Перейти к содержимому

Недельная глава Ваера

Недельная глава Ваера

(И явил)

(Быт. 18:1-22:24)

«И ОТКРЫЛСЯ ЕМУ БОГ В ЭЛОНЕЙ-МАМРЭ, А ОН СИДЕЛ У ДВЕРИ ШАТРА, КОГДА ЗНОЕН БЫЛ ДЕНЬ» (Быт. 18:1)

А как написано в Синодальном переводе:« 1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного». «Открылся» и «явился» — кажется незначительная разница. На первый взгляд. Но если речь идет о Боге, то тогда надо употреблять то слово, которое точно передает то, что происходит.

Бог не «является» перед человеком, по той простой причине, что это смертельно опасно для человека. Что же касается слова «открылся», то это подразумевает под собой то, человек, своими действиями заслужил того, чтобы Творец «открылся» ему. Каким образом? Скажем так, на подсознательном уровне. Когда Его физически не видишь, но в то же время, Его присутствие явно ощущается тем, кому Он открывается.

В данном случае, Бог открылся Аврааму после того, как тот исполнил волю Творца, касательно Завета обрезания. То есть, доказал свою полную преданность Богу. И Господь вступает с ним в прямой диалог. А это значит, что Авраам предстает перед нами как истинный пророк, стоящий перед Богом.

Это подтверждается не только тем, что Бог, через своего ангела, открывает Аврааму (несмотря на его и Сары как бы сомнения), что ««ВЕРНУСЬ Я К ТЕБЕ РОВНО ЧЕРЕЗ ГОД, И ОКАЖЕТСЯ СЫН У САРЫ, ЖЕНЫ ТВОЕЙ«». И тут можно понять сомнение Сары – ей 89 лет, возраст далеко не подходящий для рождения потомства, а её мужу 99 лет. Вот почему Сара внутренне засомневалась в этом пророчестве. Однако Бог заверил её, что все исполнит в указанный срок.

Более того: « БОГ СКАЗАЛ: «УТАЮ ЛИ Я ОТ АВРААМА, ЧТО Я ДЕЛАЮ? 18 ВЕДЬ АВРААМ ДОЛЖЕН СТАТЬ НАРОДОМ ВЕЛИКИМ И МОГУЧИМ, И ИМ БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ БУДУТ ВСЕ НАРОДЫ ЗЕМЛИ. 19 ИБО Я ПРЕДОПРЕДЕЛИЛ ЕГО НА ТО, ЧТОБЫ ОН ЗАПОВЕДАЛ СЫНАМ СВОИМ И ДОМУ СВОЕМУ ПОСЛЕ НЕГО СЛЕДОВАТЬ ПУТЯМИ БОГА, ТВОРЯ ДОБРО И ПРАВОСУДИЕ, ДАБЫ БОГ ДОСТАВИЛ АВРААМУ ТО, ЧТО ИЗРЕК О НЕМ». 20 И СКАЗАЛ БОГ: «ВОПЛЬ НА СДОМ И АМОРУ СТАЛ ВЕЛИК, И ГРЕХОВНОСТЬ ИХ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛА. 21 СОЙДУ ЖЕ И ПОСМОТРЮ: ЕСЛИ ПО МЕРЕ ДОШЕДШЕГО ДО МЕНЯ ВОПЛЯ ПОСТУПАЛИ ОНИ — ТОГДА КОНЕЦ! ЕСЛИ ЖЕ НЕТ — УЗНАЮ». 22 И ОБРАТИЛИСЬ ОТТУДА ЛЮДИ ЭТИ, И ПОШЛИ В СДОМ, А АВРААМ ЕЩЕ СТОИТ ПРЕД БОГОМ».

И далее мы видим диалог между Авраамом, который вступился за Содомлян, и Всевышним Богом:« 23 И ПОДОШЕЛ АВРААМ, И СКАЗАЛ: «НЕУЖЕЛИ ПОГУБИШЬ ТЫ ПРАВЕДНОГО С НЕЧЕСТИВЫМ? 24 МОЖЕТ БЫТЬ, ЕСТЬ ПЯТЬДЕСЯТ ПРАВЕДНЫХ В ЭТОМ ГОРОДЕ, НЕУЖЕЛИ ПОГУБИШЬ И НЕ ПРОСТИШЬ МЕСТА ЭТОГО РАДИ ПЯТИДЕСЯТИ ПРАВЕДНЫХ В НЕМ? 25 НЕ ПОДОБАЕТ ТЕБЕ ДЕЛАТЬ ПОДОБНОЕ, ЧТОБЫ ГУБИТЬ ПРАВЕДНОГО С НЕЧЕСТИВЫМ, ЧТОБЫ ПРАВЕДНЫЙ БЫЛ СРАВНЕН С НЕЧЕСТИВЫМ. НЕ ПОДОБАЕТ ЭТО ТЕБЕ; НЕУЖЕЛИ СУДЬЯ ВСЕЙ ЗЕМЛИ НЕ БУДЕТ СУДИТЬ СПРАВЕДЛИВО?»…» (Быт. 18:17-25)

Бог предупреждает Авраама об уничтожении цветущих самоуверенных городов в той стране, где в будущем предназначено жить избранному народу. Тем самым, Он недвусмысленно свидетельствует, что именно ему суждено стать предком того народа, который в будущем овладеет этой землей. Откровение дано Аврааму ради его потомков — они должны знать, что происходит на этой земле с городами, подобными Содому, и принять это как предупреждение, ЕСЛИ хотят навсегда сохранить унаследованный от Авраама дух служения Богу и любви к человеку, противоположные тому, что происходило в Содоме и Гоморре.

