Перейти к содержимому

Афтара — Трума

Книга Мелахим I 5:26 — 6:13 (Цари I)

  5 (26) И был мир между Хирамом и Шеломо, и они заключили союз между собой.
(27) И царь Шеломо наложил повинность на весь Исраэйль, повинность же составляла тридцать тысяч человек.
(28) И посылал он их в Леванон по десять тысяч в месяц попеременно: месяц они были в Леваноне, (а) два месяца в доме своем. Адонирам же распоряжался повинностью.
(29) Еще было у Шеломо семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменотесов в горах;
(30) Кроме начальников, поставленных Шеломо над работой, три тысячи триста надсмотрщиков управляли народом, выполнявшим работы.
(31) И приказал царь, и привозили камни большие, камни дорогие, чтобы заложить основание дома из тесаных камней.
(32) И обтесывали (их) строители Шеломо и строители Хирома, и Гевалитяне, и готовили деревья и камни для постройки Дома.

6 (1) И было, в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Исраэйлёвых из земли Египетской, в четвертый год царствования Шеломо над Исраэйлем, в месяце Зив, втором месяце, (начал) он строить дом Г-споду.
(2) Дом же, который построил царь Шеломо Г-споду, длиною был в шестьдесят локтей, шириною в двадцать и вышиною в тоидцать локтей.
(3) И передняя часть храма пред храмовым залом этого дома была в двадцать локтей длины, соответственно ширине дома, а в ширину – десять локтей, пред домом.
(4) И сделал он в доме окна прозрачные, закрытые.
(5) И приделал к стене дома пристройку вокруг стен дома, вокруг храма и девира (Святого Святых), и сделал вокруг боковые комнаты.
(6) Нижний (ярус) пристройки был шириною в пять локтей, средний шириною в шесть локтей, а третий шириною в семь локтей ибо вокруг дома извне сделаны были в стене уступы, чтобы (бревна) держались не в стенах дома, (а на выступах).
(7) И когда строился этот дом, то строился он из привезенных цельных (обтесанных) камней; ни молота, ни топора, никакого (другого) железного орудия не было слышно в доме при постройке его.
(8) Вход в средний ярус (был) с правой стороны дома. По круглым лестницам всходили в средний (ярус), а из среднего в третий.
(9) И построил он дом, и закончил его, и перекрыл дом кровельными досками и рядами кедровых (балок).
(10) И построил он пристройку, – (каждый ярус которой был) вышиною в пять локтей, – вокруг всего дома; она крепилась к дому кедровыми балками.
(11) И было слово Г-сподне к Шеломо следующее:
(12) (Что до) дома, который ты строишь, (то) если ты будешь ходить по уставам МоИм и по законам Моим поступать будешь, и соблюдать будешь все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему,
(13) И буду жить среди сынов Исраэйлевых, и не оставлю народа Моего,  Исраэйля.

Основание Храма – выполнение заповеди мишкана

В Афторе представлена картина строительства Храма, тогда как в недельной главе мы узнаем о строительстве мишкана(скинии). Эти два события связаны тем, что мишкан в пустыне был предшественником Храма, который должен был быть построен в Иерусалиме. Действительно, мы находим, что мишкан называется «микдаш», как сказано в главе (25:8): «И сделают Мне микдаш, и Я буду жить среди них». Точно так же и обратное: Гемара (Eiruvin 2a, Shevuot 16b) учит: «Мишкан (иногда) называется «микдаш», а микдаш (храм) (иногда) называется «мишкан». Библейский галахический источник для Обязанность построить Храм в Иерусалиме можно найти в нашей главе, как это объяснил Рамбам:

«Построить дом Богу, чтобы в нем приносили жертвы, — это положительная заповедь… как написано: «И сделают Мне микдаш». А в Торе уже сказано о мишкане, что Моше Рабейну построил, но это было временное сооружение… Как только они вошли в землю… и как только Храм был построен в Иерусалиме… здание, построенное Шломо, описано в Сефер Мелахим». (Beginning of Hilkhot Beit Ha-bechira)

Таким образом, мы имеем два изображения: мишкан, построенный Моше Рабейну, и здание, построенное царем Шломо. Источник обоих этих слов: «И сделают Мне микдаш». Из афторы мы узнаем, что исполнение этого повеления в виде мишкана в пустыне было временной мерой, тогда как полное и окончательное исполнение произошло лишь в храме царя Шломо в Иерусалиме.

Популярное предприятие против королевского стремления

Хотя мишкан и микдаш равны в том, что оба представляют собой выполнение одной и той же заповеди, между ними, тем не менее, есть некоторые различия. Нам нет нужды даже упоминать о разнице в размерах и материалах, поскольку очевидно, что Храм в Иерусалиме был намного больше, чем мишкан в пустыне; он был сделан из «камней больших, камней драгоценных… камней обтесанных» (5:31), но даже люди, работавшие над ней, и качество работы были разными.

В строительстве мишкана в пустыне участвовали все, как пишет Рамбам: «Все были обязаны строить и помогать своими силами и своими деньгами, мужчины и женщины, для микдаша в пустыне» (Hilkhot Beit Ha-bechira, chapter 1, halakha 12). Мишкан был народным мероприятием, в котором каждый мог сыграть свою роль, в то время как микдаш Шломо был царским мероприятием, которое проводилось на царские средства и финансирование.

