Перейти к содержимому

Не все мессианское действительно мессианское

Автор: Шомер

Начну с того, что эта статья не для всех. Для некоторых она покажется абсурдной и совсем непонятной. Эта статья, скорее всего для тех, кто уже имеет элементарное понятие о том кто такие мессианские евреи, и примерно, что это движение собой представляет. Именно в этом контексте я и использую слово «мессианский». Цель этой статьи показать, что мое это утверждение (заголовок) верно и подобная логика распространяется практически на все, а так же объяснить, почему это важно. Большинство людей со мной согласятся, что названия сами по себе ничего не означают.

Человек может называться профессором, но это не означает что он в действительности профессор, так как это просто его прозвище. Человек может говорить, что он честный и при этом лгать. Человек может утверждать, что он богобоязненный христианин и притом жить развратной жизнью. Короче говоря, само-отождествление не обязательно всегда соответствует истине. Говоря о мессианском отождествлении, я повторюсь, утверждая, что не все что называется мессианским или не все что называет себя мессианским, в действительности таким является. Самоопределение конечно важно, но это далеко не все.

Как определить, что является «мессианским» в смысле принадлежности к мессианскому движению, мессианскому иудаизму или не мессианским? Для людей не знакомых с мессианским движением, его историей, его течениями и разветвлениями это наверно не просто, но для тех, кто имеет точку сравнения уже проще. В этом то и секрет. Определить, что является мессианским, а что нет, можно только методом сравнения. Чтоб сравнить, нужно знать других. Сравнивать можно конечно с большинством, но и не забывать что мессианское движение очень многообразно. Есть очень много моментов где будут видны резкие контрасты, по причине традиций или богословия. Но в то же время наряду с этими контрастами будут черты объединяющие большинство. Всегда будут исключения из правил, но рассуждать о мессианском иудаизме следует, полагаясь все же на большинство.

Некоторые организации, общины, книги Интернет страницы, публикации, проповеди и даже отдельные люди будут определены как «немессианские» методом сравнения, не смотря на то, что они себя такими могут называть. Это факт. Почему они себя так называют? Этому есть несколько возможных причин. В последние годы появилась мода в евангельских церквях иногда называть себя «мессианскими», желая привлечь евреев. Иногда в церквях поют еврейские песни, как это делается в мессианских еврейских общинах. В некоторых церквях даже есть группы верующих евреев, держащихся вместе. Многие церкви стремятся поделиться благой вестью спасения с евреями. Их побуждает к этому искренняя любовь к Божьему народу и вера в остаток Израиля. Все это замечательно и похвально, вот только все это не делает эти церкви «мессианскими общинами». Мессианские общины отличаются от церквей и называются так не зря.

Многие евреи, посещающие такие церкви, чувствуют себя там довольно удобно, так как к ним там относятся уважительно. Вот только большинство из них не в состоянии жить по-еврейски даже в таких дружелюбных церквях. Хотя, технически говоря, они могут называться мессианскими евреями, т.е. евреями, верующими в Мессию, практически они не выражают свое еврейство никаким духовным образом. И не делается это, потому что в нееврейских церквях свои обряды, свои праздники, свое поклонение, свои учения, свое направление, свои традиции, и они обычно связаны не с еврейским духовным наследием, а с каким-то другим.

Еврейское духовное наследие, толкование Торы, образ поклонения, были утеряны церковными структурами еще в 300-400 годах нашей эры. Утрачены они были по многим причинам, но одной из них было то, что большинство членов общин тогда были неевреи, и их культура возобладала, так как большинство всегда берет верх. Таким образом, и сегодня в церкви, где укоренилась другая культура, и евреи составляют меньшинство, они не имеют возможности жить по-еврейски и создать адекватную атмосферу. Чтоб жить по-еврейски, нужна община, нужно общество, нужны другие, поддерживающее этот образ жизни, иначе последующие поколения ассимилируются в другую доминирующую культуру вокруг них.

Вы скажете, но разве это плохо, что евреи, верующие в Мессию поклоняются вместе с их нееврейскими братьями и сестрами по вере? Ведь «в Мессии нет ни Иудея, ни Еллина(Рим.10:12,Гал.3:28)». Да, это верно, но так же как Шаул не подразумевает под этими словами что мужчина и женщина одно и тоже, так и я не считаю, что этот стих дает нам повод делать всех одинаковыми. По отношению к вечному спасению, по отношению к пути искупления мы все одинаковы. И мужчины, и женщины, и рабы, и свободные, и евреи, и неевреи.

А в другом у нас у каждого есть свое предназначение! Только потому, что мы верим в Йешуа мы его не утратили. Бог призвал себе народ, сформировал его, искупил из рабства, наделил заповедями, традициями, культурой, принес огромное количество благословений всему миру через этот народ, и до сих пор не отверг его. Его народ, еврейский народ, остается избранным и избранным для особых целей.

Поэтому Богу угодно, чтобы все верующие в него были братьями и сестрами, независимо от их наследия. Но если евреи престают быть отдельным и необычным народом, со всеми уникальными чертами, которые сам Бог им дал, то это трагедия. Ассимиляция евреев – это неверность Богу. С другими народами Бог не заключал таких заветов и не давал заповеди, чтоб не смешивались с другими племенами земными. С другими народами Бог не создавал уникальной среды для передачи его откровений. Если евреи не могут сохранить свою уникальность, будучи меньшинством, в чужой среде, то им следует создать среду, где их пути, их стремление оставаться верными Богу будут поддерживаться другими.

Я не говорю, что в церквях люди намеренно желают ассимилировать евреев, или кто-то хочет, чтоб евреи перестали быть евреями. Просто это факт, и опыт столетий, что евреи, прибывавшие в подавляющем меньшинстве в церквях, практически всегда ассимилировались уже во втором поколении. О третьем поколении и говорить даже не стоит. Именно поэтому и появились в наши дни «мессианские еврейские общины».

В 20-ом веке в Йешуа поверило много евреев, но им грозила ассимиляция среди далеких от еврейского образа жизни церквей. Таким образом, и возникла нужда возрождения мессианских еврейских общин в наши дни. Общины верующих в Йешуа евреев были нормой в первых веках нашей эры, но потом они либо растворились в нееврейском мире, либо слились с неверующей еврейской общиной и постепенно перестали существовать.

Итак, мессианские общины, восстанавливаемые сегодня, это общины еврейские, состоящие из евреев, верующих в Йешуа как в Мессию Израильского. Нередко к евреям в таких общинах присоединяются и неевреи, но они не препятствуют «еврейскому» поклонению и не стараются навязать свою культуру и понимание, или превратить эти общины в «церкви». Они прекрасно понимают, куда они попали, и что здесь всё немного по другому, по понятной причине, и к этому можно привыкнуть, либо в противном случае всегда можно найти церковь чтоб поклоняться Богу.

Часто христиане, изучающие еврейскую культуру, понимая, что лишь через эту призму они смогут правильно понять учения Священных Писаний, с радостью посещают такие общины. Здесь они сталкиваются с библейской культурой, с обычаями, которые не изменились на протяжении тысячелетий. Мессианские общины обычно имеют уклон к разъяснениям и образованию в еврейской культуре во всех мероприятиях, как способ вернуть утраченное наследие тем, кто ассимилировался, и поддержать тех, кто нуждается в такой поддержке. После изучения еврейских корней христианского исповедания в мессианских общинах многие неевреи остаются, так как предпочитают поклоняться Богу с евреями.

Таким образом, не странно, что в мессианских общинах можно найти немало неевреев. В этом нет ничего необычного. Это напоминает картину многих синагог первого столетия, где проповедовал Шаул. Многие из неевреев даже сами добровольно начинают вести еврейский образ жизни. Прибывая с евреями, многие погружаются в еврейскую культуру и находят в этом комфорт. Имея привязанность к Израилю как Рут (Руфь) они желают быть связанными с народом не просто духовно, но и физически. И в этом нет ничего плохого, если есть осознание того, что это не является обязательным, и что исполнение многих заповедей для них и для других неевреев не является необходимым, так как этот завет был заключен именно с еврейским народом.

Учитывая сказанное выше, «немессианскими» определятся различные структуры, так как они не содержат уникальных мессианских черт и характеристик, присущих большинству в этом движении. Это важно, потому что мессианское движение не является крылом или отщеплением христианства, а скорей наоборот, оно является его корнем. Нет ничего плохого в том, что различные структуры называются христианскими. Это правильно и справедливо. Нет ничего отрицательного в том, что другие предпочитают термин мессианские и за этим стоят свои причины.

Хотя, технически говоря, эти термины идентичны, за исключением их этимологического происхождения (один из иврита, другой из греческого), практически они значительно различаются. За термином «христианский» стоят определенные уникальные базовые принципы, которые будут схожими у всех отождествляющих себя с этим религиозным течением. За термином «мессианский» тоже стоят уникальные характеристики, но они далеко не идентичны «христианским». Это различие существует, но многие его не понимают, именно потому, что сталкиваются со структурами, называющими себя «мессианскими» но не несущими существенных различий с церквями.

Чтобы провести контраст, приведу несколько примеров. В большинстве мессианских общин собрания проводятся в еврейскую субботу, празднуют еврейские праздники, пользуется еврейской терминологией, используют иврит в пении, Сидур (молитвенник) и элементы еврейской литургии в поклонении и молитве, уважают Тору, говорят о еврейском народе «мы» а не «они» и соответственно имеют свои уникальные доктринальные учения. Большая часть учения в мессианских общинах из Танаха (Ветхий Завет), так как он составляет 80% вдохновленных Богом Писаний. О внешних признаках, таких как отсутствие крестов, распятий, терновых венков, и т.п. символики и говорить даже не стоит. Культура, нравы и ценности большинства мессианских общин обычно тоже отличаются от «христианских».

Большинство традиционных христианских общин, как правило, собираются в воскресенье, иногда ложно называя его Субботой, не отмечают библейские праздники и имеют свой набор праздников (Пасха, Рождество и т.д.). В церквях используется старославянская, латинская и греческая терминология, но не иврит в большинстве случаев. Пение обычно на родном (русском, украинском, английском) языке, также как и молитвы. Библейские языки в литургии отсутствуют, и особый упор ставится не на Тору, а на Брит Хадашу («Новый Завет»). Большинство проповедей исходят из посланий Павла. Во всех церквях существуют культурные аспекты преобладающей культуры или этнической группы, как и свои традиции, появившиеся в результате столетий развития. Кресты, изображения Мессии, его учеников и героев Библейских рассказов и уникальная христианская символика обычно украшают интерьер церквей.

Привожу я такие контрасты я для того, чтобы показать существенную разницу, а не для того чтоб критиковать что-то. Цель этого сравнения — доказательство моего утверждения, приведенного выше, что можно прикрепить любое название, но если оно не соответствует большинству других ассоциируемых с этим названием структур, то это и остается лишь названием. Присвоение названия «мессианский» порой является маскировкой под то, что в действительности является мессианским, еврейским по сути. Поэтому я и начал со слов, что не все что называется «мессианским», им в действительности является. Существует значительная разница, и говорить, что эти термины обозначают одно и то же вовсе не справедливо.

Когда структуры, не несущие истинного мессианского характера и исповедания, используют это название для самоидентификации — это влияет и на действительные мессианские структуры, где все значительно отличается. Например, выпуская журнал, назвав его «мессианским», тогда как в его содержании найдется мало чего еврейского, издатели введут людей в заблуждение о термине «мессианский».

Люди будут думать, что мессианская община – это церковь по-еврейски. Так как большинство людей, сталкивающихся с этим названием, мало знают о Мессианском Иудаизме, порой их мнение о движении в целом характеризовано на ассоциациях и впечатлениях о подобных структурах, лишь несущих название «мессианский».

Создавая Интернет сайт, называя его «мессианским», и отражая в нем лишь традиционные христианские учения организация становится лишь препятствием для евреев, ищущих подтверждения, что верить в еврейского Мессию по-еврейски, поклоняясь Б-гу Авраhама, Йицхака и Яакова действительно возможно. Такие случаи, конечно, являются препятствием как для евреев, интересующихся мессианством Йешуа, так и для самого движения в целом.

Именно поэтому важно думать о таких вещах, и понимать их. Молодое движение нуждается в четкой идентификации и в укреплении, поэтому использовать термин «мессианский» не по назначению — значит подрывать движение евреев, верующих в Мессию, стремящихся укрепиться как евреев среди своего народа ради свидетельства Мессии. Подрывать — это значит подрывать будущее многих верующих в Йешуа евреев!

А угодно ли это Всевышнему? — ответит каждый сам.