Перейти к содержимому

Афтара — ВАИГАШ

«И они стали одним»

Книга Йехезкеля 37:15-28 (Ezekiel 37:15-28)

37 (15) И было слово Г-сподне ко мне сказано:
(16) А ты, сын человеческий, возьми себе посох один, и напиши на нем: «Йеуде и сынам Йисраэйля, объединившимся с ним». И возьми посох другой и напиши на нем: «Йосэйфа, посох Эфрайима и всех сынов Йисраэйля, объединившихся с ним».
(17) И приблизь их один к другому, (как будто) у тебя посох один, и превратятся в один в руке твоей.
(18) И когда скажут тебе сыны народа твоего, говоря: «Не скажешь ли нам, что это у тебя?»
(19) Скажи им: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я беру посох Йосэйфа, который в руке Эфрайима и колен Йисраэйля, объединившихся с ним; и положу его к посоху Йеуды, и сделаю их посохом единым, и превратятся они в один в руке Моей.
(20) И будут посохи, на которых напишешь ты, в руке твоей пред глазами их.
(21) И скажешь им: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я беру сынов Йисраэйля из среды народов, где ходили они; и соберу их со всех сторон и приведу их в землю их.
(22) И сделаю их народом единым в стране той, на горах Йисраэйля. И царь один будет для всех них царем, и не будут впредь двумя народами. И никогда не разделятся впредь на два царства.
(23) И не осквернятся впредь идолами своими, и гнусностями своими, и всякими преступлениями своими, и спасу (выведу) их из всех поселений их, где грешили они. И очищу их, и будут Мне народом, а Я буду им Б-гом.
(24) И слуга Мой Давид – царь над ними, и пастырь один будет у всех них. И установлениям Моим будут следовать они, и законы Мои соблюдать и выполнять их.
(25) И будут обитать на земле, которую дал Я слуге Моему Йаакову, в которой обитали отцы ваши, и будут обитать на ней – они и дети их, и дети детей их вовеки. И Давид, слуга Мой, – князь их вовеки.
(26) И заключу с ними завет мира, завет вечный пребудет с ними. И размещу их, и размножу их, и помещу Я святилище Мое среди них навеки.
(27) И будет обитель Моя над ними, и буду им Б-гом, а они будут Мне народом.
(28) И узнают народы, что Я – Г-сподь, освящающий Йисраэйля, когда пребудет святилище Мое внутри них (Йисраэйля) вовеки.

Разделение в доме Яакова

С самого их появления над сыновьями Яакова нависла туча разделения. Их соответствующие рождения разделены на группы: первые четыре сына Лии, затем дети Билхи и Зилпы, затем Исахар и Зевулун, один только Йосеф, а затем, намного позже, его брат Биньямин.

Даже во время кризиса, когда опасность грозит всему дому при приближении Исава, мы снова видим, что они разделены на свои группы: служанки и их сыновья отдельно, Лия и ее дети отдельно, а Рахиль и Йосеф сами по себе (Bereshit 33:2). И там снова: «И подошли служанки и дети их и пали ниц, и Лия и дети ее также подошли и пали ниц, и наконец подошли Йосеф и Рахиль и пали ниц» (там же 6-7).

Великий раскол возникает в семье в «Главе Ваешев», где мы узнаем, что дети Билхи и Зилпы стоят как отдельная единица, и Йосеф каким-то образом присоединяется к ним. Но позже Йосеф остается совершенно один, и из всех его братьев ни один ему на самом деле не брат. Позже в недельной главе ненависть братьев доходит до того, что они могут предложить: «Убьем его и бросим в одну из ям…» (37:20). Совет Реувена и предложение Йеуды спасают его от смерти, но тем не менее он полностью отрезан от дома. В этой главе мы также читаем об отделении Йеуды от остальных братьев, так что они остались без какой-либо объединяющей лидерской фигуры.

В Главе Микец Йехуда снова выступает в роли объединяющего лидера. Именно так он предстает в начале «Главе Вайгаш» перед египетским наместником, чтобы защитить своего младшего брата Биньямина.

