Перейти к содержимому

Недельная глава Ки таво

Недельная глава Ки таво

(Когда придешь)

(Втор. 26:1-29:8)

Эта глава посвящена законам принесения первых плодов урожая в Храм. Каждый из сынов Израиля, владевший участком земли, должен был отметить первый плод, появившийся в его саду, и, когда он созреет, сорвать его и принести в Храм. Он мог добавить к нему и другие фрукты с принадлежащих ему деревьев, положив свои дары в корзину. Принесение первых плодов отличалось от всех остальных жертв тем особым заявлением, которое должен был сделать владелец земельного участка в Эрец-Исраэль, когда он передавал корзину коенам (священникам).

В нескольких предложениях он должен был пересказать всю историю своего народа, подчеркнув, что Творец непрерывно помогал каждому поколению и совершал для них чудеса только для того, чтобы привести сынов Израиля в эту страну и дать им овладеть ею. Возможно, что и другие жертвоприношения в Храме сопровождались молитвой, но в случае первых плодов Тора требовала произнесения записанного в этой главе текста слово в слово: «1 И БУДЕТ, КОГДА ПРИДЕШЬ ТЫ В СТРАНУ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ В УДЕЛ, И ОВЛАДЕЕШЬ ЕЮ, И ПОСЕЛИШЬСЯ В НЕЙ, 2 ТО ВОЗЬМИ НАЧАТКИ ВСЕХ ПЛОДОВ ЗЕМЛИ, КОТОРЫЕ ТЫ ПОЛУЧИШЬ В СТРАНЕ ТВОЕЙ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ, И ПОЛОЖИ В КОРЗИНУ, И ПОЙДИ НА МЕСТО, КОТОРОЕ ИЗБЕРЕТ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ЧТОБЫ ВОДВОРИТЬ ТАМ ИМЯ СВОЕ. 3 И ПРИДИ К КОЕНУ, КОТОРЫЙ БУДЕТ В ТЕ ДНИ, И СКАЖИ ЕМУ: ГОВОРЮ Я СЕГОДНЯ БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ, ЧТО ПРИШЕЛ Я В СТРАНУ, КОТОРУЮ ПОКЛЯЛСЯ БОГ ОТЦАМ НАШИМ ДАТЬ НАМ. 4 И ВОЗЬМЕТ КОЕН КОРЗИНУ ИЗ РУК ТВОИХ, И ПОСТАВИТ ЕЕ ПЕРЕД ЖЕРТВЕННИКОМ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО. 5 А ТЫ ВОЗГЛАСИ И СКАЖИ ПРЕД БОГОМ, ВСЕСИЛЬНЫМ ТВОИМ: …». (Втор.26:1-5)

При этом, в стихах 5-10 содержится изложение событий, относящихся к началу еврейской истории. Они представляют собой слова благодарности за постоянную помощь Творца, оказываемую начиная с периода праотцов, и заканчивая помощи всему народу в целом и каждому из сынов Израиля в отдельности. Человек, принесший плоды в Храм, обязан видеть в своем благополучии осуществление Союза, заключенного Всевышним с Авраамом, Исааком и Иаковом, а в последующим и с их потомками у горы Синай. Кроме этого, приведенный выше текст Торы, впоследствии внесли в рассказ, который каждый еврей обязан произнести во время Пасхального Седера.

Первые плоды, принесенные в Храм, являлись прямым доказательство постоянной помощи Всевышнего на протяжении всех поколений, направленной на то, чтобы сохранить еврейский народ. А рассказ об основных событиях начала еврейской истории, произносились как признание постоянных чудес, помогающих народу, и благодарность за них.

В будущем, кроме этого, служители Храма, делали все возможное от них, чтобы избавить человека от неприятного ощущения, когда перед большим числом людей, пришедших вместе с ним в Храм, он должен был обнаружить свое незнание или недостаточное знания «языка отцов». То есть, служители в Храме, должны были стремится оградить достоинство человека даже от непредвиденного и неумышленного посягательства на него. Иначе говоря, добиться того, чтобы Храм стал притягивающей силой, а не отталкивающей из-за отрицательных эмоций.

Что касается слов «АРАМЕЙЦЕМ-СКИТАЛЬЦЕМ БЫЛ ОТЕЦ МОЙ», то это выражение говорит о том, что патриархи не имели в своем владении законных прав, на те земли, где проходила их жизнь в Ханаане. И не было у них и спокойной жизни и в Египте, на первых порах их жизни в ней, и тем более, когда «ВОССТАЛ НОВЫЙ ЦАРЬ НАД ЕГИПТОМ, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ ЙОСЕФА». (Исх.1:8) И только сейчас, когда их сорокалетнее путешествие подошло к концу, у них появилось реальная надежда на то, что в скором времени, они смогут жить на своей земле.

Кроме этого, в приведенной выше молитве отчетливо видны две составляющие части, характерные для всех обращений сынов Израиля ко Всевышнему:

  1. признание того, что Божественное Провидение никогда не оставляет народ Израиля и постоянно в той или иной форме проявляется в его истории;
  2. благодарность Всевышнему как неиссякаемому источнику всех благ.

И так, каждый год, день принесения первых плодов в Храм должен был стать праздником для всей земли. Ему придается значение не меньшее, чем всем праздничным датам, перечисленным во Второзаконии 16:9-17. Как приносят первые плоды в Иерусалим? Все, кто проживает в небольших городах, относящихся к определенному районному центру (маамадь), собираются в этом районном центре. Они ночуют в городе под открытым небом. Рано утром представитель районного центра говорит: «Поднимайтесь и пойдем поднимемся на Сион к Богу, Всесильному нашему». Те, кто проживал недалеко от Иерусалима, приносили свежие финики и виноград, а те, кто проживал далеко от Иерусалима, приносили сушеные финики и изюм.

Перед ними шел бык, рога которого украшали золотом, а на голову клали оливковые ветви. Перед процессией шел флейтист. Когда они подходили близко к Иерусалиму, они посылали посланцев перед собой. Важные люди, управители и назначенные заведовать сокровищницей, выходили навстречу им. Встречающие по своему рангу соответствовали тех, кто пришел.

Когда они входили во двор Храма, левиты начинали петь «Восхвалю Всевышнего за то, что поднял Он меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мной» (Псалм 30:2). Богатые люди приносили первые плоды в корзинах, кладя вниз серебро и золото, а бедные приносили свои первые плоды в непрочных корзинах из ивовых прутьев. И те, и другие поступали в распоряжение коенов (священников).

«12 КОГДА ОКОНЧИШЬ ОТДЕЛЯТЬ ВСЕ ДЕСЯТИНЫ ОТ ПЛОДОВ ТВОИХ В ТРЕТИЙ ГОД, ГОД ДЕСЯТИН, И ОТДАШЬ ЛЕВИТУ, ПРИШЕЛЬЦУ, СИРОТЕ И ВДОВЕ, ЧТОБЫ ЕЛИ ОНИ ВО ВРАТАХ ТВОИХ И НАСЫЩАЛИСЬ, 13 ТОГДА СКАЖИ ПРЕД БОГОМ, ВСЕСИЛЬНЫМ ТВОИМ: УБРАЛ Я СВЯЩЕННОЕ ИЗ ДОМА И УЖЕ ОТДАЛ Я ЭТО ЛЕВИТУ И ПРИШЕЛЬЦУ, СИРОТЕ И ВДОВЕ, ВЫПОЛНИВ ПОВЕЛЕНИЕ ТВОЕ, КАК ТЫ ПОВЕЛЕЛ МНЕ; НЕ НАРУШИЛ Я ЗАПОВЕДЕЙ ТВОИХ И НЕ ЗАБЫЛ. 14 НЕ ЕЛ Я В СКОРБИ МОЕЙ ОТ ЭТОГО, И НЕ УБИРАЛ ЕГО В НЕЧИСТОТЕ, И НЕ ДАВАЛ ИЗ НЕГО ДЛЯ МЕРТВЕЦА; ИСПОЛНИЛ Я ВОЛЮ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО МОЕГО, СДЕЛАЛ Я ВСЕ, КАК ТЫ ПОВЕЛЕЛ МНЕ».

В Торе упоминается три вида десятых частей:

  1. первая предназначалась для левитов, не обладавших земельным наделом
  2. вторую должен был принести хозяин в Иерусалим и съесть вместе со членами своей семьи в пределах городских стен или выкупить (у самого себя) за сумму, соответствующую реальной стоимости плодов, которую он был обязан потратить в Иерусалиме
  3. на третий год обязанность отделить вторую десятую часть заменялась на обязанность отделить десятую часть для бедных и неимущих.

Впоследствии эта десятая часть получила название «десятая часть для бедных». А третий год семилетнего цикла называли «годом устранения».

Держать отделенные части урожая в доме достаточно долгое время считалось неправильным. В любом случае закон Торы требовал, чтобы все, что было отделено для других, было передано им не позже окончания третьего года семилетнего цикла. И еще — плоды, отделенные для того, чтобы быть принесенными в Иерусалим и съеденными там в радости, запрещено есть во время траура. А также мясо жертв, запрещалось есть в состоянии ритуальной нечистоты.

Что касается слов: «НЕ ДАВАЛ ИЗ НЕГО ДЛЯ МЕРТВЕЦА», то это предупреждение от Бога, связано с тем, что в языческих верованьях, нередко при захоронении, рядом с покойником ставили съестные припасы, «дабы тот в мире ином имел стартовую порцию съестного припаса». Израильтяне, пребывая в Египетском рабстве, видели эти ритуалы, и некоторые из них, могли сохранить их в своей душе. Вот почему Бог предупреждал их, не уподобляться язычникам.

«1 И ПОВЕЛЕЛ МОШЕ И СТАРЕЙШИНЫ ИЗРАИЛЯ НАРОДУ, ГОВОРЯ: СОБЛЮДАЙ ВСЕ ЗАПОВЕДИ ЭТИ, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ВАМ СЕГОДНЯ. 2 И БУДЕТ, В ТОТ ДЕНЬ, КОГДА ПЕРЕЙДЕТЕ ВЫ ЧЕРЕЗ ИОРДАН В СТРАНУ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ, ПОСТАВЬ СЕБЕ КАМНИ БОЛЬШИЕ И ПОКРОЙ ИХ ИЗВЕСТЬЮ. 3 И НАПИШИ НА НИХ ВСЕ СЛОВА УЧЕНИЯ ЭТОГО, КОГДА ПЕРЕЙДЕШЬ ТЫ, ЧТОБЫ ВСТУПИЛ ТЫ В СТРАНУ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ, СТРАНУ, ТЕКУЩУЮ МОЛОКОМ И МЕДОМ, КАК ОБЕЩАЛ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТЦОВ ТВОИХ, ТЕБЕ. 4 И БУДЕТ, КОГДА ПЕРЕЙДЕТЕ ВЫ ИОРДАН, ПОСТАВЬТЕ КАМНИ ЭТИ, КАК Я ПОВЕЛЕВАЮ ВАМ СЕГОДНЯ, НА ГОРЕ ЭЙВАЛЬ, И ПОКРОЙ ИХ ИЗВЕСТЬЮ. 5 И ПОСТРОЙ ТАМ ЖЕРТВЕННИК БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ, ЖЕРТВЕННИК КАМЕННЫЙ, НЕ ПОДНИМАЙ НА НИХ ЖЕЛЕЗО. 6 ИЗ ЦЕЛЬНЫХ КАМНЕЙ ПОСТРОЙ ЖЕРТВЕННИК БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ, И ПРИНОСИ НА НЕМ ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ. 7 И ПРИНОСИ МИРНЫЕ ЖЕРТВЫ, И ЕШЬ ТАМ, И РАДУЙСЯ ПРЕД БОГОМ, ВСЕСИЛЬНЫМ ТВОИМ. 8 И НАПИШИ НА ТЕХ КАМНЯХ ВСЕ СЛОВА УЧЕНИЯ ЭТОГО ОЧЕНЬ ЯСНО». (Втор.27:1-8)

Сразу же после пересечения границ Земли Обетования, народ должен был по своей инициативе, возобновить Союз со Всевышним, заключенный сорок лет назад у горы Синай. Этот Союз, заключенный сынами Израиля в Стране Израиля, раскрывал особенность всех законов Торы, которая могла проявиться только после перехода через Иордан. То есть, каждый член общества Израилева, обязался отвечать за другого и нести ответственность в той или иной мере за все его дурные поступки и преступления. Перейдя через Иордан, они должны были направится в район города Сихем, где обновили бы Союз, заключенный у горы Синай. Из двенадцати больших камней был построен жертвенник на горе Эйваль, он был обмазан известью, и слова Торы были написаны на нем подобно тому, как их пишут на пергаменте свитка. Шесть колен должны были поднялись на гору Горизим, а шесть — на гору Гевал и отвечали «Амен!» коенам, вставшим между этими двумя горами, положив на плечи Ковчег Завета.
Что касается записи слов Торы на камнях жертвенника, то они должны были напоминать этому, и другим поколениям о том, что Земля Обетования, передается им во владение, только при условии, что их духовный уровень будет выше, чем у тех племен и народностей, которые они должны изгнать. А это значит, что основой высокой духовности может стать только исполнение Заповедей Торы. Это единственный путь к процветанию Израиля, в Земле Обетования.

«1 И БУДЕТ, ЕСЛИ БУДЕШЬ ТЫ ИСПОЛНЯТЬ ВОЛЮ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ЧТОБЫ СТРОГО ИСПОЛНЯТЬ ВСЕ ЗАПОВЕДИ ЕГО, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ТЕБЕ СЕГОДНЯ, ТО ПОСТАВИТ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ВЫШЕ ВСЕХ НАРОДОВ ЗЕМЛИ. 2 И СБУДУТСЯ НА ТЕБЕ ВСЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЭТИ И ИСПОЛНЯТСЯ ДЛЯ ТЕБЯ, ЕСЛИ БУДЕШЬ ИСПОЛНЯТЬ ВОЛЮ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО … 7 ОБРАТИТ БОГ ВРАГОВ ТВОИХ В БЕГСТВО; ОДНИМ ПУТЕМ ВЫСТУПЯТ ОНИ ПРОТИВ ТЕБЯ, А СЕМЬЮ ПУТЯМИ ПОБЕГУТ ОТ ТЕБЯ. 8 ПОШЛЕТ БОГ ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ В ЖИТНИЦАХ ТВОИХ И ВО ВСЯКОМ НАЧИНАНИИ РУК ТВОИХ, И БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ В СТРАНЕ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ. 9 СДЕЛАЕТ ТЕБЯ БОГ СВОИМ НАРОДОМ СВЯТЫМ, КАК ПОКЛЯЛСЯ ОН ТЕБЕ, ЕСЛИ СОБЛЮДАТЬ БУДЕШЬ ЗАПОВЕДИ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, И ИДТИ БУДЕШЬ ПУТЯМИ ЕГО».(Втор.28:1-9)

После описания процедуры произнесения благословений и проклятий Тора говорит о том, как они должны быть восприняты народом. Моше завершил изложение самого высокого и требовательного Закона. Он облек в конкретные формы все обязанности человека по отношению к Творцу и к своему ближнему. Общие благословения, распространяющиеся на всех сынов Израиля и обещающие им успех и благополучие во всем, что важно для человека, «ЕСЛИ БУДЕШЬ ТЫ ИСПОЛНЯТЬ ВОЛЮ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО».
Шесть благословений для еврея, соблюдающего Закон: благословение в городе и благословение в поле; благословение его потомству; благословение собранного урожая и приплода скота; благословение урожая, созревающего в поле, и благословение достатком.
Что касается слов «БЛАГОСЛОВЕННА КОРЗИНА ТВОЯ И КВАШНЯ ТВОЯ», то через образ сосуда, и его содержание, на которое распространяется благословение, то тем самым, Тора стремится подчеркнуть, что урожай будет не только собран, но и сохранится до того дня, когда потребуется смолоть муку и замесить из нее тесто, чтобы выпечь хлеб, необходимый для пропитания семьи.И это Божественное благословение распространяется на все времена и на все аспекты жизни: будь то война или мирное созидание.

Бог Израиля не только защитит от любого врага, который осмелится посягнуть на Святую землю, Он поможет достичь превосходства над окружающими народами в земледелии, в ремесле, в достижениях культуры и построении государства. Поскольку «СДЕЛАЕТ ТЕБЯ БОГ СВОИМ НАРОДОМ СВЯТЫМ, КАК ПОКЛЯЛСЯ ОН ТЕБЕ, ЕСЛИ СОБЛЮДАТЬ БУДЕШЬ ЗАПОВЕДИ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, И ИДТИ БУДЕШЬ ПУТЯМИ ЕГО».

«13 И СДЕЛАЕТ ТЕБЯ БОГ ГОЛОВОЙ, А НЕ ХВОСТОМ, И БУДЕШЬ ТОЛЬКО ВВЕРХУ И НЕ БУДЕШЬ ВНИЗУ, ЕСЛИ СЛУШАТЬСЯ БУДЕШЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ТЕБЕ СЕГОДНЯ СОБЛЮДАТЬ И ИСПОЛНЯТЬ, 14 И НЕ УКЛОНЯЙСЯ ОТО ВСЕХ СЛОВ ЭТИХ, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ВАМ СЕГОДНЯ, НИ ВПРАВО, НИ ВЛЕВО, ЧТОБЫ ИДТИ ЗА ЧУЖИМИ БОГАМИ И СЛУЖИТЬ ИМ». И то, постоянство благословения Господа Бога Израилю, зависит от постоянства исполнения им воли Бога.

«15 И БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ БУДЕШЬ ТЫ ИСПОЛНЯТЬ ВОЛЮ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ЧТОБЫ СТРОГО ИСПОЛНЯТЬ ВСЕ ЗАПОВЕДИ ЕГО И УСТАНОВЛЕНИЯ ЕГО, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ТЕБЕ СЕГОДНЯ, ТО СБУДУТСЯ НА ТЕБЕ ВСЕ ПРОКЛЯТЬЯ ЭТИ И НАСТИГНУТ ТЕБЯ. 16 ПРОКЛЯТ ТЫ В ГОРОДЕ И ПРОКЛЯТ ТЫ В ПОЛЕ. 17 ПРОКЛЯТА КОРЗИНА ТВОЯ И КВАШНЯ ТВОЯ. 18 ПРОКЛЯТ ПЛОД ЧРЕВА ТВОЕГО И ПЛОД ЗЕМЛИ ТВОЕЙ, ПРИПЛОД БЫКОВ ТВОИХ И ПРИПЛОД ОВЕЦ ТВОИХ. 19 ПРОКЛЯТ ТЫ ПРИ ВХОДЕ ТВОЕМ И ПРОКЛЯТ ТЫ ПРИ ВЫХОДЕ ТВОЕМ. 20 ПОШЛЕТ БОГ НА ТЕБЯ ПРОКЛЯТИЕ, СМЯТЕНИЕ И НЕСЧАСТЬЕ ВО ВСЯКОМ НАЧИНАНИИ РУК ТВОИХ, КОТОРЫМ ЗАНИМАТЬСЯ БУДЕШЬ, ПОКА НЕ БУДЕШЬ ТЫ УНИЧТОЖЕН И ПОКА НЕ ПОГИБНЕШЬ ВСКОРЕ ИЗ-ЗА ЗЛОДЕЯНИЙ ТВОИХ, ПОТОМУ ЧТО ОСТАВИЛ ТЫ МЕНЯ……»
Оставшаяся часть главы, раскрывает Израилю простую истину, которую многим так трудно осознать: Закон — это не только правила, по которым следует построить жизнь, чтобы добиться успеха и благополучия как для общества так и для индивидуума, он также и непреложное требование Всевышнего, которое должно соблюдаться всегда. А в случае нарушения хотя бы незначительных его деталей гнев Творца может разрушить все до основания. Союз с Всевышним вселяет надежду на лучшее будущее, но одновременно он становится жестким требованием и суровым предупреждением. Вот почему так подробно описываются те несчастья, которые ожидают как Израиль, так и отдельных евреев, ЕСЛИ кто ослушается Божественного повеления.

Мы можем наблюдать в 28 главе, как бы три волны Божьего гнева, ЕСЛИ избранный Им народ уклонится от исполнения Договора, заключенного между Израилем и Богом, у горы Синай. И примечательно в этом то, что проклятия, идут симметрично благословениям. Только несколько примеров:

  1. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ В ГОРОДЕ И БЛАГОСЛОВЕН ТЫ В ПОЛЕ.

ПРОКЛЯТ ТЫ В ГОРОДЕ И ПРОКЛЯТ ТЫ В ПОЛЕ.

  • БЛАГОСЛОВЕН ПЛОД ЧРЕВА ТВОЕГО, И ПЛОД ЗЕМЛИ ТВОЕЙ, И ПЛОД СКОТА ТВОЕГО, ПРИПЛОД БЫКОВ ТВОИХ, И ПРИПЛОД ОВЕЦ ТВОИХ.

ПРОКЛЯТ ПЛОД ЧРЕВА ТВОЕГО И ПЛОД ЗЕМЛИ ТВОЕЙ, ПРИПЛОД БЫКОВ ТВОИХ И ПРИПЛОД ОВЕЦ ТВОИХ.

  • ОБРАТИТ БОГ ВРАГОВ ТВОИХ В БЕГСТВО; ОДНИМ ПУТЕМ ВЫСТУПЯТ ОНИ ПРОТИВ ТЕБЯ, А СЕМЬЮ ПУТЯМИ ПОБЕГУТ ОТ ТЕБЯ.

ПОШЛЕТ БОГ НА ТЕБЯ ПРОКЛЯТИЕ, СМЯТЕНИЕ И НЕСЧАСТЬЕ ВО ВСЯКОМ НАЧИНАНИИ РУК ТВОИХ, КОТОРЫМ ЗАНИМАТЬСЯ БУДЕШЬ, ПОКА НЕ БУДЕШЬ ТЫ УНИЧТОЖЕН И ПОКА НЕ ПОГИБНЕШЬ ВСКОРЕ ИЗ-ЗА ЗЛОДЕЯНИЙ ТВОИХ, ПОТОМУ ЧТО ОСТАВИЛ ТЫ МЕНЯ

И так, в случае непослушания,несчастья, обрушившиеся на сынов Израиля, должны стать свидетельством того, что Божественное Провидение управляет всеми историческими событиями. Вот почему, как только народ согласится признать, что все страдания, выпавшие на его долю, не были незаслуженным наказанием, он тут же будет прощен и помилован. Но, если дети продолжают грехи отцов, сила наказания удваивается, поскольку это указывает на то, что противодействие Богу, стало их природой. Однако, если и они раскаются, то благословение возвратится к ним.

Всевышний — Владыка мира, Которого каждый обязан уважать. И человек всегда должен испытывать трепет пред Творцом. В противном случае он может забыть о том, что нарушение Божественной воли приводит к катастрофическим последствиям.

Это примерно, как взаимоотношения отца и сына. Если сын идет по правильному пути, отец радуется и помогает ему, проявляя доброту и заботу. Если же ребенок становится на дурной путь, то радость отца проявится только тогда, когда он найдет способ вернуть своего сына на правильную дорогу. Даже если этот способ будет связан с тяжелыми наказаниями, радость отца не станет слабее, если сын возвратится на истинный путь. Точно так же Всевышний радуется тем испытаниям и страданиям, которые выпадают на долю сынов Израиля в изгнании, потому что все они служат средством очищения и духовного возвышения и приближают момент радости.

«1 И СОЗВАЛ МОШЕ ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ, И СКАЗАЛ ИМ: ВЫ ВИДЕЛИ ВСМ, ЧТО СДЕЛАЛ БОГ У ВАС НА ГЛАЗАХ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ С ФАРАОНОМ, И СО ВСЕМИ РАБАМИ ЕГО, И СО ВСЕЙ СТРАНОЙ ЕГО, 2 ТЕ ИСПЫТАНИЯ ВЕЛИКИЕ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ ГЛАЗА ТВОИ, ЗНАМЕНИЯ И ЧУДЕСА ТЕ ВЕЛИКИЕ. 3 НО НЕ ДАЛ ВАМ БОГ СЕРДЦА, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, И ГЛАЗ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ, И УШЕЙ, ЧТОБЫ СЛЫШАТЬ, ДО СЕГО ДНЯ. 4 А Я ВОДИЛ ВАС СОРОК ЛЕТ ПО ПУСТЫНЕ: НЕ ВЕТШАЛИ ОДЕЖДЫ ВАШИ НА ВАС, И ОБУВЬ ТВОЯ НЕ ВЕТШАЛА НА НОГАХ ТВОИХ. 5 ХЛЕБА ВЫ НЕ ЕЛИ, И ВИНА И ХМЕЛЬНОГО НЕ ПИЛИ, ДАБЫ ЗНАЛИ ВЫ, ЧТО Я — БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ВАШ. 6 И ПРИШЛИ ВЫ К МЕСТУ ЭТОМУ, И ВЫШЕЛ СИХОН, ЦАРЬ ХЕШБОНА, И ОГ, ЦАРЬ БАШАНА, ПРОТИВ ВАС НА ВОЙНУ, И РАЗБИЛИ МЫ ИХ. 7 И ВЗЯЛИ МЫ СТРАНУ ИХ, И ОТДАЛИ ЕЕ В УДЕЛ РЕУВЕНУ, И ГАДУ, И ПОЛОВИНЕ КОЛЕНА МЕНАШЕ. 8 СОБЛЮДАЙТЕ ЖЕ СЛОВА СОЮЗА ЭТОГО И ИСПОЛНЯЙТЕ ИХ, ДАБЫ ПРЕУСПЕЛИ ВЫ ВО ВСЕМ, ЧТО БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ». (Втор.29:1-8)
В заключительной главе, этого недельного разбора, так же, как и в последующей за ней, Моше обобщает все то, что он сказал в своих прежних обращениях к народу. Он вновь напоминает о событиях, произошедших во время долгого перехода из Египта к границам Земли Обетования.

Сыны Израиля стоят перед ней, и готовые принять клятвенные обязательства хранить Союз со Всевышним. Для Израиля, должно быть абсолютно ясно, что не удастся избежать наказания в случае нарушения этого Договора. Гнев Бога, может обрушиться на весь народ, и самое страшное проявление гнева — это изгнание из той Земли Обетования, к которой они так долго шли.

Но, даже находясь в чужих землях, евреи удостоятся избавления и возвращения на родину, если раскаются. Все зависит только от повиновения или неповиновения Божественной Воле, выраженной в Заповедях. Вот почему Израиль должен стремиться соблюдать Законов Торы, и в дни успеха, и в дни бедствия.

Поскольку несчастья – это указание на то, что надо исправить пути свои, а не признак того, что Всевышний оставил тебя и не ждет твоего раскаяния и исправления всех преступлений. А успех – это одобрение Творца, но которое не должно вскружить голову. Духовная работа не может быть завершена полностью в этом мире, поэтому успех должен придать силы совершенствовать себя и общество, продвигаясь к новым высотам. А не стать причиной успокоения и ощущения, что все уже совершено и достигнуто.