Перейти к содержимому

Время проходит, — вы говорите? Время стоит. Проходите вы!

Время проходит, — вы говорите? Время стоит. Проходите вы!

сказал живший в XIX веке рабби Ицхак Бройде из Кельма (Литва)


Как известно, еврейское восприятие мира поразительно отличается от остальных народов. И это видно не только из еврейского календаря, но и из подхода евреев к понятию времени. Что такое год? В еврейской традиции это некий круг, через который мы постоянно проходим и в котором меняется только наше восприятие. Т.е. другими словами меняемся мы, а этот круг остается константой (величиной постоянной). Вспоминается колесо, в котором бегает белка. В начале, она бегает быстро, и колесо крутится быстро, потом устает, и колесо крутится медленнее. Но это все то же колесо и все та же белка, но уже изменившаяся.

Четыре новых года (в еврейском календаре именно четыре новых года)– это тоже еврейская особенность, которая возникла не просто так.
Откуда же взялись четыре Новых года? И чему они посвящены? 

1 Нисана (весна) – Новый год для исчисления года правления царей. Цари Израиля считали годы своего правления до месяца Нисана каждого года. Даже, если они вступали на престол в месяц Адар, который идет перед Нисаном, то с наступлением Нисана уже считался второй год их правления. Вот такой еврейский счет времени. А мы Вас предупреждали – еврейское восприятие времени и пространства не поддается логике иных народов, но всегда удивительно логично объясняется самими еврейскими мудрецами. 

1 Элула (лето) – Новый год для отделения десятины от скота. Связан Новый год скота с заповедью, исполнявшейся во времена, когда существовал Храм. Эта заповедь обязывала отделять десятую долю от всех «чистых» видов животных, которые родились во владении данного человека в течение года. Отделять десятину от животных, родившихся в предыдущий год, запрещалось. И для того, чтобы избежать путаницы в отделении животных одного года от другого и установили «Новый год для отделения скота». 
1 Тишрея (осень) – Новый год для исчисления лет и для Суда над людьми. 

15 Швата (зима) – Новый год для деревьев. Мы помним из Библии, что Господь повелел Израилю отделять от урожая каждого года десятину и передавать ее левитам, беднякам, сиротам, вдовам: «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно…(Втор.14:22)
«По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих; и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать»(Втор.14:27-29) 
Десятина должна отделяться каждый год от урожая именно этого года – нельзя отдать ее за много лет вперед или принести из прошлогоднего урожая. Поэтому и была установлена дата, отделявшая новый урожай от старого.

Но, что же все-таки считать началом года? Библия говорит нам, что мир был создан за шесть дней, а в седьмой Господь отдыхал. Человек был создан Творцом в шестой день. И именно с шестого дня сотворение мира было завершено и начался первый год его существования. Т.е. мир начал свое существование с первым дыханием человека, в день 1-го Тишрея. Это и есть главный Новый год из всех четырех. Еврейская традиция считает, если человек знает, что этот мир сотворен и управляется Всевышним, значит, человек знает, что Он и судит каждого по его делам. И Его Суд уникален. Этого Судью нельзя обмануть или подкупить. Единственный путь для спасения – раскаяние.
В иврите это «тшува». Перевести можно как «раскаяние» и как «возвращение». Согласно еврейской традиции человеку дана способность отличать добро от зла. При этом он может выбрать зло. И когда человек выбирает зло, он отходит от самого себя такого, каким должен быть по Божьей воле и соответственно уходит от своего Творца. Но когда человек раскаивается – он возвращается к Творцу и к самому себе. Это можно проследить в 30 главе книги Второзаконие: «Когда придут на тебя все слова сии — благословение и проклятие, которые изложил я тебе, и примешь [их] к сердцу своему среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь Бог твой, и обратишься к Господу Богу твоему и послушаешь гласа Его, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей, — тогда Господь Бог твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь Бог твой. Хотя бы ты был рассеян до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя…»(Втор.30:1-4) 
Почему же у раскаяния есть такая сила? Если человек совершает неприглядные поступки снова и снова имеет ли значение раскаяние? Еврейская традиция говорит о том, что раскаяние (тшува) является заповедью. В чем же ее исполнение? Согласно традиции, раскаяние это многошаговый процесс. Первый шаг – признание в совершенном проступке. Следующий шаг – стремление понять, в чем же вина и исправить ее последствия. Следующий шаг – принятие решения больше этого не совершать. Следующий шаг – выполнение этого решения. Сделавший предыдущие шаги, встал на путь возвращения. Возвращение это тоже шаг навстречу к самому себе и к Всевышнему. Вам ничего это не напоминает? 
«Они пошли и проповедовали покаяние…»(Мар.6:12) «…возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа»(Деян.20:21) «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть»(2Кор.7:10,11)
Все учение Иисуса Христа говорит нам о покаянии. Мы возвращаемся в присутствие Всевышнего когда наше сердце сокрушено перед Ним. «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим»(Ис.66:2) Без покаяния это просто невозможно. «Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму»(Лук.3:8)
Мы те камни, из которых Господь воздвиг детей Аврааму. Только это не значит, что мы воздвигнуты взамен. У нас разные старты, но бежим мы в одном направлении — навстречу нашему Господу и Машиаху.

Источник: http://callofzion.ru/pages.php?id=1020