейти к содержимому

Недельная глава Бехар, Бе-Хукотай. 2018 г.

Недельная глава Бехар — Бехукотай

(На горе — Если)

(Лев.25:1 — 27:34)


Итак, главная заповедь главы «Бехар» — заповедь о  седьмом «субботнем» годе, и пятидесятом, Юбилейном годе освобождения.

3 Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой и собирай плоды ее (земли); 4 А в седьмой год суббота покоя да будет для земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай. 5 Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и винограда с охранявшихся лоз твоих не снимай; год покоя да будет для земли. (Лев. 25.3-5).

Но это еще не все.

После прошествии семи таких семилетних циклов объявлялся еще один дополнительный субботний год, именуемый Юбилейным.

Таким образом, раз в пятьдесят лет земля должна была отдыхать два года подряд.

Определенные круги в Израиле, сегодня говорят, что это примитивный способ сохранения плодородия земли, ненужный в наши дни, и теперь можно вполне обойтись без «субботнего года».

Но так ли это?

Но вся «фишка» этого феномена, заключается в том, что именно иудаизму, а точнее Всевышнему, через иудаизм, принадлежит патент выходного дня.

Ни один древний народ не отдыхал строго раз в неделю.

Да, были дни, когда тот или иной народ, позволял себе «расслабится».

Чаще всего, это соответствовало их религиозным праздникам или когда небыло нужды  сельскохозяйственных работах.

А что касается регулярного недельного отдыха, то такой практики, в большинстве своем небыло.

Хотя некоторые народы, периодически давали отдых земле.

Это выражалось в том, что сам земледелец, в какой-то промежуток времени, позволял себе держать часть принадлежащей ему земли, так сказать «под паром» (незасеянными).

Как и когда, он сам решал

Но если обстоятельства этого не позволяли — неурожай, или какое либо стихийное бедствие — то естественно, он этого не делал.

Поэтому, само повеление Всевышнего, не возделывать землю в течение года, выглядит естественным и имеющим явный сельскохозяйственный смысл.

Но вызывает удивление не форма, в которую была воплощена эта общая аграрная идея, а тот жесткий регламент, когда и как должна отдыхать земля.

При этом возникают вопросы:

— почему не предоставить отдых земле так, как это делают другие народы?

— почему нельзя держать под паром только часть земли, постепенно меняя участки её «отдыха»?

— почему ей нужно давать отдыхать всей сразу, и всем сразу, в отдельно взятые годы?

Ведь, в конце концов, человек рискует остаться без пищи.
Но Бог, предупреждая возможные вопросы, говорит: 

20 Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? 21 Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года; 22 и будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое. 23 И земля не будет продаваться навсегда, ибо земля — Моя, а вы — жильцы, пущенные жить со Мной(Лев.25:20-23).

А теперь касательно поставленных вопросов:

— почему не предоставить отдых земле так, как это делают другие народы?

Но где гарантия, что человек, будет выполнять им составленный график «отдыха земли».

А если неурожай, или какое либо стихийное явление, которое уничтожит большую часть урожая.

А тут сам Бог гарантирует, что в шестой год, будет дан двойной урожай, не считая того, что земля все равно будет давать «бросовый» урожай.

Который нельзя будет собирать в про запас, но питаться от него можно.

— почему нельзя держать под паром только часть земли, постепенно меняя участки её «отдыха»?

Человек — субстанция непостоянная.

Сегодня хочу придерживаться одних правил, а завтра, взависимости от обстоятельств, могу их заменить другими.

А природа существует, по строго определенным правилам, нарушение которых введет к её истощению.

Вот почему Бог установил одно для всех правил — седьмой и Пятидесятый год, когда вся земля в Израиле, должна отдыхать.

 — почему ей нужно давать отдыхать всей сразу, и всем сразу, в отдельно взятые годы?

Чтобы не предавать себя соблазну, и соблазну своим близким, делать вид, что они дают отдых земле, но не всей сразу, а как бы по очереди.

Естественно, что когда Израиль, пребывает в рассеянии, то эти правила не работали.

Хотя причина первого их рассеяния, отчасти была именно в том, что евреи за все время владения землей, ни разу не праздновали Юбилейный, то есть Пятидесятый год.

А ведь до их пленения в Вавилон, он наступал семьдесят раз.

Вот откуда Бог взял этот срок издания.

Естественно, что Он также учел и их скатывание в идолопоклонство.

Но сегодня, существует государство Израиль, и что же происходит в плане исполнения этой Заповеди?
В наши дни, некоторые «предприимчивые» землевладельцы, используют обходной маневр, который был одобрен законодателями 19, и начал 20 веков, когда репатрианты только начали возвращаться в Землю Обетования, и был реальный риск, при соблюдении седьмого года, остаться без урожая.

Поскольку длительная арабская, а затем и турецкая оккупация этих земель, довела их до полного истощения, и требовалось время, на восстановление её плодородия.

Поэтому раввины разрешили на первый восстановительный период, в седьмой год, самим не обрабатывать землю, а как бы продавать её на год, а на вырученные деньги существовать это время.

Но время шло, а это постановление не отменили, и оно вошло в практику

То есть, чтобы продолжать выжимать соки из земли Израиля в седьмой год, некоторые «предприимчивые» евреи, ее «временно продают» неевреям.

То есть, хозяин участка, как бы продает её на один год, выставляя ей цену, с таким расчетом, чтобы и в этот год, получить прибыль, как бы с предполагаемого сбора урожая.

Так сказать, нашли способ «праведного» неисполнения этой Заповеди.

Но сегодня, в Израиле, есть сельскохозяйственные поселения, которые свято соблюдают заповедь Субботнего года.

И эти поселения, продолжают существовать и окупаться, несмотря на драконовские условия современного капиталистического рынка.
И еще один интересный факт — современная статистика показывает, что каждый шестой год в цикле из семи лет урожайность земли сильно повышается.

Естественно, что светский мир, каждый раз этому явлению, находят «научное» объяснение.

Но мы их не будем трогать, а продолжим рассмотрения этих двух Заповедей.

Как в пустыне, Господь воспитывал свой народ, так и через эту заповедь, Он также воспитывает еврея.

Ну а нрав еврея, нам известен еще по Исходу.

Чуть начались «перебои» с водой в пустыне, они сразу потребовали:«давай нам воды, а то мы назад, в Египет уйдем»!

Надоел им манн, захотелось мяса, они тотчас накинулись на Моше:«Не накормишь нас мясом, уйдем назад в Египет».

А теперь, давайте представим себе на минуту, что в год шмиты не хватило бы пищи — да они бы растерзали своих вождей и не подумали больше соблюдать эту заповедь!

Зачем же так рисковать?

Неужели только для улучшения севооборота?

Во-первых, заповедь призвана напомнить нам, что «шесть дней творил Господь небо и землю, а в седьмой отдыхал», то есть ничего не творил.

Поэтому на них возложена обязанность, отсчитывать шесть рабочих лет и отдыхать в седьмой год, подобно тому, как мы отсчитываем шесть рабочих дней и отдыхаем в седьмой — в субботу.

Причем Всевышний не только запретил в этот год обрабатывать землю, но и велел отказаться от прав собственности на урожай, выросший в этом году на земле самосевом.

То есть, урожай самосева, становится ничейным, а точнее, общим.

Им могут пользоваться все желающие, чтобы не забывали, что земля плодоносит, не сама по себе, а что есть над ней, и над теми, кто её обрабатывает Властелин, и когда Он этого требует, люди должны отказаться от прав на её владение.

Во-вторых, заповедь субботнего года прививает людям добрые качества.

В частности — учит щедрости, потому что по-настоящему щедр только тот, кто дает бескорыстно, не рассчитывая получить что-либо взамен.

Творец хочет, чтобы Его создания были милосердны, ибо это одно из самых прекрасных свойств. Человек, обладающий высокими душевными качествами, становится достойным получить благо в награду.

Как в этом мире, так и в мире грядущем.

Ясно, что Всевышний может и Сам послать бедному все необходимое, но Он по Своей великой милости, дает возможность нам, стать Его соработниками, чтобы затем удостоиться награды из Его руки.

И, в-третьих, еще одну пользу приносит заповедь субботнего года тем, кто ее соблюдает.

Человек, решивший в сердце своем каждый седьмой год отдавать и объявлять ничейным все, что выросло на его земле, как и вся его семья, привык к этому, никогда не станет жадным и никогда не утратит уверенности в поддержке Всевышнего.

Так говорит Творец:

20 А если скажете: «что же будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего?»,  21 Я пошлю вам благословение Мое в шестой год, и он доставит урожай на три года.  22 И будете сеять в восьмой год, но есть будете из урожаев старых до девятого года: до появления его урожая будете есть старое. (Лев. 25:20-22).

Из этого следует, что заповедь седьмого года — это не только аграрная заповедь, но и заповедь — испытание, и доверия Ему.

Земля Израиля, находится под особым наблюдением Творца, и если Всевышний пообещал, что в шестой год эта земля будет приносить особо большие урожаи, то значит так и произойдет.

Таким образом, в соблюдении заповеди седьмого года проявляется видимое, то есть реальное доверие человека к Богу.

И в этом смысле законы седьмого года основываются именно на этом доверии.

Теперь немного о Юбилейном годе.
Согласно этой Заповеди, в Юбилейный год, освобождаются все те евреи, которые по тем или иным причинам попали в рабство к своим соотечественникам.

Даже те, кому, в свое время, было проткнуто ухо.

Кроме этого, к ним возвращаются все участки земли, которыми временно пользовались другие.

То есть, возвращаются к тем семьям, которые их получили при входе в Землю Обетования.

И не просто возвращается, но возвращается «со стартовым капиталом», которое обеспечит ему, и его семье (если таковая имеется), нормальную жизнь, до нового урожая

Таким образом, имущество семей оказывается возвращенным к истинным хозяевам.

Что же касается имущества по завещанию, а также городские дома, то на них, этот закон не распространяется.

Теперь касательно того самого раба, с «проколотым ухом».

Речь идет о том, кто по истечению семилетнего года, будучи в рабстве, добровольно захотел остаться в рабстве:

2 если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром; 5 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, — 6 то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно. (Исх.21:2;5-6)

И так, раб мог отказаться, тогда ему прокалывалось ухо, и он объявлялся вечным рабом.

Однако в Юбилейный год даже такой добровольный раб должен был обрести свободу:

39 Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: 40 он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, 41 а [тогда] пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, 42 потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов;  (Лев.25:39-42)

Почему так.

Иудаизм — это религия, парадокс которой, заключается в том, что в нем свобода связана с рабством.

Все дело в том, что в иудаизме, как религиозной системе, невозможно стать свободным, не покорив себя Всевышнему, то есть, подчинив свою жизнь множеству Его «мелких» предписаний.

Поэтому в недельной главе приводятся слова Всевышнего:

Ибо Мне сыны Израилевы рабы; они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской (Лев. 25:55)

Иначе, добившись внутреннего и внешнего освобождения от рабства греха, и через это став сынами Бога, человек всегда сохраняет чувство всецелой подчиненности Богу.

Это справедливо не только к евреям, но и ко всем тем, кто всей душой принял Единого, и Его Мессию, из других народов.


А как же тогда быть сейчас с землей, и с принадлежностью к коленам, когда неизвестно, где, чей семейный удел, и кто собственно сам за каким коленом числиться.

Чтобы попробовать понять этот вопрос, как минимум, надо сначала уверовать в Единого и Его Закон.

Во-вторых, надо понять, что эта земля — земля Единого, и дана евреям в вечное пользование от Него, на правах аренды.
В-третьих, надо молиться о том, чтобы сбылись слова всех пророков, которые предсказали и галут, и возвращение из него.

И наконец-то настал тот самый день, когда все встанет на свои места, как это было в Эдеме.

И так, в Юбилейный год каждый раб из евреев, возвратится к своему наделу.

Но можно было, не дожидаясь ни семилетнего цикла, ни Юбилейного года, в любой момент, если есть возможность, выкупить свой участок земли.

Каким образом?

Допустим, человек впал в нужду и продал свое поле, на определенный период.

Но по истечении, короткого периода, он, или его родственники, захотели вернуть ему эту землю.

Как это происходит?

Очень упрощенно это выглядит так:

Определяется как бы стоимость одного года владения участком.

При выкупе она умножается на число лет, оставшихся либо до седьмого года, либо до Юбилейного года.

И теперь из этой суммы, вычитается стоимость прошедших лет аренды, и таким образом, земля возвращается к его истинному хозяину.

Ну, а если прежний хозяин участка не смог выкупить его до наступления Юбилейного года, то в этом году, как вы сами понимаете, земля вернется к хозяину бесплатно.

Это невиданный ранее способ, сохранение навечно землю, за истинным владельцем, воспрепятствовал в свое время, концентрации земли в одних руках.

Теперь о том, как исчислялись семилетние периоды, и стало быть Юбилейные года.

Евреи вошли в Эрец-Исраэль через сорок лет после исхода из Египта.

Семь лет они воевали с населявшими страну народами, семь лет распределяли ее между двенадцатью коленами, затем шесть лет обрабатывали землю.

Таким образом, как говорят мудрецы, первым семилетним годом стал 2510 год от сотворения мира и двадцать первый год пребывания евреев в своей стране.

От него и ведется дальнейший счет семилетиям.

И история еврейского народа свидетельствует, что соблюдение этой заповеди никогда не было причиной каких-либо продовольственных проблем.

Ни еврейские, ни не еврейские источники, не упоминают, на голод в седьмой год.

Когда же евреи перестали соблюдать заповедь о субботнем годе, или уходили в идолопоклонство, то следовало наказание.

Сначала в виде неурожаев, затем раздоров и войн.

А завершилось изгнанием.

И как мы помним, сначала было Вавилонское изгнание, а затем и Римское рассеяние.

А как же обстоят дела в наше время?

Первые сельскохозяйственные поселения репатриантов появились в Эрец-Исраэль в конце 19 века.

И год 1888/89 был годом шмиты, и перед колонистами встал вопрос: как быть?

И как говорилось выше, раввины не считали это возможным, поэтому некоторые авторитеты разрешили на время продать землю неевреям, чтобы они ее обрабатывали.

Решение было продиктовано опасением, что иначе колонии распадутся.

А такое разрешение давало колонистам деньги.

Его сторонники подчеркивали, что оно было действительно только на один год, первый год шмиты, после начала обработки земли.

Но тем не менее, закон стал нарушаться и в следующие годы.

И вот перечень последовавших бедствий, обрушившихся на евреев страны в годы отступления от Закона.

После 1889 года — нашествие полевых мышей.

После 1903 года — эпидемия холеры среди людей и массовый падеж овец.

После 1910 года — пожары в зернохранилищах, настолько страшные и опустошительные, что в результате треть крестьян-евреев покинули страну.

Ну хорошо, так было тогда.

А как сегодня Господь держит свое слово, касательно большого урожая перед седьмым годом?

Вот зарегистрированные официальные данные, министерства сельского хозяйства Израиля, касательно седьмого года, который выпал на 1973 год.

В то время в Израиле снимали с полей в среднем по 150.000 тонн пшеницы в год, а в 1972 году собрали 300.000 тонн — ровно вдвое больше.

Ни один специалист-агроном не мог истолковать это чудо.

Пытались объяснить удвоенный урожай тем, что уже несколько лет в почву интенсивно вносили удобрения.

Но почему земля родила «двойню» именно накануне года шмиты?

Это можно, наверно, представить себе неким авансом, побуждающим соблюдать эту заповедь.

О чем и свидетельствуют приведенные выше примеры.

Это значит, что в любом случае, иудей обязан исполнять законы седьмого года и верить в помощь Творца.

Сегодня, пока Машиах не пришел, понятия седьмого года нет, и стоимость земли от него не зависит. Интересно, что, говоря об этой зависимости, Тора не останавливается на ценах на землю, а развивает тему так:

14 И если будете продавать что ближнему своему или покупать что у ближнего своего, не обманывайте друг друга. 15 По числу лет после юбилея покупай у ближнего твоего, и по числу урожайных лет он должен продавать тебе. 16 Чем больше будет этих лет, тем большую назначишь ему цену, а чем меньше этих лет, тем меньшую назначишь ему цену, ибо число жатв продает он тебе.  17 И не обижайте один другого; бойся же Бога твоего; ибо Я Господь, Бог ваш. (Лев.25:14-17)

Но дважды сказано:«…не обижайте друг друга» — в стихах 14 и 17.

Почему дважды?

«Когда будете продавать… или покупать… не обижайте друг друга» — это запрещение пользоваться тем, что кто-то не знает рыночной цены.

Как пример — вы торопитесь на работу, и забегаете на рынок.

Продавец быстро «вычисляет» ситуацию, и заламывает цену намного выше существующей.

Вам вникать некогда, вы покупаете и мчитесь дальше.

И только потом выясняется, насколько вы прогадали.

Кстати, подобное относится и к покупателю.

Покупатель тоже не должен пользоваться неведением продавца, о реальной стоимости товара, и по дешевке скупать дорогую вещь.

Следующий интересный момент, этого отрывка:

И не обижайте друг друга, и бойся Бога твоего. Ибо Я — Господь, ваш Бог.

В этой Заповеди, речь идет об обиде словом.

Почему об этом говорится в связи с торговлей?

Чтобы мы не думали, что словесная обида не так серьезна, как денежный ущерб.

За пример можно взять человека, пришедшего к принятию Единого, из не евреев.

Тора говорит, не напоминай человеку, вернувшемуся к религии, о его прежней жизни.

Или, не напоминай человеку, о дурных поступках его родителей, если таковые имеются.

Потому, что сказано:

А пришельца не обижай словом и не притесняй (Исход, 22:20).

Или, видя, что человек страдает, что у него неприятности, какое-то горе, кто-то в семье болен, нельзя говорить с ним так, как говорили друзья с Иовом.

Они ему доказывали, что он виноват и что Бог наказывает его справедливо.

Да, Всевышний справедлив, и ничего не дает сверх меры, но нехорошо говорить человеку в горе, что он получил по заслугам, поскольку суд в руках Творца, и мы еще не знаем его окончательного  вердикта, по отношению к нам.

Теперь подведем итог этой главы.

В чем заключается изюминка седьмого года, и Юбилейного года?

В полном доверии Творцу, и добродетели.

Человек сидит дома, и видит, как приходят чужие люди и забирают урожай его садов и полей, и …..

молчит.

Любой может прийти и забрать плоды, потому что в этот год поля не охраняются.
Хозяин мог бы пойти работать, сеять, собирать урожай, множить свои богатства, но он отказался от этого, соблюдая Заповедь, и уделяя освободившееся время Учению Бога, то есть Торе.
В седьмой год молчи, радуйся своему отдыху и дай людям насладиться плодами земли, которая все равно принадлежит Всевышнему.
То есть, учится уметь не слышать жадный голос внутри себя, который говорит «это мое».

А прислушиваться к голосу души, голосу совести, которая призывает к милосердию.
В этом связь Субботы, Седьмого года и Юбилейного года.

И еще — почему Творец так ревностно относится к земле Израиля?

Потому, что она Его собственность!

Естественно, что и вся остальная земля тоже.

Но Эрец Израэль особо, поскольку в этой земле, присутствие Бога, ощущается особо.

И что Он посчитает нужным с ней делать, то Он и сделает с ней!

Сегодня, Его Земля снова приняла Его народ, а народ начал возделывать эту Землю.

А какое практическое значение для нееврея, живущего вне Эрец Израэль, имеют эти Заповеди о Седьмом годе, и о Юбилейном годе?

Имеется в виду те из народов, которые исповедуют Единого, и Его Мессию.

Именно практическое, а не только духовное?

В эти года, мы должны прощать всем тем, кто нам задолжал нам в чем-то, в том числе и в реальных суммах.

То есть, Заповедь Седьмого года, и Юбилейного года, говорит нам, чтобы мы об этом долге забыли, и даже если должник принесет долг, то мы не должны его брать.

В этом и заключается вера в Бога — вера в то, что все, что мы имеем, это по Его великой милости.

Как и жизнь, так и все, что есть у нас.

Поэтому, мы должны научится прощать долги, как и Всевышний прощает нам очень многое.

И особенно в Седьмой год.

И тем более в Юбилейный год.

А как сегодня можно исчислить этот самый седьмой год?

Как реальная помощь в этом вопросе, для сегодняшнего дня:

с Тишрея 2015 по Тишрей 2016 — был Седьмой год

Что же касается Юбилейного года, то после разрушения Второго Храма, и изгнания евреев со своей земли, отсчет Юбилейных лет не велся.

И по всей видимости, возобновится только с приходом Машиаха, когда восстановятся все колена Изаилева, и земля возвратится к исконным хозяевам.

Ну а теперь, обратимся к главе Бехуккотай.

Она посвящена благословениям и проклятиям, которые Всевышний изрек на свой народ, в конце третьей книги Левит.

Благословения и проклятия были привязаны с изложенными в предыдущей главе законами шмиты, и явились, как бы их продолжением:

3 Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, 4 то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; 5 и молотьба [хлеба] будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле [вашей] безопасно;…  (Лев.26:3-5)

— и далее идет перечисление того, чем Господь Бог облагодействует свой народ.

В нем перечислено много жизненно важных для человека вещей.

И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сойдется с посевом — так много будет зерна, что молотьба затянется до сбора винограда, и так много будет винограда, что сбор его продлится до посева зерновых.

И кроме этого сказано:«И водворю Я мир в стране».

Кроме обильных урожаев, своевременных дождей и благословенной пищи, которая насыщает и в небольшом количестве, Бог обещает евреям мир, без которого невозможно никакое благополучие. Никто не посягнет на них войной, никто не пройдет через их землю даже для ведения войны в другой стране.

Их враги, будут губить один другого, а самые слабые из евреев всегда окажутся сильнее даже самого сильного врага.

Но так будет только тогда, когда:«если по законам Моим будете поступать».

Ну а если они воспротивятся Ему, то:

14 Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, 15 и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, — 16 то и Я поступлю с вами так: ……  (Лев.26:14-16)

— и опять перечисляются те проклятия, которые падут на них, в случае непослушания.

Эту главу можно назвать «Перспективным пророчеством на все времена».

Причем речь идет не только о будущем Вавилонском изгнании, когда земля действительно «наверстывала» пропущенные субботние года.

Речь идет вообще о рассеянии.

Но, при этом, рассеяние в данном контексте означает «нерастворимость» евреев в других народах, иначе угроза «рассеяния» была бы бессмысленна.

И ведь действительно, многие народы, которые изгонялись со своих земель, чаще всего, через короткое время, растворялись в истории.

А говоря о рассеянии евреев, Бог по существу предсказывает, что евреи сохранятся отдельным народом даже на чужбине.

Почему Бог так строго поступает с избранным Им народом?

Дело в том, что они трижды клялись быть верными Богу.

И за самих себя, и за все грядущие поколения.

Первый раз это было у горы Синай, где был заключен союз со Всевышним.

Второй раз перед смертью Моше, когда народ готовился войти в Эрец-Исраэль.

И третий раз в стране Израиля — в Шхеме, между горами Гризим и Эйваль.

И вот когда исполняют евреи СВОЮ клятву, то Творец посылает им благословение.

Ну а когда нарушали, то строго карал их.

Как написано в Пророчестве Иеремии:

За что Господь, Бог наш, Ты сделал с нами все это?» — ответишь им: «За то, что вы оставили Меня и стали служить другим богам в вашей собственной стране, будете служить чужим в стране не вашей»» (Иер. 5:19).

И исторический опыт еврейского народа, тому подтверждение.

В периоды, когда евреи жили по законам Торы, с ними всегда была милость Всевышнего.

И они с честью выходили из любых испытаний.

Достаточно вспомнить годы правления царя Давида с их победоносными войнами.

Да и те сорок лет мира и процветания при царе Соломоне, тоже пришли не сами по  себе.

А вот после смерти Соломона страна раскололась на два царства:

— десять северных колен, образовали Израиль,

— а оставшие два колена — Иуды и Вениамина, и часть колена Симеона, образовали Иудею.

И мы видим, что стоило оказаться у власти царям-идолопоклонникам, как начинались войны и голод.

Такова история десяти северных колен Израиля — династии в их государстве непрерывно сменялись, народ не знал покоя от постоянных войн, и в конце концов они были изгнаны из страны ассирийцами.

А история, правившего в Иудее царь Ахаза, когда он насаждал в еврейском народе идолопоклонство и запрещал изучение Торы?

Мы видим, что правление Ахаза — это сплошная цепь военных поражений.

Лишь в одной из его неудачных войн погибли сто двадцать тысяч евреев, в том числе один из сыновей самого Ахаза.

Как это понять?

Все, происходящее с человеком, не случайно и имеет глубокий смысл.

И рядовые события, и радости, и беды нашей земной жизни — все это одновременно и урок, и испытание, награда и наказание, которые дает нам Всевышний.

От того, как мы воспринимаем и выдерживаем эти уроки, зависит наш духовный рост и наша жизнь — как здесь, так и в мире грядущем.

Поэтому между поступками человека и той судьбой, которая выпала на его долю, существует самая, что ни есть тесная связь.

И еще одна деталь — нам надо помнить, что в этом мире, у человека, нет полного расчета ни за грехи, ни за добрые дела.

Каждому из людей полностью воздается за его поступки, как правило, лишь после того, как он переходит в мир иной.

А в земной жизни если человек и получает воздаяние, или наказание, то частичное, так сказать, авансом.

Именно этим мы можем объяснить, например, тот факт, что явные злодеи, случается, благоденствуют, получая при жизни ограниченное воздаяние за свои те немногие добрые дела, которые они все-таки совершали.

А вот праведники подчас страдают, и тем самым, как бы искупают уже здесь, свои невольные прегрешения.

В иудаизме эта ситуация называется — «праведник, которому плохо».

