Перейти к содержимому

Недельная глава Экев

Недельная глава Экев

(За то, что)

(Втор. 7:12-11:25)

Моше продолжает назидать Израиль перед тем, как навсегда покинет свой народ: «12 И БУДЕТ, ЗА ТО, ЧТО СЛУШАТЬ БУДЕТЕ ВЫ ЗАКОНЫ ЭТИ, И ХРАНИТЬ ИХ, И ИСПОЛНЯТЬ ИХ, ТО ХРАНИТЬ БУДЕТ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДЛЯ ТЕБЯ СОЮЗ И МИЛОСТЬ, О КОТОРЫХ ОН ПОКЛЯЛСЯ ОТЦАМ ТВОИМ. 13 И ВОЗЛЮБИТ ОН ТЕБЯ, И БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ, И РАЗМНОЖИТ ТЕБЯ, И БЛАГОСЛОВИТ ПЛОД ЧРЕВА ТВОЕГО И ПЛОД ЗЕМЛИ ТВОЕЙ, ХЛЕБ ТВОЙ, ВИНО ТВОЕ, И ОЛИВКОВОЕ МАСЛО ТВОЕ, И ПРИПЛОД БЫКОВ ТВОИХ, И ПРИПЛОД МЕЛКОГО СКОТА ТВОЕГО НА ЗЕМЛЕ, КОТОРУЮ ОН ПОКЛЯЛСЯ ОТЦАМ ТВОИМ ДАТЬ ТЕБЕ. 14 БЛАГОСЛОВЕН БУДЕШЬ ТЫ БОЛЕЕ ВСЕХ НАРОДОВ; НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ НИ БЕСПЛОДНОГО, НИ БЕСПЛОДНОЙ, ТАКЖЕ И У СКОТА ТВОЕГО. 15 И ОТДАЛИТ БОГ ОТ ТЕБЯ ВСЯКУЮ БОЛЕЗНЬ, И НИКАКИХ НЕДУГОВ ЕГИПЕТСКИХ, КОТОРЫЕ ТЫ ЗНАЕШЬ, НЕ НАВЕДЕТ НА ТЕБЯ, А НАВЕДЕТ ИХ НА ВСЕХ НЕНАВИСТНИКОВ ТВОИХ». (Втор.7:12-15)

Если коротко подвести итог этого отрывка, то наградой за исполнение Божьей воли, будет процветание, жизненная сила и здоровье всего Израиля.

А «ОТДАЛИТ БОГ ОТ ТЕБЯ ВСЯКУЮ БОЛЕЗНЬ, И НИКАКИХ НЕДУГОВ ЕГИПЕТСКИХ, КОТОРЫЕ ТЫ ЗНАЕШЬ, НЕ НАВЕДЕТ НА ТЕБЯ», говорит о том, что для многих районов Египта, был характерен нездоровый климат, что способствовало распространению опасных заболеваний, которые усиливались в определенные периоды года. Вот почему Бог гарантировал еврейскому народу избавление от этих заболеваний, ЕСЛИ народ будет исполнять все те Заповеди, что Бог даровал Израилю. В таком духе и должны исполняться эти Законы, а их соблюдение должно рассматриваться лишь как выполнение долга, за которое нельзя ожидать благодарности или награды.

Однако все эти Законы находятся в столь тесном согласии с природой вещей и назначением человека в этом мире, и столь полно гармонируют один с другим, что, если весь народ преданно их соблюдает, то результатом явится величайшее счастье, какое только может обрести человек на земле. Поэтому человек обязан соблюдать все Заповеди без исключения с одинаковой скрупулезностью, всем им приписывая одинаковую важность. Не переступать через «неважных» Заповедей, считая их второстепенными, поскольку могут иметь губительные последствия. Человек можем ждать счастья в будущем лишь в том случае, если примет Божественный Закон в целом и будем соблюдать его во всей его целостности, не делая каких-либо различений.

Что касается будущего завоевания Ханаана, то: «ТЕ ВЕЛИКИЕ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ ГЛАЗА ТВОИ, И ЗНАМЕНИЯ, И ЧУДЕСА, И РУКУ МОЩНУЮ, И МЫШЦУ ПРОСТЕРТУЮ, КОТОРЫМИ ВЫВЕЛ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ. ТАК ЖЕ СДЕЛАЕТ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, СО ВСЕМИ НАРОДАМИ, КОТОРЫХ ТЫ БОИШЬСЯ. И ТАКЖЕ ШЕРШНЕЙ НАШЛЕТ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, НА НИХ, ПОКА НЕ ПОГИБНУТ ОСТАВШИЕСЯ И СКРЫВШИЕСЯ ОТ ТЕБЯ», то это будет одним из чудес Всевышнего. Оно будет направлено на то, чтобы не дать идолопоклонникам, которых Всевышний повелел истребить, скрыться в расщелинах и пещерах, куда сынам Израиля будет трудно добраться, и следовательно, они не смогут их найти и уничтожить. Ведь чудеса Всевышнего, чаще всего опираются на уже знакомые человеку явления природы, но при этом, одновременно выходящие за рамки обычного явления. В Стране Обетования, встречаются самые разные виды шершней и среди них те, которые строят гнезда в пещерах и расщелинах скал. И именно их неожиданное появление во множестве своем, будут «сюрпризом» для язычников, которые будут пытаться скрыться от опасности в труднодоступных горах.

