Перейти к содержимому

Возвращение: Восстановить, Связать, Воссоединить

Раввин Яков Данишевский
30 сентября 2024 г.

Когда почтенный мудрец, раввин Хия бар Абба, заболел, его друг и коллега раввин Йоханан навестил его и спросил: «Дороги ли тебе твои страдания?» Рабби Хия ответил трезво: «Ни страдания, ни их награда». Поэтому раввин Йоханан сказал: «Дай мне твою руку», он протянул руку, и раввин Йоханан исцелил его. Некоторое время спустя заболел и сам раввин Йоханан. Его друг и коллега раввин Ханина навестил его и задал ему знакомый вопрос: «Дороги ли тебе твои страдания?» Рабби Йоханан также ответил по существу: «Ни страдания, ни их награда». Поэтому раввин Ханина сказал: «Дай мне твою руку». Он протянул руку, и раввин Ханина исцелил его.

Завершая эту историю, Талмуд (Брахот 5б) задает интригующий вопрос. Раввин Йоханан смог восстановить здоровье своего друга, когда тот заболел, так почему же он не мог сделать то же самое для себя? Почему раввин Йоханан потребовал визита раввина Ханины, чтобы сделать для него то, что он уже сделал для кого-то другого? Талмуд отвечает: «Заключенный не может освободиться из тюрьмы сам».

Существует множество толкований этого краткого, но сильного утверждения. Возможно, одно из них заключается в том, что самая темная тюрьма из всех — это тюрьма одиночества. Если вы не можете попросить или получить помощь другого человека, то независимо от того, какие у вас свободы, вы остаетесь в тюрьме. «Заключенный не может освободиться из тюрьмы сам по себе», потому что независимая попытка обрести свободу сама по себе является тюрьмой.

Недавно Главный хирург опубликовал отчет о том, что они называют эпидемией одиночества в Соединенных Штатах. За последние несколько лет другие страны также опубликовали аналогичные выводы. Исследования показывают, что люди тратят меньше времени на общение, чем двадцать лет назад, и больше людей сообщают о жизни без близкого и надежного друга или члена семьи, которому можно довериться. В отчете подробно описываются пагубные последствия одиночества и его многочисленные вредные симптомы.

Этот период времени, предшествующий Высоким праздникам, является временем для тшувы, возвращения к связи и отношениям. Хасидизм учит, что есть две формы возвращения к связи, связанные с двумя формами разрыва связи. Первая форма разрыва связи — это конфликт, спор и боль. В этом контексте тшува означает признание, решение и исправление проблем. Поиск прощения за ошибки, которые мы совершили, и создание пространства для прощения тех, кто причинил нам боль.

Вторая форма разрыва связи — это когда отношения темнеют из-за чрезмерного акцента на индивидуалистических стремлениях. Карьера, богатство, личное признание или даже индивидуалистическая духовность и самопомощь/развитие имеют приоритет над нашими межличностными отношениями. Как комментирует исследователь отношений доктор Сью Джонсон, западное общество приучило нас, что зависимость — это ругательное слово.

В этом контексте тшува — это повторное утверждение срочности отношений и связи. Признание того, что мы нуждаемся друг в друге, чтобы жить, и что нам нужно переупорядочить наши приоритеты, чтобы поставить отношения в центр, вокруг которого вращается все остальное.

Мы склонны читать приведенный выше отрывок из Талмуда и предполагать, что раввины исцелили друг друга, совершив сверхъестественное чудо. Конечно, это вполне возможно. Но, возможно, их болезнь была формой или симптомом одиночества, и они восстановили здоровье друг друга, воссоединившись. В конце концов, эффекты протягивания руки в теплые объятия другого человека являются одними из самых чудесных и сверхъестественных явлений, которые только можно себе представить.

Метки: