Перейти к содержимому

Духовные иудеи и недуховные (Рим.2:28-29)

Автор: Шомер

Иногда я сталкиваюсь с людьми, которые заявляют мне что они не евреи по крови, но зато «духовные иудеи». А спрашиваю: «Вы соблюдаете Субботу, обрезание, праздники, как написано в Торе, кашрут и другие заповеди Торы?»
Мне говорят: «Нет, это не нужно сегодня!»
И обрезание?
– Да и обрезание тем более, ведь написано про это.
Интересно… Я всегда интересуюсь, что же их привело к такому выводу и мне всегда отвечают, что в Писании написано, что все настоящие верующие – это духовные евреи. Я конечно спрашиваю в каком месте Писания Б-г говорит им, что сделал их иудеями и мне почти всегда без затруднений показывают Послание к Римлянам 2:28.

28 Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29 но [тот] Иудей, кто внутренне [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Б-га.

Мне уже не раз объясняли, что настоящий иудей это оказывается тот, кто по наружности, т.е. не обязательно по крови такой, а именно по духу. Мне не раз говорили, что настоящий Израиль – это церковь, ведь они приняли Мессию. Другими словами иудей это тот, кто духовен, а все остальное не важно для Б-га. После чего мне обычно зачитывают вышеуказанный отрывок, а я почесываю голову и начинаю думать, как же мне объяснить добрым людям этот стих не задом наперед, а как его Шауль скорее всего преподавал. Ведь там вовсе не написано того, что неевреи вдруг каким-то духовным образом приобретают духовное обрезание и становятся духовными евреями. Может вас это также удивляет, что я вовсе не прихожу к такому именно выводу, читая этот стих. Удивляет, тогда не останавливайтесь и читайте дальше, а я постараюсь объяснить. Я не смогу объяснить в короткой статье смысл и глубину всех этих слов и даже не затрону темы, что такое настоящий иудей, так как на это уйдет множество страниц. Я лишь постараюсь интерпретировать сказанное Шаулем в контексте его послания.

Как всегда, начну с того, что самое главное, чтобы правильно понять содержание стиха – это знание и восприятие его контекста. Правильно понять излагаемую мысль мы сможем тогда, когда проследим ее ход и развитие. Порой контекст выходит даже за рамки непосредственной главы. Порой мысль писателя течет и льется и продолжается на протяжении нескольких глав. (Стоит также упомянуть, что изначально текст был написан сплошным материалом, и лишь позднее, для удобства чтения и изучения, был структурирован, и разделен на главы и стихи. Именно потому необязательно что одна глава содержит одну цельно-сформированную и законченную мысль.) В данном отрывке нам нет необходимости идти очень далеко, так как мы можем уловить тему монолога писателя, прочитав стихи выборочно даже с начала второй главы.

1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же. 2 А мы знаем, что поистине есть суд Б-жий на делающих такие [дела]. 3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Б-жия, осуждая делающих такие [дела] и (сам) делая то же? 4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Б-жия, не разумея, что благость Б-жия ведет тебя к покаянию? 5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Б-га, 6 Который воздаст каждому по делам его: 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; 8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. 9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина! 10 Напротив, слава и честь и мир всякому,делающему доброе, во — первых, Иудею, [потом] и Еллину! 11 Ибо нет лицеприятия у Б-га.

В этих одиннадцати стихах мы видим несколько тем. Первое – тема суда над ближним. Шауль напоминает нам не судить других. Йешуа учил нас этому же. Тут все понятно. Вторая тема — это суд Б-жий. Б-г воздаст каждому по делам его. Тут и начинается тема «Иудеев и Еллинов». Б-г воздаст за зло скорбью в первую очередь Иудею, потом Еллину. Б-г воздаст за добро миром и честью, сначала Иудею, потом и Еллину.
Кто же такой Еллин? Еллин – это любой человек кто живет согласно греческому образу жизни, согласно греческому исповеданию веры, согласно греческим обрядам. Ну кто такой Иудей наверно понятно, — это тот кто живет по-еврейски в общине Израиля, поклоняясь Б-гу Израиля, следуя еврейским традициям и установленному Б-гом в Писании образу жизни.

Шауль заканчивает этот отрывок словами «у Б-га нет лицеприятия», т.е. Ему не важно, Иудей человек или Еллин — он получит по своим заслугам. Только потому, что Иудей таким родился, не означает, что он будет помилован за злое, он будет наказан по справедливости как усмотрит сам Б-г в индивидуальном случае. Только потому, что Еллин не знал заповедей Б-га Авраhама, Йицхака и Яакова, не означает, что Б-г «спустит ему с рук» злое пред Его глазами. Итак, мы видим, что суд над всеми будет справедливый. И если мы верим что Б-г праведен, и справедлив, то нет смысла сомневаться в Его правосудии.

Шауль продолжает мысль…

12 Те, которые, не [имея] Закона, согрешили, вне Закона и погибнут; а те, которые под Законом согрешили, по Закону осудятся 13 потому что не слушатели Закона праведны пред Б-гом, но исполнители Закона оправданы будут, 14 ибо когда язычники, не имеющие Закона, по природе законное делают, то, не имея Закона, они сами себе закон: 15 они показывают, что дело Закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую 16 в день, когда, по благовествованию моему, Б-г будет судить тайные [дела] человеков через Йешуа Мессию.

Шауль продолжает мысль о суде. Те, кто без Торы жили и грешили, будут судиться и осудятся без Торы. Те, кто имеют Закон — по Закону будут судиться. Оказывается, не важно знает ли человек Закон или нет, важно следует ли он ему или нет. Судит Г-сподь не по знанию, а по делам. И Шауль продолжает размышлять на тему суда и не следования закону далее…

17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя Законом, и хвалишься Б-гом, 18 и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из Закона, 19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, 20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в Законе образец ведения и истины: 21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого? 22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: ‘не прелюбодействуй’, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? 23 Хвалишься Законом, а преступлением Закона бесчестишь Б-га? 24 Ибо ради вас, как написано, имя Б-жие хулится у язычников.

Здесь Шауль, по контексту, явно обращается к Иудеям, и упрекает в том, что они знают Закон и других учат, но сами грешат не меньше, так как не живут так, как учат других жить. Эти стихи — иллюстрация того, что он только что сказал, что «не знание Закона важно а послушание». И он далее развивает мысль непослушания Торе…

25 Обрезание полезно, если исполняешь Закон; а если ты преступник Закона, то обрезание твое стало необрезанием.26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления Закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? 27 И необрезанный по природе, исполняющий Закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?

При чем тут обрезание? Шауль в этих стихах обращается к евреям, и говорит об очень знакомой теме в еврейском самосознании. Он упрекает евреев, обрезанных, в том, что они не соблюдают заповеди. Таким образом, ихобрезание не значит ничего. Они становятся как все другие, и то, что их физически отделяет от других народов, теряет свой смысл в непослушании. В то время как неевреи, не имеющие обрезания как знака завета, соблюдающие Тору и ее заповеди становятся как обрезанные в глазах у Б-га, по причине послушания. Отсутствие их обрезания не становится преградой их праведности перед Б-гом. Таким образом, Б-г чтит соблюдающего заповеди человека, независимо от его обрезания. Главное — послушание! Я напомню, что в этих стихах Шауль обращается именно к евреям, и ведет разговор он со знающими Закон, и вопрос об обрезании вообще-то не сама тема, а лишь иллюстрация мысли.

28 Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29 но [тот] Иудей, кто внутренне [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Б-га.

Теперь вдруг слова его становятся немного ясней и понятней. Говорит эти слова он иудеям и говорит терминами иудаизма. Шауль говорит что «лишь потому, что ты обрезан, не означает, что ты «йеhуди» (поклоняющийся Б-гу в переводе с иврита). Ты должен действительно поклонятся Б-гу и соблюдать Тору, тогда ты «йеhуди» в полном смысле слова!» Хотя технически говоря, слова «еврей» и «иудей» имеют немного разные определения, стоит заметить, что со временем они стали синонимами, как в терминологии, так и в сегодняшней повседневной речи. Во времена Шауля все евреи назывались «йеhуди», а не только жители района Иудеи и Израильтяне из колена Иуды, как в более ранние времена.

Ключевой же стих, чтобы понять эти слова, это стих 25, рассмотренный нами выше. Обрезание используется как внешний признак еврейства, но Шауль говорит, что вместе с этим признаком необходимо и послушание заповедям. Соответственно здесь в 28 и 29 стихах он делает вывод, исходящий из предыдущих слов. Вывод, который и вводит многих в заблуждение(Когда-то даже Кефа/Петр сказал, что слова р.Шауля порой труднопонятны!). Особенно он вводит в заблуждение тех, кто думает, что вывод этот именно об обрезании.

Прочитав же эти слова без учета контекста, получается, что тот, кто имеет лишь внутренне обрезание – действительно «настоящий» Иудей, а другие — «не настоящие», так как духовное обрезание — «то самое», которое засчитывается… Шауль вовсе не проповедует о том, что физическое обрезание не нужно(Дей.21:21:21-24), а о том, что ему должно сопутствовать искреннее послушание. А без послушания само по себе обрезание не имеет смысла (стих 25). Взгляд на текст, который я описал ранее, и почему решил растолковать эти стихи — это конечно искажение смысла слов Шауля. Про «обрезание сердца», про духовное обрезание такого рода евреи имеют представление, потому что не Шауль придумал этот концепт, а сам Всевышний задолго до Шауля. И никогда не имелось ввиду, что это обрезание («обрезание сердца») сугубо духовное понятие и действо, а что оно СОПУТСТВУЕТ физическому.

Вот что есть обрезанием сердца, обрезанием по духу:

Йермияhу/Иеремия 4:4

Обрежьте себя для Г-спода, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших.

Что за злые наклонности такие? Конечно же здесь говорится про грех, про нарушение Б-жьих заповедей.

Дварим/Второзаконие 10:

12 Итак, Израиль, чего требует от тебя Г-сподь, Б-г твой? Того только, чтобы ты боялся Г-спода, Б-га твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Г-споду, Б-гу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей,
13 чтобы соблюдал заповеди Г-спода и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе былохорошо.
14 Вот у Г-спода, Б-га твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней;
15 но только отцов твоих принял Г-сподь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне [видишь].
16 Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны;
17 ибо Г-сподь, Б-г ваш, есть Б-г богов и Владыка владык, Б-г великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров,
18 Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду.
19 Любите и вы пришельца, ибо [сами] были пришельцами в земле Египетской.
20 Г-спода, Б-га твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись:

Как ясно видно из этих стихов, обрезание сердца связано с послушанием Б-гу и с Его заповедями, с Его Торой, с Его Законом жизни. Этот «Закон жизни» включает(применимо к евреям) и кашрут, и обрезание на восьмой день, и Субботу, и еврейские праздники, и все то, о чем я обычно спрашиваю людей называющих себя духовными иудеями. Таким образом, вовсе не трудно понять слова рава Шауля в контексте, и избежать заблуждений. Он не учит о ненадобности физического обрезания, он не учит о новом виде «обрезания по духу», он вообще не обращается к необрезанным, так как в данном месте Послания явно говорит исключительно с евреями! Понимание его аудитории и направленности его слов — это другой ключ, чтоб понять его правильно.

Все это должно дать нам понимание того, что «духовный иудей» — это еврей, обрезанный по плоти и по духу, исполняющий волю Всевышнего в его жизни. Значит ли это, что «духовное обрезание» — термин, который видимо используется Шаулем как определяющий исполнение заповедей и воли Б-га не относится к неевреям? Вовсе нет, это не исключается здесь, но и разговор о другом.

Шауль не учит, что имеющие такое «обрезание» становятся «духовными евреями», или, как мы иногда слышим широко распространенный термин, «Духовным Израилем». Его учение в данном месте Послания далеко от этого, о неевреях здесь вообще не идет речь. Суть его учения проста — надеяться на обрезание, как на способ избежания Б-жьего суда, не стоит. Этого явно не достаточно! Посреди всех этих стихов про обрезание и духовность, не трудно потерять саму мысль, с которой начался весь этот разговор. А именно тему суда, к чему Шауль и привел эти слова. Б-г будет судить по делам!  Вот истинный смысл его слов, и строить богословие «духовного обрезания» на этих стихах не стоит!

Источник: http://old.myzion.ru