Еще одно отличие становится ясным из начала афторы: «И взял царь Шломо налог со всего Израиля» (5:27). Средства и финансирование действительно предоставлялись на уровне монархии, но бремя этого ощущали на себе все граждане королевства, которые должны были платить налог. Напротив, средства для строительства мишкана в пустыне зависели от индивидуальной щедрости: «От каждого человека, чье сердце волнует его, вы возьмете Мой вклад (25:2)».

Самым ранним основанием дома Божьего является личная щедрость, но позже, когда мицва «институционализируется» и выполняется народом на своей земле, уже становится необходимым элемент принуждения. (Вполне возможно, что до того, как Храм был построен, прошло много лет, чтобы дождаться какой-то инициативы щедрости со стороны нации в отношении строительства Храма. На это может намекнуть указание даты: » И было это в четыреста восьмидесятом году после того, как Бней Исраэль вышел из земли Египетской, в четвертый год правления Шломо над Израилем… и построил он дом Богу» (6:1). Это может быть учит нас, что, поскольку люди медлили с жертвоприношениями по своей собственной инициативе, существовала необходимость в Божественном повелении. Действительно, Мидраш Шмуэль в конце главы 31 учит, что «все те, кто пал [от чумы, см. конец Сефера Шмуэль] умер только потому, что они не потребовали строительства Храма…») И разница может выражаться в разнице между «Они сделают Мне микдаш, и Я буду жить среди них», как мы находим в главе (25:8), и то, что мы читаем в конце афторы: «И буду жить среди Бней Исраэль, и не оставлю народ Мой Израиль». В пустыне Бог по-прежнему «среди них», всеобъемлющее выражение – внутри каждого из них, тогда как в случае с Храмом Бог пребывает «среди Бней Исраэль» – внутри нации, единой единицы.

Кто к кому идет?

Еще одно отличие: в случае с мишканом Бог как бы следует воле Израиля. «Они сделают Мне микдаш» — где захотят — «и Я буду жить среди них». Мидраши идут еще дальше:

«Это можно сравнить с царем, у которого была только одна дочь. Пришел царь и взял ее в жены… Он сказал ему: «Моя дочь, которую я даю тебе, — моя единственная… сделай мне милость: куда бы ты ни пошел, сделай Мне небольшую комнату, чтобы Я мог быть с вами…» Так говорит Бог Израилю… «Куда бы ты ни пошел, сделай Мне один дом, чтобы Я мог жить там» — как написано «И сделают Мне микдаш» » (Shemot Rabba, 33:1).

Напротив, что касается микдаша в Иерусалиме, нам заповедано: «к Его обиталищу устремляйтесь, и приходи туда;» (Devarim 12:5). Бней Исраэль обязаны найти освященное место и построить там Храм – т. е. как бы следовать за Богом.

«Считается искупленным» и реальным искуплением

Рамбан во введении к «Сефер Шмот» пишет: «И вот, изгнание не завершилось до тех пор, пока ОНИ НЕ ВЕРНУЛИСЬ НА СВОЕ МЕСТО И НА УРОВЕНЬ СВОИХ ОТЦОВ, ибо, когда они вышли из Египта, хотя они и оставили дом рабства, их все еще считали изгнанниками, поскольку они находились в земле, которая им не принадлежала… и когда они пришли в Хар-Синай и построили мишкан, и Святой снова почил среди них Свою Шехину (Присутствие), затем они вернулись на уровень своих отцов, и Божественное присутствие покоилось над их жилищами… и ТОГДА ОНИ СЧИТАЛИСЬ ИСКУПЛЕННЫМИ».

Но искупление детей Израиля еще не было полным, поскольку они еще не вернулись на свое место. Афтора завершает этот процесс, сообщая нам, что теперь они не только вернулись на уровень своих предков, но и на свое место; они не только «считались искупленными», но и были действительно искуплены. Афтора преподает нам и еще один урок: для завершения искупления понадобилось четыреста восемьдесят лет. Искупление происходит не внезапно, а поэтапно, и должны созреть условия, пока великое видение не будет окончательно реализовано. С другой стороны, учит афтора, даже когда нация достигает высокой станции искупления, народ должен рассматривать это не как конец, а как просто еще один этап, и он должен поставить перед собой более совершенную и полную картину, видя из своего мишкана в пустыне возвышенный Храм в Иерусалиме.

Мишкан в сердце как основание каменного микдаша

Все зависит от заключения. Чем заканчивается наше чтение; что звенит в ушах слушателя в конце афторы?

«И было слово Г-сподне к Шеломо следующее: (Что до) дома, который ты строишь, (то) если ты будешь ходить по уставам МоИм и по законам Моим поступать будешь, и соблюдать будешь все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, И буду жить среди сынов Исраэйлевых, и не оставлю народа Моего,  Исраэйля.».

Существование, значение и содержание Храма зависят от наличия микдаша в сердце царя. И его сердце подобно сердцу Израиля, из чего мы узнаем, что самое главное – чтобы Шехина присутствовала в сердце каждого израильтянина. Это может быть источником «дераша», полученного из нашей главы:

«Они сделают Мне микдаш, и Я буду обитать среди (внутри) них» — там не сказано «внутри него» (т. е. Храма), а скорее «внутри них» — внутри каждого.

https://etzion.org.il/en/tanakh/torah/sefer-shemot/parashat-teruma/teruma-mishkan-and-temple-melakhim-i-526-613

Метки: