Перейти к содержимому

Недельная глава Мецора

Недельная глава Мецора

(Прокаженный)

(Лев. 14:1-15:33)

Эта недельная глава, продолжает раскрывать нам Законы очищения от цараат:«1 И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: 2 ДА БУДЕТ ЭТО ЗАКОНОМ О ПРОКАЖЕННОМ. В ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ ЕГО СЛЕДУЕТ ПРИВЕСТИ ЕГО К КОЕНУ. 3 И ВЫЙДЕТ КОЕН ЗА СТАН, И ЕСЛИ УВИДИТ КОЕН, ЧТО ВОТ ИСЦЕЛИЛАСЬ ЯЗВА ПРОКАЗЫ НА ПРОКАЖЕННОМ, 4 ТО ПОВЕЛИТ КОЕН ВЗЯТЬ ДЛЯ ОЧИЩАЕМОГО ДВУХ ЖИВЫХ ЧИСТЫХ ПТИЦ, И КЕДРОВОГО ДЕРЕВА, И ЧЕРВЛЕНИЦУ, И ИССОП. 5 И ПОВЕЛИТ КОЕН ЗАРЕЗАТЬ ОДНУ ПТИЦУ НАД ГЛИНЯНЫМ СОСУДОМ, НАД ЖИВОЙ ВОДОЙ. 6 ЖИВУЮ ЖЕ ПТИЦУ, ЕЕ ВОЗЬМЕТ ОН С КЕДРОВЫМ ДЕРЕВОМ, И С ЧЕРВЛЕНИЦЕЙ, И С ИССОПОМ, И ОБМАКНЕТ ИХ ВМЕСТЕ С ЖИВОЙ ПТИЦЕЙ В КРОВЬ ПТИЦЫ ЗАРЕЗАННОЙ, НАД ЖИВОЙ ВОДОЙ. 7 И ОКРОПИТ ОЧИЩАЕМОГО ОТ ПРОКАЗЫ СЕМЬ РАЗ, И ОБЯВИТ ЕГО ЧИСТЫМ, И ВЫПУСТИТ ЖИВУЮ ПТИЦУ В ПОЛЕ».(Лев.14:1-7)

Сначала вот об этом:« КЕДРОВОГО ДЕРЕВА, И ЧЕРВЛЕНИЦУ, И ИССОП».

«ЧЕРВЛЕНИЦЫ» — то это красная шерстяная нить, символизирующая человеческую кровь, как следствия любого греха. Касательно же кедрового дерева и иссопа, то кедр символизирует величайшее дерево на ближнем востоке, а иссоп самое маленькое изпроявлений царства растений. Вместе они представляют весь спектррастительной жизни — от самого величественного, до самого неприхотливого. Что и показано на картинках ниже:

                      Кедр                                                                 

  Иссоп

Относительно человека, то они символизируют в первом случае горделивую личность, которая себя ставит выше всего, а во втором случае личность, которая уповает не на свое величие, а на то, что дается ему свыше. Все три предмета – кедровая ветвь, шерсть и иссоп — связанные водно целое красной нитью, символизируют весь спектр человеческойжизни, от благих намерений, до ухода в беззаконие.

К этому добавляется «ВЫПУСКАЕМАЯ НА СВОБОДУ ПТИЦА», которая символизировала животное, живущее без самоограничения, слепо следующее своим инстинктам. А семикратное крапление кровью понимается как символическоепредостережение тому, кто был изгнан в общество животных и растений, что ныне он должен проявить семикратную энергию для преодоления этой пропасти, прежде чем его смогут провозгласитьчистым и достойным вновь вступить в человеческое сообщество.

Вся эта процедура – семикратное крапление маслом внаправлении Святая Святых, помазание мочки уха, большого пальца рукии ноги очищаемого, а затем возлияние части масла на его голову, в то время как остаток масла отдается священникам дляличного использования – символически устанавливаетистину для того, кто ныне исцелился от своих грехов, и готов быть допущенным вновь в среду Святилища.

Истина эта такова: физическое благополучие человека полностью зависит от его духовного и нравственного здоровья. Он должен выполнить свое посвящение, в первую очередь, через использование своих чувств:

— через свою способность впитывать идеи (что символизирует его ухо),

— через совершаемые им дела (что символизирует большой палец руки)

— через стремление к обладанию идостижениям (что символизирует большой палец ноги).

Только тот, кто ведет себя подобным образом, освятится и душой, и телом,станет преданным слугой Закона.

Что же касается:« 21 ЕСЛИ ЖЕ БЕДЕН ОН, И НЕТ У НЕГО ДЕНЕГ, ТО ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ ОДНОГО БАРАНА В ПОВИННУЮ ЖЕРТВУ ДЛЯ ПОСВЯЩЕНИЯ БОГУ, ЧТОБЫ ИСКУПИТЬ СЕБЯ, И ОДНУ ДЕСЯТУЮ ЭЙФЫ ТОНКОЙ ПШЕНИЧНОЙ МУКИ, СМЕШАННОЙ С МАСЛОМ, В ХЛЕБНЫЙ ДАР, И ЛОГ МАСЛА. 22 И ДВУХ ГОРЛИЦ ИЛИ ДВУХ МОЛОДЫХ ГОЛУБЕЙ, НА КОТОРЫХ ДОСТАНЕТ У НЕГО СРЕДСТВ, И БУДЕТ ОДИН ЖЕРТВОЙ ГРЕХООЧИСТИТЕЛЬНОЙ, А ДРУГОЙ — ЖЕРТВОЙ ВСЕСОЖЖЕНИЯ», то его повинная жертвадолжна быть такой же, как и у всех остальных.

Общественныйдолг справедливости, одинаков и для богатых и для бедных.Общественное положение не имеет значения, когда человека судятза социальные грехи того типа, который искупается повинной жертвой «прокаженного». Лишь общее направление жизни кактаковое меняется в зависимости от положения, в котором находитсяличность, и каждая жизненная позиция требует проверки иных аспектов нравственнойсилы.

«33 И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ И ААРОНУ, ТАК: 34 КОГДА ПРИДЕТЕ В СТРАНУ КНААН, КОТОРУЮ Я ДАЮ ВАМ ВО ВЛАДЕНИЕ, И Я НАВЕДУ ЯЗВУ ПРОКАЗЫ НА ДОМА В СТРАНЕ ВЛАДЕНИЯ ВАШЕГО, 35 ПУСТЬ ПОЙДЕТ ВЛАДЕЛЕЦ ДОМА К КОЕНУ И СКАЖЕТ ТАК: У МЕНЯ КАК БУДТО ЯЗВА ПОЯВИЛАСЬ НА ДОМЕ. 36 И ПОВЕЛИТ КОЕН ВЫНЕСТИ ВСЕ ИЗ ДОМА ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ПРИДЕТ КОЕН ОСМАТРИВАТЬ ЯЗВУ, ЧТОБЫ НЕ СТАЛО НЕЧИСТЫМ ВСЕ, ЧТО ЕСТЬ В ДОМЕ. ЗАТЕМ ПРИДЕТ КОЕН ОСМАТРИВАТЬ ДОМ. 37 И КОГДА ОСМОТРИТ ЯЗВУ, И УВИДИТ, ЧТО ЯЗВА НА СТЕНАХ ДОМА, КАК ЗЕЛЕНОВАТЫЕ ИЛИ КРАСНОВАТЫЕ УГЛУБЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ НА ВИД НИЖЕ ПОВЕРХНОСТИ СТЕНЫ, 38 ТО ВЫЙДЕТ КОЕН ИЗ ДОМА КО ВХОДУ ДОМА И ЗАПРЕТ ДОМ НА СЕМЬ ДНЕЙ ….».

По логике вещей, этот отрывок, как бы должен находиться в самом начале повествования о цараате. Поскольку симптомы этого заболевания, в случае совершения «ецер ара» (злого языка) как предупреждение человеку о согрешении, Бог сначала посылает на одежду человека, или на его дом. И лишь потом, если человек не хочет исправляться, то Бог посылает эту болезнь, на самого человека.

Законы касательно признаков проказы надомах, или вещах, имеют единственнуюцель — предупредить о недовольстве Бога, о нравственном состоянии этого человека.

Но, прежде всего надо отметить, что все перечисленные Законы о цараате, применяются только в Земле Израиля. Более того, дажездесь они вступили в силу после того, как страна была поделена начастные домовладения. Этиутверждения ясно показывают, что признаки цараата относятся не к зданиюкак таковому, а к личности его владельца, что бедствие «адресовано» ему. То есть, бедствием цараата поражен не дом, а живущие в нем люди, которые применяют дар речи от Бога, во зло другим людям. Все эти конкретности, имеют цельюпоказать человеку,что внутри дома, где проходит его семейная жизнь, в духовном плане, далеко не все соответствует воле Бога.

Из всех социальных грехов, ведущих обычно к появлению признаковцараата, выражению Божественного недовольства, выделяется особенно один — это эгоизм. Он заставляет человекаотказывать в братском служении своему ближнему, а себялюбие,заставляет человека считать свой дом служащим только ему одному, тем самым извращается самый принцип частной собственности. Он забывает о том, что Закон,отделяющий собственность человека от собственности других людей,существует бок о бок с не менее непреложной обязанностью братской любви.   Поэтому в Земле Израиля, на земле Божественного Закона, Творец особенно ревниво следит за тем, чтобы правило «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим», и «возлюби ближнего своего, как самого себя», не предавались забвению.

Вот почему к нарушителям этих основополагающих Заповедей, Бог так строго относится. Как и написано:« 34 КОГДА ПРИДЕТЕ В СТРАНУ КНААН, КОТОРУЮ Я ДАЮ ВАМ ВО ВЛАДЕНИЕ, И Я НАВЕДУ ЯЗВУ ПРОКАЗЫ НА ДОМА В СТРАНЕ ВЛАДЕНИЯ ВАШЕГО, 35 ПУСТЬ ПОЙДЕТ ВЛАДЕЛЕЦ ДОМА К КОЕНУ И СКАЖЕТ ТАК: У МЕНЯ КАК БУДТО ЯЗВА ПОЯВИЛАСЬ НА ДОМЕ». В этом случае возможны два варианта развития событий:

1. Стабильное распространение цараата по всему дому, вплоть до его полного разрушения, ЕСЛИ они не

    прекратят заниматься злоречием, и цараат перейдет на кожу человека.

2. В случае их полного и искреннего покаяния, признаки цараата, исчезнут из дома.

В обоих случаях изменения физическогосостояния представляют собой предостережения, предупреждение, адресованные человеку, которыйвладеет пораженным домом.

«1 И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ И ААРОНУ, ТАК: 2 ГОВОРИТЕ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ И СКАЖИТЕ ИМ: ВСЯКИЙ, У КОГО ПЛОТЬ СТАНЕТ ИСТЕКАТЬ СЛИЗЬЮ, ИСТЕЧЕНИЕ ЭТО НЕЧИСТО. 3 И ВОТ В ЧЕМ НЕЧИСТОТА ЕГО ПРИ ИСТЕЧЕНИИ ЕГО: СОЧИТСЯ ЛИ ПЛОТЬ ЧЕЛОВЕКА ИСТЕЧЕНИЕМ, ИЛИ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ В ПЛОТИ ИСТЕЧЕНИЕ ЕГО, ЭТО НЕЧИСТОТА ЕГО. 4 ВСЯКАЯ ПОСТЕЛЬ, НА КОТОРУЮ ЛЯЖЕТ ИСТЕКАЮЩИЙ СЛИЗЬЮ, НЕЧИСТА, И ВСЯКАЯ ВЕЩЬ, НА КОТОРУЮ СЯДЕТ ОН, НЕЧИСТА. 5 И ТОТ, КТО ПРИКОСНЕТСЯ К ПОСТЕЛИ ЕГО, ДОЛЖЕН ВЫМЫТЬ ОДЕЖДЫ СВОИ И ИСКУПАТЬСЯ В ВОДЕ, И БУДЕТ НЕЧИСТ ДО ВЕЧЕРА. 6 И ТОТ, КТО СЯДЕТ НА ВЕЩЬ, НА КОТОРОЙ СИДЕЛ ИСТЕКАЮЩИЙ СЛИЗЬЮ, ДОЛЖЕН ВЫМЫТЬ ОДЕЖДЫ СВОИ И ИСКУПАТЬСЯ В ВОДЕ, И БУДЕТ НЕЧИСТ ДО ВЕЧЕРА. 7 И ТОТ, КТО ПРИКОСНЕТСЯ К ТЕЛУ ИСТЕКАЮЩЕГО СЛИЗЬЮ, ДОЛЖЕН ВЫМЫТЬ ОДЕЖДЫ СВОИ И ИСКУПАТЬСЯ В ВОДЕ, И НЕЧИСТ ОН ДО ВЕЧЕРА. 8 И ЕСЛИ ПЛЮНЕТ ИСТЕКАЮЩИЙ СЛИЗЬЮ НА ЧИСТОГО, ТОТ ДОЛЖЕН ВЫМЫТЬ ОДЕЖДЫ СВОИ И ИСКУПАТЬСЯ В ВОДЕ, И НЕЧИСТ ОН ДО ВЕЧЕРА …..». (Лев.15:1-8)

Эти Заповеди направляют человека, на соблюдения Законов чистоты. Они, Законы, требуют не только избегать существующей уже нечистоты,но и избегать даже вероятной близости к ней во времени и

пространстве. Заповедь адресуется Моше и Аарону, которымпоручена задача, обучать и готовить нацию для того, чтобы все члены нации,сторонились нечистоты. Поскольку Закон должен мотивировать каждого еврея, на соблюдение всех правил чистоты. Это должно касаться  каждого представителя нации, от самого высокопоставленного до самогопростого члена общины, через которых Бог желает демонстрировать Свое

непосредственное присутствие среди Израиля.

Это непременные условие для народа Израиля, чтобы Дух Божий мог присутствовать в этом обществе. Именно возвышенные аспекты духовного и нравственногобудущего человека, которые должны развиваться в атмосфере нравственнойсвободы, – брак, дом, семья, от нравственного характера которых, зависит

выживание государства.

«32 ВОТ ЗАКОН ОБ ИСТЕКАЮЩЕМ СЛИЗЬЮ И О ТОМ, У КОГО СЛУЧИТСЯ ИСТЕЧЕНИЕ СЕМЕНИ, ОТ ЧЕГО СТАНОВИТСЯ ЧЕЛОВЕК НЕЧИСТЫМ, 33 И О ЖЕНЩИНЕ, СТРАДАЮЩЕЙ ПРИ ОТСТРАНЕНИИ СВОЕМ, И ОБ ИСТЕКАЮЩЕМ СЛИЗЬЮ МУЖЧИНЕ ИЛИ ЖЕНЩИНЕ, И О МУЖЧИНЕ, КОТОРЫЙ ЛЯЖЕТ С НЕЧИСТОЙ».

Эти слова относятся к Моше и Аарону, которые отвечают за соблюдение Законов Торы. Кроме этого,Законы ритуальной нечистоты, имеют значение только для служения в Храме, и применяются на практике только тогда, когда существует Храм.