Перейти к содержимому

Недельная глава Лех Леха. 2017 г.

Недельная глава Лех Леха.

(Иди к себе)

(Бытие 12:2 — 17:27)

И так, мы опять, постепенно погружаемся в текст Торы, с целью её более глубокого понимания.

И сегодня, мы рассмотрим главу Лех Леха, что значит «Иди к себе» — как и было сказано Аврааму, в начале его пути:

 1 И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе.

2 И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением.

3 И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные. (Быт.12:1-3)

И давайте на минутку представим себе, что это как бы было сказано нам, живущим сегодня в реалиях окружающего нас мира.

Ведь у большинства из нас, как и у Аврама того времени, есть практически все, чтобы без особых усилий, можно было существовать там, где мы с вами в этот момент находимся.

И когда поступает подобное предложение, то тут же возникает мысль:»Хорошенькое делоиди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что«».

Ну и кто из нас рискнет согласиться на такой вариант событий?

Думаю, что единицы.

Как сегодня, так и в рассматриваемые нами, библейские времена.

И вот, исходя из этого, давайте попробуем понять  состояние Аврама.

Там в Харане, вся родня, устойчивое положение в обществе, крепкое арамейское государство, армия которого стоит на страже твоего покоя, и которую боятся и уважают, все окружающие народы.

И теперь надо все это оставить, и идти в незнакомые земли, населенные незнакомыми и непонятными  племенами, и пытаться там как-то обустроиться.

Повторюсь — если бы сегодня, Господь Бог бросил нам подобный клич, то, львиная доля Его поклонников, как минимум притворилась бы, либо глухими, либо непонимающими.

Ну, а кто таки услышал бы, и понял, то тут же нашли очень веские причины, чтобы если не отказаться совсем, то, как минимум отодвинуть срок исполнения Божьего поручения, «на потом«.

Когда появится такие обстоятельства, которые позволили бы так поступить.

Заранее зная, что подобное никогда не произойдет.

Это к  тому, что любое исполнение Божьего поручения — это всегда «взять под козырек«, встал, и пошел выполнять.

Даже если вся твоя сущность противиться этому шагу (что чаще всего бывает).

И еще что важно знать, так это то, кто действительно препятствует выполнению Божьего повеления.

Это наша ветхая натура, с которой, после того, как мы стали на путь к Богу, нам приходится постоянно вести духовную войну.

Войну непростую, поскольку у нашей ветхой натуры, есть союзник — это наша предрасположенность к греху.

И если мы внимательно просмотрим историю человечества, то заметим, что чем дальше человек отдаляется от Эдема, тем сложнее противостоять этим двум «товарищам«.

Кстати, они очень слаженно «работают» как среди языческих народов, так и в среде всех поклонников Единого Бога, и Его Мессии.

И как показатель этого процесса — состояние современного, окружающего нас общество.

А вот те, кто все-таки начинает самостоятельно противостоять этому тендему, точнее с помощью Творца, то у него появляются проблемы с тем обществом, или в той среде, в котором он существует.

И кстати, подобная практика, практика стандартного поведения — я живу как все — присутствует и во многих церквях.

Человек (а не церковь) знает Писание, присутствуя на собраниях, и как бы получает заряд духовной пищи, НО практики искреннего хождения перед Богом, отсутствует.

У него есть отработанные общиной штампы, как надо решать тот или иной духовный, или практический вопрос.

Ребенок непослушен — надо сделать так; проблемы с женой — надо сделать этак; есть трения во взаимоотношениях с братьями по вере — тогда к духовному лидеру за советом.

И так практически по каждому вопросу.

Человек постепенно становится безвольной личностью, даже если знает всю Библию наизусть.

А вот когда не к кому обратиться за готовым советом, или возникает нестандартная ситуация, тогда человек вернее всего терпит поражение.

Один замечательный писатель, Клайф Льюис, так выразил состояние человека, перекладывающего решение своих вопросов, исключительно на Бога:

«Если человек, с помощью веры, хочет уменьшить количество своих проблем, то ему лучше купить бутылку коньяка«.

Реальная вера, накладывает на человека, дополнительные обязанности, в этом мире.

Понятно, что не все могут быть духовными богатырями, но то, что мы соделаны «по образу и подобию Бога«, уже дает нам фору, в борьбе со своими греховными желаниями.

Не показная сила, а именно желание приблизится к «образу и подобию Бога«, дает нам силу противостоять греху.

Ведь многие потерпели поражение в этой борьбе, только потому, что решили, что их вера в Бога, и в Его Мессию, гарантируют им успех.

Или наоборот — потеряли веру в себя, что Бог дал им достаточно сил, чтобы преодолеть те проблемы, которые появились в процессе жизни.

Нам просто надо понять, что следование за Машиахом, не обеспечивает нам легкую жизнь, а дает дополнительные силы в борьбе «с силами тьмы поднебесной«.

Еще один «парадокс«, в нашей духовной борьбе, заключается в том, что в начале, мы с жаром беремся за работу, по исправлению своей жизни, и жизнь ближайшего окружения.

Но через время, мы начинаем ощущать усталость в этой борьбе.

И как бы исподволь, начинаем идти на компромисс со своей совестью.

Это примерно выглядит следующим образом:»Сегодня я дам себе «выходной», и не исполню вот эту часть работы».

Но ведь работа, не сделанная сегодня, не позволит мне начать запланированную работу на завтра.

И как результат — одно тянет за собой другое.

Поэтому, если мы к этому отнесемся легкомысленно, то наша борьба со своей грешной натурой обречена на провал.

И как результат — верующий человек возвращается к тому началу, с которого начинал свое духовное возрождение — к своему греховному началу.

А ведь, с точки зрения  Писания, мы не имеем никакого права, на компромисс с грехом.

Именно нарушение этого правила, привело Адама и Еву, к тому греху, последствия которого, мы до сих пор расхлебываем.

Кстати, надо отметить, что духовное падение верующего человека, происходит легко, и незаметно.

А вот повторное духовное возрастание, занимает значительно больше времени, чем когда человек приходит к Богу, в первый раз, поскольку исчезает доверие к самому себе.

И на преодоление этого недоверия, отнимается много и физических, и духовных сил.

Я уже не говорю о том, что мы теряем доверие, окружающих нас людей.

И чтобы они вновь в нас поверили, нужно опять-таки время, и подчас значительно больше усилий, чем это было в начале нашей духовной жизни.

Поэтому, оружием в нашей борьбе, против нашего противника — это постоянство пребывания в Слове Бога, и чистота нашего взаимоотношения с Ним.

Тем более, что Иешуа, своей практической жизнью, показал нам как это достигается.

Все остальное, либо дополнение, либо лишний груз.

Дополнение — если помогает, поскольку Бог дал человеку право, на собственные действия.

А лишний груз, если это как «иго, которое невозможно нести«.

Павел прекрасно это знал, и поэтому предупреждал:

1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего,

2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.  (Рим.12:1,2)

А для этого, надо, всего навсего, смотреть на окружающий нас мир, глазами Иешуа.

Понятно, что мы разные, но как исходное в нашей духовной борьбе, должно стоять на первом месте.

И помнить — к победе нет короткого и легкого пути.

Поэтому, надо привыкнуть к мысли, что эта борьба, займет весь наш земной путь.

Ну а если же мы, невзначай зашли в тупик, то надо помнить, что мы в этом мире, не одни.

Всегда можно рассчитывать на помощь окружающих нас братьев по вере.

Ведь духовный мир, в котором мы обитаем, еще не гарантия того, что у нас все будет гладко.

Поэтому, в нашей жизни, надо быть всегда начеку.

Так что же, жизнь без Бога, легче, чем жизнь с Богом?

Оказывается «Да«, действительно так, кроме одного НО — без перспективы в будущем!!!

Ведь для созидания надо прикладывать определенные усилия.

А вот если мы хотим, что-то разрушить, то тут, как минимум просто надо ничего не делать.

Это правило действует, как в духовной жизни, так и в реальном мире.

Поэтому, если мы выбрали путь к Богу, то нам надо повернуться к Нему лицом, И ИДТИ.

Это длительное вступление к недельной главе, потребовалось для того, чтобы показать, в каких выгодных условиях, мы находимся по отношению к Авраму.

У нас есть наработанный тысячелетиями, опыт прошедших поколений, у нас есть Слово Бога.

У нас есть братья и сестры, которые могут прийти на помощь, если случится беда, и потребуется помощь.

А он был один на один с тем языческим миром, и никто не мог ему помочь из людей.

А тут еще «приказ свыше» — «Лех леха«-«Иди к себе«.

Притом этот приказ Авраму, звучал ему два раза.

Первый раз в этой недельной главе, а второй раз:» Возьми своего сына… иди, (лех леха), в страну Мория и принеси там всесожжение» (Быт. 22:2)

В первом случае — из своей бывшей страны, во втором — в страну Мориа.

И было бы неплохо, если бы эти слова «Лех леха«, стали символом и нашего послушания Творцу.

Ну а теперь, после такого вступления, перейдем конкретному тексту этой недельной главы.

От Адама до Ноя прошло десять поколений.

Потом был потоп.

И вот, опять прошло десять поколений после Ноя, и история вновь повторяется — людям больше нравится жить в свое удовольствие, не задумываясь о том, куда ведет этот образ жизни.

И тут Бог выводит на авансцену своей истории Аврама.

Но почему именно его?

Разве небыло более достойных, или хотя бы как он кандидатов?

Бог не объясняет свои действия.

Как говорил один замечательный христианский писатель, Дерек Принц:

«Бог суверенен, Он делает то, что Он хочет, когда Он хочет, как Он хочет, и Он не спрашивает ни у кого на это разрешения«.

Подобное, кстати, относится и к Его выбору Яакова-Израиля, его сына Иуды, Моше, Давида, Иешуа, и многих других библейских героев веры.

Как, кстати, и нас с вами (пусть не героев, но реальных личностей)..

И здесь нам не нужно искать какое-то рациональное зерно, или заумное философское объяснение.

Придет время, и Господь сам разъяснит нам свою позицию, как по этому вопросу, так и по многим другим, которые нам сегодня до конца непонятны.

И так, Арамеец Аврам, сын Тераха, получает приказ идти в землю Ханаан, будущую Эрец Израэль:

1 И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе.

2 И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением.

3 И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные.  (Быт.12:1-3)

Обетование действительно «супер космическое«.

Вплоть до того, что открывается конечная цель благословений Аврама, «и благословятся в тебе все племена земные«.

Бог здесь уже просто утверждает, не давая места никакому сомнению, что, в конце концов, все «племена» Земли будут благословлены.

И в дальнейшем, когда потомки Аврама — Израиль станет народом, Бог даст им развернутую «инструкцию«, по исправлению мира, а пока Аврам получает лишь основу благословения.

Начинается совершенно новый этап в истории всего человечества — этап создания особого народа — евреев, чтобы через них вести исправление всего человечества.

Но ведь были  праведники и до Аврама — Енох,  Ноах, Сим?

Были, но о них мы имеем самые общие представления, в чем именно их праведность проявлялась.

А вот с Аврамом дело обстоит совсем иначе, Тора показывает все его и достижения, и ошибки. 

Поэтому, для нас важна его история, чтобы учиться, накапливать и анализировать опыт прошедших поколений, и через это приближаться к «образу и подобию Бога«.

И так, уходя из Харана, Аврам берет с собой жену Сару и племянника Лота.

Но тут же встает следующий вопрос:»Как посмел Аврам-праведник, бросить стареющего отца, на произвол судьбы

Ведь он еще был жив и здоров.

Да и после ухода Аврама, Терах спокойненько прожил еще этак шестьдесят немалых лет.

Так почему же Аврам отважился на этот шаг?

Дело в том, что приказ идти в Эрец Ханаан, изначально получил не Аврам, а именно Терах, отец Аврама:

31 И взял Тэрах Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышли вместе из Ур-Касдима, чтобы идти в землю Ханаанскую, и дошли они до Харана, и поселились там.  (Быт.11:31)

Как видим, мужества ему хватило только до Харана.

Аврам, прождав отца тридцать пять лет в Харане, (Авраму было сорок лет, когда он вышел из Уры Халдейской), и тогда он, по приказу Творца, двинулся к конечной цели — в Эрец Ханаан.

И с ним пошел его племянник Лот, который после смерти своего отца Арама, жил под покровительством своего дяди — Аврама.

И еще — чуть выше мы уже говорили о том, что Писание, не старается приукрасить события, и героев повествования.

Так и в рассматриваемой недельной главе.

Прибыв в Ханаан, Аврам с семейством, сразу попадает в голодные года, и опускается в Египет.

А зная нравы того народа, он говорит Саре:

11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;

12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;

13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.  (Быт.12:11-13)

Почему именно сестра?

Потому, что, в этом случае, те кто заинтересуется Сарой, должен был договариваться с Аврамом, о своем желании, получить её себе в жены.

А скажи, что он её муж, его бы могли просто лишить жизни, и Сара тогда бы стала просто очередной наложницей, в чьем нибуть гареме.

Таковы были нравы того времени

Но тут всплывает очередная тонкость, которых в Писании мы встретим еще немало.

И заключается она в том, что Саре, на тот момент было уже шестьдесят пять лет.

Согласитесь, что возраст, не для фотомодели.

Тем более в те времена.

Но ведь мы читаем:

14 И было, по приходе Аврама в Египет, увидели Египтяне эту женщину, что она весьма красива;

15 И увидели ее вельможи Паро, и похвалили ее Паро; и взята была эта женщина в дом Паро.

16 И Авраму оказал он милость ради нее; и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и ослицы, и верблюды. (Быт.12:14-16)

Неужели во всем Египте, небыло более достойных девушек, если фараон позарился на пожилую женщину?

Отсюда толкователи Торы, выводят то, что Господь Бог уже готовил Сару к материнству.

То есть, тело Сары омолодилось настолько, что её сложно было отличить от молодых девушек.

А что же Аврам?

Да, он испугался:

11 И было, когда он близко подошел к Египту, то сказал он Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;

12 И когда увидят тебя Египтяне, то скажут: «это жена его»; и убьют меня, а тебя оставят в живых.   (Быт.12:11-12)

Во все времена, толкователи Торы, единогласно соглашаются, что как в этом, так и в другом случае, Аврам смалодушничал.

И если бы не заступничество Творца, то неизвестно, как бы пошла дальнейшая история.

Для нас же, эта история учит, как важно в любой критической ситуации полагаться на Всевышнего.

Даже если кажется, что ситуация патовая.

Понятно, что теоретически легко так размышлять, но как бы мы сами поступили в той ситуации?

Это сказано, не для оправдания Аврама, а для понимания той ситуации, которая подвигла Аврама, на принятия такого решения.

И так, египетская история, для Аврама, заканчивается успешно, но только после вмешательства Бога.

И по возвращению из Египта, мы видим:

2 И Аврам был очень богат скотом, серебром и золотом.

5 И у Лота, который ходил с Аврамом, тоже был мелкий и крупный скот и шатры.

6 И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было велико, и они не могли жить вместе. (Быт.13:2; 5,6)

В начале этой недельной главы, мы читали, что Аврам, оставил дом отца, но дом отца не оставил его.

Лот — племянник его — олицетворение дома Тераха, был с ним.

Поэтому, распри начались не потому, что « непоместительна была земля «, а потому, что Лот не мог постоянно жить по тем принципам, которые исповедовал Аврам.

И не просто не мог, но видимо и не хотел, и именно поэтому, он решил отделиться от Аврама.

Да и сам выбор его поселения, говорит о том, на каком духовном уровне он находился.

Да, он признавал Единого, но признавал так, как язычники признают своих идолов: молится — молятся им, но живут отдельной от них жизнью, то есть по своим законам.

Примерно такая позиция была и у Лота.

Вот почему:

10 И поднял Лот очи свои, и увидел всю окрестность Иордана, что вся она напоена; до истребления Господом Содома и Гоморы она была, как сад Господень, как земля Египетская, доходя до Сигора.

11 И избрал себе Лот всю окрестность Иордана; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.  (Быт.13:10-11)

Следующий интересный эпизод, этой недельной главы, связан с встречей Аврама с Малки Цадиком.

Но перед этим было сражение, по освобождению Лота, и его семьи из плена, в который они попали, во время поражения царя Содомского, в войне против царя Кедорлаомера.

Узнав о пленении родственника, Аврам, собрал своих людей, и вместе со своими союзниками, разгромил войско Кедорлаомера, и освободил Лота, и его семью.

И вот тут, по возвращению Аврама с войны, появляется загадочная личность Малки Цадек:

18 И Малки Цадек, царь Салима, вынес хлеб и вино. А он был священник Бога Всевышнего.

19 И благословил ею, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;

20 И благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руку твою, и дал ему десятую часть из всего. (Быт.14:18-20)

Всего три стиха, посвящено этому человеку, но сколько пик сломано комментаторами, которые пытаются дать объяснения, кто такой Малки Цадек, и с какого такого случая, Аврам «вдруг» дает ему десятину.

Давайте и мы попробуем хоть отчасти, понят этот момент.

И начнем с того, царем какого города он был?

Города Салима.

Второе — какому Богу, он был священник?

Единому Богу.

Тогда кто из послепотопных персонажей, которые упоминаются в Торе, поклонялись Единому Богу?

Читаем в девятой главе Бытия:

26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов;;….

Сравниваем: Сим — Салим.

То есть, вероятней всего, царем Салима был благословенный сын Ноя — Сим.

Но с какого такого интереса, ему вдруг надо было ехать, более пятидесяти километров, только для того, чтобы выпить с Аврамом по чарочку вина, и закусить чем Бог послал, то бишь хлебом?

Ответ кроется в том, что если мы возьмем карту Израиля, и посмотрим пути хождения Аврама, по этой земле, то мы, опять-таки вдруг обнаружим, что Аврам, мог неоднократно посещать Салим.

И поскольку Сим был таки его пра-пра-пра-пра … — дедушкой, то ничего удивительного небыло в том, что они знали друг друга ЛИЧНО, так сказать в лицо, еще до описываемой сцены.

Именно поэтому, Сим, после победы Аврама, пришел на встречу к своему внуку, а внук, дал ему десятину, но уже не как дедушке, а как священнику того Бога, которому поклонялся и сам Аврам.

Кстати, в дальнейшем, пути потомков Шема, и потомков Аврама, еще раз пересекутся, но это будет другая история, и в другой недельной главе, которую мы разберем попозже.

Ну, а более подробно, историю с Малки Цадиком, можно найти вот здесь:

https://beitaschkenas.de/index.php/articles/151-avtorskaya-stranitsa/1606-manfed

Однако пойдем дальше:

1 После этих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано так: не бойся, Аврам, Я щит тебе; награда твоя весьма велика.

2 И сказал Аврам: Господи Боже! что Ты дашь мне? Вот я отхожу бездетный, а домоправитель мой это Элиазар из Дамаска.

3 И сказал Аврам: ведь Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследует мне.

4 И вот, сказано ему слово Господа (такое): не будет он тебе наследовать; но тот, кто произойдет из недр твоих, будет тебе наследовать.

5 И вывел Он его наружу, и сказал: посмотри-ка на небо и сосчитай звезды; ты сумеешь счесть их? И сказал Он ему: таково будет потомство твое.

6 И поверил он Господу, и Он вменил ему это в праведность. (Быт.15:1-6)

Как иногда нам легко размышлять над библейскими текстами, и над поведением библейских персонажей, и давать оценку поведения, его героям.

И как подчас трудно мы справляться со своими, подчас даже с незначительными проблемами.

К чему эта фраза?

Авраму, уже за 75, а Саре за 65.

А обещанных Богом детей, все нет, и нет.

И в душе поневоле появляются сомнение в том, не забыл ли случайно Творец, о своем обещании.

Это свойственно любому человеку, имеется в виду, наличие сомнения.

Творец это прекрасно понимает, и в критический момент (а момент, действительно был уже критический), дает надежду на будущего сына, и Аврам поверил Богу.

5 И вывел Он его наружу, и сказал: посмотри-ка на небо и сосчитай звезды; ты сумеешь счесть их? И сказал Он ему: таково будет потомство твое.

6 И поверил он Господу, и Он вменил ему это в праведность.  (Быт.15:5,6)

Хороший урок для нас, когда нам кажется, что все — Бог забыл о нас, или ему нет никакого дела до того, что со мной будет.

Но Он видит, знает и помнит то, что обещал тем, кто следует за ним:

9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

(1Кор.1:9)

И вот этот Бог, заключает с Аврамом Завет:

18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:  (Быт.15:18)

А чем же тогда Адам, первенец от Бога, прародитель всего человечества, отличается от Аврама?

Дело в том, что величие досталось Адаму в готовом виде, он не добился его в борьбе с самим собой и с окружающим миром.

Поэтому, он потерпел неудачу при первом же испытании, и тем самым не смог выполнить возложенное на него служения.

Что легко достается, то не всегда ценится.

Первый Адам пришел в устойчивый мир, наxодившийся в состоянии равновесия сил добра и зла; и все, что от него требовалось, — это четко выполнять команды «вышестоящих органов«, то есть Бога.

Но Адам разрушил это равновесие, и с теx пор от человека требyется не только выполнение слов Бога, но и личная инициатива, чтобы возвыситься до совершенства.

Только человек, «взрастивший» себя от начала и до конца, в резyльтате борьбы с самим собой, и с окружающим миром — такой человек закален в достаточной мере, чтобы постигать жизнь во всей ее сложности.

Человечество рождено для того, чтобы продвигаться, исправлять себя и мир.

Если же этого не происходит, то бытие человечества само по себе не имеет ценности.

Это прекрасно понимал Аврам, и не только понимал, но и претворял этот замысел в жизнь, всеми доступными для него способами.

Человек создан, как активный соучастник Божественного творения.

Он и способен, и должен не только повышать уровень добра в самом себе, но и привносить его в мир.
Аврам по жизни учился жизни, и получал эти знания.

И употребил их для той цели, для которой они было дано.

Поэтому мы и читаем: «И поверил он в Единого, и это было засчитано ему как праведность»

Но при этом, он оставался человеком, у которого были и свои сомнения, и слабости.

Как в прочем и у его жены Сары.

Поэтому, в определенный момент, они захотели решить проблему с наследником, не спрашивая Бога.

И отдала Сара Авраму свою служанку, чтобы та родила ребенка, ей на колени, и таким образом, он становился её ребенком.

Но еще, будучи беременной, Агарь решила превознестись, над своей госпожой.

Еще бы, она, Агарь, принцесса, дочь египетского царя , и Аврам Божий князь.

А кто такая Сара?

И теперь, будущий общий ребенок Аврама и Агарь, априори становился родоначальником нового человеческого поколения, к которому Сара уже не имела бы никакого отношения.

Сара, женским сердцем почувствовала эту опасность, и стала притеснять Агарь, пока та не убежала в пустыню.

И ангел от Бога, нашел её там, и повелел смириться ей, под рукой своей госпожи, а будущего ребенка, назвать Ишмаэль.

Что собственно так и произошло.

Но, впоследствии, произошел вот какой исторический парадокс  — издревле, стали считать, что Ишмаэль является прародителем не только ислама, но и арабского народа.

Но ведь арабы уже были и до него.

Это раз.

А второе — так это то, что папа у него еврей, а мама египтянка, то есть из хамитов, и стало быть Ишмаэйль наполовину еврей, наполовину хамит, а арабы семиты.

Более того, когда он повзрослел, то мама взяла ему в жены опять-таки египтянку, то есть опять хамитку:

21 Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.  (Быт.21:21)

Так что общего между Ишмаэлем и его потомками-хамитами, с этими самими арабами-семитами?

Вопрос, на который, до сих пор нет четкого ответа, ни в иудаизме, ни в христианстве, ни в исламе.

Ну и в заключении этой недельной главы, мы рассмотрим событие, которое окончательно привело семейство Аврама, к отделению от всего человечества — то есть, к заключение Союза между Богом и Аврамом:

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен.

2 И поставлю завет Мой между Мною и тобой, и весьма-весьма размножу тебя.  (Быт.17:1,2)

В очередной раз Бог дает Авраму свое, все более усиливающее обетование.

А от него требует:

5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;

15 И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;

16 Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. (Быт.17:5; 15,16)

Тут думаю, комментарии будут излишни.

А также Бог заключил с Авраамом Союз обрезания:

7 И поставлю союз Мой между Мною и тобою и между потомством твоим после тебя в роды их, в союз вечный, чтобы быть Богом тебе и потомству твоему после тебя.

8 И дам тебе и потомству твоему после тебя землю твоего пребывания, всю землю Кынаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, и ты, и потомство твое после тебя в роды их.

10 Вот завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и вами, и между потомством твоим после тебя: обрезан да будет у вас всякий мужчина.

11 Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знаком союза между Мною и вами.

12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий мужского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-либо иноплеменника, который не из твоего потомства.  (Быт.17:7-12)

Сегодня, есть часть христианских богословов, которые считают, что обрезание потеряло свою силу, в связи с новой духовной обстановкой.

Но Бог четко сказал:

9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, и ты, и потомство твое после тебя в роды их.

10 Вот завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и вами, и между потомством твоим после тебя: обрезан да будет у вас всякий мужчина.

Этот Завет вечный, «пока Бог не станет все и во всем».

А там видно будет.

Но тут вот еще какая «петрушка» возникает — можно быть обрезанным евреем, но не верить в Бога.

Хотя Союз при этом сохраняется, и его возобновление, иначе «тшува«-«возвращение«, зависит только от этого человека.

Кстати, подобную практику, мы не раз видели в истории Израиля, как в одиночном плане, так и в коллективном.

А вот быть необрезанным, и называть себя евреем не получится.

Обрезание и национальность идут бок обок, и это от Бога.

Ну и естественно, плюс Завет с Богом.

Даже Завет на первом месте.

Как сказал Павел:

28 Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;

29 но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. (Рим.2:28,29)

Павел сузил понимание Завета еврея с Богом — обрезание по плоти; обрезание по сердцу; и Завет с Богом.

Ну а заканчивается наша недельная глава, вот этими стихами:

26 В тот же самый день обрезаны были Авраам и Ишмаэль, сын его.

27 И все домашние люди, домородный и купленный за серебро у иноплеменников, обрезались вместе с ним. (Быт.17:26,27)