Перейти к содержимому
111115555

June 8th, 2008

Года 3-4 тому назад одна студентка-социологиня, которая писала дипломную работу по “мессианскому иудаизму” задала мне свои вопросы о сути и форме моего исповедания.

Сегодня я решился опубликовать их здзесь: вдруг окажутся полезными для тех, кто еще только ищет свой путь.

РЕСПОНСИКИ

• Знаете ли вы, кто такие караимы? Что вы про них думаете?
Да, я знаю, кто такие караимы, но мои знания о них поверхностны и недостаточны для вынесения суждения. Мне было бы интересно поближе познакомиться с их взглядами и понять основания, на которых они строят свой отказ от признания учения Мудрецов и Талмуда.

• Какие библейские установления вы считаете для себя необходимым соблюдать?
Все, которые могут быть отнесены ко мне лично с учетом того, что я еврей, мужчина и муж, живу во времена отсутствия храма, исповедую Йешуа из Назарета своим Учителем и т. п.

Заповеди: м. б. какие-либо из них изменили своё значение после прихода Мессии, м. б. какие-то сейчас неактуальны, но в какой-то момент опять будут иметь силу?
Единственное указание на изменение заповедей мы встречаем в Послании к евреям (главы 7-10), но и это указание касается не всех заповедей вообще, а заповедей, связанных с левитским священством и принесением искупительной жертвы за грех. При этом в период тысячелетнего правления Мессии жертва в храме будет восстановлена. К примеру, на это указывает, на мой взгляд, ЗАХ 14:16-21.

• Считаете ли вы, что люди, не принадлежащие к мессианскому иудаизму, должны соблюдать какие-либо библейские установления? Должны ли они соблюдать весь Закон?
Не вполне понятно, кого Вы имеете в виду под “людьми, не принадлежащими”. Отвечу, основываясь на предположении, что это — ученики Йешуа из других конфессий (включая евреев по плоти, не соблюдающих заповеди Торы). Неевреи (гоим) не обязаны соблюдать заповеди, предназначенные для евреев, для гоим достаточно следовать “закону сыновей Ноя”, но уверовавшие в единого Бога (благословенно его Святое Имя!) и мессианство Йешуа гоим могут добровольно исполнять еврейские заповеди как выражение своей любви к Богу; уверовавшие гоим могут (по-моему, для них это хорошо) присоединяться к Израилю, принимая на себя ответственность за исполнение заповедей. У Исайи (56:1-7) есть особое обетование Божье привести на святую гору гоим, твердо держащихся завета с Ним и соблюдающих субботу. Евреи же, если они хотят быть частью Израиля, должны соблюдать все относящиеся к ним заповеди.

• Следуете ли вы в чём-либо еврейской традиции, выходящей за библейские рамки?
Трудный вопрос. Почти вся еврейская традиция так или иначе укоренена в Библии. Поэтому нелегко сказать, что же в ней выходит за библейские рамки…
Я следую некоторым моментам, которые не имеют четкого соответствия библейской заповеди. Скажем, я разделяю мясное и молочное, хотя Библия говорит только о запрете варить (а не жарить или есть) мясо козленка (теленка, ягненка) в молоке его матери (а не в воде или каком-либо другом молоке).
Молюсь с использованием молитв из сиддура.
Ношу кипу (это вообще не библейское установление).
Мы зажигаем свечи в Шаббат и праздники.
Да! В кистях цицит у меня нет голубой нити.

• Соблюдаете ли вы законы кашрута, и если да, в какой степени? (свинина, морепродукты, мясное – молочное, кровь). Как вы понимаете слово «удавленина»?
Соблюдаю, на обычном для Израиля уровне, но не обязательно на самом строгом. Не употребляю те виды пищи, которые отмечаются Писанием как нечистые. Разделяю мясное и молочное. Мясо сомнительной кашерности, а тем более мясо за пределами Израиля — не ем.
Под “удавлениной” понимаю мясо животных, которые были забиты иным способом, чем перерезание шеи. Отдельно выделяю такие категории, как “мертвечина” (мясо животных, умерших естественной смертью) и “растерзанное зверем” (мясо животных, убитых хищником).

• Изменил ли Иисус Тору (дополнил, что-то изъял, истолковал по-новому)?
Думаю, что не изменил и не дополнил, а разъяснил и продемонстрировал.

• Что соблюдал Иисус и его ученики?
Соблюдали заповеди Торы, а также не противоречащие этим заповедям установления еврейской традиции.

• Что соблюдал апостол Павел?
Соблюдал заповеди Торы, а также не противоречащие этим заповедям установления еврейской традиции.

• Какие еврейские праздники празднуются в вашей общине? Отличается ли празднование еврейских праздников в вашей общине от их празднования в ортодоксальном иудаизме?
У нас в общине празднуются все установленные Богом (благословенно его Святое Имя!) особые дни, а также Пурим и Ханука.
От ортодоксального празднование отличается тем, что мы придаем им большое мессианское значение и видим их пророческую связь с мессианством Йешуа.
Несколько отличается и обряд празднования, но это вызвано прежде всего нашим недостаточным знанием еврейской традиции.
Особенность нашего празднования Пурим — мы принципиально не устраиваем пуримшпиль, поскольку полагаем невозможным лицедейство, а тем более такое, которое предусматривает подражание язычникам и облачение в их одежду.

• Соблюдается ли в вашей общине Шаббат? Если да, то отличается ли соблюдение Шаббата в вашей общине и в ортодоксальном иудаизме?
Шаббат соблюдается.
Отличия от ортодоксальной практики, конечно, есть. Главным образом, они связаны с тем, что мы пока не вполне освоили нюансы ортодоксальной традиции проведения Шаббата именно в общине (собрании). Кроме того, в субботу у нас проходит общее собрание, и нам приходится ехать к месту собрания со всей Москвы, хотя, конечно же, хотелось бы идти туда пешком. Помещение еще и арендованное, так что мы не можем находиться в нем столько, сколько захотим.
Самое же главное отличие — посвящение субботних собраний исследованию Писаний именно в связи с мессианством Йешуа, а также совершение обряда воспоминания о Машиахе (“хлебопреломление”) в начале совместной трапезы.

• Какие молитвы? У вас есть свой мессианский молитвенник? Читаете ли вы «Шма»? Пользуетесь ли вы еврейским сидуром? Пользуетесь ли вы обычной пасхальной Агадой, если празднуете Песах?
Подавляющее большинство молитв в собрании — из сиддура “Шаарэй Тфилла”. Индивидуальные молитвы могут быть в произвольной форме. Все же мы рекомендуем и в ежедневных домашних молитвах пользоваться сиддуром.
Специального мессианского молитвенника у нас нет. Попытки создать такой молитвенник предпринимались в разных странах, но мы не считаем необходимым в этом участвовать.
“Шма” читаем обязательно каждую субботу в собрании. В личной практике я читаю “Шма” неоднократно как днем, так и ночью.
Когда проводим пасхальный седер, обязательно пользуемся обычной пасхальной Агадой.

• Соблюдаете ли вы Йом-Киппур, другие еврейские посты?
Пост в Йом-Киппур — обязательно. Остальные — по желанию.

• Похоронные обряды, свадьба – еврейские?
Пока никаких таких обрядов не совершали. Если будем совершать, то прибегнем, скорее всего, к еврейской традиции.

• Вступление в завет: как вы это понимаете? Должно ли вступление в завет сопровождаться обрезанием? Нужно ли делать мальчикам обрезание?
Вступление в завет я понимаю, как обет Богу (благословенно его Святое Имя!) стремиться следовать Ему и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета, написанные в Торе (см. 2ЦА 23:3). Что касается обрезания, то оно прежде всего служит знаком завета между Богом (благословенно его Святое Имя!) и Авраамом (БЫТ 17) и, следовательно, подтверждением причастности обрезаемого потомка Авраама к этому завету. Поэтому еврейским мальчикам — да, необходимо делать обрезание.

• Будет ли восстановлен Храм в Иерусалиме?
Да.

• Считаете ли вы актуальными такие установления Торы, как законы об очищении или заповеди, касающиеся супружеских отношений?
Установления о периоде ниды — да. По вопросам ритуальной чистоты и нечистоты приходиться учитывать, что Храма сейчас нет, так что все мы нечисты и не можем совершить процедуру очищения.

• Что вы думаете про учение о реинкарнации?
Отношусь к нему отрицательно.

• Что такое Каббала? Как вы к ней относитесь?
Каббала — это мистическое и (даже) эзотерическое учение иудаизма. Отношусь к ней, как и к другим учениям — через призму Священных Писаний. В каббалистических учениях есть много мессианских мотивов, помогающих понять отношение к понятию “мессия” в иудаизме — это полагаю полезным для исследования.

• Что для вас является «священным собранием»? Где должны собираться мессианские евреи для совместной молитвы? Ходите ли вы в синагогу? Ходите ли вы в церковь? Почему?
“Священным собранием” для меня является собрание верующих в мессианство Йешуа для совместного исповедания своей веры и поклонения Богу (благословенно его Святое Имя!).
Мессианские евреи могут собираться для совместной молитвы где угодно. Удобнее всего иметь для этого специальное помещение, которое принадлежало бы общине или одному или нескольким из ее членов.
В синагоге молюсь, когда есть возможность. Не вижу ничего страшного или плохого в том, чтобы ходить в синагогу для молитвы. Наоборот, думаю, что евреям это следует делать.
В церкви не хожу. Нет на это времени. Бываю в церквях (евангельских), если приглашают. Но чувствую себя там не очень уютно. Отказываюсь быть в церкви, если от меня требуют снять кипу.

• Как вы называете Иисуса и почему?
Мы называем Иисуса — Йешуа, ибо таково его еврейское имя. Еврейское имя “Йешуа” говорит о спасении, что соответствует указанию из МАТ 1:21, что он спасет своих людей.

•Признаёте ли вы весь Танах (Ветхий Завет)?
Безусловно!

• Признаёте ли вы весь Новый Завет?
Если под словами “Новый Завет” понимается собрание Писаний учеников Йешуа — безусловно!

• Верите ли вы в триединство Бога?
Эта формулировка мне непонятна. Я верю в единого Бога (благословенно его Святое Имя!). О Его устройстве предпочитаю не говорить, чтобы не похулить. Как и для апостола Павла, для меня “Бог, пришедший во плоти” — это великая тайна (1ТИ 3:16).

• Считаете ли вы Иисуса Богом?
Полагаю, что Йешуа — это тот самый единый Бог (благословенно его Святое Имя!), проявивший себя во плоти. См. также ответ на предыдущий вопрос. Ни в коем случае не считаю его вторым, третьим, или каким еще отдельным богом.

• Считаете ли вы Иисуса тем Мессией, которого ждали евреи? Если да, то как вы доказываете свою точку зрения? Считаете ли вы, что Иисус является потомком Давида?
Да, я считаю Йешуа тем Машиахом, который обещан Израилю. Свою точку зрения обосновываю многочисленными пророчествами и указаниями на это из Священных Писаний, а также совпадением дел и учения Йешуа с тем, что иудейская традиция относит к мессии. Я считаю Йешуа потомком Давида, поскольку верю, что Писания учеников Йешуа — составная часть Богодухновенного Священного Писания, а в них сразу и прямо говорится, что Йешуа — “сын Давидов”.

• Кто является христианином?
Из Писаний (Деяния Апостолов) мы узнаем, что слово “христианин” — греческого происхождения. Этим словом учеников Йешуа впервые стали именовать в Антиохии. Следовательно, библейски понятие “христианин” — это греческий эквивалент понятия “ученик Йешуа”. Ученик Йешуа должен верить в единого Бога (благословенно его Святое Имя!), исповедовать Йешуа из Назарета Машиахом и соблюдать заповеди.

• Считаете ли вы себя христианином?
В аспекте исповедания себя учеником Машиаха Йешуа — да. В аспекте соблюдения “христианских” обычаев и обрядов (если об этом вообще можно говорить, как о чем-то едином) — нет. В аспекте пинятия и исповедания христианских доктрин — тоже нет.

• Считаете ли вы, что принадлежите к Церкви? Если да, то как это проявляется? Крещены ли вы (если да, то где и кем)? Работаете ли вы в воскресенье?
Я не вполне понимаю, что Вы имеете ввиду под “Церковью”… Если под этим термином понимать совокупность людей, исповедующих Йешуа из Назарета Машиахом и соблюдающих его заповеди,- то да, считаю, что к этой общности я принадлежу. Это проявляется в повседневном исповедании моей веры через мои дела и слова.
Водное погружение я проходил в старице Оки недалеко от Серпухова в 1992 году в общине евангельских христиан-баптистов.
По воскресеньям я работаю довольно часто. Если состояние дел позволяет отдохнуть — отдыхаю. Я не считаю воскресенье особенным или “святым” днем. Для меня святой день — Шаббат, в соответствии с заповедью.

• Присутствуют ли на ваших собраниях какие-либо харизматические черты?
Если Вы имеете в виду практику т. н. харизматических общин, то мы не считаем ее полезной для евреев-последователей Йешуа. Если Вы имеете ввиду действие даров Духа Божьего, то они у нас есть.

• Признаёте ли вы писания отцов Церкви? Читаете ли вы какие-либо христианские теологические труды?
Признаем как справочный, исторический и т. п. материал. Иногда читаем, но только для того, чобы понять позицию авторов. Как правило, такие труды не назидают…

• Соблюдаете ли вы христианские посты, какие-либо другие христианские праздники?
Нет.

• Как вы относитесь к таким христианским положениям, которые противоречат иудаизму?
Меня больше интересует, противоречат ли они Священным Писаниям. Скажем, вера в мессианство Йешуа, которая соответствует Писаниям и христианским положениям, но противоречит иудейским, нами принимается. А вот практика иконопочитания, соответствующая некоторым христианским положениям, но противоречащая Писаниям и иудаизму, нами отвергается.

• Почему вы не принадлежите к одному из официальных христианских направлений?
Формально пока принадлежим: этого требует закон о регистрации религиозных организаций. С точки зрения регистрации, в России пока не признают такие термины, как “мессианские евреи” или “евангельские евреи”.
Фактически же не принадлежим, поскольку ни одно из известных мне официальных христианских направлений не разделяет нашего мнения о важности еврейского подхода к исследованию Писаний, непреходящем значении Торы и полезности соблюдения ее заповедей.

• Нужно ли ортодоксальное христианство?
Раз существует — значит, нужно.

• Что вы думаете про католиков? Про православных? Про протестантов? Про харизматов?
Про всех про них думаю, что они исповедуют Иисуса Христом (Йешуа Машиахом) и это единственное, чем они могут быть мне близки. Если же говорить об отдельных аспектах их вероучения и отдельных учителях, то это очень обширная тема. Все же попробую дать максимально короткий и обобщенный (следовательно, не очень точный) ответ. Само по себе наличие многочисленных конфессий — свидетельство человеческих ошибок. Бог усмотрел единство. Вместе с тем, почти все христианские конфессии представляют собой эллинский (русский, немецкий, американский) взгляд на исповедание веры и его обрядовую сторону. В результате получаем легковесное отношение к Танаху и многочисленные учения, пренебрегающие еврейскими корнями веры в мессианство Йешуа.
Некоторые конфессии сохранили антисемитские положения (вплоть до проклятия евреев) в своих учениях.

• Чем ваша община отличается от движения «Евреи за Иисуса»?
Прежде всего тем, что у нас — община (группа людей, собранная для совместного исповедания своей веры, руководимая рукоположенным наставником и имеющая характерные конфессиональные особенности), а “Евреи за Иисуса” — это миссия (организация, ставящая своей целью проповедь Евангелия евреям, имеющая организационную структуру и должностную иерархию, работники которой могут принадлежать к общинам различной конфессиональной направленности). Называть “Евреев за Иисуса” движением — неверно (на мой взгляд), поскольку эта организация не имеет конфессионального единства, ее миссионеры — это и баптисты, и пятидесятники, и харизматы, и мессианские евреи. Кроме того, у нас с ”Евреями за Иисуса” диаметрально противоположные взгляды на проповедь Евнгелия евреям.

• Есть ли различия в учениях разных мессианских еврейских общин? Если есть, что это за различия?
Есть. Как правило, эти различия связаны с историей создания конкретных общин и с конфессиональной (христианской) принадлежностью их основателей и спонсоров. Две главные оси, по которым проходят различия: большее или меньшее принятие христианской или еврейской традиции и восприятие “харизматических” взглядов и обрядов или более “умеренных” взглядов и обрядов.

Источник: http://old.myzion.ru/index.php?option=com_jd-wp&Itemid=139&p=322