Перейти к содержимому

Афтара — АХАРЕЙ МОТ

Амос (9:7–15)

Афтарой к этой главе служат слова книги пророка Амоса (9:7–15). В нем пророк упрекает еврейский народ в том, что они поступают подобно кушим, за что Земля Израиля может их исторгнуть. Это напоминает о строгих предупреждениях на эту же тему (тоже под угрозой того, что Земля Израиля исторгнет народ-нарушитель), данных в конце нашей главы, где евреев предостерегают, чтобы на повторяли «поступки земли Египетской», а египтяне – ближайшие родственники кушим.

9 (7) Не таковы ли и вы для Меня, сыны Йисраэйлевы, как сыны Куша? Не вывел ли Я Йисраэйля из земли Египетской, а пелиштимлян – из Кафтора, а арамейцев из Кира?
(8) Вот очи Тоспода Б-га – на грешное это царство! И уничтожу Я его с лица земли! Однако дом Йаакова Я не совсем уничтожу, – сказал Г-сподь.
(9) Ибо вот, повелю Я и встряхну дом Йисраэйлев, (что) среди всех народов, как трясут решетом, так что ни камушка не упадет на землю.
(10) Погибнут от меча все грешники народа Моего, которые говорят: «Не постигнет и не придет на нас это бедствие!»
(11) В тот день подниму Я шалаш (дом) Давидов, который пал, и заделаю щели (стен) его, и восстановлю разрушенное, и отстрою его, как во дни древности,
(12) Чтобы унаследовали они, названные именем Моим, остаток Эдома и другие народы, – сказал Г-сподь, творящий это.
(13) Вот, наступают дни, – сказал Г-сподь, – когда пахарь сойдется со жнецом, а давильщик винограда – с сеятелем; а горы источать будут сок, и все холмы растают
(14) И возвращу Я изгнанных народа Моего, Йисраэйля, и отстроят они опустевшие города, и поселятся в них, и насадят виноградники и будут пить вино их, и разведут сады, и будут есть плоды их.
(15) И насажу Я их на земле их, и не будут они больше вырваны из земли своей, которую Я дал им, –сказал Г-сподь, твой Б-г.

Афтора этой недели представляет еврейский народ в самом уникальном контексте. В своих последних словах пророчества пророк Амос описывает еврейский народ в очень своеобразной манере. Он говорит от имени Всевышнего: «Не таковы ли и вы для Меня, сыны Йисраэйлевы, как сыны Куша?» (9:7) Кто такие кушиты и чем еврейский народ сравнивается с ними? Хазал в Yalkut Shimoni (157) интерпретирует термин «кушиты» как обозначение эфиопской общины, цвет кожи которой заметно отличается от цвета кожи всех других народов. Это физическое различие делает практически невозможным для кушитов смешиваться с кем-либо без сохранения своей национальной идентичности. Хазал продолжает, что таким же образом еврейский народ явно отличается от всех других наций. Моральный и этический кодекс соблюдающего еврейского народа не позволяет ему смешиваться с народами мира. Резкий контраст цвета кожи эфиопов служит поразительной аналогией резкому этическому контрасту между еврейским народом и всеми другими народами.

Пророк продолжает и напоминает еврейскому народу, что именно это особое этическое поведение делает его избранным народом Всевышнего. Уподобив еврейский народ кушитам, пророк завершает свою аналогию глубокими словами: «быть Моим». Metzudos Dovid (9:7) объясняет это тем, что мы являемся народом Всевышнего исключительно благодаря нашему выдающемуся этическому поведению. Он добавляет, что мы останемся особой нацией Всевышнего, пока будем придерживаться высоких этических стандартов. Затем пророк обращает наше внимание на наше самое раннее происхождение и говорит: «Разве Всевышний не вывел вас из земли Египетской?» (ad loc.) Мальбим объясняет, что эти слова указывают на выдающиеся качества еврейского народа, благодаря заслугам которого он был освобожден из Египта. Хотя они существовали двести лет в коррумпированной и аморальной египетской среде, они оставались отдельной и выдающейся сущностью. Их моральный кодекс одежды и речи отражал их чистое отношение к жизни, что делало общение с египтянами практически невозможным. По большей части их еврейские ценности не были испорчены или искажены, что позволяло евреям оставаться выдающимися и возвышенными.

Пророк завершает нашу афтору этой темой и обещает нам окончательное избавление от длительного изгнания. Амос говорит: «В тот день я утвержу царство Давида… так что ты, на ком покоится имя Мое, унаследуешь Эдом и все народы». (9:11,12) Наша идентичность с Всевышним как нацией, на которой покоится Его имя, сыграет значительную роль в нашем окончательном искуплении. Еврейский народ унаследует своего заклятого врага Эдома исключительно из-за своей идентичности с Всевышним. Наши высокие стандарты нравственности действительно принесут нам звание Его народа, и благодаря этой заслуге мы наконец освободимся от развращающего влияния мира и окружающей среды.

Метки: