Перейти к содержимому

УКРАДЕННАЯ БАР-МИЦВА

УКРАДЕННАЯ БАР-МИЦВА

«Куда уходит детство, в какие города», — так, кажется, поется в одной российской песне.

У Якова Эдельштейна, родившегося в еврейской общине  города Яссы, оно ушло вместе с приходом румынских фашистов к власти. «Железная гвардия» была скверной публикой – для евреев в частности  и для всех нормальных людей вообще. Культ смерти и довольно гнусные ритуалы сочетались у них с желанием пограбить и поиздеваться над безоружными и слабыми.

В 1941 г. «гвардия» устроила в Яссах кровавый погром. Около пятнадцати тысяч евреев погибли, семьи были разрушены, Яков со старшим братом оказались в страшном товарном составе, битком набитым людьми. Их везли на восток, в Украину, захваченную немцами. Стратеги Гиммлера считали, что там легче и удобнее использовать и уничтожать евреев.

Братья потеряли друг друга, последующие годы каждый из них ВЫЖИВАЛ. Но рука Всевышнего была над этой семьей. В конце войны оба брата встретились, а когда добрались до Вены (в Румынию ноги не шли), то отыскали там своих родителей.

Теперь перенесемся в наши дни. Эдельштейн стал уроженцем Хайфы, и, если честно сказать, в суматохе дней не всегда задумывался о том, насколько он еврей, как прочна его связь с Небом.

Но однажды его навестили люди в полицейской форме и стали задавать неприятные вопросы: — Вам сделали брит-милу? Когда вы последний раз надевали тфиллин? Удалось ли вам в детстве отпраздновать Бар-мицву? (Читатель, не сходи с ума. Полиция в Хайфе опекает «ницолей Шоа», людей, переживших Катастрофу.

А Яков пережил. И вот, теперь изволь ответ держать.) С обрезанием все было в порядке. С тфиллин заминка – в сутолоке дней «выживший» не всегда вспоминал о своих еврейских обязанностях. А при слове Бар-мицва, еврейское совершеннолетие, восьмидесятидвухлетний Эдельштейн разрыдался. Тогда, в Яссах, он мечтал о Бар-мицве, он думал о подарках, которые должны подарить, но проклятые «гвардейцы» украли у него этот праздник.

— Ничего не пропало, — утешил его Аншель Фридман, рав прибрежной полиции. – Мы все организуем!

— И тфиллин? — Обязательно!

И вот, взволнованный Яков, надев тфиллин, читает «Шма», а люди в синих мундирах водят вокруг счастливый хоровод.

Ничто не пропадает, по воле Б-га все возвращается. Но лучше не ждать 69 лет, освежить свою память раньше…