Перейти к содержимому

Краткая история течений иудаизма времени конца второго храма

Church and Jews

Краткая история течений Иудаизма времени конца Второго Храма

Кадош

Нижеприведенная статья, мне показалась очень интересной и содержательной. А так-же назидательной. 
Термины в ней использованные — Мессианские, так что если кому чего будет непонятно — спрашивайте. Что знаю — разъясню.

Когда мы покоряемся Машиаху в личности Назарянина, то в этом случае нас могут подталкивать к так называемой смене религии, потому что признание Назарянина традиционно рассматривается в большинстве случаев, как переход в иную, чуждую Израилю религию.

Как известно, из традиции иудаизм — это Иаков, а христианство — это Исав. При этом следует иметь ввиду, что традиция привязывает христианство к Исаву преднамеренно, пропуская опасность от настоящего Исава, потомки которого продолжают точить зубки против нас. При этом, в традиции даже есть мнение, что братья Ромул и Рэм — потомки Исава, НО это не правда: Ромул и Рэм — потомки Иафета! Так вот, христианство в его греко-римском виде это Иафет в шатрах Сима, которые бывает ведёт себя, как слон в посудной лавке, но это именно «Иафет в шатрах Сима»: то Иафет осознаёт, что он не у себя дома, то ему море по колено. Таким образом, греко-римское христианство (католицизм, православие, протестантизм) всё-таки не являются «иной религией» в буквальном значении сего термина, ибо призывают так же как и вера Моисея, к Всесильному отцов наших.


Однако, традиционно греко-римское христианство оказывается именно в качестве «иной религии» по причине своего позиционирования в качестве субъекта, замещающего Израиль в планах Всесильного, стремлении ассимилировать евреев, растворив их среди себя и в себя и вообще стремясь уничтожить этническую самоидентификацию евреев, учеников Назарянина и проистекающего из этих взглядов, антисемитизма и юдофобии. Однако, здесь важно то, как это всё начиналось.

Немного истории

Уже при жизни посланников Назарянина проявилось стремление среди уверовавших из язычников бортануть народ Израиля, ставя себя на первое и абсолютное место в планах Всесильного. Именно по этой причине Павлу пришлось посвятить вопросу Израиля в своём послании к Римлянам целый раздел. Однако, последующая история показала, что римская община не вняла предостережениям.

И это со всей силой проявилось в 90-е годы первого века в Риме.

Дело в том, что ученики Назарянина из народов, в 90-е годы первого века нашей эры, отказались платить «еврейский налог» в казну Рима, так как римляне рассматривали учеников Назарянина из евреев и из неевреев, в качестве одной из еврейских партий, что полностью соответствовало реалиям того времени. До эвакуации общины ноцрим в Пеллу и до разрушения Храма, все ученики Назарянина как евреи, так и неевреи в той или иной степени находились в религиозно-правовом поле народа Израиля, а до подавления восстания бар Козибы это нахождение носило уже не юридический, а фактический характер и начало полностью меняться после подавления восстания бар Козибы и рассеяния учеников.

Так вот, ученики из народов в Риме заявили властям, что отказываются платить «еврейский налог», поскольку они не являются евреями и их партия не является частью еврейской партии и еврейского сообщества в целом. Как следствие начались на них массовые гонения, при этом отказ вносить налог так же носил массовый характер. Лидеры уверовавших из язычников взяли курс на отделение от евреев любыми доступными способами. И отказ выплачивать в казну Рима «еврейский налог» был одним из первых общественно-значимых шагов в этом направлении. 
Какие возможности представлял иудейским и приравненным к ним общинам, факт выплаты «еврейского налога», хотя процентная ставка бывала и грабительской? Дело в том, что посредством выплаты такого налога еврейские и приравненные к ним общины, освобождались от обязанностей по поклонению божествам Рима. Так же члены таких общин получали выходной в Шаббат, при этом первый день недели в качестве выходного за ними так же сохранялся. Встав в оппозицию еврейскому сообществу и римским властям, ученики Назарянина в Риме из народов начали политическое движение к преобразованию части еврейской партии в самостоятельную религию (религия в данном случае это юридическое оформление веры и учения!).


Однако, вернёмся в Иудею первого века нашей эры. Гонения описанные в Деяниях в основном касались партии эллинистов и, как правило, ортодоксальное крыло партии ноцрим не сильно задевало. Партия ноцрим использовала эти гонения для развёртывания проповеди Евангелия запределами Иерусалима, в Стране и за её пределами. Надо заметить, что ортодоксальную часть партии ноцрим несомненно прикрывала Галаха Гамлиэля I. Однако ортодоксы естественным для себя образом негативно относились к новой партии, а слабым звеном в этой партии были именно эллинисты и самаряне. И репрессии в их адрес мотивировались как раз тем, что те, якобы выступают против отеческих обычаев и тому подобные вещи. Надо иметь ввиду, что к концу 60-х годов первого века нашей эры, партия ноцрим являлась крупнейшей партией Израиля со штаб-квартирой в Иерусалиме. С лидерами ноцрим приходилось считаться в общественной жизни, хотя представителей ноцрим и не было в Сангедрине, что не мешало им оказывать влияние на общество в той или иной степени. Итак, после гибели Стефана именно эллинистам и самаритянам из партии ноцрим в Иерусалиме угрожала физическая опасность и они предпочли рассеяться по округе в Иудее и Самарии, а дальше процесс пошёл дальше.


За счёт гонений на элиннистов и самарян из партии ноцрим , Евангелие начало расрпостраняться за пределами Иудеи. В частности в Самарии, куда прибыл Филипп, статус которого к этому моменту изменился со служителя (диакона) вдовам эллинистов на дар служения Евангелист. Надо заметить, что если бы не гонения, связанные с гибелью Стефана, то братья были бы тяжелы на подъём для движения по округе. Однако стоит иметь ввиду, что ученики обращались с Евангелием ТОЛЬКО к евреям и к приравненным к ним лицам и группам. Стороной обходились даже боящиеся и чтущие Б-га Израиля, не то, что обычные неевреи, что само собой разумеется.


И вот как-то на досуге, когда Шимон Кэфа по ходу молитвы оказался в трансе, Адонай ему популярно объяснил к кому ему надо топать с евангельской вестью..
В общем, надо, значит надо и Кэфа пошёл. Потом братья учинили ему допрос с какого дуба он рухнул, обратившись с проповедью к боящимся Б-га Израиля язычникам? Так-как по мнению братьев те были не при делах. И надо сказать, что до начала активного служения Тарсянина неевреям, Корнилий и дом его были исключением из правил по всем статьям, а все прочие уверовавшие из народов естественным образом проходили чрез моэля.


Но вернёмся к «нашим баранам» и обратимся к служению Петра и Павла в Риме. Как мы знаем, именно в Риме было первое массовое гонение на христиан со стороны римских властей. А точно ли так оно было? вот в чём вопрос и вопрос не праздный: кого на самом деле Нерон назначил в виновники пожара, который он же сам и учинил?


На самом деле, история возникновения общины учеников Назарянина в Риме «покрыта мраком». Да, есть ряд точек зрения в церковном предании, но на них не получается построить исторически полноценный рассказ о возникновении общины1. Но можно уверенно говорить, что община в Риме появилась как сообщество неевреев , учеников Назарянина.

Мы видим из Деяний, что именно Павел начал свидетельствовать о Йешуа как о Мессии в еврейской среде Рима и из этого можно сделать предположение, что до того, свидетельство о Назарянина в еврейской (этнически еврейской) среде было минимальным. При этом римские власти относили сообщество учеников Назарянина в Риме к еврейской вере и рассматривали их в качестве ещё одной еврейской секты (партии).

Так вот, традиционно считается, что Нерон поджёг Рим, что бы очередную оду написать, а всё свалил на христиан Рима и начал на них массовые гонения по обвинению в поджоге «вечного города». А на самом деле было ещё интереснее, потому что на самом деле Нерон возложил вину за поджог на евреев, а поскольку христиане рассматривались властями, как одно из направлений еврейской веры и учения , то логично, что гонения обрушились и на них. (…)


Итак, гонения при Нероне были направлены против евреев, а ученики в Риме из народов оказались под молотом именно потому, что являлись одним из ответвлений еврейской веры. Однако, в церковной истории об этом предпочитают не упоминать. В результате принятия в Римской империи христианства в качестве государственной религии, так же об этом предпочитают не упоминать и в рамках преподавания истории Израиля.


А в это время в Иудее, пока Нерон сходит не спеша с ума окончательно, сгущаются тучи над Иаковом Праведным. Да и над самой Иудей сгущаются тучи , имеющие корни в политических внутренних конфликтах. С одной стороны, партия зилотов упрямо двигает общество к войне против оккупантов, а с другой стороны партия садукеев желает изо всех сил удержать свою призрачную власть под властью Рима.

В то же время, Иаков сын Иосифа и Марии, уже капитально достал верхушку партии садукеев, потому что его авторитет в обществе Иерусалима, превышал авторитет общины садукеев скопом. Кончилось всё тем, что садукеи и примкнувшие к ним шовинистически настроенные фарисеи, убили Иакова сына Давида2.

А вот дальше началось нечто, что для многих может показаться неверотяным. Верхушка партии фарисеев, узнав что уважаемый ими конкурент убит садукеями, воспользовалась ситуацией и собрала Сангедрин да так, что сумела идентифицировать и наказать заказчиков, организаторов и исполнителей убийства Иакова Праведного, которого сбросили с крыши Храма разгорячённые, дышащие ненавистью садукеи.

Интересно то, что рассмотрение сего дела было проведено в режиме «тютелька в тютельку» не уходя в сторону даже в малейшем, от тогдашней процедуры рассмотрения дел о убийстве. В сравнении с судилищем, которое устроили Стефану и даже Самому Назарянину, в этом процессе над убийцами Иакова, брата Йешуа, комар даже носа подточить не мог, потому что не было допущено практически ни одного нарушения.

Другой момент интересен тем, что с одной стороны, фарисеи, развёртывая процесс над убийцами Иакова сына Давида, были побуждаемы уважаением к Иакову, ибо титул «Праведный» Иакову — сыну Иосифа, сыну Соломона, сыну Давида, был определён именно партией фарисеев; а с другой стороны, гибель Иакова дала возможность фарисеям реализовать старые планы по восстановлению своего положения в Сангедрине в свою пользу, которого не наблюдалось с эпохи Симеона сына Шетаха. Таким образом, движимые справедливостью и расчётом , инициаторы процесса над убийцами Иакова брата Йешуа, не только добились обвинительного приговора, а так же и укрепили свои позиции во властных структурах Иерусалима.

С этого момента партия садукеев начала окончательно терять своё политическое влияние в обществе Израиля, хотя и нельзя утверждать, что партия фарисеев стала «партией власти» в обществе Израиля, в тот конкретный момент истории. Уже не за горами была война. Восстание готовилось зилотами несколько лет и могло рвануть в любой момент.


Не будем акцентировать внимание на том, как началось восстание, кто его спровоцировал и каким образом в деталях, а вкратце только замечу, что наместник Флор очень хотел получить восстание и он таки его получил. Там вообще складывается впечатление, что и те и другие работали рука об руку, заводя народ на восстание, но мы начнём с моментов, предшествующим осаде и взятию Иерусалима.


После того, как Иосиф сын Матитъягу из рода Аарона, вошедший в историю под именем Иосиф Флавий, сдал Галилею римлянам, а сам стал советником Веспасиана, в Иерусалиме началось смятение в народе и резня между партиями: каждый был рад порезать другого, да так, что бы с концами. Когда римские войска подошли к Иерусалиму поближе, бен Закхай направился на переговоры с Веспасианом и в ходе первичной осады бен Закхай всё-таки сумел уговорить Веспасиана о трёх вещах:
1. Сохранить город Явне, куда уже эвакуировались школы и мудрецы в придачу;
2. было получено разрешение для Шмиона сына Гамлиэля переселиться в Явне;
3. Был направлен римский врач в Иерусалим для оказания помощи больному бен Цадоку.

Вроде бы дело было сделано, Но осада Иерусалима естественно отменена не была, потому что 
а) бен Закхай посчитал такую просьбу к Веспасиану чрезмерной 
б) и так было ясно, что эпоха второго Храма завершается.

А дальше всё пошло как в скверном анекдоте. 
Дело в том, что разные группы фарисеев принялись резать друг друга по полной программе, садукеи резали фарисеев и наоборот, зилоты грохали всех без разбора и все дружно грохали зилотов. В итоге в городе осталось только два персонажа из партии фарисеев, которые конечно же рады были бы друг друга порезать, но воевать-то против римлян с кем-то надо…


Элазар бен Шимон, забаррикадировавшийся на территории Храма, разрешил народу накануне праздника Песах войти в Храм, чтобы принести жертву Всевышнему. Но Йоханан из Гуш Халава приказал своим сторонникам спрятать под одеждой мечи. В Храме началось сражение между евреями за власть в фактически обречённом городе!!!!

Йоханан и его люди победили. Теперь в Иерусалиме остались два враждующих лагеря: приверженцы Йоханана в Храме и на Храмовой Горе и соратники Шимона бар Гиоры в Верхнем городе. Когда Тит приступил в 70-м году к непосредственной осаде города, эта «пара акробатов» всё-таки заключила между собой перемирие… на самом деле каждый из них был готов нанести удар в спину другому в любой момент!


Уникальным образом вся эта вакханалия не коснулась общины учеников Назарянина в Иерусалиме. После того, как Веспасиан умчался в Рим, чтобы принять дела, осада чуток ослабла и партия ноцрим организованно эвакуировалась из Иерусалима в Пеллу, просочившись сквозь римские заградительные кордоны.

Увидев это, и некоторая часть фарисеев рванула за ними. Одна группа проскочила, а вот когда пошла вторая… осада снова усилилась и люди в той второй группе фарисеев, пошедших по стопам ноцрим, погибли. Обращаю внимание, что до определённого момента ноцрим защищали город на равне со всеми, а их уход обусловлен словом Учителя из Назарета о судьбе Храма: нет смысла защищать то, что и так будет уничтожено. При этом, в отличии от фарисея по учению, Иосифа Флавия, ноцрим не переходили на сторону римлян.


Итак, Иерусалим пал, Храм благополучно сгорел… А чем же занимались эвакуированная община ноцрим в Пелле и чем же занимались фарисеи в Явне после всех сих событий с городом и Храмом?

Начнём с ноцрим.
Прибыв в Пелу, ноцрим занялись организационными вопросами. С подачи общины Антиохии и ряда других общин уверовавших из язычников, во главе Иерусалимской эвакуированной общины был поставлен необрезанный Марк. В принципе, претензий к нему нет, кроме одной — он не обладал тем уровнем авторитета, который имели посланники Назарянина, Иаков Праведный и его внук. В общем, сложилась картина маслом, которая привела к разделению партии ноцрим внутри Израиля. Партия раскололась на две части: костяк по-прежнему назывался партией назаретян, а отколовшияся часть получила наименование партия эбионитов. Партия эбионитов взяла курс на обгиюривание всего что движется и не движется, а так же отказалась признавать Тарсянина в качестве ученика Назарянина и Его посланника. Вопреки решения совета в Иерусалиме от 51-го года(Деян.15:23-29), партия эбионитов требовала от уверовавших из гоим обязательного обрезания и неукоснительного следования внутренним законам Израиля. В общем, эбиониты сделали упор на прозелетизм и отрицание партии ноцрим. Фактически началась конкуренция между двумя партиями учеников Назарянина, которая стоила ученикам Назарянина потери влияния в народе. В принципе, потеря влияния началась сразу же, как был избран необрезанный Марк в качестве главы общины в Пеле.

Но здесь важно понимать ещё то обстоятельство, что фарисеи, уютно утсроившиеся в Явне, объявили всех своевременно слинявших из Иерусалима, в качестве дезертиров. При этом они забыли, что их лидер договоривался с Веспасианом, и их люди линяли вослед ноцрим, а их школы в Явне оказались ещё раньше. И на этом фоне, партия эбионитов в частности пыталась доказать, что они не верблюды, а как известно, доказать, что он не верблюд, может только верблюд.
Итак, партия ноцрим раскололась и началося процесс фактической потери влияния в народе.

Однако не стоит думать, что влияние было тут же утрачено: это произошло только к IV веку нашей эры окончательно. А до тех пор партия эбионитов делала всё, что бы выбить своих конкурентов в лице партии ноцрим из седла. А поводом к расколу послужило именно то обстоятельство, что во главе общины по протекции со стороны нееврейских общин учеников Назарянина, был поставлен Марк, который не обладал авторитетом и влиянием в обществе Израиля в целом.


Итак, постановка Марка во главе эвакуированной общины в Пеле привело к расколу в партии ноцрим. И надо обратить внимание на то, что можно сказать, что в общине в Пеле не было принято решений, которые влияли бы на нашу жизнь до сего дня….


А в это время в Явне происходили следующие важнейшие для еврейской истории события.
Во-первых, в конце концов разобрались с молитвенником так сказать. Фактически был отредактирован и окончательно утверждён список молитв, которыми пользуются евреи по всему миру доныне.
Во-вторых были заложены основы для окончательного решения вопроса «кого считать евреем» в редакции учителей Израиля. Так же забыв, кто вёл переговоры с врагом, Сангедрин в Явне постановил всех остальных в большинстве своём считать дезертирами. И было принято Биркат hа Миним, в тексте которой до четвёртого века нашей эры примерно. не забывали упоминать и учеников Назарянина в народе Израиля. Но «по полной программе» нас начали «поминать» в сей молитве после подавления восстания бар Козибы.


Надо сказать. что эвакуировавшиеся в Явну руководство общества Израиля, которое осталось в живых после разрушения Храма, не было единым в своих взглядах и развиться междоусобице не давал бен Закхай: пока он был жив хоть и были подковёрные игры, но всё-таки обходилось без явных открытых столкновений.

По смерти бен Закхая снова разразились «междоусобные войны» в которых целью каждой из группировок было закрепить своё влияние в обществе Израиля и на общество Израиля. Бен Гамлиэль взял курс на осознанное и преднамеренное перетолковование Торы и законов Израиля в целом с целью консолидации народа Израиля. Именно он заложил основы последующих реформ в вере Моисея, которые привели к созданию раввинистического иудаизма, который к средним векам взял под свой контроль почти всё общество Израиля под свой контроль.

В Явне так же было принято фундаментальное решение по канону текстов Священных Писаний и был принят канон, которым мы все пользуемся до сего дня и который пересмотру в общем-то уже не подлежит. Однако прошу обратить внимание на то, что решение по канону отражает базовый взгляд фарисеев на состав Писаний прежде всего. Однако сказать, что в Явне собрались фарисеи уже нельзя, потому что начались трансформационные процессы в сознании самих учителей Израиля, появилось понимание реорганизации партийной жизни в обществе.

Итак, в Явне, остатки партии фарисеев начали преобразовываться в нечто иное, хотя и не далеко ушедшие от первоначальной формы и содержания. После кончины бен Закхая началась сперва не афишируемая, а потом и ожесточённая борьба за власть в Сангедрине и в обществе и над обществом сынов Израиля. Бен Гамлиэль мотивировал это тем обстоятельством, что в народе должно иметь место только одно мнение, а остальные неправильные потому что, в виду угроз для народа, народ должен быть консолидирован любой ценой.

И цена была положена немалая на самом деле. Например, написано в Торе «не следуй за большинством на зло«, а рабан Гамлиэль, не долго думая, определил «следуй за большинством«, а остальное не важно. 
Вот такими методами формировалась основа для жизни в условиях изгнания.

Талмуд так рассказывает об одном из фундаментальных эпизодов, который повлиял на будущие после того поколения:
«В этот день рабби Элиэзер привел все доводы, которые есть в мире, и не приняли их мудрецы. Сказал он: «Коли я прав, пусть дерево докажет«, — вырвалось из земли дерево вместе с корнями. 
Сказали ему: «Не приводят доказательства из случая с деревом». 
Сказал он: «Если я прав, — вода докажет», — вода в арыке повернула вспять. 
Сказали ему: «Не приводят доказательства из случая с водой в арыке«. 
Сказал он: «Если я прав, пусть стены бейт мидраша докажут«, — наклонились стены бейт мидраша. 
Рассердился раби Йеhошуа: «Если есть спор между мудрецами, почему стены должны вмешиваться в него?» 
Не упали стены из-за уважения к рабби Йеhошуа, но и не выпрямились из уважения к раби Элиэзеру. Так и остались наклоненными. 
Сказал раби Элиэзер: «Если я прав, пусть небеса докажут«, — раздался Голос с Неба: «Закон всегда таков, как его формулирует раби Элиэзер». 
Встал раби Йеошуа и сказал:»Не на небесах Тора, а дана нам на горе Синай. Поэтому мы не слушаем даже Глас Небесный, ибо написано в Торе: «следуй за большинством«».
Вот так не спеша с одной стороны разрушалась Тора, а с другой стороны увеличивалась власть Сангедрина.

И здесь стоит иметь в виду, что рабби Элиэзера, рабан Гамлиэль всё-таки вышвырнул из состава Сангедрина в Явне именно за несогласие по вопросу о несчастном арыке. Таким образом, от открытых столковнений, вплоть до вооружённого конфликта, борьба за власть в народе Израиля приняла классический римский характер с элементами заговоров, подстав и прочего. При этом, всё это происходило на фоне оккупированной Страны! А Биркат hа Миним была призвана помочь избавиться от всех несогласных с «генеральной линией».


Биркат hа Миним, как уже говорилось ранее, упоминала ноцрим до примерно четвёртого века нашей эры. Однако, важно понимать то, что Биркат-hа-Миним не утверждает, что все эти миним неевреи, но напротив подчёркивает то обстоятельство, что они, миним, евреи! Дело в том, что термин «миним» применяется исключительно к евреям и никогда не относится к неевреям.
Мином — может быть только еврей. Целью Биркат hа Миним в момент её введения в оборот являлось избавиться от всех несогласных с линией Сангедрина в любом виде…

Для того, что бы попасть в список этого «благославления» было достаточно просто выразить несогласие с генеральной линией, поэтому понятное дело, что там не только ноцрим упоминались, а и иессеи, и фарисеи, которые не угодили начальству, и многие другие. Биркат hа Миним иначе называется «девятнадцатым благославлением молитвы Амида». Молитва Амида была сформулирована мужами Великого собрания при участии пророков и священников и содержит восемнадцать благославлений. Но это именно благославления и там нет ни одного проклятия! Да и быть не может, потому что благославление и проклятие это инструмент носителей власти!

А народ призван к благославлению, ибо каждый сын Израиля имеет в своих руках благословение и проклятие. Благословение и проклятие в качестве инструмента в рамках своей компетенции: первосвященник в своих рамках, пророк в своих рамках, судья в своих рамках, царь в своих рамках, главы домов и семей в своих рамках и эти рамки пересекаются только у носителей власти, а не у семени Израиля в целом.

Однако рабан Гамлиэль пошёл на то, что бы такое «благословление» появилось, и было доступным для зера Исраэль и им же и произносилось. Он рассчитывал на то, что те, кого упоминают в этом благословлении не будут проклинать сами себя (а проклятие самого себя — это единственная форма проклятия от которой нас защищает наш здравый смысл, а не Г-сподь на прямую): чувство самосохранения говорит нам, что не надо проклинать самого себя в принципе. Вот на это и рассчитывал рабан Гамлиэль и он так же рассчитывал на то, что миним будут покидать еврейские общины сами. Таким образом, Биркат hа Миним имело целью выдавить евреев, несогласных с генеральной линией, в ассимиляцию в детях детей своих без разбора. Но при этом, Биркат hа Миним не утверждает, что мин не является евреем, а напротив, даже терминологией, подчёркивает то, что мин есть еврей.

Примечание от редакции сайта:

1Община в назарян в Риме, верятней всго была образована «элинистами», из числа тех, кто слушал проповедь Шимона (Петра) во время Шавуота (Деяние 2). И на первом этапе, она вероятней всего состояла только из иудеев.

Иаков Праведный, как и его родной брат Иешуа, был из царского рода Давида.