Из текста Торы, нам известно о моральном разложении Содома. При всем изобилии и даже вследствие его, народ Содома становится лишенными любви и сочувствия к ближнему, и развращенными до крайней жестокости. По закону содомитов любые притязания могут основываться лишь на достижениях, а не на человеческих нуждах. Поэтому просить милостыню запрещено, и тех, кто потерпел неудачу, кому не хватает денег, подлежат суду, по их жестоким законам. А если быть точнее, то они либо заключаются в тюрьму, либо изгоняются из этого города.

Но, тем не менее, узнав о готовящей каре о  Бога, этого города, Авраам вступается за его жителей, объясняя это тем, что возможно, там  «ЕСТЬ ПЯТЬДЕСЯТ ПРАВЕДНЫХ», судьба которых, не должна судиться вместе с беззаконниками. Примечательно то, как Авраам настаивает на своих аргументах:« НЕ ПОДОБАЕТ ТЕБЕ ДЕЛАТЬ ПОДОБНОЕ, ЧТОБЫ ГУБИТЬ ПРАВЕДНОГО С НЕЧЕСТИВЫМ». По отношению к Всевышнему, это выглядит весьма дерзко. Но Бог соглашается с его аргументами, до тех пор, пока они «не сошлись» на числе десяти праведников. Это то минимальное число праведников, ради которых Бог может отложить наказание группы беззаконников. Но, в Содоме не нашлось и этого минимума праведников, и он был подвергнут Божьей каре. И только после этого, Бог оставил Авраама.

«И ПРИШЛИ ДВА АНГЕЛА В СДОМ ВЕЧЕРОМ, КОГДА ЛОТ СИДЕЛ У ВОРОТ СДОМА; И УВИДЕЛ ЛОТ, И ВСТАЛ НАВСТРЕЧУ ИМ, И ПОКЛОНИЛСЯ ИМ ДО ЗЕМЛИ. И СКАЗАЛ: «ВОТ, ГОСПОДА МОИ, ЗАВЕРНИТЕ В ДОМ РАБА ВАШЕГО, И ПЕРЕНОЧУЙТЕ, ОМОЙТЕ НОГИ ВАШИ, А КАК ВСТАНЕТЕ РАНО, ПОЙДЕТЕ СВОЕЙ ДОРОГОЙ». ОНИ ЖЕ СКАЗАЛИ: «НЕТ, НО НА УЛИЦЕ ПЕРЕНОЧУЕМ». НО ОН СИЛЬНО УПРАШИВАЛ ИХ, И ОНИ ЗАВЕРНУЛИ К НЕМУ, И ЗАШЛИ В ДОМ ЕГО, И ОН СДЕЛАЛ ИМ ПИР, И ИСПЕК ОПРЕСНОКИ, И ОНИ ЕЛИ. ЕЩЕ ОНИ НЕ ЛЕГЛИ, А ЛЮДИ ГОРОДА, ЛЮДИ СДОМА, ОКРУЖИЛИ ДОМ, ОТ ОТРОКА ДО СТАРЦА, ВЕСЬ НАРОД, С КАЖДОГО КОНЦА. И ВОЗЗВАЛИ ОНИ К ЛОТУ, И СКАЗАЛИ ЕМУ: «ГДЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПРИШЛИ К ТЕБЕ В ЭТУ НОЧЬ? ВЫВЕДИ ИХ К НАМ И МЫ ИХ ПОЗНАЕМ!». И ВЫШЕЛ К НИМ ЛОТ КО ВХОДУ, А ДВЕРЬ ЗАПЕР ЗА СОБОЮ. И СКАЗАЛ: «НЕ ДЕЛАЙТЕ ЖЕ ЗЛА, БРАТЬЯ МОИ! ВОТ У МЕНЯ ДВЕ ДОЧЕРИ, КОТОРЫЕ НЕ ПОЗНАЛИ МУЖА, ИХ Я ВЫВЕДУ К ВАМ, И ДЕЛАЙТЕ С НИМИ, КАК УГОДНО В ГЛАЗАХ ВАШИХ, ТОЛЬКО ЭТИМ ЛЮДЯМ НЕ ДЕЛАЙТЕ НИЧЕГО, ВЕДЬ НА ТО ОНИ ВОШЛИ ПОД СЕНЬ КРОВА МОЕГО!». НО ОНИ СКАЗАЛИ: «ПОЙДИ ПРОЧЬ!» И ЕЩЕ СКАЗАЛИ: «ЭТОТ ПРОЖИВАТЬ ПРИШЕЛ, А СУДИТЬ НАЧАЛ! ТЕПЕРЬ МЫ ХУЖЕ ПОСТУПИМ С ТОБОЮ, НЕЖЕЛИ С НИМИ». И НАСТУПИЛИ ОНИ ЧРЕЗВЫЧАЙНО НА ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА, НА ЛОТА, И ПОДОШЛИ ЛОМАТЬ ДВЕРЬ. 10 НО ЛЮДИ ЭТИ ПРОСТЕРЛИ РУКИ СВОИ И ВВЕЛИ ЛОТА К СЕБЕ В ДОМ, А ДВЕРЬ ЗАПЕРЛИ. 11 ЛЮДЕЙ ЖЕ, КОТОРЫЕ У ВХОДА ДОМА, ПОРАЗИЛИ СЛЕПОТОЮ, ОТ ОТРОКА ДО СТАРЦА, ТАК ЧТО ОНИ ИЗМУЧИЛИСЬ В ПОИСКАХ ВХОДА». (Быт. 19:1-11)

Чуть выше, мы уже говорили, что для Содомлян, согласно их законов, милосердие и гостеприимство было, не только неприемлемо, но и наказуемо. И приведенный выше отрывок, как раз красочно описывает эту сторону характера жителей Содома. Поэтому, два путника, приглашенные Лотом к себе в гости, сразу стали объектом сексуального домогания горожан, «ОТ ОТРОКА ДО СТАРЦА, ВЕСЬ НАРОД, С КАЖДОГО КОНЦА города». То есть, в этом порыве беззакония, объединились все слои горожан – от малого, до седобородого; от богатого, до нищего. И то, что в Содоме наблюдается полное единодушие, стало верным признаком их окончательного растления.

Что же касается Лота, и его семьи, то только благодаря тому, что ангелы «ПОРАЗИЛИ СЛЕПОТОЮ» содомлян, эта вакханалия прекратилась. Ну, а кара, которую еще можно было отменить, теперь полностью утвердилась. Поэтому ангелы сказали Лоту:« И СКАЗАЛИ ЛЮДИ ЭТИ ЛОТУ: «ЕЩЕ КТО У ТЕБЯ ЗДЕСЬ? ЗЯТЯ, СЫНОВ ТВОИХ И ДОЧЕРЕЙ ТВОИХ, — ВСЕ, ЧТО У ТЕБЯ В ГОРОДЕ, ВЫВЕДИ ИЗ ЭТОГО МЕСТА. ИБО МЫ УНИЧТОЖАЕМ МЕСТО».

Лот идет среди ночи к своим зятьям, и убеждает их спастись вместе с ними. Но они только смеются над ним, поскольку до глубины души оставались «людьми Содома». А Лот, который, в общем-то, был человеком добрым и благонамеренным, обладал большим личным мужеством, позволившим ему противостоять целому обществу, но при этом, он был одинок в своем доме, не имел ни авторитета, ни влияния на детей. Что собственно явилось следствием того, что у самого Лота, духовное находилось на втором плане. Но, тем не менее, оно у него было. Именно поэтому, Бог его и спас, прежде чем город был предан огню с неба.

И так, как Лот медлил (трудно расставаться с богатством, которое он имел), то «АНГЕЛЫ ТЕ ВЗЯЛИ ЗА РУКУ ЕГО, И ЗА РУКУ ЖЕНУ ЕГО, И ЗА РУКИ ДВУХ ДОЧЕРЕЙ ЕГО, ПО МИЛОСТИ БОГА К НЕМУ, И ВЫВЕЛИ ЕГО, И ОСТАВИЛИ ВНЕ ГОРОДА». А на город « БОГ ДОЖДЕМ ПРОЛИЛ НА СДОМ И АМОРУ СЕРУ И ОГОНЬ ОТ БОГА, С НЕБА. 25 И УНИЧТОЖИЛ ГОРОДА ЭТИ И ВСЮ ОКРЕСТНОСТЬ, ВМЕСТЕ С ЖИТЕЛЯМИ ГОРОДОВ И С РАСТИТЕЛЬНОСТЬЮ НА ЗЕМЛЕ».

Безжизненный характер той местности, куда «БОГ ДОЖДЕМ ПРОЛИЛ НА СДОМ И АМОРУ СЕРУ И ОГОНЬ», сегодня пытаются объяснить как результат природной катастрофы. На подобных ошибках, и основываются все геологические теории. Но, в этих теориях путают причину и следствия.

Кстати, археологические раскопки установили факт существования Ханаанской цивилизации раннего периода на юге Иорданской долины, до того, как воды Мертвого моря, покрыли это место. То есть, характер местности, стал результат катастрофы, причина которой — вмешательство с неба.

И вот после того, как Господь огнем уничтожил ПЯТЬ городов южной части Иорданской долины – Содом, Гоморра, Адма, Севоим, и Сигором, которые были в союзе друг с другом, эта местность превратилась в безжизненное пространство. Что касается Сигора, в котором первоначально хотел спастись Лот, то он тоже был в очереди на сожжение, и  поэтому он покинул город и стал жить в пещере вместе со своими дочерьми.

Дочери же, посчитавшие, что в результате кары Божьей, все человечество исчезло, решили восстановить род человеческий, напоили своего отца и совокупиться с ним. Сначала так поступила старшая, на следующий ночь — младшая; и обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, ставшего прародителем Моавитян, а младшая — Бен-Амми, ставшего прародителем аммонитян. (Быт. 19:30–38).
« И ДВИНУЛСЯ ОТТУДА АВРААМ К ЮГУ СТРАНЫ, И ПОСЕЛИЛСЯ МЕЖДУ КАДЕШЕМ И ШУРОМ, И ОСТАНОВИЛСЯ В ГРАРЕ. И СКАЗАЛ АВРААМ О САРЕ, ЖЕНЕ СВОЕЙ: «ОНА СЕСТРА МОЯ»; И ПОСЛАЛ АВИМЕЛЕХ, ЦАРЬ ГРАРА, И ВЗЯЛ САРУ. И ПРИШЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ К АВИМЕЛЕХУ ВО СНЕ НОЧНОМ, И СКАЗАЛ ЕМУ: «ТЫ УМИРАЕШЬ ЗА ЖЕНЩИНУ, КОТОРУЮ ТЫ ВЗЯЛ, ИБО ОНА ЗАМУЖЕМ». …. 14 И ВЗЯЛ АВИМЕЛЕХ ОВЕЦ И СКОТ, РАБОВ И РАБЫНЬ, И ДАЛ АВРААМУ, И ВОЗВРАТИЛ ЕМУ САРУ, ЖЕНУ ЕГО. 15 И СКАЗАЛ АВИМЕЛЕХ: «ВОТ, СТРАНА МОЯ ПРЕД ТОБОЮ, ЖИВИ, ГДЕ ТЕБЕ НРАВИТСЯ». 16 А САРЕ СКАЗАЛ ОН: «ВОТ, Я ДАЛ ТЫСЯЧУ СРЕБРЕНИКОВ БРАТУ ТВОЕМУ; ОН ЖЕ ТЕБЕ — ПОКРОВ ОТ ГЛАЗ ВСЕХ, КОТОРЫЕ С ТОБОЮ, И ПЕРЕД ВСЕМИ ТЫ ОПРАВДАНА». 17 И ПОМОЛИЛСЯ АВРААМ ВСЕСИЛЬНОМУ, И ИСЦЕЛИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ АВИМЕЛЕХА, И ЖЕНУ ЕГО, И РАБЫНЬ ЕГО, И ОНИ СТАЛИ РОЖАТЬ. 18 ИБО БОГ ЗАТВОРИЛ ВСЯКОЕ ЧРЕВО В ДОМЕ АВИМЕЛЕХА ИЗ-ЗА САРЫ, ЖЕНЫ АВРААМА». (Быт. 20:1-18)

Передвижения Авраама, о котором мы читаем в этом отрывке, поучительны, и поэтому на них стоит остановиться. В начале, Авраам считает необходимым изолировать свой дом, уберечь его от разлагающего влияния городов. Поэтому он поселяется на пустынном юге. Но, время шло, и он постепенно входит в городскую жизнь, готовясь к тому, что появится его наследник, которому нужно будет преподать «тонкости» этого мира, дабы он научился избегать чуждых влияний, царящем в этом мире. Он поселяется между Кадесом и Суром; то есть, в местности, наиболее близкой к пустыне Шур. Но, перед этим, он временно останавливается в Гераре, столице филистимских царей, поскольку в этой стране, разложение нравов, пока не достигло уровня Ханаанских племен.

Но, там с ним и Сарой повторилось то, что уже было с ними, когда они спустились в Египет:« И ПОСЛАЛ АВИМЕЛЕХ, ЦАРЬ ГРАРА, И ВЗЯЛ САРУ» к себе во дворец, поскольку Авраам сказал «ОНА СЕСТРА МОЯ». Авимелех считая, что законы его страны самые справедливые, и он может делать все, что желает его сердце, берет Сару в свой дворец, с желанием сделать её своей женой.

Однако тут надо сделать маленькое отступление. Саре на тот момент было уже 89 лет, и тем не менее Авимелех видел в ней красавицу. Это говорит о том, что Всевышний готовил физическое тело Сары, для материнства. А мы знаем, что самое лучшее время, для рождения крепкого потомства, с физиологической точки зрения, это период с 17 по 25 год (в те времена). Именно так и выглядела Сара, на тот период времени. Поэтому нет ничего удивительного, что Авимелех был очарован красотой Сары, возжелав сделать её своей женой.

Но тут в события вмешивается Бог:« И ПРИШЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ К АВИМЕЛЕХУ ВО СНЕ НОЧНОМ, И СКАЗАЛ ЕМУ: «ТЫ УМИРАЕШЬ ЗА ЖЕНЩИНУ, КОТОРУЮ ТЫ ВЗЯЛ, ИБО ОНА ЗАМУЖЕМ». АВИМЕЛЕХ ЖЕ К НЕЙ НЕ ПОДХОДИЛ, И СКАЗАЛ: «ГОСПОДИ, НЕУЖЕЛИ БУДЕШЬ КАЗНИТЬ И НАРОД НЕВИННЫЙ? ВЕДЬ ОН СКАЗАЛ МНЕ: ОНА СЕСТРА МОЯ, А ОНА САМА ТАКЖЕ СКАЗАЛА: ОН БРАТ МОЙ. В НЕПОРОЧНОСТИ СЕРДЦА МОЕГО И В ЧИСТОТЕ РУК МОИХ Я ЭТО СДЕЛАЛ». И СКАЗАЛ ЕМУ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВО СНЕ: «ТАК КАК ЗНАЛ И Я, ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ЭТО В НЕПОРОЧНОСТИ СЕРДЦА ТВОЕГО, ТО УДЕРЖАЛ Я ТЕБЯ ОТ СОГРЕШЕНИЯ ПРЕДО МНОЮ, И ПОТОМУ НЕ ДАЛ ТЕБЕ ПРИКОСНУТЬСЯ К НЕЙ».

И приказывает Авимелеху, возвратить Сару Аврааму, чтобы он помолился за него, чтобы болезнь покинула его тело. Что собственно и сделал Авраам.

Кстати, в этом отрывке, Тора впервые употребляет слово «ПРОРОК».  Тем самым, подчеркивает тот факт, что у Авраама были очень близкие отношения с Всевышним Богом.

Что касается поведения Авраама в этой ситуации, то с учетом того времени, оно было как бы обоснованным. Как только его начали расспрашивать о Саре, он понял, что подданные Авимелеха, так же как и жители Египта, не остановятся перед убийством ради того, чтобы забрать Сару в дом царя.

Следующий момент в этом отрывке, на котором надо остановится:« ДА И ВПРАВДУ ОНА СЕСТРА МОЯ: ОНА ДОЧЬ ОТЦА МОЕГО, ТОЛЬКО НЕ ДОЧЬ МАТЕРИ МОЕЙ». Но, ведь мы знаем, что Сара являлась дочерью Арама, сына Фарры, старшего брата Авраама. Тогда как надо понимать слова Авраама «ОНА СЕСТРА МОЯ»?

И тут нам надо обратиться к той культуре семьи, которая существовала в те времена. Дело в том, что все дети и внуки, и правнуки, при живом старшем мужчине в семье, считались его детьми. Тем более в такой ситуации, когда один из сыновей умирал, а у него оставались дети. Что и случилось с детьми Арана – Лотом, Сарой и Милкой. То есть, когда Авраам и его брат Нахор, взяли себе в жены дочерей Арана, соответственно Сару и Милку, то на тот момент, их отца уже не было в живых. Поэтому они как бы взяли себе в жены дочерей своего отца Фары.

«  А БОГ ВСПОМНИЛ О САРЕ, КАК СКАЗАЛ, И СДЕЛАЛ БОГ САРЕ, КАК ГОВОРИЛ. САРА ЗАЧАЛА И РОДИЛА АВРААМУ СЫНА В СТАРОСТИ ЕГО, К ТОМУ ВРЕМЕНИ, О КОТОРОМ ГОВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ. И НАЗВАЛ АВРААМ СЫНА СВОЕГО, РОДИВШЕГОСЯ У НЕГО, КОТОРОГО РОДИЛА ЕМУ САРА, ИМЕНЕМ ИЦХАК. И ОБРЕЗАЛ АВРААМ ИЦХАКА, СЫНА СВОЕГО, НА ВОСЬМОЙ ДЕНЬ, КАК ПОВЕЛЕЛ ЕМУ ВСЕСИЛЬНЫЙ. А АВРААМУ БЫЛО СТО ЛЕТ, КОГДА РОДИЛСЯ У НЕГО ИЦХАК, СЫН ЕГО. И СКАЗАЛА САРА: «СМЕХ СДЕЛАЛ МНЕ ВСЕСИЛЬНЫЙ; ВСЯКИЙ, КТО УСЛЫШИТ, ПОСМЕЕТСЯ НАДО МНОЮ». И СКАЗАЛА: «КТО СКАЗАЛ БЫ АВРААМУ: САРА СТАЛА КОРМИТЬ ДЕТЕЙ? ВЕДЬ В СТАРОСТИ ЕГО РОДИЛА Я СЫНА». РЕБЕНОК ВЫРОС И БЫЛ ОТНЯТ ОТ ГРУДИ, И АВРААМ СДЕЛАЛ БОЛЬШОЙ ПИР В ДЕНЬ ОТНЯТИЯ ИЦХАКА ОТ ГРУДИ». (Быт. 21:1-8)

И так, исполнилось обещание Бога, которое Он дал Аврааму в урочище Мамре:« «ВЕРНУСЬ Я К ТЕБЕ РОВНО ЧЕРЕЗ ГОД, И ОКАЖЕТСЯ СЫН У САРЫ, ЖЕНЫ ТВОЕЙ«».

Что касается «И ОБРЕЗАЛ АВРААМ ИЦХАКА, СЫНА СВОЕГО, НА ВОСЬМОЙ ДЕНЬ, КАК ПОВЕЛЕЛ ЕМУ ВСЕСИЛЬНЫЙ», то через это Исаак стал ПЕРВЫМ ПРИРОДНЫМ ЕВРЕЕМ, у которого и отец и мать, по обетованию Божьему были названы евреями. Более того, именно с рождением Исаака, начался отсчет времени, когда Бог « 13 … СКАЗАЛ ОН АВРАМУ: «ЗНАЙ, ЧТО ПРИШЕЛЬЦАМИ БУДЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ В ЧУЖОЙ СТРАНЕ, И СЛУЖИТЬ БУДУТ ИМ, А ТЕ БУДУТ УГНЕТАТЬ ИХ ЧЕТЫРЕСТА ЛЕТ».

Кроме этого, в этом отрывке есть еще одно место, которое надо особенно отметить:« И СКАЗАЛА: «КТО СКАЗАЛ БЫ АВРААМУ: САРА СТАЛА КОРМИТЬ ДЕТЕЙ?». Каких таких детей? ведь Сара родила только одного ребенка? Дело в том, что некоторое окружение семьи Авраама, стали поговаривать, что Сара не сама родила ребенка, а как бы взяла чужого, и сказала, что сама родила. И тогда, чтобы развеять подобные слухи, Сара пригласила к себе женщин с грудными детьми, и на их глазах кормила грудью не только Исаака, но и их детей. Вот о чем говорит нам этот стих.

Что же касается «8 РЕБЕНОК ВЫРОС И БЫЛ ОТНЯТ ОТ ГРУДИ, И АВРААМ СДЕЛАЛ БОЛЬШОЙ ПИР В ДЕНЬ ОТНЯТИЯ ИЦХАКА ОТ ГРУДИ», то  по той традиции, ребенок отнимался от груди в возрасте примерно двух лет, что являлось поводом для семейного торжества.

« И УВИДЕЛА САРА, ЧТО СЫН АГАР-ЕГИПТЯНКИ, КОТОРОГО ТА РОДИЛА АВРААМУ, НАСМЕХАЕТСЯ. 10 И СКАЗАЛА ОНА АВРААМУ: «ПРОГОНИ СЛУЖАНКУ ЭТУ И СЫНА ЕЕ; ИБО НЕ НАСЛЕДУЕТ СЫН ЭТОЙ СЛУЖАНКИ С СЫНОМ МОИМ, С ИЦХАКОМ». 11 И ПОКАЗАЛОСЬ ЭТО ВЕСЬМА ПРИСКОРБНО АВРААМУ ПО ПОВОДУ СЫНА ЕГО. 12 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ АВРААМУ: «ПУСТЬ НЕ ПОКАЖЕТСЯ ЭТО ТЕБЕ ПРИСКОРБНЫМ РАДИ ОТРОКА ТВОЕГО И СЛУЖАНКИ ТВОЕЙ; ВСЕ, ЧТО САРА ТЕБЕ СКАЖЕТ, СЛУШАЙСЯ ГОЛОСА ЕЕ, ИБО В ИЦХАКЕ НАРЕЧЕТСЯ ТЕБЕ РОД. 13 НО И ОТ СЫНА СЛУЖАНКИ — НАРОД ПРОИЗВЕДУ Я ИЗ НЕГО, ИБО ОН ПОТОМОК ТВОЙ». 14 И ВСТАЛ АВРААМ РАНО УТРОМ, И ВЗЯЛ ХЛЕБ И МЕХ ВОДЫ, И ДАЛ АГАР, ПОЛОЖИВ ЕЙ НА ПЛЕЧО; ТАКЖЕ И РЕБЕНКА, И ОТОСЛАЛ ЕЕ; И ПОШЛА ОНА, И БЛУЖДАЛА ПО ПУСТЫНЕ БЕЭР-ШЕВА. 15 И ИССЯКЛА ВОДА В МЕХЕ, И ОНА БРОСИЛА РЕБЕНКА ПОД ОДНИМ ИЗ КУСТОВ. 16 И ПОШЛА, И СЕЛА СЕБЕ ПООДАЛЬ НА РАССТОЯНИИ СТРЕЛЯЮЩИХ ИЗ ЛУКА, ИБО СКАЗАЛА: «ПУСТЬ НЕ УВИЖУ Я СМЕРТИ РЕБЕНКА»; И СЕЛА ПООДАЛЬ, И ПОДНЯЛА ГОЛОС СВОЙ, И ПЛАКАЛА. 17 И УСЛЫШАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ГОЛОС ОТРОКА; И АНГЕЛ ВСЕСИЛЬНОГО ВОЗЗВАЛ К АГАР С НЕБА, И СКАЗАЛ ЕЙ: «ЧТО С ТОБОЙ, АГАР? НЕ БОЙСЯ, ИБО УСЛЫШАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ГОЛОС ОТРОКА ОТТУДА, ГДЕ ОН НАХОДИТСЯ. 18 ВСТАНЬ, ПОДНИМИ ОТРОКА И ПОДДЕРЖИ ЕГО РУКОЙ ТВОЕЙ: ИБО БОЛЬШИМ НАРОДОМ СДЕЛАЮ Я ЕГО». 19 И ОТКРЫЛ ЕЙ ВСЕСИЛЬНЫЙ ГЛАЗА, И УВИДЕЛА ОНА КОЛОДЕЦ ВОДЫ, И ПОШЛА ОНА, И НАПОЛНИЛА МЕХ ВОДОЙ, И НАПОИЛА РЕБЕНКА. 20 И БЫЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ С ОТРОКОМ, И ОН ВЫРОС, И ПОСЕЛИЛСЯ ОН В ПУСТЫНЕ, И СДЕЛАЛСЯ СТРЕЛКОМ ИЗ ЛУКА. 21 И ПОСЕЛИЛСЯ ОН В ПУСТЫНЕ ПАРАН, И МАТЬ ЕГО ВЗЯЛА ЕМУ ЖЕНУ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ». (Быт. 21:9-21)

Карта пустыни Паран (Фаран)

Нам надо понимать, что мать Ишмаэля происходила от потомков Хама – среднего сына Ноя. Более того, она была дочерью фараона до того момента, пока тот не отдал её в услужение Сары, в знак того, что примирился с Авраамом, когда по воле Бога, отказался взять Сару себе в жены (Быт. 12). Но память Агарь сохранила этот момент жизни, и повлияла на то, как она воспитывала своего сына Ишмаэля. Она сумела внушить ему, что он первенец у Авраама, и теперь стал его законным наследником. Именно потому он и стал насмехаться над своим братом Исааком,

Что же касается Сары, в отношении к Ишмаэлю, то она рассчитывала, что ей удастся нейтрализовать языческое влияние своей служанки Агари на своего сына, и из него можно будет вырастить достойного продолжателя дела Авраама. Именно продолжателя дела Авраама, а не как первенца, которому перейдет основное наследие его. Но она ошиблась, и эта ошибка выразилась в том, что Ишмаэль, которому на тот момент было уже16 лет, стал угнетать Исаака. Поэтому Ишмаэль не мог наследовать Аврааму вместе с Ицхаком. Видя это, Сара потребовала от Авраама изгнать Агарь и Ишмаэля из их семьи, дабы оградить Исаака от постоянного издевательства Ишмаэля.

Несмотря на то, что Авраам любил Ишмаэля, но как сказал Всесильный Бог ««ПУСТЬ НЕ ПОКАЖЕТСЯ ЭТО ТЕБЕ ПРИСКОРБНЫМ РАДИ ОТРОКА ТВОЕГО И СЛУЖАНКИ ТВОЕЙ; ВСЕ, ЧТО САРА ТЕБЕ СКАЖЕТ, СЛУШАЙСЯ ГОЛОСА ЕЕ, ИБО В ИЦХАКЕ НАРЕЧЕТСЯ ТЕБЕ РОД». Что собственно и последовало после этого:« И ВСТАЛ АВРААМ РАНО УТРОМ, И ВЗЯЛ ХЛЕБ И МЕХ ВОДЫ, И ДАЛ АГАР, ПОЛОЖИВ ЕЙ НА ПЛЕЧО; ТАКЖЕ И РЕБЕНКА, И ОТОСЛАЛ ЕЕ; И ПОШЛА ОНА, И БЛУЖДАЛА ПО ПУСТЫНЕ БЕЭР-ШЕВА».

И в конце этих перипетий «И БЫЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ С ОТРОКОМ, И ОН ВЫРОС, И ПОСЕЛИЛСЯ ОН В ПУСТЫНЕ, И СДЕЛАЛСЯ СТРЕЛКОМ ИЗ ЛУКА. 21 И ПОСЕЛИЛСЯ ОН В ПУСТЫНЕ ПАРАН, И МАТЬ ЕГО ВЗЯЛА ЕМУ ЖЕНУ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ».

Теперь коснемся того вопроса, к какому народу можно отнести Ишмаэля? Папа еврей, а мама хамитка. Затем Агарь берет ему в жены хамитку-египтянку, которая рожает ему детей, уже практически хамитов. Само по себе в этом нет ничего предосудительного, если бы в историческом плане, Ишмаэля искусственно не подняли «на щит», как прародителя ислама. И это после двух тысячелетнего забвения его имени. Вопрос, вопрос, вопрос!!!

И последнее, что вытекает из этого отрывка – сегодня стало модно считать Ишмаэля, как прародителя арабов.  И никто не хочет заглянуть в историю этого народа, который образовался задолго, до рождения Ишмаэля. Более того, в последствии потомки Ишмаэля – Ишмаильтяне -, растворились в арабских племенах, и прекратили свое существование, как отдельный народ. Последний раз мы упоминание о этом племени, встречаем в разделе, когда братья продавали Иосифа в рабство.

«  И БЫЛО: ПОСЛЕ ЭТИХ СОБЫТИЙ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ИСПЫТАЛ АВРААМА, И СКАЗАЛ ЕМУ: «АВРААМ!». И ОН СКАЗАЛ: «ВОТ Я!». И ОН СКАЗАЛ: «ВОЗЬМИ СЫНА ТВОЕГО, ЕДИНСТВЕННОГО ТВОЕГО, КОТОРОГО ТЫ ЛЮБИШЬ, ИЦХАКА, И ПОЙДИ В СТРАНУ МОРИЯ, И ПРИНЕСИ ЕГО ТАМ ВО ВСЕСОЖЖЕНИЕ НА ОДНОЙ ИЗ ГОР, О КОТОРОЙ СКАЖУ ТЕБЕ». И ВСТАЛ АВРААМ РАНО УТРОМ, И ОСЕДЛАЛ ОСЛА СВОЕГО, И ВЗЯЛ С СОБОЙ ДВУХ ОТРОКОВ СВОИХ И СЫНА СВОЕГО ИЦХАКА, И НАКОЛОЛ ДРОВ ДЛЯ ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ, И ВСТАЛ, И ПОШЕЛ НА МЕСТО, О КОТОРОМ СКАЗАЛ ЕМУ ВСЕСИЛЬНЫЙ. НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПОДНЯЛ АВРААМ ГЛАЗА СВОИ И УВИДЕЛ ЭТО МЕСТО ИЗДАЛИ. И СКАЗАЛ АВРААМ СВОИМ ОТРОКАМ: «СИДИТЕ ЗДЕСЬ ПРИ ОСЛЕ, А Я И ЭТОТ ОТРОК ПОЙДЕМ ВОТ ТУДА И ПОКЛОНИМСЯ, И ВОЗВРАТИМСЯ К ВАМ». И ВЗЯЛ АВРААМ ДРОВА ДЛЯ ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ, И ПОЛОЖИЛ НА ИЦХАКА, СЫНА СВОЕГО, А В РУКУ ВЗЯЛ ОГОНЬ И НОЖ, И ПОШЛИ ОБА ВМЕСТЕ. И СКАЗАЛ ИЦХАК АВРААМУ, ОТЦУ СВОЕМУ, ГОВОРЯ: «ОТЕЦ МОЙ!». И СКАЗАЛ ТОТ: «ВОТ Я, СЫН МОЙ!». И СКАЗАЛ ОН: «ВОТ ОГОНЬ И ДРОВА, ГДЕ ЖЕ ЯГНЕНОК ДЛЯ ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ?». И СКАЗАЛ АВРААМ: «ВСЕСИЛЬНЫЙ УСМОТРИТ СЕБЕ ЯГНЕНКА ДЛЯ ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ, СЫН МОЙ». И ПОШЛИ ОБА ВМЕСТЕ. И ПРИШЛИ НА МЕСТО, О КОТОРОМ СКАЗАЛ ЕМУ ВСЕСИЛЬНЫЙ. И ПОСТРОИЛ ТАМ АВРААМ ЖЕРТВЕННИК, И РАЗЛОЖИЛ ДРОВА, И СВЯЗАЛ ИЦХАКА, СЫНА СВОЕГО, И ПОЛОЖИЛ ЕГО НА ЖЕРТВЕННИК, ПОВЕРХ ДРОВ. 10 И ПРОСТЕР АВРААМ РУКУ СВОЮ, И ВЗЯЛ НОЖ, ЧТОБЫ ЗАРЕЗАТЬ СЫНА СВОЕГО. 11 НО АНГЕЛ БОГА ВОЗЗВАЛ К НЕМУ С НЕБА И СКАЗАЛ: «АВРААМ! АВРААМ!». И ОН СКАЗАЛ: «ВОТ Я!». 12 И СКАЗАЛ ТОТ: «НЕ ЗАНОСИ РУКИ ТВОЕЙ НА ОТРОКА И НЕ ДЕЛАЙ ЕМУ НИЧЕГО; ИБО УЗНАЛ УЖЕ Я ТЕПЕРЬ, ЧТО ТЫ БОИШЬСЯ ВСЕСИЛЬНОГО, КОГДА ТЫ НЕ ЩАДИЛ ТВОЕГО СЫНА, ТВОЕГО ЕДИНСТВЕННОГО, РАДИ МЕНЯ». 13 И ПОДНЯЛ АВРААМ ГЛАЗА СВОИ, И УВИДЕЛ — ВОТ ЯГНЕНОК, СЗАДИ ЗАЦЕПИВШИЙСЯ РОГАМИ СВОИМИ В ЧАЩЕ; И ПОШЕЛ АВРААМ, И ВЗЯЛ ЯГНЕНКА, И ПРИНЕС ЕГО В ЖЕРТВУ ВСЕСОЖЖЕНИЯ ВМЕСТО СЫНА СВОЕГО. 14 И НАРЕК АВРААМ ИМЯ МЕСТУ ТОМУ: «БОГ УСМОТРИТ»; А НЫНЕ О НЕМ ГОВОРЯТ: «НА ЭТОЙ ГОРЕ ОТКРЫВАЕТСЯ БОГ«». (Быт. 22:1-14)

Один из самых трудно комментируемых отрывков в Торе. А трудный потому, что Бог как бы требует от Авраама, принести в жертву всесожжения единственного сына – Исаака. Это тот самый Бог, Который раскрыл Себя Аврааму и сделал рождение Ицхака кульминацией его жизни. При этом Авраам знает, что человеческие жертвы для Бога омерзительны.

Что тогда значат слова Бога? Давайте еще раз прочитаем это место, но несколько в ином переводе, чтобы глубже понять смысл сказанного Богом:« И сказал Он: Возьми же сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и иди на землю Мория, и вознеси его там в вознесение-всесожжение на одной из гор, о которой скажу тебе».

Обратим внимание на это словосочетание «вознесение-всесожжение». Почему это важно? А вот почему – Бог ПРОСИЛ Авраама посвятить Исаака в жертву «вознесения, как во всесожжения». То есть посвятить Исаака Богу, полностью, без остатка.  Посвятить как во всесожжение, а не сжечь на жертвеннике. Авраам же понял эту ПРОСЬБУ Бога дословно.

И так, Авраам с Исааком отправляется на гору Мориа, дабы там принести жертву всесожжения.

При этом Исаак не знает, кого будут приносить в эту самую жертву. И только на самой горе, Авраам объясняет Исааку, что он и является жертвой всесожжения. Надо понимать, что к этому времени Исаак уже был далеко не ребенком. Ему 37 лет; он взрослый, независимый человек. И насильно положить его на жертвенник, Авраам его не смог бы. Однако духовное состояние Исаака в этой истории было подстать величию Авраама. И вот первый еврейский сын готов пожертвовать собой ради той традиции, которую он перенял у отца.

Но, в последний момент Бог остановил Авраама:« И СКАЗАЛ ТОТ: «НЕ ЗАНОСИ РУКИ ТВОЕЙ НА ОТРОКА И НЕ ДЕЛАЙ ЕМУ НИЧЕГО; ИБО УЗНАЛ УЖЕ Я ТЕПЕРЬ, ЧТО ТЫ БОИШЬСЯ ВСЕСИЛЬНОГО, КОГДА ТЫ НЕ ЩАДИЛ ТВОЕГО СЫНА, ТВОЕГО ЕДИНСТВЕННОГО, РАДИ МЕНЯ». 13 И ПОДНЯЛ АВРААМ ГЛАЗА СВОИ, И УВИДЕЛ — ВОТ ЯГНЕНОК, СЗАДИ ЗАЦЕПИВШИЙСЯ РОГАМИ СВОИМИ В ЧАЩЕ; И ПОШЕЛ АВРААМ, И ВЗЯЛ ЯГНЕНКА, И ПРИНЕС ЕГО В ЖЕРТВУ ВСЕСОЖЖЕНИЯ ВМЕСТО СЫНА СВОЕГО».

Нам надо понимать, что Бог проникает в суть всех явлений, которые происходят в этом мире. Он видит бесконечно назад и бесконечно вперед, и во времени и в пространстве. Мы же не в состоянии постичь Его Полноту, Его Закон, Его Провидение. И отсюда нередки случаи, когда Его Слово, обращенное к человеку, исполняются неправильно. Как это и случилось с выше приведенном эпизодом. Но, благодаря Божьему вмешательству, все стало на свои места. В жертву был принесен ягненок, а Исаак, за свое безропотное подчинение, получил благословение от Бога, и поскольку таки он возлежал на жертвеннике, то он освятился от этого жертвенника.

По завершении своего подвига, Авраам и Исаак вернулись к тем, кто остался их ждать, у подножия горы Мориа, и пошли в Беэр Шеву. После такой самоотверженной борьбы за близость к Богу, и величайшего духовного подъема, они не чувствовали себя выше других. Как и для потомков Авраама, ни один человек в этом мире, не лучше другого только потому, что у него иное призвание. Что мы и видим — чем выше у человека нравственный и духовный уровень, тем меньше он осознает свое величие.

И завершается эта недельная глава тем, что в далеком Харане, у брата Авраама — Нахора, родилась внучка, по имени Ривка, которой будет суждено сыграть роль матери основателю Израиля – Иакова. Но это мы рассмотрим в следующей недельной главе.