Перейти к содержимому

Недельная глава Ваякхель. 2019 г.

Недельная глава Ваякхель

(И собрал)

(Исх. 35:1-38:20)

Продолжим разбор недельных глав.

В этой части, как бы подводится весь итог работ, по сооружению Мишкана, и попутно рассматриваются сопутствующие вопросы.

1 И собрал Моше все общество сынов Израилевых и сказал им: вот что заповедал Господь делать: 2 шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти; 3 не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы. (Исх.35:1-3)

Описанные выше события, помешавшие осуществлению этой задачи, имеют далеко идущее значение для задачи как таковой, для Святилища и той цели, с которой это Святилище надлежало возвести. Народ и зарождающее священство поняли, насколько они все еще слабы и несовершенны, как много им еще необходимо сделать в непрерывной работе над собой, и насколько сильно они нуждаются в возвышении и искуплении.

Более того, они познали суровость Бога и Его наказания.

Но то же время, во всей полноте познали и Его милосердие.

То есть, Бог преподал им наглядный урок, от чувства полного отторжения, до их возвращения на высоты Божественного расположения.

Мишкан же, который предстояло еще построить, должен стать местом, из которого бы сиял свет Истины, как для личности, так и для всего общества.

И так, Моше сразу после того, как он во второй раз спустился с горы Синай, созвал народ, чтобы решить, как будут производиться работы по обустройству Мишкана. 
Но перед этим, он еще раз предупредил Израиль, о святости Шаббата, который запрещено нарушать даже ради исполнения такой великой заповеди, как сооружение Мишкана.

А именно — Закон Бога запрещает зажигать в субботний день огонь для приготовления пищи, выпечки хлеба или каких-либо других целей.

Ну и естественно выполнение тех работ, которые были применены при строительстве Мишкана.

Исключением оставался только служение в переносном Храме, где в субботний день выполнялись все действия, необходимые для принесения жертв, и иных постоянных ритуалах.

В частности, зажигали Менору и огонь на жертвеннике. 
И еще — как говорят библейские комментаторы из евреев, в отличие от субботы, в праздничные дни разрешено зажигать огонь и приготовлять пищу.

Исключением является день Йом-Кипура (Судный день), который называют Субботой Суббот. 

4 И сказал Моше всему обществу сынов Израилевых: вот что заповедал Господь: 5 сделайте от себя приношения Господу: каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, золото, серебро, медь, 6 [шерсть] голубого, пурпурового и червленого [цвета], и виссон, и козью шерсть, 7 кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерево ситтим, 8 и елей для светильника, и ароматы для елея помазания и для благовонных курений, 9 камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника. (Исх.35:4-9)

Здесь собственно повторяется то, что мы уже разбирали в 25 главе книги Исход, в стихах 4-7.

Ну, разве что добавлено то, что «каждый по усердию пусть принесет».

То есть, тут не строгое повеление, а чисто добровольное участие, как в постройке Святилища, так и в том, кто и сколько может принести материала, для его возведения. 

10 И всякий из вас мудрый сердцем пусть придет и сделает все, что повелел Господь: 11 скинию и покров ее и [верхнюю] покрышку ее, крючки и брусья ее, шесты ее, столбы ее и подножия ее, 12 ковчег и шесты его, крышку и завесу для преграды, 13 стол и шесты его и все принадлежности его, и хлебы предложения, 14 и светильник для освещения с принадлежностями его, и лампады его и елей для освещения, 15 и жертвенник для курений и шесты его, и елей помазания, и благовонные курения, и завесу ко входу скинии, 16 жертвенник всесожжения и решетку медную для него, и шесты его и все принадлежности его, умывальник и подножие его, 17 завесы двора, столбы его и подножия их, и завесу у входа во двор, 18 колья скинии, и колья двора и веревки их, 19 одежды служебные для служения во святилище, и священные одежды Аарону священнику и одежды сынам его для священнодействия.

(Исх.35:10-19)

Эта добровольность заключается не только в приношении тех или иных материалов, но и участии в сооружении Мишкана, и всего того, что должно сопутствовать его функционированию.

Для этого надо было иметь мудрое сердце, а все остальное даст Господь, через Свой Дух.

20 И пошло все общество сынов Израилевых от Моше. 21 И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для священных одежд; 22 и приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу; 23 и каждый, у кого была [шерсть] голубого, пурпурового и червленого [цвета], виссон и козья шерсть, кожи бараньи красные и кожи синие, приносил их; 24 и каждый, кто жертвовал серебро или медь, приносил сие в дар Господу; и каждый, у кого было дерево ситтим, приносил сие на всякую потребность [для скинии]; 25 и все женщины, мудрые сердцем, пряли своими руками и приносили пряжу голубого, пурпурового и червленого [цвета] и виссон; 26 и все женщины, которых влекло сердце, умевшие прясть, пряли козью шерсть; 27 князья же приносили камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника, 28 также и благовония, и елей для светильника и для [составления] елея помазания и для благовонных курений; 29 и все мужья и жены из сынов Израилевых, которых влекло сердце принести на всякое дело, какое Господь чрез Моше повелел сделать, приносили добровольный дар Господу.  (Исх.35:20-29)

Как мы здесь видим, весь народ был готов принять участие в сооружении переносного Храма. 
И Моше не было никакой необходимости вводить обязательную квоту на то или иное приношение.

Он полностью полагался на добровольное желание народа и не ошибся. 
И еще, несмотря на то, что женщины не должны были приносить дары, они добровольно пожертвовали свои украшения.

Вплоть до того, что жертвовали свои зеркала из серебра и меди.  

Кроме этого, они, женщины, участвовать в создании Мишкана, и им была поручена работа по изготовлению тканей, из которых были сделаны завесы, пологи Шатра собрания, а также элементы священнической одежды. 

Но в этом отрывке, есть одна тонкость, которая как бы сразу не бросается в глаза.

И заключается она вот в этом:« князья же приносили камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника, 28 также и благовония, и елей для светильника и для [составления] елея помазания и для благовонных курений».

А тонкость заключается в том, что князья стали приносить свои драгоценности, уже после того, как все сыны Израилевы, сделали не только свои приношения, но и приняли участие в практическом сооружении Мишкана.

Причина же их позднего приношения, была весьма примитивная — они надеялись на то, что когда не хватит материала на сооружение Мишкана, то они «под бурные аплодисменты», принесут все то, чего не хватает.

Но когда увидели, что общество Израилево может спокойно обойтись и без них, то тут у них возник страх, быть полностью отверженными от сооружения Мишкана.

И они поспешили внести свою лепту в строительства, Дома для Бога.

Поэтому при освящении жертвенника они принесли свои доброхотные дары первыми.

30 И сказал Моше сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, 31 и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, 32 составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, 33 и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; 34 и способность учить [других] вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова; 35 он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани.

(Исх.35:30-35)

Мы уже говорили, что эта недельная глава, как бы дублирует информацию 31 главы, этой книги, которую мы ранее уже рассматривали.

Ну разве что тут более детально описывается весь этот процесс работ, и выбор тех мастеров, из сынов Израиля, кому поручено не только изготавливать детали Мишкана, но и руководить всеми работами в процессе его строительства.

Например, имя Бецалель, указывает на то, что его носитель, от рождения наделен Всевышним способностями, благодаря которым, он может успешно справиться с задачей сооружения переносного Храма.

Кстати, как говорит традиция, на момент призвания Бецалеля, ему было тринадцать лет.

То есть, Всевышний, зная о его душевных качествах и умении, сообщает о них Моше, с целью именно его назначит старшим, по производству работ.

Но, несмотря на его способности, данные ему Всевышним, Бецалеля нельзя было назначить на эту должность без согласия всего народа.

Поэтому «И сказал Моше сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина» старшим, при производстве работ по устройству Святилища.

Кстати, это правило действует и во всех других случаях — ни один человек не может занимать общественную должность, если он не признан всей общиной. 

И так, создание художественных образов, предполагает творческий подход, но при этом, вдохновение мастеров должно полностью совпадать с желанием Всевышнего. 

Поэтому и сказано о нем «и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством»
Искусные резчики по дереву и по металлу, гравировщики драгоценных камней могут создать изделия, свидетельствующие о том, что мастерами двигало Божественное вдохновение. 
Ведь великим художником является не тот, кто способен выразить себя, а тот, кто способен, контролируя себя, освящаться через исполнение воли Творца, и чтобы освятить Имя Единого.

Сегодня такой взгляд на вещи может показаться странным.

Однако если вспомнить о том, что из самых серьезных проблем нашей эпохи, является использование искусства для пробуждения низменных человеческих инстинктов с целью влиять на молодежь и управлять ею, то станет понятным, что критерием оценки создателя произведений искусства является его собственная моральная чистота.

Талант — это Божественный дар, который должен быть использован для привнесения святости в этот  мир.

И еще один момент — выбор Богом для руководства работами Веселеила, из колена Иуды, самого сильного в Израиле, и его помощника Аголиава, из колена Данова, самого малочисленного, был не случаен.

Он имеет большое значение, поскольку в деле служения Всевышнему как великое, так и малое должны быть объединены в одном общем усилии — тикун олам — по исправлению мира. 

1 И стал работать Веселеил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтоб уметь сделать всякую работу, потребную для святилища, как повелел Господь. 2 И призвал Моше Веселеила и Аголиава и всех мудрых сердцем, которым Господь дал мудрость, и всех, коих влекло сердце приступить к работе и работать. 3 И взяли они от Моше все приношения, которые принесли сыны Израилевы, на потребности святилища, чтобы работать. Между тем еще продолжали приносить к нему добровольные дары каждое утро. 4 Тогда пришли все мудрые сердцем, производившие всякие работы святилища, каждый от своей работы, какою кто занимался, 5 и сказали Моше, говоря: народ много приносит, более нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать. 6 И приказал Моше, и объявлено было в стане, чтобы ни мужчина, ни женщина не делали уже ничего для приношения во святилище; и перестал народ приносить. 7 Запаса было достаточно на всякие работы, какие надлежало делать, и даже осталось. (Исх.36:1-7)

Как мы уже говорили выше, Всевышний дает мудрость только тому, кто уже обладает этой мудростью.

Это парадокс можно понимать по-разному.

Оно может означать, что человек уже должен обладать достаточной мудростью, чтобы воспринять Божественную мудрость, которая дается ему уже как благословение.

Оно также может означать, что люди, обладавшие глубоким пониманием воли Бога, могли получить от Него те благословение, которое дало им способность выразить свое понимание в изделиях из золота, серебра и меди. 

Имеется в виду, как сооружение переносного Храма, так и всех атрибутов, которые нужны, для полного его ансамбля. 

Это касается не только Веселеила и Аголиава, но и всех тех, кто добровольно предложил свою помощь, и свои таланты, которые требовались, в процессе обустройства Мишкана.

Что же касается «народ много приносит, более нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать», то это показывает тот энтузиазм, с каким народ, приступил, к построению своего Святилища.

8 И сделали все мудрые сердцем, занимавшиеся работою скинии: десять покрывал из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти]; и херувимов сделали на них искусною работою; 9 длина каждого покрывала двадцать восемь локтей, и ширина каждого покрывала четыре локтя: всем покрывалам одна мера. 10 И соединил он пять покрывал одно с другим, и [другие] пять покрывал соединил одно с другим…………………

37 И сделал завесу ко входу скинии из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти] и из крученого виссона, узорчатой работы, 38 и пять столбов для нее с крючками; и обложил верхи их и связи их золотом, и [вылил] пять медных подножий. (Исх.36:8-38)

Кроме словесного описания, Моше было дано на горе Синай пророческое видение и в нем показана модель той конструкции, которую необходимо было создать, а также сосуды, предназначенные для служения в переносном Храме.

Этим объясняется тот факт, что текст Торы не содержит полного описания, и не приводит всех деталей, которые надо было знать, чтобы по описанной схеме изготовить все необходимое. 

И еще, уже касаемо самого текста Торы — при её написании, намерение автора имеет столь важное значение, что Свиток обладает необходимой святостью лишь в том случае, когда он был написан с намерением, передать людям Святую волю Творца.

Точно такое же правило относится и к предметам Святилища — ковчег, стол, Менора, завесы, одеяния и так далее.

Хотя они были фактически предметами повседневного обихода, их Священный характер полностью зависел от того, осознавали ли мастера символическое значение того предмета, который они изготовляли.

Ввиду всего этого, должно быть сразу понятно, почему этапы строительства Святилища повторяются так подробно, с 36:8 по 39:32, почему в главе 39:33-43, вновь перечисляют все отдельные предметы по мере их вручения Моше, и почему в главе 40 пересказывается строительство Святилища во всех деталях.

Иначе говоря, почему в Торе не считают достаточным сказать в этом месте так:«Мастера и ремесленники исполнили всю работу согласно наставлениям, которые они получили, они принесли предметы Моше, а Моше затем построил Святилище, как ему было приказано».

Эти подробные повторы фактов, уже изложенных в предыдущих главах, должны дать нам понять, что мастера и Моше постоянно помнили о священной и символической цели каждого предмета не только во время процесса их создания, но и тогда, когда готовые произведения доставлялись и устанавливались на свои места.

Так что все эти предметы были созданы, изготовлены и собраны в духе, согласующемся с их целью.

Таким образом священный характер и значение предметов подкреплялись духом, в котором они были изготовлены.

1 И сделал Веселеил ковчег из дерева ситтим; длина его два локтя с половиною, ширина его полтора локтя и высота его полтора локтя; 2 и обложил его чистым золотом внутри и снаружи и сделал вокруг него золотой венец; 3 и вылил для него четыре кольца золотых, на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его и два кольца на другой стороне его………….

27 под венцом его на двух углах его сделал два кольца золотых; с двух сторон его сделал их, чтобы вкладывать в них шесты для ношения его; 28 шесты сделал из дерева ситтим и обложил их золотом. 29 И сделал миро для священного помазания и курение благовонное, чистое, искусством составляющего масти.  (Исх.37:1-29)

Кстати, почему имя Веселеила, упоминается чаще всех других, кто участвовал в построении Святилища?

Дело в том, что он, один из немногих, кто полностью посвятил себя этой работе.

Описывать же подробно и с комментариями процесс построения Мишкана — это значит писать еще одну Тору, но более объемней.

Поэтому, лучше просто принят некоторые технические моменты, построения Святилища, ну скажем как бухгалтерский отчет Моше, перед теми, кто доброхотно давал на это свои приношения, а также для того, чтобы Творец видел, что все  работы, ведутся именно так, как Он повелевал это Моше.

Точно такая же характеристика, применима и к отрывку Исход 38:1-20.

Поэтому, мы приведем лишь заключительную часть, этой главы:

24 Всего золота, употребленного в дело на все принадлежности святилища, золота, принесенного в дар, было двадцать девять талантов и семьсот тридцать сиклей, сиклей священных; 25 серебра же от исчисленных [лиц] общества сто талантов и тысяча семьсот семьдесят пять сиклей, сиклей священных; 26 с шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти человек, с каждого поступившего в исчисление, от двадцати лет и выше, по полсиклю с человека, считая на сикль священный. 27 Сто талантов серебра употреблено на вылитие подножий святилища и подножий у завесы; сто подножий из ста талантов, по таланту на подножие; 28 а из тысячи семисот семидесяти пяти [сиклей] сделал он крючки у столбов и покрыл верхи их и сделал связи для них. 29 Меди же, принесенной в дар, было семьдесят талантов и две тысячи четыреста сиклей; 30 из нее сделал он подножия [для столбов] у входа в скинию свидетельства, и жертвенник медный, и решетку медную для него, и все сосуды жертвенника, 31 и подножия [для столбов] всего двора, и подножия [для] [столбов] ворот двора, и все колья скинии и все колья вокруг двора.

Если сложить все вместе, с уже готовыми изделиями, то общий вес Мишкана, составлял более 34 тонн.

Попробуем немного подробней описать, какого материала, и сколько пошло на изготовление Мишкана, и его атрибутов.

И так:

Золота было употреблено 1053 кг.

Серебра 3621 кг.

Меди 2549 кг.

Кроме этого, было изготовлено 48 брусьев, и 69 столбов, общим весом 25600 кг.

А также ткани на завесы двора 350 кв. м.

Что касается первого и второго покрывала Скинии, то на него изготовление ушло в общей сложности 610 кв. м.

А их общий вес был порядка 1600 кг.

Естественно, что все тяжелые конструкции Святилища, перевозились на волах.

Что же касается утвари в Святом, и в Святая Святых, то их переносили, только вручную.

Вот такая необычно техническая характеристика, получилась в этой недельной главе.

К этому, можно добавить что сооруженный в пустыне Мишкан, был святее Первого и Второго Храмов, поскольку строился на добровольные пожертвования всех евреев, и их добровольного труда.

Кроме этого, Мишкан был возведен строго по тем параметрам, которые получил Моше от Бога, на горе Синай.

Что же касается Храмов, то их архитектура, была практически повторением того Храма в Салиме, где нес свое служение Малки Цадек.

Кроме этого, при постройке Первого и Второго Храмов, применялась рабочая сила со стороны, в том числе и из числа язычников.

Это не значит, что Бог не освятил эти Храмы.

Просто по шкале святости, они уступали Мишкану. 

И забегая вперед, что касается Третьего Храма, который описал Иезекииль, то он будет возведен в будущем, и его параметры будут грандиозны.

И он по своей Святости, он превзойдет, все ранние построенные Священные Дома для Бога.