Заметили — злодей получает ограниченное воздаяние за свои немногие добрые дела уже в этом мире, а в будущем его ждет только суд.

А у праведника все наоборот — в этом мире испытание на испытании, которыми он как бы искупает свои немногие грехи, но зато в мире будущем его ждет воздаяние.

И надо помнить, что в основе Высшего суда, всегда лежит принцип «мера за меру».

Сынам Израиля, живущим в Эрец-Исраэль, Творец объяснил, какие именно последствия он будет иметь в этом мире, за соблюдение ими заповедей Торы, и какова будет расплата за нарушение Его воли.

В молитве «Шма», которую религиозный еврей обязан читать дважды в день, говорится:

Берегите себя, чтобы не соблазнились ваши сердца; и [если] вы развратитесь и станете служить другим богам и поклоняться им, разгневается на вас Господь и замкнет небеса, и не будет дождя, и земля не даст своих плодов. И пропадете вы вскоре с благодатной земли, которую Господь дает вам (Втор. 11:16-17).

Сказано абсолютно ясно: за такой-то проступок — такая-то кара.

Если перестанете жить по законам Торы, начнутся неурожаи, наступят голодные годы.

В результате — не хватит у вас сил защититься от захватчиков, и «пропадете вы вскоре с благодатной земли».

И как мы уже рассматривали выше, так дважды и случилось в истории Израиля — в первый раз евреев покорили и изгнали из страны вавилоняне, во второй раз — римляне.

И еще один момент — Господь, подчас называет Израиль Своей армией:

И выведу Мои воинства, Мой народ из Египта… (Исход, 7:4).

В тот самый день вышли все воинства Господа из страны Египет (Исход 12:41).

И точно так же, как в армии наказывают солдат и офицеров за невыполнение приказа, точно так наказывает Господь свой народ, за неисполнение им же данной клятвы.

Поэтому пророк, обращаясь от имени Бога, говорит евреям:

Только вас Я знаю из всех земных племен, поэтому и взыщу с вас за все ваши грехи (Амос, 3:2).

Именно поэтому евреи наказываются на этом свете чаще, чем другие народы.

Но это, надо рассматривать, не только как наказание, но и как помощь.

Так как наказание надо рассматривать и как меру воспитание, и как средство смыть свои  грехи, будучи еще в этом мире.

Именно поэтому народ Израиля существует вечно.

Что же касается всех остальных племен, где отсутствует понимание Единого Бога, то они приходят в этот мир и уходят, не оставляя следа.

А в конце времен, когда переполнится чаша терпения Творца, эти противостоящие Ему народы исчезнут.

Примерно как сгинули с лица земли жители Содома, вавилоняне и многие другие.

И лишь незначительный процент праведников в иных народах, принявших Единого, и Его Мессию, также подпадают под милость Бога.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что народ, который в течение почти двух тысяч лет, подвергавшийся бесконечным гонениям, народ, который уничтожали физически и преследовали духовно, выжил и продолжает существовать.

Он разбросан по всем странам мира, но сохранил при этом свою неповторимую индивидуальность.

Как писал русский философ Николая Бердяева:

«Нужно сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать.

Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указывает, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания.

Судьба эта не объясняется теми процессами приспособления, которыми пытаются объяснить материалистически судьбы народов.

Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования как одного из самых древних народов мира, в совершенно исключительных условиях, та роковая роль, которую народ этот играет в истории, — все это указывает на особые мистические основы его исторической судьбы!»

Итак, награды и наказания народу Израиля, само его пребывание в Эрец-Исраэль связаны с его поведением в этой стране.

Всевышний завещал праотцам еврейского народа Аврааму, Ицхаку и Яакову, что земля Ханаан, которая позже стала называться Страной Израиля, будет отдана их потомкам в вечное владение:

4 Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, 5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; 6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; 7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; 8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.  (Быт.17:4-8)

И тем не менее, как мы уже читали выше, предсказывается, что евреям, в случае неповиновения, предстоит изгнание из страны — как наказание за нарушение союза с Богом.

Все эти предсказания исполнились с поразительной точностью.

Тем самым, как бы показывая всем, что судьба Эрец Израэль и судьба еврейского народа взаимосвязаны.

Только в ней, и нигде в другом месте, они, евреи, могут себя чувствовать хозяевами своей судьбы.

Кстати, интересный исторический факт — в период изгнания евреев, до этого богатейшая страна, оставленная ушедшим в изгнание еврейским народом, так и не стала родиной ни для кого иного, на протяжении девятнадцати веков, отвергая пришельцев!

Ни для арабов, ни для турков.

Все что они смогли сделать с ней, так это выжать последние соки, вырубить все леса, и уничтожить все города и деревни.

После них, эта земля превратилась в пустыню.

И вернувшись обратно, евреям пришлось по-новому её оживлять, в прямом смысле этого слова.

А теперь еще раз обратимся к началу этой недельной главы:

3 Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, 4 то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; 5 и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле [вашей] безопасно; 6 пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей; 7 и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; 8 пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча; 9 призрю на вас [и благословлю вас], и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами; 10 и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового; 11 и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; 12 и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. (Лев.26:3-12)

Сегодня мы относимся к подобному пророчеству, как к само собой разумеющемся.

Но тогда нельзя было представить, что один народ — маленький, слабый, пребывающий в среде сильных воинственных наций — на самом деле выживет и пройдет до самого финала человеческой истории.

До этого все племена и нации, изгнанные из своих домов, всегда истреблялись, — но с евреями случилось иначе.

Сегодня существует еврейское государство на этой земле, и носит оно древнее название Израэль.

Да, оно еще далеко от святости.

Но и с таким народом, Бог в силах делать свою историю.

И особенно на той Земле, о которой Он сказал:

11 и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; 12 и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. 13 Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской,….

Ну и на последок затронем тему о:

1 И сказал Господь Моше, говоря: 2 объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей, 3 то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному; 4 если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей; 5 от пяти лет до двадцати оценка твоя мужчине должна быть двадцать сиклей, а женщине десять сиклей; 6 а от месяца до пяти лет оценка твоя мужчине должна быть пять сиклей серебра, а женщине оценка твоя три сикля серебра; 7 от шестидесяти лет и выше мужчине оценка твоя должна быть пятнадцать сиклей серебра, а женщине десять сиклей.  (Лев.27:1-7)

О чем здесь идет речь?

Оценка стоимости человека в случае обещания искупить его пред лицом Всевышнего «если кто-нибудь по обету посвящает….» 

Обратившись ко Всевышнему с просьбой о помощи и приняв на себя обет заплатить в качестве выкупа за себя или за одного из членов своей семьи определенную сумму, человек должен передать сумму денег, размеры которой определяются в этой главе, в сокровищницу Храма. 

Денежная оценка человека, по всей видимости, была произведена в соответствии с теми ценами, которые существовали на рынке рабов у окружающих народов. . 
А если человек, произнесший обет, был слишком беден для того, чтобы выплатить указанные в Торе суммы денег, он должен прийти к священнику, чтобы тот по своему усмотрению определил, какую сумму денег он должен принести во исполнение обета. 
  

Теперь, что касается выкупа животного — если животное, посвященное в жертву, относится к тем видам, которые могут быть принесены нажертвенник, то закон не допускает никакой замены.Животное, посвященное в жертву, сохранит свой статус даже в том случае, если человек, не зная закона, выберет вместо него другое животное.

Если это обнаружится, и то и другое животное должны быть принесены в жертву. 
Одно животное нельзя заменить на другое даже в том случае, если замена лучше и стоит дороже.

Это относится также к тому случаю, когда человек хочет заменить барана на быка, то есть придать жертве существенно большую значимость. 

И о выкупе первенцев — первенцы животных, относящихся к тем видам, которые разрешены для употребления в пищу, считаются посвященными с момента их рождения.

Хозяин не может посвятить первородное животное именно потому, что оно считается посвященным с момента рождения. 
Из нечистых животных только первенцы осла считаются посвященными с момента рождения.

Их запрещается использовать для выполнения каких-либо работ, и они должны быть переданы священнику. 

28 Всякое же посвященное, что посвящает человек Господу из какой-либо собственности своей: человека ли, скотину ли, или из поля своего владения, — не продается и не выкупается; всякое посвященное есть святое святых, оно Господу. (Лев.27:28,29)
Посвященное отличается от обета тем, что имущество, посвященное в Храм в такой форме, не может быть выкуплено или заменено. 
Только наследный удел мог быть объявлен запретом.

Человек не мог посвятить купленное таким образом поле в Храм, так как купленное поле является временным владением и должно вернуться к истинному хозяину в юбилейный год.

Точно так же нельзя объявить посвященным раба-еврея, так как закон не рассматривает его как собственность хозяина, и через семь лет после продажи в рабство он должен полностью освободиться из-под его власти.