«23 И ОТДАСТ ИХ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ТЕБЕ, И ПРИВЕДЕТ ИХ В ВЕЛИКОЕ СМЯТЕНИЕ, ПОКА НЕ БУДУТ ОНИ ИСТРЕБЛЕНЫ. 24 И ОТДАСТ ОН ЦАРЕЙ ИХ В РУКИ ТВОИ, И СОТРЕШЬ ТЫ ИМЯ ИХ ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ, НИКТО НЕ УСТОИТ ПЕРЕД ТОБОЙ, ПОКА НЕ ИСТРЕБИШЬ ТЫ ИХ. 25 ИЗВАЯНИЯ БОГОВ ИХ СОЖГИТЕ ОГНЕМ; НЕ ВОЗЖЕЛАЙ СЕРЕБРА И ЗОЛОТА, ЧТО НА НИХ, ЧТОБЫ ВЗЯТЬ СЕБЕ, А ТО ПОПАДЕШЬ В ЗАПАДНЮ ЭТУ, А ЭТО МЕРЗОСТЬ ДЛЯ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО. 26 НЕ ВНОСИ МЕРЗОСТЬ В ДОМ СВОЙ, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ТЕБЕ ИСТРЕБЛЕННЫМ ПОДОБНО ЕЙ: ПРЕЗИРАЙ ЭТО И ГНУШАЙСЯ ЭТИМ, ИБО ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ ИСТРЕБЛЕНО».

Среди народов Ханаана, были распространены каменные и деревянные изображения идолов, которые нередко покрывались драгоценными металлами. И вот их и надо было, либо разбить, либо сжечь, при этом драгоценные металлы, предать проклятию, поскольку через них «ПОПАДЕШЬ В ЗАПАДНЮ» язычества. Ведь гнев Всевышнего может быть связан с теми предметами идолопоклонства, которые были отобраны у язычников, а затем принесены в дом еврея, с целью использования их в хозяйстве или с целью наживы. Поэтому, не надо подвергать испытанию терпение Творца — предметы идолопоклонства должны быть уничтожены сразу, так как Закон запрещает, какое бы то ни было их использование.

«1 ВСЕ ЗАПОВЕДИ, КОТОРЫЕ Я ДАЮ ВАМ СЕГОДНЯ, СТАРАЙТЕСЬ ИСПОЛНЯТЬ, ДАБЫ ЖИВЫ ВЫ БЫЛИ, И РАЗМНОЖИЛИСЬ, И ПРИШЛИ, И ОВЛАДЕЛИ СТРАНОЙ, О КОТОРОЙ ПОКЛЯЛСЯ БОГ ОТЦАМ ВАШИМ. 2 И ПОМНИ ВЕСЬ ТОТ ПУТЬ, КОТОРЫМ ВЕЛ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ВОТ УЖЕ СОРОК ЛЕТ В ПУСТЫНЕ, ЧТОБЫ СМИРИТЬ ТЕБЯ, И ИСПЫТАТЬ ТЕБЯ, И УЗНАТЬ, ЧТО В СЕРДЦЕ ТВОЕМ, — БУДЕШЬ ЛИ ТЫ ХРАНИТЬ ЗАПОВЕДИ ЕГО ИЛИ НЕТ. 3 И СМИРЯЛ ОН ТЕБЯ, И ИСПЫТЫВАЛ ТЕБЯ ГОЛОДОМ, И КОРМИЛ ТЕБЯ МАНОМ, КОТОРОГО НЕ ЗНАЛ ТЫ И НЕ ЗНАЛИ ОТЦЫ ТВОИ, ДАБЫ ПОКАЗАТЬ ТЕБЕ, ЧТО НЕ ОДНИМ ЛИШЬ ХЛЕБОМ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК, НО ВСЕМ, ЧТО ИСХОДИТ ИЗ УСТ БОГА, ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК. 4 ОДЕЖДА ТВОЯ НЕ ВЕТШАЛА НА ТЕБЕ, И НОГИ ТВОИ НЕ ОПУХАЛИ ВОТ УЖЕ СОРОК ЛЕТ. 5 ТАК ПОЗНАЙ ЖЕ СЕРДЦЕМ ТВОИМ, ЧТО КАК НАСТАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕК СЫНА СВОЕГО, ТАК БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, НАСТАВЛЯЕТ ТЕБЯ». (Втор.8:1-5)

Весь тот продолжительный путь по пустыне, в течении сорока лет, нужен был только для того, чтобы научить народ Израиля, всегда и во всем полностью полагаться на Всевышнего. Когда евреи зависели исключительно от Божественной милости, они ни в чем не испытывали недостатка. Но, теперь, когда они стоят на пороге плодородной земли, передаваемой им в наследный удел, Моше еще раз напоминает людям, что никогда не следует забывать о той заботе, которую проявил к Своему народу Всевышний в пустыне, обеспечив сынам Израиля все необходимое для жизни и духовного развития.

Это повеление появляется в Торе сейчас потому, что предыдущее поколение было обречено умереть в пустыне. В конце пути, которого, нужно было повторить не только то, что прозвучало у горы Синай, но и те наставления, которые будут необходимы, уже живя в своей земле. Вот по какой причине, Всевышний ставил народ в самые разные ситуации, чтобы показать, что люди совершенно беспомощны без Него. Не удивительно, что многие из них, неоднократно роптали и жаловались.

Но под влиянием Моше, народ остался верным союзу со Всевышним.

Что касается «КОРМИЛ ТЕБЯ МАНОМ, КОТОРОГО НЕ ЗНАЛ ТЫ И НЕ ЗНАЛИ ОТЦЫ ТВОИ, ДАБЫ ПОКАЗАТЬ ТЕБЕ, ЧТО НЕ ОДНИМ ЛИШЬ ХЛЕБОМ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК, НО ВСЕМ, ЧТО ИСХОДИТ ИЗ УСТ БОГА», то в данном случае хлеб использован в качестве собирательного образа. Моше стремится довести до сознания народа мысль о том, что материальная обеспеченность никогда не была единственным условием благополучия и радости человека — без духовных ценностей жизнь становится бессмысленной, как ни наполняй ее удовольствиями, и в результате человек утрачивает смысл своего существования. Он также должен понимать, что, кроме тела, каждый человек обладает душой, и так же, как телу нужна определенная пища, так и душа не может жить без соответствующего питания. Которое заключается в молитве, размышлении о Творце, постижения тайн Его Учения, исполнения заповедей, совершения добрых дел, и многое другое, через что прославляется Имя Бога.

И, кстати, эта простая истина обрела особенно важное значение в наше время, когда во многих странах мира культивируется идея о том, что материальные блага, высокий уровень жизни, способность удовлетворить все практические потребности человека являются единственным критерием благополучия отдельной личности и всего общества. Вот почемудаже голод и физические трудности, которые приходилось преодолевать народу за годы странствий по пустыне, были не случайным явлением, а составляли часть Божественного плана. Тот, кто хочет достичь мудрости Его Слова, должен понимать, что часто страдание является ступенью к более высокому уровню понимания.

«7 ИБО БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ВЕДЕТ ТЕБЯ В СТРАНУ ХОРОШУЮ, В СТРАНУ ВОДНЫХ ПОТОКОВ, ИСТОЧНИКОВ И РОДНИКОВ, БЬЮЩИХ В ДОЛИНАХ И В ГОРАХ, 8 В СТРАНУ ПШЕНИЦЫ, И ЯЧМЕНЯ, И ВИНОГРАДНЫХ ЛОЗ, И СМОКОВНИЦ, И ГРАНАТОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ, В СТРАНУ МАСЛИЧНЫХ ДЕРЕВЬЕВ И МЕДА, 9 В СТРАНУ, В КОТОРОЙ БЕЗ СКУДОСТИ ЕСТЬ БУДЕШЬ ХЛЕБ, НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ НЕДОСТАТКА НИ В ЧЕМ, В СТРАНУ, КАМНИ КОТОРОЙ — ЖЕЛЕЗО И ИЗ ГОР КОТОРОЙ ДОБЫВАТЬ БУДЕШЬ МЕДЬ. 10 И БУДЕШЬ ТЫ ЕСТЬ, И НАСЫЩАТЬСЯ, И БЛАГОСЛОВЛЯТЬ БУДЕШЬ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ЗА СТРАНУ ХОРОШУЮ, КОТОРУЮ ОН ДАЛ ТЕБЕ. 11 БЕРЕГИСЬ, ЧТОБЫ НЕ ЗАБЫЛ ТЫ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, НЕ СОБЛЮДАЯ ЗАПОВЕДЕЙ ЕГО, И ЗАКОНОВ ЕГО, И УСТАНОВЛЕНИЙ ЕГО, КОТОРЫЕ Я ПОВЕЛЕВАЮ ТЕБЕ СЕГОДНЯ».

Нам надо помнить, что Божественные наставление, как в те времена, так и сегодня, нужны каждому человеку, чтобы достигнуть в благополучия. В том числе и Израилю в Стране Обетования, в которую Всевышний собирается ввести свой народ. А что эта земля богата не только произрастанием «ПШЕНИЦЫ, И ЯЧМЕНЯ, И ВИНОГРАДНЫХ ЛОЗ, И СМОКОВНИЦ, И ГРАНАТОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ, В СТРАНУ МАСЛИЧНЫХ ДЕРЕВЬЕВ И МЕДА», но полезными ископаемыми «КАМНИ КОТОРОЙ — ЖЕЛЕЗО И ИЗ ГОР КОТОРОЙ ДОБЫВАТЬ БУДЕШЬ МЕДЬ», говорит о том, что Всевышний не просто так избрал эту землю, для Своего полного раскрытия, но и чтобы тот народ, среди которого Он будет открываться, по своему духовному состоянию, соответствовал этому статусу.

Что касается современного человека, то исполнение им Заповедей Творца, нужно для того, чтобы иметь надежду, в конце жизненного пути, ПО МИЛОСТИ БОЖЬЕЙ попасть в Его Царство.

И еще один, очень важный момент – Богом созданный мир соделан на благо человека. Поэтому, не запрещается людям получать удовольствие и достаток, от пребывания в нем. Но, только в том случае, если человек находится в состоянии гармонии, с людьми, с Богом, и с созданным Им видимым миром. Вот почему важно запечатлеть на своем сердце «ПОМНИ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ИБО ЭТО ОН ДАЛ ТЕБЕ СИЛУ ПРИОБРЕТАТЬ БОГАТСТВО, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ СОЮЗ СВОЙ, О КОТОРОМ ОН ПОКЛЯЛСЯ ОТЦАМ ТВОИМ, КАК ЭТО И ПРОИЗОШЛО СЕГОДНЯ».

Выражение благодарности должно быть естественной потребностью человека. И как одно из проявлений этой благодарности, благословлять Бога и до еды, и после того «КАК НАСЫТИШЬСЯ». Поскольку вся земля принадлежит Всевышнему, и Он властвует над всем, чем она полна. Как говорят иудейские мудрецы: «Человек, который получает удовольствие, пользуясь благами природы, и при этом не произносит благословения, совершает преступление, аналогичное воровству». Так как наш обеденный стол, в духовном плане, соответствует жертвеннику, а принимаемая пища – соответствует жертве, обилие которой зависит от нашего Союза с Богом.

И так, Всевышний непременно исполнит обещание, данное патриархам еврейского народа – Аврааму, Исааку и Иакову. Но вот, чтобы и в дальнейшем сохранить этот Божественный дар – то это входит в обязанность всего Израиля. Вот почему предание забвению Всевышнего, приведет к тому, что благополучие, богатство и процветание народа, живущего на своей земле, очень быстро могут бесследно исчезнуть.

Касательно же слов Моше «КАК ЭТО И ПРОИЗОШЛО СЕГОДНЯ», тостоящие перед ним и внимающие его словам люди, были очевидцами прямой и непосредственной поддержки Всевышнего, без которой невозможно было бы завоевать земли на восточном берегу Иордана, где расселились два с половиной колена Израилева. Однако,Всевышний дает победу над народами населяющими землю Ханаан, только при условии, что Израиль всегда будете находиться на несравненно более высоком духовном уровне, чем они. В противном случае, их изгнание и уничтожение превратится в бессмысленность, так как в случае идолопоклонства, и Израиль может быть изгнан с Земли Обетования. Что в принципе и произошло в будущем.

«1 СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ! ТЫ ПЕРЕХОДИШЬ СЕГОДНЯ ИОРДАН, ЧТОБЫ ПРИЙТИ И ИЗГНАТЬ НАРОДЫ, КОТОРЫЕ МНОГОЧИСЛЕННЕЕ И СИЛЬНЕЕ ТЕБЯ, ГОРОДА БОЛЬШИЕ И УКРЕПЛЕННЫЕ ДО НЕБЕС; 2 НАРОД ВЕЛИКИЙ И ВЫСОКОРОСЛЫЙ, ВЕЛИКАНОВ, О КОТОРЫХ ТЫ ЗНАЕШЬ И О КОТОРЫХ ТЫ СЛЫШАЛ: КТО УСТОИТ ПРОТИВ ВЕЛИКАНОВ? 3 ЗНАЙ ЖЕ СЕГОДНЯ, ЧТО БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ЭТО ОН ИДЕТ ПЕРЕД ТОБОЙ, СЛОВНО ОГОНЬ ПОЖИРАЮЩИЙ! ОН УНИЧТОЖИТ ИХ, И ОН НИЗЛОЖИТ ИХ ПЕРЕД ТОБОЙ, И ТЫ ИЗГОНИШЬ ИХ, И УНИЧТОЖИШЬ ИХ СКОРО, КАК ГОВОРИЛ ТЕБЕ БОГ. 4 НЕ ГОВОРИ В СЕРДЦЕ ТВОЕМ, КОГДА БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, БУДЕТ ИЗГОНЯТЬ ИХ ОТ ТЕБЯ: ЗА ПРАВЕДНОСТЬ МОЮ ПРИВЕЛ МЕНЯ БОГ ОВЛАДЕТЬ ЭТОЙ СТРАНОЙ, И ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ НАРОДОВ ЭТИХ БОГ ИЗГОНЯЕТ ИХ ОТ ТЕБЯ.5 НЕ ЗА ПРАВЕДНОСТЬ ТВОЮ И ПРЯМОДУШИЕ ТВОЕ ПРИХОДИШЬ ТЫ ОВЛАДЕТЬ ИХ СТРАНОЙ, НО ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ НАРОДОВ ЭТИХ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ИЗГОНЯЕТ ИХ ОТ ТЕБЯ, И ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ СЛОВО, КОТОРЫМ ПОКЛЯЛСЯ БОГ ОТЦАМ ТВОИМ, АВРААМУ, ИЦХАКУ И ЯАКОВУ. 6 ЗНАЙ ЖЕ, ЧТО НЕ ЗА ПРАВЕДНОСТЬ ТВОЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ ЭТУ ХОРОШУЮ СТРАНУ, ЧТОБЫ ТЫ ОВЛАДЕЛ ЕЮ, ИБО НАРОД УПРЯМЫЙ ТЫ. 7 ПОМНИ, НЕ ЗАБУДЬ, КАК СЕРДИЛ ТЫ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, В ПУСТЫНЕ, С ТОГО ДНЯ, КАК ВЫШЕЛ ТЫ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, И ДО ПРИХОДА ВАШЕГО НА ЭТО МЕСТО НЕПОСЛУШНЫ БЫЛИ ВЫ БОГУ. 8 И У ХОРЕВА СЕРДИЛИ ВЫ БОГА, И РАЗГНЕВАЛСЯ БОГ НА ВАС, РЕШИВ УНИЧТОЖИТЬ ВАС». (Втор.9:1-8)


Моше предупреждает сынов Израиля, чтобы в будущем, когда еврейский народ одержит многочисленные победы над ханаанскими племенами, они не объясняли бы все эти чудеса, какими-либо особыми своими заслугами. Единственная причина, по которой Всевышний поможет изгнать и уничтожить эти народы, — это Его желание освободить Землю Обетования от тех, кто безнадежно погряз в идолопоклонстве и растлении. А то, что завоевание земли Ханаанской, будет делом не легким, сыны Израиля, уже имели случай убедиться во время овладения земель царей Ога и Башана, и их неприступными городами, и мощными армиями. Вот почему война с Огом, и царем Башана, дала понять Израилю, с каким противником придется столкнуться при завоевании Ханаана.И что только заступничество Бога, может дать им гарантию побед, в будущих сражениях.

Но, не следует думать, что существуют две отдельные причины, по которым Всевышний передает Святую землю сынам Израиля — за праведность одних и злодейское поведение других. Да, действительно, злодейство жителей земли Ханаан, стало причиной утраты ими прав на нее. Но, в то же время, приобретение сынами Израиля этих территорий объясняется не их праведностью, а лишь обещанием Всевышнего, данным патриархам Израильского народа. Поэтому, у Израиля нет причины предаваться самодовольству и воображать, что его прошлой преданности долгу достаточно для того, чтобы он владел землей вместо ее прежних жителей, и что поэтому прошлых заслуг Израиля будет достаточно, чтобы удерживать землю. Даже если Израиль не так плох, как все другие народы, он все же далеко не так хорош, чтобы удовлетворить требованиям, связанным с владением землей. И сохранить землю Израиль сможет лишь в силу своих собственных будущих заслуг, которых у него пока нет, ибо он все еще «НАРОД ЖЕСТОКОВЫЙНЫЙ».

Следовательно, Закон должен различать за обликом сегодняшнего Израиля, контуры Израиля будущего. Ни одно общество, ни один человек, независимо от того, сколь важной является их миссия по выполнению Божественных целей, не могут быть столь самонадеянны, чтобы вообразить, что они не заменимы для дела Бога на земле и поэтому могут грешить безнаказанно. Поэтому, только постоянное заступничество Моше, который в критические моменты всегда вставал между Всевышним и сынами Израиля, успокаивал гнев Творца и добивался прощения для сынов Израиля, во время их роптания, и восстания против Бога. При этом, Моше выделяет грех «золотого тельца», среди всех других грехов, по причине поклонения ему с весельем и пляской.

В своем рассказе Моше не придерживается строгой хронологической последовательности, и поэтому повествование в книге Дварим во многом отличается от рассказа, приведенного в книге Исход, гл. 32. Поскольку его главной целью, было провести народ, через анализ всех прошлых ошибок.

«1 В ТО ВРЕМЯ СКАЗАЛ МНЕ БОГ: ВЫТЕШИ СЕБЕ ДВЕ КАМЕННЫЕ СКРИЖАЛИ, КАК ПЕРВЫЕ, И ПОДНИМИСЬ КО МНЕ НА ГОРУ, И СДЕЛАЙ СЕБЕ ДЕРЕВЯННЫЙ КОВЧЕГ. 2 И Я НАПИШУ НА СКРИЖАЛЯХ ТЕ ЖЕ СЛОВА, ЧТО БЫЛИ НА ПЕРВЫХ СКРИЖАЛЯХ, КОТОРЫЕ ТЫ РАЗБИЛ, И ПОМЕСТИ ИХ В КОВЧЕГ. 3 И СДЕЛАЛ Я КОВЧЕГ ИЗ АКАЦИИ, И ВЫТЕСАЛ ДВЕ КАМЕННЫЕ СКРИЖАЛИ, КАК ПЕРВЫЕ, И ПОДНЯЛСЯ НА ГОРУ, И ОБЕ СКРИЖАЛИ В РУКЕ МОЕЙ. 4 И НАПИСАЛ ОН НА СКРИЖАЛЯХ, КАК БЫЛО НАПИСАНО ПРЕЖДЕ, ТЕ ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ, КОТОРЫЕ СКАЗАЛ ВАМ БОГ НА ГОРЕ ИЗ ОГНЯ В ДЕНЬ СОБРАНИЯ, И ПЕРЕДАЛ ИХ БОГ МНЕ. 5 И ПОВЕРНУЛСЯ Я, И СПУСТИЛСЯ С ГОРЫ, И ПОМЕСТИЛ СКРИЖАЛИ В КОВЧЕГ, КОТОРЫЙ Я СДЕЛАЛ, И БЫЛИ ОНИ ТАМ, КАК ПОВЕЛЕЛ МНЕ БОГ». (Втор.10:1-5)

Продолжая наставлять свой народ, Моше вновь и вновь напоминает им, каким путем Господь Бог вел их, дабы вытравить из их душ, то языческое наследство, которое они, вольно или невольно, вынесли с собой из Египта. В этом отрывке, он напоминает Израилю о том, как Бог второй раз даровал Скрижали, со своими Десятью Речениями.  И поместил их в Ковчег Завета, который, как утверждает Моше «Я СДЕЛАЛ».

Но, согласно Торе, когда Моше в третий раз, после сорока дней, спустился с горы Синай, то он принес не только эти два Скрижали, но и повеление Бога, соорудить Мишкан, со всеми его атрибутами, в том числе и Ковчег Завета. И соорудил ковчег Завета, как и многие другие детали Мишкана Бецалель. Поэтому, слова Моше «Я СДЕЛАЛ», надо воспринимать как «Я ПОВЕЛЕЛ БЕЦАЛЕЛЮ СООРУДИТЬ КОВЧЕГ ЗАВЕТА, И ПОКАЗАЛ, КАК ЭТО СДЕЛАТЬ».

А также, традиция говорит, что в этот Ковчег Завета, Моше положил два экземпляра Скрижаль – и тот который он разбил (который был освящен Богом), и тот который он получил от Бога второй раз. Кроме этого,упоминание о сооружении Ковчега Завета, повлекло за собой рассказ о назначении Аарона и его сыновей на священническое служение, в создаваемом Мишкане, а также о призвании левитов, для исполнения работ в Мишкане и для переноски священных сосудов.

«6 А СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ДВИНУЛИСЬ ОТ БЕЭРОТ-БНЕЙ-ЯАКАНА В МОСЕРУ; ТАМ УМЕР ААРОН, И ПОХОРОНЕН ТАМ, И СТАЛ СЛУЖИТЬ ЭЛЬАЗАР, СЫН ЕГО, ВМЕСТО НЕГО. 7 ОТТУДА ДВИНУЛИСЬ ОНИ В ГУДГОДУ, А ИЗ ГУДГОДЫ В ЙОТВАТУ, В СТРАНУ С ПОТОКАМИ ВОД».

В книге Чисел (33:31-37) названия стоянок, на которых останавливались сыны Израиля во время своих странствий по пустыне, приведены в другом порядке.  Одно из возможных объяснений основывается на том, что сыны Израиля после своего продвижения в южном направлении в сторону Эдома были вынуждены резко повернуть на север (после греха разведчиков) и пройти некоторое расстояние по тому же самому пути, но только в обратном направлении. А слова «ТАМ УМЕР ААРОН, И ПОХОРОНЕН ТАМ», указывают на последнее из упомянутых мест, то есть на гору Мосеру. Таким образом, Мосера должна быть расположена около подножия горы Ор, то место, откуда Аарон взошел на гору, и там умер.

«12 А ТЕПЕРЬ, ИЗРАИЛЬ, ЧЕГО БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ТРЕБУЕТ ОТ ТЕБЯ? ТОЛЬКО СТРАХА ПРЕД БОГОМ, ВСЕСИЛЬНЫМ ТВОИМ, ИДТИ ВСЕМИ ПУТЯМИ ЕГО, И ЛЮБИТЬ ЕГО, И СЛУЖИТЬ БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ, ВСЕМ СЕРДЦЕМ ТВОИМ И ВСЕЙ ДУШОЙ ТВОЕЙ, 13 СОБЛЮДАТЬ ЗАПОВЕДИ БОГА И УСТАНОВЛЕНИЯ ЕГО, КОТОРЫЕ Я ПОВЕЛЕВАЮ ТЕБЕ СЕГОДНЯ НА БЛАГО ТЕБЕ. 14 ВЕДЬ БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ, ПРИНАДЛЕЖАТ НЕБО, И ВСЕ, ЧТО НАД НЕБОМ, ЗЕМЛЯ, И ВСЕ, ЧТО НА НЕЙ. 15 ТОЛЬКО ОТЦОВ ТВОИХ ВОЗЛЮБИЛ БОГ И ИЗБРАЛ ПОТОМСТВО ИХ ПОСЛЕ НИХ, ВАС, ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ, КАК ЭТО НЫНЕ. 16 УДАЛИТЕ ЖЕ ЧЕРСТВОСТЬ СЕРДЦА ВАШЕГО И НЕ УПРЯМЬТЕСЬ БОЛЕЕ».
После всего сказанного, Моше показал народу, что излишняя гордость за их предизбрании Богом на священническое служение, совершенно неуместна, поскольку сыны Израиля в прошлом неоднократно нарушали повеления Всевышнего и не слушали Его голоса. Все положительные достижения еврейского народа объясняются не заслугами людей, вышедших из Египта и стоявших у горы Синай, а долготерпением и милосердием Всевышнего. Моше призывает как следует задуматься над этим, и всегда отвечать Всевышнему любовью и трепетом пред Ним.

Вот почему Всевышний требует от человека повиновения Своим Заповедям не потому, что это нужно Ему, Создателю мира, а только для того, чтобы даровать Своим творениям благополучие и счастье. В основе любви ко Всевышнему должно лежать понимание особого отношения к праотцам еврейского народа.

Кроме этого, само по себе избрание еврейского народа, как народа священнического, предполагает, что он должен находиться на гораздо более высоком духовном уровне, по сравнению с любыми племенами и народами. Поскольку все действия сынов Израиля, оцениваются Богом, по гораздо более высокой шкале, чем аналогичные поступки окружающих народов. Как говорил пророк Амос: «1 Слушайте слово это, которое изрек Господь о вас, сыны Иисраэйлевы, обо всем семействе, которое вывел Я из земли Египетской, сказав: 2 Только вас признал Я изо всех семейств земли, поэтому (и) взыщу Я с вас за все грехи ваши».(Ам.3:1,2)

Кроме этого, сыны Израиля никогда не должны рассчитывать на то, что заслуги предков будут для них защитой и поддержкой в те моменты, когда предстанут перед Великим Судьей.

«17 ИБО БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ВАШ, — ВСЕСИЛЬНЫЙ БОГ БОГОВ И ВЛАДЫКА ВЛАДЫК, ВСЕСИЛЬНЫЙ БОГ ВЕЛИКИЙ, СИЛЬНЫЙ И СТРАШНЫЙ, КОТОРЫЙ НЕ ЛИЦЕПРИЯТСТВУЕТ И МЗДЫ НЕ БЕРЕТ; 18 ОН ТВОРИТ СУД СИРОТЫ И ВДОВЫ И ЛЮБИТ ПРИШЕЛЬЦА, ДАВАЯ ЕМУ ХЛЕБ И ОДЕЖДУ. 19 ЛЮБИТЕ ЖЕ, И ВЫ ПРИШЕЛЬЦА, ИБО ПРИШЕЛЬЦАМИ БЫЛИ ВЫ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ. 20 БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, БОЙСЯ, ЕМУ СЛУЖИ, И К НЕМУ ПРИЛЕПИСЬ, И ЕГО ИМЕНЕМ КЛЯНИСЬ. 21 ОН — СЛАВА ТВОЯ И ОН — ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, КОТОРЫЙ СОВЕРШИЛ ДЛЯ ТЕБЯ ТО ВЕЛИКОЕ И ГРОЗНОЕ, ЧТО ВИДЕЛИ ГЛАЗА ТВОИ. 22 СЕМЬДЕСЯТ ЧЕЛОВЕК НАСЧИТЫВАЛИ ОТЦЫ ТВОИ, КОГДА СОШЛИ ОНИ В ЕГИПЕТ, А НЫНЕ СДЕЛАЛ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, МНОГОЧИСЛЕННЫМ, КАК ЗВЕЗДЫ НЕБЕСНЫЕ».

Всевышний всегда помогает справедливым судьям правильно оценить ситуацию и найти верное решение. Но если судьи берут взятки или отдают предпочтение одной из сторон, то Он Сам карает их. Особенно это касается того момента, когда «ОН ТВОРИТ СУД СИРОТЫ И ВДОВЫ И ЛЮБИТ ПРИШЕЛЬЦА, ДАВАЯ ЕМУ ХЛЕБ И ОДЕЖДУ».

Касательно последнего, то есть «ПРИШЕЛЬЦА», то это требование Бог подкрепляет тем фактом, что и Израиль, длительное время числился под этим статусом в Египте, и поэтому должен понимать, каково состояние этого человека, жить среди другого народа. Это требование любить того, кто пришел и присоединился к еврейскому народу, не имеет параллелей в законах древних цивилизаций.

Бог возложил на еврейский народ, исполнение великой Заповеди любви к тем, кто присоединился к ним. Память о тяжелой судьбе народа в Египте должна навечно сохраниться у сынов Израиля и, передаваясь из поколения в поколение, быть гарантией того, что присоединившиеся к еврейскому народу не испытают унижений и не будут встречены с незаслуженным пренебрежением.

Что касается слов: «БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, БОЙСЯ, ЕМУ СЛУЖИ, И К НЕМУ ПРИЛЕПИСЬ, И ЕГО ИМЕНЕМ КЛЯНИСЬ», то трепет пред Всевышним не похож на ощущение животного страха и ужаса перед чем-то неведомым, от которого человек хочет бежать прочь. Напротив, трепет связан с величайшим уважением и осознанием величия, к которому человек хочет приблизиться настолько, насколько ему позволяют его духовные силы. Поэтому, только Ему надо воздавать хвалу, и прославлять Имя Его, за все то, что человек получает от Него, в течении всей своей жизни.

«1 ЛЮБИ ЖЕ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, И СЛЕДУЙ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯМ ЕГО, И СОБЛЮДАЙ УСТАНОВЛЕНИЯ ЕГО, И ЗАКОНЫ ЕГО, И ЗАПОВЕДИ ЕГО ВО ВСЕ ДНИ. 2 И ЗНАЙТЕ НЫНЕ, ЧТО НЕ СЫНЫ ВАШИ, КОТОРЫЕ НЕ ЗНАЛИ И КОТОРЫЕ НЕ ВИДЕЛИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ВАШЕГО, — ЕГО ВЕЛИЧИЯ, ЕГО МОЩНОЙ РУКИ И ПРОСТЕРТОЙ МЫШЦЫ ЕГО, 3 И ЗНАМЕНИЙ ЕГО, И ДЕЯНИЙ ЕГО, КОТОРЫЕ СОВЕРШИЛ ОН В ЕГИПТЕ, С ФАРАОНОМ, ЦАРЕМ ЕГИПТА, И СО ВСЕЙ ЕГО СТРАНОЙ, 4 И ЧТО ОН СДЕЛАЛ С ВОЙСКОМ ЕГИПЕТСКИМ, С КОНЯМИ ЕГО И С КОЛЕСНИЦАМИ ЕГО, КАК ЗАТОПИЛ ОН ИХ ВОДАМИ МОРЯ СУФ, КОГДА ГНАЛИСЬ ОНИ ЗА ВАМИ, И ПОГУБИЛ ИХ БОГ ДО СЕГО ДНЯ; 5 И ЧТО ОН СОВЕРШИЛ ДЛЯ ВАС В ПУСТЫНЕ ДО ПРИХОДА ВАШЕГО В ЭТО МЕСТО;…»(Втор.11:1-5)

Моше в очередной раз призывает своих братьев трепетать пред Всевышним. Трепет и любовь к Творцу должны сливаться в одно единое чувство, постоянно, каждый раз, когда мы понимаем, что реальная жизнь человека, его благополучие и долголетие, всегда находится в Его руке. Поэтому, исполнение Его воли, выраженная в исполнении Его Заповедей, является единственным критерием, по которому Бог будет судить человека, при определении его места, как в этом мире, так и в мире грядущем. А все чудеса, которые были сделаны Всевышним для Своего народа в пустыне, не столько были направлены на то, чтобы спасти людей, сколько на то, чтобы народ осознал величие Творца и Его милосердие, и необходимость соблюдать все Его требования.

Что касается упоминание Дафана и Авирона, то тут Моше напоминает Израилю, о бунте Кораха, который хотел сместить со своего служения и Моше и Аарона. Почему Моше напрямую не упомянул имя Кораха, то скорее всего, это было связано с тем, что среди сынов Израиля, присутствовали сыны Кораха, которые не поддержали отца, в его бунте. И им упоминание об их отце было тяжело переживать. А то, что они присутствовали при прямой речи Моше, говорят те Псалмы, о которых мы читаем, в одноименной книге. Кроме того, потомки Кораха, были инициаторами музыкального прославления Бога, как в Мишкане, так и в Первом Храме.

«10 ИБО СТРАНА, В КОТОРУЮ ВСТУПАЕШЬ ТЫ, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ ЕЮ, НЕ КАК СТРАНА ЕГИПЕТСКАЯ ОНА, ИЗ КОТОРОЙ ВЫ ВЫШЛИ, ГДЕ ПОСЕВ, КОТОРЫЙ ТЫ ПОСЕЯЛ, ПОИЛ ТЫ С ПОМОЩЬЮ НОГ ТВОИХ, КАК ОГОРОД. 11 СТРАНА, В КОТОРУЮ ВЫ ПЕРЕХОДИТЕ, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ ЕЮ, — СТРАНА ГОР И ДОЛИН, ОТ ДОЖДЯ НЕБЕСНОГО ПЬЕТ ОНА ВОДУ, 12 СТРАНА, О КОТОРОЙ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ЗАБОТИТСЯ ВСЕГДА, ГЛАЗА БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, НА НЕЙ ОТ НАЧАЛА ГОДА И ДО КОНЦА ГОДА. 13 И ВОТ, ЕСЛИ ПОСЛУШАЕТЕСЬ ЗАПОВЕДЕЙ МОИХ, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ВАМ СЕГОДНЯ, ЧТОБЫ ЛЮБИЛИ ВЫ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ВАШЕГО, И СЛУЖИЛИ ЕМУ ВСЕМ СЕРДЦЕМ ВАШИМ И ВСЕЙ ДУШОЙ ВАШЕЙ, …»

Бог раз за разом сопоставляет земли Египта и земли Ханаана, показывая преимущество последней, над первой. Египет славился своими богатыми урожаями лишь потому, что берега Нила и его дельта были изрезаны оросительными каналами. Система использования разливов Нила и искусственного орошения создавалась в Египте столетиями и постоянно совершенствовалась. Одно из своих первых применений колеса, изобретенное в Египте, нашло в устройстве для поднятия воды. Но, в отличие от земли Египетской, плодородие Страны Ханаан полностью зависело от дождей.

Кроме этого, в этом отрывке, Тора показывает, что сыны Израиля, в Египте занимались не только скотоводством, но и научились обрабатывать землю, что в будущем, эти знания, при завоевании земли Ханаан, поможет им наладить обработку земли, уже на своей земле.

Что касается слов «СТРАНА ГОР И ДОЛИН, ОТ ДОЖДЯ НЕБЕСНОГО ПЬЕТ ОНА ВОДУ», то земля Ханаан орошается за счет обильных дождей, которые выпадают, начиная с осени, и заканчивая весной. Однако, поскольку эту землю, Бог избрал для Своего видимого присутствия, то «ЗЕМЛЯ, ТЕКУЩАЯ МОЛОКОМ И МЕДОМ» будет только в том случае, когда живущий на нем народ, во всем будет следовать Божьим Уставам и Заповедям. В случае же неповиновению Его воле, то прекратятся дожди, и земля уподобится камню, на котором ничего не сможет произрастать. Свидетельством подобного, может служить длительные голодные года, которые случались при патриархах Аврааме, Исааке и Иакове.

А слова «ДАМ Я ДОЖДЬ СТРАНЕ ВАШЕЙ В СРОК», говорят о том, что признаком особого плодородия земли в древнем мире, считалась возможность кормить скот с тех же полей, с которых собирали урожай. В этих случаях у хозяев нет необходимости выгонять скот на открытые пастбища, чтобы обеспечить ему пропитание.

Еще одна особенность, на которую указывает текст Торы – это то, что сначала говорится о пропитании скота, и лишь затем, о пропитании человека. Что указывает на то, что в те древние времена, без наличия скота в семействе, очень сложно было прокормить это самое семейство.

И заканчивается эта недельная глава словами: «18 ПОЛОЖИТЕ ЖЕ ЭТИ МОИ СЛОВА НА СЕРДЦЕ ВАШЕ И НА ДУШУ ВАШУ, И ПОВЯЖИТЕ ИХ КАК ЗНАК НА РУКУ ВАШУ, И ДА БУДУТ ОНИ ЗНАКАМИ МЕЖДУ ГЛАЗАМИ ВАШИМИ. 19 И УЧИТЕ ИМ СЫНОВЕЙ ВАШИХ ПРОИЗНОСИТЬ ИХ, СИДЯ В ДОМЕ СВОЕМ, И ИДЯ ДОРОГОЮ, И ЛОЖАСЬ, И ВСТАВАЯ. 20 И НАПИШИ ИХ НА КОСЯКАХ ДОМА СВОЕГО И НА ВОРОТАХ СВОИХ, 21 ДАБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ВАШИ И ДНИ СЫНОВ ВАШИХ НА ЗЕМЛЕ, КОТОРУЮ БОГ ПОКЛЯЛСЯ ОТЦАМ ВАШИМ ДАТЬ ИМ, — КАК ДНИ НЕБА НАД ЗЕМЛЕЙ».

Этот стих, как и два следующих за ним, представляет собой повторение фраз, уже встречавшихся в тексте Торы ранее, хотя и с небольшими изменениями. Мудрецы, комментируя этот повтор, говорят: «Даже если вы будете изгнаны из страны и окажетесь в странах ваших врагов, даже там, в изгнании, вы все равно должны исполнять все заповеди, дарованные вам Всевышним с любовью».

Эти слова — обращение ко всему народу. Поэтому они приведены во множественном числе. То есть, знания Торы должны передаваться из поколения в поколение, в каких бы трудных условиях ни оказался еврейский народ. Их сохранение в наиболее полном виде, само по себе является сохранением Союза с Богом, и верной гарантией будущего свободного существования на своей земле, а также исполнение своего священнического служения, для всех народов и племен.