Перейти к содержимому

Опять о Третьем Храме

Опять о Третьем Храме

Сначала, что касается Храма, и Левитского служения. В Торе десятая часть её повествования, посвящена устройству Мишкана, Переносного Храма. И примерно треть всей Торы, посвящена Левитскому служению. Расписано все по пунктам. Не упущена ни малейшая деталь, продиктованная Богом, как устройства Мишкана, так и служения в нем.

Почему так? Потому, что на это была воля Творца. Именно при соблюдении этих условий, Творец открывался людям в Своем Доме. А теперь обратимся к истории завершения строительства Мишкана:«/32 Так кончена была вся работа для скинии собрания; и сделали сыны Израилевы все: как повелел Господь Моисею, так и сделали….» (Исход 39:32) Завершился этап падения человечества, и началась новая эра — эра, когда люди получили ОТ БОГА не только Заповеди, но и конкретное место, где видимое, и постоянное присутствие Бога на земле, было наиболее явное. Это напоминает нам тот момент, когда:»/1/ И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ НЕБО И ЗЕМЛЯ И ВЕСЬ СОНМ ИХ….» (Быт. 2:1)

И там, и там зафиксирован определенный момент творения, который произошел по воле Творца. По завершению устройства земли, Господь передал её в полное владение человека, при этом не отдаляясь от своего творения. Так и по завершению устройства Мишкана, Творец дал человекам власть вести в нем служение, и при этом давал узреть всем евреям свое зримое присутствие.

Но если получив в наследство землю, человек не всегда разумно поступал с этим даром, то по завершению строительства Мишкана, Творец дал человеку строго обусловленные правила в этом Мишкане, по той простой причине, что Храм — это место, где сходится небесное с земным. И когда нарушались эти правила, то видимое присудстие Бога, покидало это место.

Поразительно, но при всей своей значимости, походный Шатер Собрания, сооруженный евреями в пустыне, уступал в архитектурном отношении Первому Храму, построенному царем Шломо, и тем более Второму Храму, возведенному после возвращения из Вавилонского плена и значительно расширенному царем Иродом. Тогда, более двух тысяч лет назад, Второй Храм считался эталоном красоты. О нем говорили: «Тот, кто не видел Дом Ирода, никогда не видел красивого здания«.

Но в то же время проявление Б-жественного Присутствия уменьшалось от Храма к Храму. Отсюда мы видим, что духовное воздействие Дома Б-га на Израиль, а в конечном счете и на весь мир, никак не связано с его внешним великолепием.

Все зависит от того, кто строители. Бецалель был озарен духом высшей мудрости, как и написанно в Торе:«2 СМОТРИ — ПРИЗВАЛ Я БЕЦАЛЕЛЯ, СЫНА УРИ, СЫНА ХУРА, ИЗ КОЛЕНА ЙЕhУДЫ, 3 И НАПОЛНИЛ ЕГО БОЖЕСТВЕННЫМ ДУХОМ, МУДРОСТЬЮ И РАЗУМЕНИЕМ, И ЗНАНИЕМ, И ТАЛАНТОМ К ЛЮБОМУ РЕМЕСЛУ: 4 ИСКУСНО ТКАТЬ, РАБОТАТЬ ПО ЗОЛОТУ, И ПО СЕРЕБРУ, И ПО МЕДИ, 5 И РЕЗАТЬ КАМНИ ДЛЯ ВСТАВЛЕНИЯ В ОПРАВЫ, И РЕЗАТЬ ПО ДЕРЕВУ — К ЗАНЯТИЯМ ВСЕМИ РЕМЕСЛАМИ.  (Исх.31:2-5)

И его помощник Аолиав «МУДР СЕРДЦЕМ«, из колена Дана, также был, в ком также присутствовал Дух Бога живого. Да и остальные участники построения Мишкана:»21 И ПРИШЛИ — КАЖДЫЙ, КОГО ПОДВИГЛО СЕРДЦЕ ЕГО, И КАЖДЫЙ, КОГО ПОБУДИЛ ДУХ ЕГО, ПРИНЕС ПРИНОШЕНИЕ БОГУ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ШАТРА ОТКРОВЕНИЯ, И ДЛЯ ВСЕГО СЛУЖЕНИЯ В НЕМ, И ДЛЯ СВЯЩЕННЫХ ОДЕЖД. 22 И ПРИШЛИ МУЖЬЯ С ЖЕНАМИ — КАЖДЫЙ, ЩЕДРЫЙ СЕРДЦЕМ, ПРИНЕС БРАСЛЕТЫ, И КОЛЬЦА, И ПЕРСТНИ, И НАТЕЛЬНЫЕ УКРАШЕНИЯ — ВСЯКИЕ ЗОЛОТЫЕ ВЕЩИ, И ПРИХОДИЛ КАЖДЫЙ, КТО ВОЗНОСИЛ ПРИНОШЕНИЕ ЗОЛОТА БОГУ. 23 И КАЖДЫЙ, У КОГО БЫЛА ГОЛУБАЯ ШЕРСТЬ, ИЛИ БАГРЯНИЦА, ИЛИ ЧЕРВЛЕНИЦА, ИЛИ ЛЕН, ИЛИ КОЗЫ, ИЛИ КРАСНЫЕ БАРАНЬИ ШКУРЫ, ИЛИ ШКУРЫ ТАХАШЕЙ, ПРИНЕС ИХ. 24 КАЖДЫЙ ВОЗНОСЯЩИЙ ПРИНОШЕНИЕ СЕРЕБРА ИЛИ МЕДИ ПРИНЕС ИХ В ДАР БОГУ, И КАЖДЫЙ, У КОГО БЫЛО ДЕРЕВО АКАЦИИ ДЛЯ ВСЯКОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ В РАБОТЕ, ПРИНЕС. 25 А КАЖДАЯ ЖЕНЩИНА, МУДРАЯ СЕРДЦЕМ, СПРЯЛА СВОИМИ РУКАМИ И ПРИНЕСЛИ ПРЯЖУ, И ГОЛУБУЮ ШЕРСТЬ, И БАГРЯНИЦУ, И ЧЕРВЛЕНИЦУ, И ЛЬНЯНЫЕ НИТИ. 26 И ВСЕ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРЫХ ПОДВИГЛО СЕРДЦЕ К МУДРОСТИ, СПРЯЛИ КОЗЬЮ ШЕРСТЬ. 27 А ВОЖДИ ПРИНЕСЛИ КАМНИ ОНИКСЫ, И ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ДЛЯ ЭЙФОДА И ДЛЯ ХОШЕНА, 28 И БЛАГОВОНИЯ, И МАСЛО — ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ, ДЛЯ ПОМАЗАНИЯ И ДЛЯ АРОМАТНОГО ВОСКУРЕНИЯ».   (Исх.35:21-28)

То ест, все общество Израилева, участвовали в изготовлении СВОЕГО ХРАМА. И не случайно, подчеркивают библейские историки, переносной Мишкан, который был столь уязвимый в военном отношении, до конца с успехом отслужил свой срок.

А вот уже при постройке Первого Храма, и Второго, уже использовались иноземцы, «жители Сидона и Цора», наемный труд которых оплачивался,  как свидетельствует Эзра. То есть работали не по призыву души, а как наемные рабочие, ЗА ДОГОВОРЕННУЮ ПЛАТУ. Кроме этого, во Втором Храме уже не было Ковчега Завета, с содержащим в нем Скрижалями. Как говорит традиция, Иеремия его разобрал и спрятали в подземельях, Храмовой горы, когда угроза разрушения Первого Храма воинами Навуходоносора стала реальна.

Теперь немного о Третьем Храме. Касательно устройства Первого и Второго Храма, то нигде в Писании, не говорится о их устройстве. Это их отличительная черта от Мишкана, который был построен строго по тому оригиналу, который был показан Моше. Возможно были какие-то откровения, касательно их постройки, но какие — нам не известны.

Но вот у Иезекииле, в главе 40-48 есть довольно таки подробное описание некоего Храма. Эти описания не сходятся с тем, как в будущем был построен Второй Храм. Какие-то отдельные фрагменты присутствуют, но в целом это никак не соответствует описанию Второго Храма. То есть, тот Храм, который описал Иезекииль, еще не построен.

Это задача будущих поколений израильтян. И он будет построен, вероятней всего также, как и Мишкан — на энтузиазме народа. И как говорят многие иудейские комментаторы, строительство Третьего храма — задача очень сложная, и без непосредственного божественного участия, пожалуй, неразрешимая. И дело даже не только в том, что на месте святая святых уже стоит мечеть.

В строгом смысле слова, для начала строительства Третьего храма необходимы какие-то особенные явления. В агаде говорится, что Третий храм начнет строиться с небес, а галаха предъявляет к нему свои требования. Рамбам пишет: “Здание, которое построил Шломо, описано в “Малахим”, здание, которое предстоит построить, по тому как это описывается у Иехезкеля, не разъяснено… ”.

Третий храм по идее должен быть построен таким, каким он представлен только у Иехезкеля. А для этого, по мнению того же Рамбама, необходимы дополнительные откровения. И вероятней всего, эти разъяснения даст Мессия Иешуа, по той простой причине, что: » И Слово (Тора) стало плотию» Как в Нагорной проповеди, Иешуа разъяснял народу всю глубину Заповедей Бога, так и в момент построения Третьего Храма, Он разъяснит его строителям, всю глубину пророчества Иезекииля 40-48.

Почему именно Иешуа:»Когда же исполняться дни твои и ты почиешь с отцами твоими, то Я поставлю после тебя потомство твоё, того, кто произойдёт из недр твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, а Я утвержу престол царства его навеки«. (2 Царств, 7:12-13) Как Соломон поставил Дом Богу, так и потомок Давида — Мессия Иешуа, восстановит Дом Богу Израилеву.

2. Теперь о сущности служения Мессии Иешуа.

Естественно, что с позиций того мировоззрения, что Он есть Помазанный Царь, из среды братьев своих — израильтян, и потомок Давида ПО ПЛОТИ, как об этом и говорит ТаНаХ и Брит Хадаш (Новый Завет):»1 И выйдет отросток из ствола Йишая, и даст плоды побег, (что) от корней его. 2 И снизойдет на него дух Господень, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знания и боязни Господа. 3 И исполнит Он его духом боязни Господа: и не по взгляду глаз своих будет он судить, и не по слуху ушей своих будет он решать дела, 4 Но будет по правде судить он бедных и решать справедливо дела кротких людей страны; и бить будет он страну бичом речей своих, и духом уст своих умертвит нечестивого. 5 И справедливость будет препоясаньем чресл его, и честность — поясом на бедрах его». (Ис.11:1-5)

И в другом месте:»5 Вот, наступают дни, — сказал Господь, — когда взращу Я Давиду праведный росток; и будет царствовать царь, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле. 6 Во дни его Йеуда будет спасен и Йисраэйль будет жить в безопасности; и вот имя его, которым назовут его: «Господь — справедливость наша». 7 Поэтому вот, наступают дни, — сказал Господь, — когда не будут больше говорить: «(как) жив Господь, который вывел сынов Йисраэйлевых из земли Египетской», 8 А (скажут): «(как) жив Господь, который вывел и который привел потомство дома Йисраэйлева из страны северной и из всех стран» куда Я изгнал их; и будут они жить на земле своей».   (Иер.23:5-8)

Можно еще приводить другие места из Писания, которые говорят о Иешуа, как о прямом потомке Давида, по мужской линии. Ну и кроме того, в этих, и других пророчествах, говорится о том, какими функциями будет обладать Царь-Мессия. Брит Хадаш же (Новый Завет), дополняет приведенные уже качества тем, что Иешуа будет также обладать теми полномочиями, которые были у Малки Цадека — Царь Священник. И в этом ничего таинственного нет. Подобными качествами не только обладали, но и использовали, практически все Иудейские цари. Вспомним Соломона, Езекию, Иосия.

Но Иешуа превзойдет их тем, что во время Его служения исполнится во всем объеме:«30 Вот, наступают дни, — сказал Господь, — когда с домом Йисраэйлевым и с домом Йеудиным Я заключу новый союз, 31 Не такой союз, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, (не такой) союз Мой, который они нарушили, несмотря на то, что Я был им владыкою, — сказал Господь; 32 А такой союз, какой заключу Я с домом Йисраэйлевым после тех дней: — сказал Господь, — вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его, и буду Я им Богом, а они будут Мне народом. 33 И не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый — брата своего, говоря: «познайте Господа», ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня, — сказал Господь, — потому что прощу Я вину их я не буду больше помнить греха их.  (Иер.31:30-33)

Именно через служение Иешуа, Господь исполнит Свое Слово. Отчасти это началось в период Его первого служения. И сегодня, через своих последователей, Иешуа продолжает нести Слово Бога в этом мире. И это его служение, никаким образом не противоречит Левитскому служению. Они идут параллельно, дополняя и обогащая друг друга. Но во главе будет Царственное служение, по той простой причине, что оно было дано людям раньше, и продолжалось, когда даже было выстроено Левитское служение. Левитское служение возможно закончится тогда, когда грех, и как его следствие — смерть, будут побеждены полностью. Что нельзя сказать о Царственном служении. По крайней мере, Писание об этом ничего не говорит.

Это если коротко.