И Йеуда подошел к Нему

Буквальное прочтение текста предполагает, что Иеуда приближается, чтобы прояснить ситуацию, с очевидным намерением изменить жесткую позицию иностранного князя. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что он намерен решить проблему любой ценой, даже если это потребует борьбу, как объяснил Хазаль и частично цитирует Раши.

Но первые слова главы: «И подошел к нему Йеуда» можно также рассматривать как мотив всей главы, посвященной встрече и умиротворению: Йеуда – как лидер братьев – приближается к Йосефу, и эта встреча несет в себе обещание единства в доме Яакова. Казалось бы, такое понимание текста лежит в основе комментария в (Bereishit Rabba 93:5): «И подошел к нему Йеуда» – «Вот, наступают дни, обещает Бог, когда пахарь догонит жнеца» (Amos 9:13): «Пахарь» относится к Иуде, как написано: «…Йеуда будет пахать»; «Жнец» относится к Йосефу, как написано: «И вот, мы связываем снопы…» «Топоматель винограда» относится к Йеуде, «тому, кто сеет семена» – это Йосеф. «Горы будут капать сладостью…» – это племена».

Одна нация на земле

Афтора, похоже, была выбрана с той же целью, и выбранное пророчество подчеркивает проблему единства в доме Яакова после ужасного раскола. Но здесь единство происходит не на уровне семьи Яакова, а на национальном уровне на протяжении поколений. Пример, поданный предками, в более широком масштабе повторяется их потомками.

Многие пророчества говорят об искуплении Израиля и возвращении в Сион. В нашей афторе тоже читаем: «Вот, я возьму Бней Исраэль из числа народов, куда они ушли, соберу их вокруг и приведу их в землю их» (37:21). Но суть послания касается объединения тех, кто собран, чтобы стать единым народом на земле: «И сделаю их одним народом в земле на горах Израилевых, и один царь будет царем для всей земли». их, и они уже не будут двумя народами, и они не будут более разделены на два царства» (там же 22).

Но главное различие между повествованием главы и пророческим видением афторы заключается в том, что, хотя семья Яакова воссоединяется в Египте – месте изгнания, – пророк описывает единство как продвинутую стадию в процессе искупления, все из которых будут происходят в Израиле – «один народ на земле».

Кому лидерство?

Еще одно отличие проявляется в начале афторы: « А ты, сын человеческий, возьми себе посох один, и напиши на нем: «Йеуде и сынам Йисраэйля, объединившимся с ним». И возьми посох другой и напиши на нем: «Йосэйфа, посох Эфрайима и всех сынов Йисраэйля, объединившихся с ним».» (16).

На посохе Йосефа пророку велено написать «весь дом Израиля», а на посохе Йехуды ему надлежит написать только «сыны Израиля». Подавляющее большинство колен составляло Израильское царство под первоначальным правлением потомка колена Эфраима, в то время как лишь меньшинство было объединено под домом Давида (Йехуды).

Но картина, описанная в нашей главе, прямо противоположная. Йегуда — вождь всех колен, а Йосеф стоит один напротив них. И так продолжается и дальше, когда Йосеф открывается своим братьям, и кажется, что его мечта наконец сбывается — он становится главой семьи. Но это лидерство принимается силой обстоятельств; это не лидерство, осуществляемое добровольно и сознательно. Это подразумевало правление больше, чем королевскую власть. Лишь много позже, в период существования двух царств, большинство племен добровольно присоединились под скипетр колена Эфраима, сына Йосефа, и в это время кое-что из мечты осуществилось. Но, как заявляет пророк, в грядущие дни царство будет объединено под руководством царя из дома Давидова.

https://etzion.org.il/en/tanakh/torah/sefer-bereishit/parashat-vayigash/vayigash-and-they-became-one-yechezkel-3715-28

Хазаль — аббревиатура слов Хохмейну Зихронам Ливраха (наши мудрецы, благословенной памяти). Общее название еврейских мудрецов, начиная с эпохи Мишны (III век до н.э.), и до конца вавилонских ешив (Х век н.э.).

Метки: