Я обращаю сбивчивую речь
Давайте поговорим о молитве, точнее о молитвенной жизни, которой так часто нам не хватает.
По той простой причине, что можно прекрасно владеть текстом Писания, и правильно его комментировать, но если мы не имеем живое общение с Богом, то тогда встает вопрос — зачем нам эта наука, которая не несет связи с Тем, кто нам её оставил?
И поскольку молитва, в большей своей части, опирается на глубокое внутреннее чувство, и на наше желание иметь общение с Тем, Кто нам позволил прийти в этот мир, то давайте начнем эту тему, со стихов древнего армянского поэта Григора Нарикаци:
Я обращаю сбивчивую речь
К Тебе, Господь, не в суетности праздной,
А чтоб в огне отчаяния сжечь
Овладевающие мной соблазны.
Пусть дым кадильницы души моей,
Сколь я ни грешен, духом сколь ни беден,
Тебе угодней будет и милей,
Чем воскуренья праздничных обеден.
Мой стон истошный, ставший песнопеньем,
Прими не с гневом, а с благоволеньем.
Из дальних келий, тайных уголков
Достал я слово, как со дна колодца,
Пусть дым — сожжения моих грехов
К Тебе, Всемилосердный, вознесется!
Когда перед Тобой предстану я
С застывшей на губах мольбой бесплодной,
Пусть жертва добровольная моя
Тебе не будет столь же неугодной,
Как стон Иакова в краю глухом
Иль попиранье Твоего закона
Правителем греховным Вавилона,
Как сказано в Писании Святом.
Мой дар Тебе пусть будет, Всеблагому,
Угоден.
Пусть Тебя он ублажит,
Как дым кадильниц в скинии Силома,
Которую воссоздал царь Давид.
Кивот, освобожденный от плененья,
Давид поставил там на много дней.
Да будет таковым и возрожденье
Погрязнувшей в грехах души моей!
Час настает, и громкий судный глас
Уже гремит в ущельях отмщенья.
Он нас зовет и порождает в нас
Страстей противоборных столкновенье.
И сонмы сил, недобрых и благих —
Любовь и гнев, проклятья и молитвы,-
Блистают острием мечей своих
И дух мой превращают в поле битвы!
И снова дух смятен мой, как вначале,
Когда я благодати не обрел,
Которую апостол Павел счел
Превыше Моисеевых скрижалей.
Мне ведомо, что близок день Суда,
И на Суде нас уличат во многом,
Но Божий Суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет Суд – я поспешу туда!
Я пред тобой, о Господи, склонюсь
И, отречась от жизни быстротечной,
Не к вечности ль Твоей я приобщусь,
Хоть эта вечность будет мукой вечной?
Я грешен был, я преступал закон,
Я за грехи достоин наказанья
Страшней, чем мука варварских племен,
Поверженных Твоею гневной дланью.
Для филистимлян и едомитян
Годами Ты отмерил наказанье,
Но вечный огнь в удел мне будет дан
За все мои сомненья и деянья.
Ждет Страшный Суд меня, но до тех пор
Удел при жизни выпал мне не лучший:
При жизни обречен я на позор
И ожиданье кары неминучей.
Нас вознести иль превратить во прах,
Низвергнуть в ад иль даровать спасенье —
Во всем Ты властен, все в Твоих руках,
Принявший муки в наше искупленье!
Этот поэт, монах, глубоко верующий человек, раскрыл в своей поэме «Книга скорбных песнопений» свое сердце перед Богом.
На первый взгляд, стихи немного тяжеловатые, для современного восприятия.
Но ненадо забывать, что автор жил более тысячи лет назад.
И несмотря на те «древние дни», он во многом описал и наше с вами духовное состояние, в минуты нашего острого желания быть с Творцом на «одной ноте».
Так, что это такое — молитва.
Если коротко, то молитва — это порыв души к Богу.
В «обычной» ситуации, то есть в суете дней, у нас есть набор заученных молитв, которые приурочены к той или иной ситуации.
И в этом нет ничего плохого.
К ним, как правило, относятся благодарственные молитвы за те или иные дары от Него, что Он нам посылает регулярно — пища, кров, дыхание жизни, заботу о наших родных и близких, и так далее.
Мы просто благодарим Его за все это, уже заученными молитвами, изредка вставляя в них, те или иные новые слова.
Но тут главное, чтобы они шли от души.
Кроме этого, есть молитвы, предназначенные для торжественных случаев — праздничные дни, или в шаббат, или особые даты в жизни человека.
Но есть и особая группа молитв, которые чаще всего приходят к нам в критические моменты жизни.
Тогда слова экспромтом исходят из глубины души, и сами собой срываются с губ.
То есть, когда не разум руководит молитвой, а наш дух.
Ну, примерно как здесь, в последние минуты жизни Иешуа на кресте:
34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мар.15:34)
Или как вышеприведенная молитва, этого армянского монаха.
Это происходит в состоянии, когда человек уже не ищет слова для выражения своих чувств, а они сами срываются с губ.
Примерно как в этих стихах нашей современницы, поэтессы Маргариты Коломийцевой:
Отче мой
Дай мне войти в присутствие Твое,
Реальностью священной пропитаться,
Пусть разум мой способность обретет
Сквозь мир материальный прорываться.
Дай, в трепете склонившись, замолчать
Перед Твоим величьем безразмерным,
И молча в восхищеньи ощущать
Блаженный вкус небесной атмосферы.
Дай нищим духом чувствовать всегда
Зависимость от Неба в каждом шаге,
Чтоб лучшим благом виделась беда,
И Божья милость виделась во благе.
И каждый раз, когда встречаю зной,
Дай вновь искать молитвенный источник,
Чтобы взывать от сердца: «Отче мой!
Да будешь Ты навеки моим Отче».
Но почему для нас так важна молитвенная жизнь?
Дело в том, что нам сегодня сложно видеть и слышать Творца, во всем Его величии.
Хотя Он продолжает нас, и видеть, и слышать, и даже знает все наши помышления души.
Об этом нам говорит Его Слова.
Более того, Он оставил нам возможность, возносить к Нему и свои радости, и свои печали, и свои просьбы.
И на которые Он обязательно реагирует, но так, как Он это считает нужным, а не так, как мы подчас хотим.
Поскольку Он лучше знает, что нам действительно пойдет на пользу, а что во вред.
Единственное условие для нас — это признания с нашей стороны Верховенство Его Воли, в видимом и невидимом нам мире.
Поэтому молитва — это основной канал, через который мы говорим с Богом, но которым мы так неумело до сих пор пользуемся.
И еще деталь, в этом плане — как уже говорилось выше, выучить Слово Бога, не просто, но вполне по силам, грамотному человеку.
Научится исполнять Его Заповеди тоже непросто, но опять-таки можно.
Поскольку все вышеперечисленное — это в большей степени техника, где вера играет не самую главную роль.
Да, надо верить, что и Писание, и Заповеди от Бога.
И что их исполнение — тоже Его Воля.
Но для этого, Ему не необязательно надо было творить человека.
Достаточно было сотворить какое нибуть относительно разумное творение — например ангелов — и вот готов экземпляр, который будет исполнять все, от «А», до «Я».
И к тому же не грешить, и не создавать постоянно проблемы, своими «духовными мансами».
Но тогда это бы не соответствовало тому, что Бог замысливал в начале истории Своего творения:
26 И сказал Бог: создадим человека но образу Нашему, по подобию Нашему, … И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину — сотворил Он их. (Быт.1:26-27)
Богу нужна разумная личность, с которой бы Он имел полноценный, равный разумный диалог.
И этот диалог, в сегодняшней библейской практике, называется молитва.
Именно так хочет Бог общаться с каждым из нас.
В Эдеме, в этом плане небыло проблем.
Человек видел Бога в любой момент, и мог свободно с ним общаться.
Но потом случилось то, что случилось:
6 И увидела жена, что дерево хорошо для еды, и что оно услада для глаз и вожделенно дерево для познания; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу, (что) с нею, и он ел. 7 И открылись глаза их обоих, и узнали, что наги они, и сшили листья смоковницы, и сделали себе опоясанья. (Быт.3:6,7)
— за что человек был изгнан из Эдема, и потерял способность визуального, то есть прямого общения с Богом, поскольку грех сотворенный человеком, поставил стену между грешным человеком, и Святым Богом.
Но, при этом, Бог оставил человеку средство, с помощью которого, он может обращаться к невидимому Богу — Свое Слово, как средство познания Его, и молитву, как средство общения между Ним и человеком.
Каким образом?
Выше уже приведены некоторые примеры.
Но как еврейская, так и христианская традиции, кроме «личных» молитв, предлагают обращаться и с молитвами, которые наработали праведники, прошедших времен.
Например, книга Псалмов.
В ней есть Псалмы, выражающие радость, и есть псалмы, выражающие горе, спокойствие и тревогу, раскаяние и надежду на спасение и так далее.
И из этого списка, всегда можно выбрать тот один, который наиболее точно соответствует нашему настрою в данный момент.
Естественно, что при этом, личные вариации молитв, никак не отменяются.
Кроме этого, есть еще один вариант, для достижения высокого духовного уровня, во время молитвы — это использовать в своей молитвенной жизни, опыт прошедших поколений мудрецов, которые составили для «новичков», да собственно и для умудренных молитвенников, книгу, которая называется Сидур.
В ней собранны как древние, так и современные молитвы, притом на все случаи жизни.
Где человек может найти для себя немало полезного, в плане молитвенной жизни.
Кстати, стихи молитвы, примерно такие, как приведены в начале нашего разбора, также могут служить хорошим подспорьем а нашей молитвенной жизни.
Если конечно сердце этого просит, и если для этого есть талант.
Ведь стихи — это попытка вывести наружу чувства, которые наиболее точно сформулированы в словами.
В еврейской практике, с этим проблем нет.
Книга Псалмов — прекрасный образец стихотворно-песенной молитвы.
Естественно, что если это поется на иврите.
Но и на иных языках, на основании Псалмов, построены немало гимнов прославления Бога, с помощью которых авторы передали свои чувства Творцу миров.
Было бы желание.
И кстати, кто нам мешает и свои личные молитвенные чувства, перекладывать в стихотворную форму, как наиболее эмоциональную часть восприятия как окружающего нас мира, так и его Творца.
Как это сделал поэт Александр Зацепин, погибший впоследствии в одном из боев 1944 года:
Послушай, Бог…
Ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и ты меня поймёшь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать,
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,
Что, как ты знаешь, битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.
Такой стих-молитву, невозможно сочинить, если не вложить в него свое сердце.
Можно и другие примеры приводить, но все они будут говорить об одном и том же — в молитву надо научиться вкладывать сердце.
Но могут сказать, что молиться может не каждый.
Точнее — глубоко уходить в молитву.
Поэтому молитве надо учиться, то есть, она требует серьезной, предварительной подготовки.
Каждый из нас наверное помнит свои первые шаги в молитвенной жизни, когда впервые приняв участие в молитве, не мог глубоко молиться, наравне с другими молящимися.
И от этого ощущал какой-то дискомфорт.
И тут надо помнить, что Творец принимает любые наши молитвы, лишь бы они исходили из сердца.
А со временем, когда мы набирались духовного опыта, наши молитвы будут более глубокие, и более насыщенные по содержанию.
Еще одна «тонкость», которая должна присутствовать при подготовке к молитве — это глубокий настрой.
Как мы уже говорили выше, есть краткие молитвы, так называемые «текущие», на которые ненадо долго готовится.
К примеру, перед приемом пищи, или благословение перед тем, или иным начинаемым делом.
Именно их, можно назвать «текущими».
Но есть глубокие и продолжительные молитвы, которые требуют сосредоточения всех духовных сил.
Понятно, что в силу тех, или иных причин, это не всегда получается.
Но постоянный настрой в этом направлении, помогает приблизиться к этой цели.
Кстати, как один из способов подготовки себя к молитве, библейские мудрецы, предлагают медитацию — то есть состояние внутренней сосредоточенности, для достижения духовного прозрения.
Сразу оговоримся, ненадо боятся этого слова — в нем нет ничего оккультного, как кажется на первый взгляд.
Сама по себе, медитация молитвой не являются, но она очень полезна в виде подготовки к ней.
Она способна успокоить ум, от повседневной суеты, и помочь сконцентрировать свои мысли на сути молитве.
То есть, целью медитации является достижение состояния близости к Творцу, а сама молитва — это уже использование этого состояния с целью установления контакта с Ним.
Дело в том, что одной из самых больших проблем для молящегося (да и вообще для любого человека, в любое время) является проблема «залетных мыслей».
«Залетными мыслями» называются те мысли, что не связанные с тем, чем человек занят в данное время.
Это не обязательно какие-то пустые мысли.
Это могут быть мысли о других делах, но в данный момент времени они являются побочными, так как мешают сконцентрироваться на главном.
Если предварительно провести настрой на концентрацию внимания с целью выявления этих мыслей, то погружение в молитву будет более глубоким, а ее эффективность повысится.
Ну и завершим мы эту часть, нашего разбора молитвенной жизни, тоже стихами еврейской поэтессы Сары-Товы Кунин
Стихотворение называется «Читаю Псалмы«:
Читаю Псалмы и снова
(Ну где же лучше найти ?) :
«Свеча у ноги –Б-жье слово
И свет на моём пути!»
Я вижу Давида средь ночи,
Бежит в окруженьи друзей,
Бежит, а душа клокочет:
«Ну где же к спасенью дверь?»
А после Тору листает
До утра, пока все спят,
И горечь обиды тает,
И царский светлеет взгляд.
И череда испытаний-
Ступени у нас на пути :
Свеча моя — Б-жье слово
И свет на моём пути!