Перейти к содержимому
image 34

Есть ли «Мессианский Иудаизм»?

Несколько лет тому назад одна студентка, писавшая дипломную работу по «мессианскому иудаизму» задала мне вопросы, ответы на которые я решился опубликовать: вдруг они окажутся полезными для тех, кто еще только ищет свой путь.

1. Какие библейские установления вы считаете для себя необходимым соблюдать?

Все, которые могут быть отнесены ко мне лично с учетом того, что я еврей, мужчина и муж, живу во времена отсутствия Храма, исповедую Йешуа из Назарета своим Учителем и т.п.

2. Заповеди: м. б. какие-либо из них изменили своё значение после прихода Мессии, м. б. какие-то сейчас неактуальны, но в какой-то момент опять будут иметь силу?

Единственное указание на изменение заповедей мы встречаем в Послании к евреям (главы 7-10), но и это указание касается не всех заповедей вообще, а заповедей, связанных с левитским священством и принесением искупительной жертвы за грех. При этом в период тысячелетнего правления Мессии жертва в храме будет восстановлена. К примеру, на это указывает, на мой взгляд, ЗАХ 14:16-21.

3. Считаете ли вы, что люди, не принадлежащие к мессианскому иудаизму, должны соблюдать какие-либо библейские установления? Должны ли они соблюдать весь Закон?

Не вполне понятно, кого Вы имеете в виду под “людьми, не принадлежащими”. Отвечу, основываясь на предположении, что это – ученики Йешуа из других конфессий (включая евреев по плоти, не соблюдающих заповеди Торы).
Неевреи (гоим) не обязаны соблюдать заповеди, предназначенные для евреев, для гоим достаточно следовать “закону сыновей Ноя”, но уверовавшие в единого Бога (благословенно его Святое Имя!) и мессианство Йешуа гоим могут добровольно исполнять еврейские заповеди как выражение своей любви к Богу; уверовавшие гоим могут присоединяться к Израилю, принимая на себя ответственность за исполнение заповедей, т.е. проходить гиюр.

Вопрос в том, нужно ли им это?!
У Исайи (56:1-7) есть особое обетование Божье привести на святую гору гоим, твердо держащихся завета с Ним и соблюдающих субботу. Но опять же, правильно соблюдать субботу можно только пройдя гиюр. Евреи же, если они хотят быть частью Израиля, должны соблюдать все относящиеся к ним заповеди.

4. Следуете ли вы в чём-либо еврейской традиции, выходящей за библейские рамки?

Трудный вопрос.
Почти вся еврейская традиция так или иначе укоренена в Библии. Поэтому нелегко сказать, что же в ней выходит за библейские рамки…
Я следую некоторым моментам, которые не имеют четкого соответствия библейской заповеди. Скажем, я разделяю мясное и молочное, хотя Библия говорит только о запрете варить (а не жарить или есть) мясо козленка (теленка, ягненка) в молоке его матери (а не в воде или каком-либо другом молоке).

Молюсь с использованием молитв из сидура. Ношу кипу (это вообще не библейское установление). Мы зажигаем свечи в Шаббат и праздники. Да! В кистях цицит у меня нет голубой нити.

5. Соблюдаете ли вы законы кашрута, и если да, в какой степени? (свинина, морепродукты, мясное – молочное, кровь). Как вы понимаете слово «удавленина»?

Соблюдаю, на обычном для Израиля уровне, но не обязательно на самом строгом. Не употребляю те виды пищи, которые отмечаются Писанием как нечистые. Разделяю мясное и молочное. Мясо сомнительной кашерности, а тем более мясо за пределами Израиля – не ем. Под “удавлениной” понимаю мясо животных, которые были забиты иным способом, чем перерезание шеи. Отдельно выделяю такие категории, как “мертвечина” (мясо животных, умерших естественной смертью) и “растерзанное зверем” (мясо животных, убитых хищником).

6. Изменил ли Иисус Тору (дополнил, что-то изъял, истолковал по-новому)?

Думаю, что не изменил и не дополнил, а разъяснил и продемонстрировал.

7. Что соблюдал Иисус и его ученики?

Соблюдали заповеди Торы, а также установления еврейской традиции.

8. Что соблюдал апостол Павел?

Соблюдал заповеди Торы, а также установления еврейской традиции.

9. Какие еврейские праздники Вы празднуете?

Праздную все установленные Богом (благословенно его Святое Имя!) особые дни, а также Пурим и Ханука.

10. Соблюдаете ли Вы Шаббат? Если да, то отличается ли соблюдение Шаббата у Вас и в ортодоксальном иудаизме?

Шаббат соблюдаю.
Отличий нет.

11. Какие молитвы? У вас есть свой мессианский молитвенник? Читаете ли вы «Шма»? Пользуетесь ли вы еврейским сидуром? Пользуетесь ли вы обычной пасхальной Агадой, если празднуете Песах?

Молюсь я обычно по сидуру “Шаарэй Тфилла” издательства “Маханаим”. Прекрасный сидур, особенно для начинающих! ночью. Когда проводим пасхальный седер, обязательно пользуемся обычной пасхальной Агадой.

12. Соблюдаете ли Вы Йом-Киппур, другие еврейские посты?

Пост в Йом-Киппур – обязательно.
Остальные – тоже.

13. Вступление в завет: как вы это понимаете? Должно ли вступление в завет сопровождаться обрезанием? Нужно ли делать мальчикам обрезание?

Вступление в завет я понимаю, как обет Богу (благословенно его Святое Имя!) стремиться следовать Ему и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета, написанные в Торе (см. 2ЦА 23:3).

Что касается обрезания, то оно прежде всего служит знаком завета между Богом (благословенно его Святое Имя!) и Авраамом (БЫТ 17) и, следовательно, подтверждением причастности обрезаемого потомка Авраама к этому завету.
Поэтому еврейским мальчикам – да, необходимо делать обрезание.

14. Будет ли восстановлен Храм в Иерусалиме?

Да.

15. Считаете ли вы актуальными такие установления Торы, как законы об очищении или заповеди, касающиеся супружеских отношений?

Установления относительно отношений супругов в период ниды (месячных) – да.
По вопросам ритуальной чистоты и нечистоты приходится учитывать, что Храма сейчас нет, так что все мы нечисты и не можем совершить процедуру очищения.

16. Что вы думаете про учение о реинкарнации?

Отношусь к нему отрицательно.

17. Что такое Каббала? Как вы к ней относитесь?

Каббала – это мистическое и (даже) эзотерическое учение иудаизма. Отношусь к ней с уважением.
В каббалистических учениях есть много мессианских мотивов, помогающих понять отношение к понятию “мессия” в иудаизме – это полагаю полезным для исследования. Вместе с тем, я не так хорошо знаю учение Каббалы, чтобы выносить о нем веские суждения.

18. Что для вас является «священным собранием»? Где должны собираться мессианские евреи для совместной молитвы? Ходите ли вы в синагогу? Ходите ли вы в церковь? Почему?

“Священным собранием” для меня является собрание верующих в мессианство Йешуа для совместного исповедания своей веры и поклонения Богу (благословенно его Святое Имя!). Мессианские евреи могут собираться для совместной молитвы где угодно. Удобнее всего иметь для этого специальное помещение, которое принадлежало бы общине или одному или нескольким из ее членов.
В синагоге молюсь, когда есть возможность. Не вижу ничего страшного или плохого в том, чтобы ходить в синагогу для молитвы. Наоборот, думаю, что евреям это следует делать.
В церкви не хожу. Нет на это времени. Бываю в церквях (евангельских), если приглашают. Но чувствую себя там не очень уютно. Отказываюсь быть в церкви, если от меня требуют снять кипу.

19. Как вы называете Иисуса и почему?

Мы называем Иисуса – Йешуа, ибо таково его еврейское имя. Еврейское имя “Йешуа” говорит о спасении, что соответствует указанию из МАТ 1:21, что он спасет своих людей.

20 Признаёте ли вы весь Танах (Ветхий Завет)?

Безусловно!

21. Признаёте ли вы весь Новый Завет?

Если под словами “Новый Завет” понимается собрание Писаний учеников Йешуа – безусловно!

22. Верите ли вы в триединство Бога?

Эта формулировка мне непонятна. Я верю в единого Бога (благословенно его Святое Имя!). О Его устройстве предпочитаю не говорить, чтобы не похулить. Как и для апостола Павла, для меня “Бог, пришедший во плоти” – это великая тайна (1ТИ 3:16).

23. Считаете ли вы Иисуса Богом?

Полагаю, что Йешуа – это проявление единого Бога (благословенно его Святое Имя!) в физическом мире.
См. также ответ на предыдущий вопрос. Ни в коем случае не считаю его вторым, третьим, или каким еще отдельным богом.

24. Считаете ли вы Иисуса тем Мессией, которого ждали евреи? Если да, то как вы доказываете свою точку зрения? Считаете ли вы, что Иисус является потомком Давида?

Да, я считаю Йешуа тем Машиахом, который обещан Израилю. Свою точку зрения обосновываю многочисленными пророчествами и указаниями на это из Священных Писаний, а также совпадением дел и учения Йешуа с тем, что иудейская традиция относит к Мессии.

25. Кто является христианином?

Из Писаний (Деяния Апостолов) мы узнаем, что слово “христианин” – греческого происхождения. Этим словом учеников Йешуа впервые стали именовать в Антиохии. Следовательно, библейски понятие “христианин” – это греческий эквивалент понятия “ученик Йешуа”. Ученик Йешуа должен верить в единого Бога (благословенно его Святое Имя!), исповедовать Йешуа из Назарета Машиахом и соблюдать заповеди. В исторической практике же случилось так, что христианами теперь называют последователей нееврейского учения, сформировавшегося в церквях язычников и оформленного под руководством императора Константина.

26. Считаете ли вы себя христианином?

В аспекте исповедания себя учеником Машиаха Йешуа – да.
В аспекте соблюдения “христианских” обычаев и обрядов (если об этом вообще можно говорить, как о чем-то едином) – нет.
В аспекте принятия и исповедания христианских доктрин – тоже нет.

27. Считаете ли вы, что принадлежите к Церкви? Если да, то как это проявляется? Работаете ли вы в воскресенье?

Я не вполне понимаю, что Вы имеете ввиду под “Церковью”…
Если под этим термином понимать совокупность людей, исповедующих Йешуа из Назарета Машиахом и соблюдающих его заповеди,- то да, считаю, что к этой общности я принадлежу. Это проявляется в повседневном исповедании моей веры через мои дела и слова.
По воскресеньям я работаю довольно часто. Если состояние дел позволяет отдохнуть – отдыхаю. Я не считаю воскресенье особенным или “святым” днем. Для меня святой день – Шаббат, в соответствии с заповедью.

28. Признаёте ли Вы писания отцов Церкви? Читаете ли вы какие-либо христианские теологические труды?

Признаю как справочный, исторический и т.п. материал. Иногда читаю, но только для того, чтобы понять позицию авторов. Как правило, такие труды не назидают…

29. Соблюдаете ли Вы христианские посты, какие-либо другие христианские праздники?

Нет.

30 Нужно ли ортодоксальное христианство?

Раз существует – значит, нужно.

31. Что вы думаете про католиков? Про православных? Про протестантов? Про харизматов?

Про всех про них думаю, что они исповедуют Иисуса Христом (Йешуа Машиахом) и это единственное, чем они могут быть мне близки. Если же говорить об отдельных аспектах их вероучения и отдельных учителях, то это очень обширная тема.
Все же попробую дать максимально короткий и обобщенный (следовательно, не очень точный) ответ. Само по себе наличие многочисленных конфессий – свидетельство человеческих ошибок. Бог усмотрел единство. Вместе с тем, почти все христианские конфессии представляют собой эллинский (русский, немецкий, американский) взгляд на исповедание веры и его обрядовую сторону. В результате получаем легковесное отношение к Танаху и многочисленные учения, пренебрегающие еврейскими корнями веры в мессианство Йешуа. Некоторые конфессии сохранили юдофобские положения (вплоть до проклятия евреев) в своих учениях.  Да и в целом учение христианства (как минимум, со времен Константина) основано на юдофобии, только христиане этого очень часто не понимают.

32. Чем Ваши взгляды отличаются от взглядов движения «Евреи за Иисуса»?

“Евреи за Иисуса” – это миссия (организация, ставящая своей целью проповедь Евангелия евреям, имеющая организационную структуру и должностную иерархию, работники которой могут принадлежать к общинам различной конфессиональной направленности). Называть “Евреев за Иисуса” движением – неверно (на мой взгляд), поскольку эта организация не имеет конфессионального учения и единства, ее миссионеры – это и баптисты, и пятидесятники, и харизматы, и мессианские евреи. Что касается взглядов, то у нас с ”Евреями за Иисуса” диаметрально противоположные взгляды на проповедь Евангелия евреям. Лично я считаю, что обращать еврея в христианство – грех.

33. Есть ли различия в учениях разных мессианских еврейских общин? Если есть, что это за различия?

Есть.
Как правило, эти различия связаны с историей создания конкретных общин и с конфессиональной (христианской) принадлежностью их основателей и спонсоров. Две главные оси, по которым проходят различия: большее или меньшее принятие христианской или еврейской традиции и восприятие “харизматических” взглядов и обрядов или более “умеренных” взглядов и обрядов.