Перейти к содержимому

Недельная глава Лех Леха

Недельная глава Лех Леха

(Иди к себе)

(Быт. 12:1-17:27)

В предыдущих двух недельных главах, Тора нам повествовала о том, как появилось видимое нам мироздание, и как появился тот, ради кого Бог сотворил это мироздание – человека. А также в кратце обрисовало нам, как начало развиваться человеческое общество, как оно растлилось, в результате чего, Бог покарал это общество всемирным потопом, дав шанс спастись всего одной семье – Ною.

Но и после потопа, человечество, в течении десяти поколений, вновь отошло от исполнения воли Бога. И тогда Бог решил создать особую нацию, и заключить с ней священнический Союз, дабы они стали у него нацией священников, через которых, Он будет возвращать все человечество в Эдемское состояние. И выбор Творца, пал на Аврама, сына Терахова, который по замыслу Бога, должен стать прародителем нового народа.

Почему выбор Бога пал именно на Аврама? Сложно ответить на этот вопрос. Ведь если относительно Ноя, Бог сказал:«  НОАХ, МУЖ ПРАВЕДНЫЙ, БЫЛ НЕПОРОЧНЕЙШИМ В ПОКОЛЕНИЯХ СВОИХ; ПРЕД ВСЕСИЛЬНЫМ ХОДИЛ НОАХ», то  почему выбор пал на Аврама, Тора умалчивает. Такой же вопрос и по отношению к Симу и его внуку Эверу.

Правда есть немало преданий, рассказывающие о «беспорочной» жизни Аврама, до его избрания – о том, как он пришел к мысли, что в этом мире есть только один Бог, Который и создал все видимое мироздание. Пришел ли он к этой мысли сам, или у него были наставники – Тора тоже об этом умалчивает. Но мы знаем из Торы, что в это время, все еще был жив Ной, и его сын Сим, и внук Сима Эвер, которые тоже поклонялись Единому Богу.

И вероятней всего, были и другие поклонники Единого Бога, о которых Тора умалчивает, поскольку эта книга не биография праведников мира, а «Учение Бога о Боге, и Его воле, по отношению ко всему Его творению». Поэтому, нам просто надо принять БЕЗ РЕВИЗИИ, всю ту информацию, которую Бог нам передал, через Свое Писание.

Ну, а теперь, давайте перейдем непосредственно к разбору очередной недельной главы:« И СКАЗАЛ БОГ АВРАМУ: «УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ, ОТ РОДНИ ТВОЕЙ И ИЗ ДОМА ОТЦА ТВОЕГО В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я УКАЖУ ТЕБЕ. И Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ НАРОДОМ ВЕЛИКИМ, И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ, И ВОЗВЕЛИЧУ ИМЯ ТВОЕ, И ТЫ БУДЕШЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ. А Я БЛАГОСЛОВЛЮ БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИХ ТЕБЯ, А ХУЛЯЩЕГО ТЕБЯ ПРОКЛЯНУ, И БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ БУДУТ ТОБОЙ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМЛИ». И ПОШЕЛ АВРАМ, КАК ПОВЕЛЕЛ ЕМУ БОГ; ПОШЕЛ С НИМ И ЛОТ; А АВРАМ БЫЛ СЕМИДЕСЯТИ ПЯТИ ЛЕТ ПРИ ВЫХОДЕ СВОЕМ ИЗ ХАРАНА. И ВЗЯЛ АВРАМ САРАЙ, ЖЕНУ СВОЮ, И ЛОТА, ПЛЕМЯННИКА СВОЕГО, И ВСЕ ДОСТОЯНИЕ, КОТОРОЕ ДОБЫЛИ, И ДУШ, КОТОРЫХ ПРИОБРЕЛИ В ХАРАНЕ, И ВЫШЛИ, ЧТОБЫ ИДТИ В СТРАНУ КНААН». (Быт. 12:1-5)

Собственно, этот приказ Всевышний повторил Авраму. Ведь в первый раз, это обращение Бога, было к его отцу Тераху:« И ВЗЯЛ ТЕРАХ АВРАМА, СЫНА СВОЕГО, И ВНУКА СВОЕГО ЛОТА, СЫНА АРАНА, И САРАЙ, НЕВЕСТКУ СВОЮ, ЖЕНУ СЫНА СВОЕГО АВРАМА, И ВЫШЛИ ВМЕСТЕ ИЗ УР-КАСДИМА, ЧТОБЫ ИДТИ В СТРАНУ КНААН».

И Терах, опасаясь за жизнь двух оставшихся в живых сыновей – Аврама и Нахора, исходящая от Нимрода, ушел из Уры Халдейской, когда Авраму было 40 лет. Но, у него хватило духу только дойти до Харана, и там, вдали от угроз Нимрода, и благоприятных жизненных условий, он осел навсегда. Поэтому, по истечению 35 лет ожидания, когда же отец приступит к исполнению указанию Бога, и не видя его желания, исполнять до конца волю Творца, Он повторил это уже Авраму.

Что касается его младшего брата – Нахора – то Тора ничего не говорит о нем. Но судя по тому, что он остался с отцом, то и его видимо Харан вполне устраивал, поскольку мы его не видим рядом с Аврамом. Бог не лишает человека свободы выбора, но каждый лично отвечает за свой выбор перед Богом. Так и в случае с Терахом и Нахором.

Но оставим их в покое, и продолжим разбор дальнейшей судьбы Аврама. Аврам подчинился воле Бога, и покинув нажитое место в Харане, и поддержу своей отчего дома, пошел в землю, о которой не имел никакого понятия:« И ПРОШЕЛ АВРАМ ПО СТРАНЕ ЭТОЙ ДО МЕСТА ШХЕМА, ДО ЭЛОН-МОРЭ — А КНААНЕИ УЖЕ БЫЛИ ТОГДА В ТОЙ СТРАНЕ. И ЯВИЛСЯ БОГ АВРАМУ, И СКАЗАЛ: «ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ОТДАМ Я ЭТУ СТРАНУ»; И ПОСТРОИЛ ОН ТАМ ЖЕРТВЕННИК БОГУ, КОТОРЫЙ ЯВИЛСЯ ЕМУ. И ДВИНУЛСЯ ОН ОТТУДА К ГОРЕ, К ВОСТОКУ ОТ БЕЙТ-ЭЛЯ, И РАСКИНУЛ СВОЙ ШАТЕР К БЕЙТ-ЭЛЮ ЗАПАДОМ, А К АЮ ВОСТОКОМ; ТАМ ПОСТРОИЛ ОН ЖЕРТВЕННИК БОГУ И ПРИЗЫВАЛ ИМЯ БОГА. И СТРАНСТВОВАЛ АВРАМ, НАПРАВЛЯЯСЬ ВСЕ ДАЛЬШЕ К ЮГУ». (Быт. 12:6-9)

Хотя в то время Ханаан населяли самые развращенные потомков Хама, однако там жил также и Малки-Цадек, царь Салима. Согласно традиции, это был сам Сим, который в наиболее чистой форме сохранил восприятие Единого Бога, и от имени которого, пошло названия города Салим – «Сим — Салим».

И так, получив приказ уйти из Ура Халдейского, где он был совершенно одинок со своими убеждениями перед лицом враждебности царей и жрецов, Аврам направился в Ханаан. Поскольку память человечества подсказывала, что в далекие времена в этой земле люди были гораздо ближе к Богу, чем в дни, когда туда вошел Аврам. Однако, как случалось и в последующих поколениях, эта земля в то же время была населена испорченными потомками внука Хама — Ханаана, которые все больше деградировали, пока, наконец, не «заслужили» своего полного истребления.

А то, что там явно Бог открылся ему, Аврам воспринял как подтверждение того, что он прибыл в ту землю, о которой ему повествовал Всевышний. Этот факт показывал Авраму, что сюда, на место первого откровения Бога, вернутся в будущем народ, образованный его потомками, чтобы овладеть всей этой землей. И чуть ниже, приведена карта, где показаны маршруты передвижения Аврама, как по земле Ханаан, так и по Египту:

Путь Авраама по Ханаану

Следующий эпизод, рассказывает нам о том, как Аврам, избегая голода попал в Египет, и что с ним там приключилось:« 10 И БЫЛ ГОЛОД В ТОЙ СТРАНЕ, И СОШЕЛ АВРАМ В ЕГИПЕТ ПОЖИТЬ ТАМ, ИБО ТЯЖЕЛ БЫЛ ГОЛОД В ТОЙ СТРАНЕ. 11 И БЫЛО, КОГДА БЛИЗКО ПОДОШЕЛ ОН К ЕГИПТУ, СКАЗАЛ ОН САРАЙ, ЖЕНЕ СВОЕЙ: «Я ВЕДЬ ЗНАЮ, ЧТО ТЫ ЖЕНЩИНА КРАСИВАЯ. 12 И МОЖЕТ БЫТЬ, КОГДА УВИДЯТ ТЕБЯ ЕГИПТЯНЕ И СКАЖУТ: ЭТО ЕГО ЖЕНА, ТО МЕНЯ УБЬЮТ, А ТЕБЯ ОСТАВЯТ В ЖИВЫХ. 13 СКАЖИ ЖЕ, ЧТО ТЫ МНЕ СЕСТРА, ЧТОБЫ МНЕ ХОРОШО БЫЛО РАДИ ТЕБЯ И ЧТОБЫ ДУША МОЯ ЖИВА БЫЛА БЛАГОДАРЯ ТЕБЕ». 14 И БЫЛО, ПО ПРИХОДЕ АВРАМА В ЕГИПЕТ УВИДЕЛИ ЕГИПТЯНЕ ЭТУ ЖЕНЩИНУ, ЧТО ОНА ВЕСЬМА КРАСИВА. 15 УВИДЕЛИ ЕЕ И ВЕЛЬМОЖИ ФАРАОНА, И ПОХВАЛИЛИ ЕЕ ФАРАОНУ, И ВЗЯТА БЫЛА ЭТА ЖЕНЩИНА В ДОМ ФАРАОНА. 16 А АВРАМУ ОКАЗАЛ ОН ДОБРО РАДИ НЕЕ; И ДОСТАЛИСЬ ЕМУ ОВЦЫ, СКОТ, ОСЛЫ, РАБЫ, РАБЫНИ, ОСЛИЦЫ И ВЕРБЛЮДЫ. 17 И ПОРАЗИЛ БОГ ФАРАОНА И ДОМ ЕГО БОЛЬШИМИ ЯЗВАМИ ПО ПОВОДУ САРАЙ, ЖЕНЫ АВРАМА. 18 И ПРИЗВАЛ ФАРАОН АВРАМА, И СКАЗАЛ: «ЧТО ЭТО ТЫ СДЕЛАЛ МНЕ? ПОЧЕМУ ТЫ НЕ СКАЗАЛ МНЕ, ЧТО ОНА ЖЕНА ТВОЯ? 19 ПОЧЕМУ СКАЗАЛ ТЫ ОНА МОЯ СЕСТРА, ТАК ЧТО Я ВЗЯЛ БЫЛО ЕЕ СЕБЕ В ЖЕНЫ? ТЕПЕРЬ ЖЕ ВОТ ЖЕНА ТВОЯ, ВОЗЬМИ И УХОДИ!». 20 И ОТРЯДИЛ ФАРАОН ДЛЯ НЕГО ЛЮДЕЙ, И ОНИ ПРОВОЖАЛИ ЕГО И ЖЕНУ ЕГО СО ВСЕМ, ЧТО У НЕГО». (Быт». 12:10-20)

История с Сарой, женой Аврама в Египте, на первый взгляд, кажется более чем странной. Вместо того, что бы целиком вверить свою судьбу Богу, знающему, как поддержать человека в трудные времена, он спуститься в Египет, и скомпрометировать свою жену, чтобы спасти себя! Даже знаменитый комментатор Торы Рамбан, вынужден был признать, что поведение Аврама по отношению к жене было тяжким грехом.

Но в этом отрывке, как бы спрятана и другая мысль — Слово Бога не стремится сделать из великих людей иконы, для слепого поклонения им. В этом и заключается непреходящая ценность Писания. Библейский текст, не пытается скрыть провинности, ошибки и слабости библейских героев, что свидетельствует его достоверности. Более того, благодаря непредвзятости текста, у нас есть больше возможностей, извлекать из него поучительных уроков.

И так, Аврам оставляет Ханаан, в начале сильного голода, и отправляется в поисках пропитания в Египет. И попадает в ситуацию, когда вынужден был скрыть свои истинные взаимоотношения с Сарой. В результате честь Сары была почти скомпрометирована. Опасность была настолько серьезной, что Всевышнему пришлось вмешаться в дальнейшее развитие этой истории, дабы не приключилось непоправимое.

Конечно, нам с высоты нашего времени, имея на руках весь текст Писания, легко судить о том, насколько правильно поступали те или иные библейские герои, о которых повествует Слово Бога. То, что Бог всегда защищает исполняющих Его волю — впервые стало известно именно благодаря Авраму, и лишь после него в этом убедились его потомки. А вот Авраам не имел перед своими глазами, подобных жизненных примеров. Ему все приходилось делать «с белого листа». Вращаясь в той культуре, которая его окружала.

И так, в свете того инцидента, которые имели место в Египте (и в Финикии), можно заключить, что при той безнравственности, которая преобладала в этих странах, незамужняя женщина подвергалась меньшей опасности чем замужняя, особенно если та была иностранкой. Если бы окружению стало известно, что Сара замужем, ее мужа просто убили бы, а ее забрали.

Другое дело, если человек путешествует со своей сестрой. Чтобы добиться девственницы, нужно сначала расположить к себе ее брата. В любом случае это занимает много времени, появляются возможности найти какой-то выход из ситуации.

Что собственно и произошло. Сначала Сара была взята в царский дворец временно, и фараон старался соблюсти видимость приличия, оказал Аврааму почести, чтобы добиться Сары с его помощью. Но, когда в эту историю вмешался Бог,  то Сара призналась фараону, что она жена Аврама.

Фараон не обвиняет Авраама в том, что тот выдал Сару за свою сестру. Его возмущает другое: «ПОЧЕМУ СКАЗАЛ ТЫ ОНА МОЯ СЕСТРА, ТАК ЧТО Я ВЗЯЛ БЫЛО ЕЕ СЕБЕ В ЖЕНЫ»? Авраму нечего на это ответить. Не мог же он сказать фараону, что не считает его чем-то лучше его подданных.

Финал же этой истории:« ТЕПЕРЬ ЖЕ ВОТ ЖЕНА ТВОЯ, ВОЗЬМИ И УХОДИ!». 20 И ОТРЯДИЛ ФАРАОН ДЛЯ НЕГО ЛЮДЕЙ, И ОНИ ПРОВОЖАЛИ ЕГО И ЖЕНУ ЕГО СО ВСЕМ, ЧТО У НЕГО». То есть, фараон не только отпустил Аврама и Сару, но и снабдил их пропитанием, и различными подарками, в виде домашнего скота. Но кроме всего прочего, чтобы загладить свою вину пред Богом, фараон отдал Саре в рабыни, свою дочь Агарь, которая в будущем сыграет немалую роль во всей этой библейской истории.

А теперь окунемся во взаимоотношения Аврама со своим племянником Лотом:« А У ЛОТА, ШЕДШЕГО С АВРАМОМ, ТАКЖЕ БЫЛИ ОВЦЫ, И СКОТ, И ШАТРЫ. И НЕ ДОСТАВАЛО ИМ ЗЕМЛИ ДЛЯ СОВМЕСТНОГО ЖИТЕЛЬСТВА, ИБО ИМУЩЕСТВО ИХ БЫЛО ТАК ВЕЛИКО, ЧТО ОНИ НЕ МОГЛИ ЖИТЬ ВМЕСТЕ. И ПРОИЗОШЕЛ СПОР МЕЖДУ ПАСТУХАМИ СТАД АВРАМА И ПАСТУХАМИ СТАД ЛОТА; А В ТОЙ СТРАНЕ ОБИТАЛИ ТОГДА КНААНЕИ И ПРИЗЕИ. И СКАЗАЛ АВРАМ ЛОТУ: «ПУСТЬ НЕ БУДЕТ РАСПРИ МЕЖДУ МНОЮ И ТОБОЮ И МЕЖДУ МОИМИ ПАСТУХАМИ И ТВОИМИ ПАСТУХАМИ: ВЕДЬ МЫ — СЛОВНО БРАТЬЯ! НЕ ВСЯ ЛИ СТРАНА ПРЕД ТОБОЮ? ОТДЕЛИСЬ ЖЕ ОТ МЕНЯ, ЕСЛИ ТЫ — НАЛЕВО, ТО Я — НАПРАВО, А ЕСЛИ ТЫ — НАПРАВО, ТО Я — НАЛЕВО». 10 И ПОДНЯЛ ЛОТ ГЛАЗА СВОИ, И УВИДЕЛ ВСЮ ОКРЕСТНОСТЬ ИОРДАНА, КАК ВСЯ ОНА ОРОШАЕМА РЕКОЙ: ДО ИСТРЕБЛЕНИЯ БОГОМ СДОМА И АМОРЫ БЫЛА ОНА КАК САД БОГА, КАК СТРАНА ЕГИПЕТСКАЯ, — ДОХОДЯ ДО ЦОАРА. 11 И ИЗБРАЛ СЕБЕ ЛОТ ВСЮ ОКРЕСТНОСТЬ ИОРДАНА, И ДВИНУЛСЯ ЛОТ НА ВОСТОК, И ОТДЕЛИЛИСЬ ОНИ ДРУГ ОТ ДРУГА. 12 АВРАМ ПОСЕЛИЛСЯ В СТРАНЕ КНААН, А ЛОТ ПОСЕЛИЛСЯ В ГОРОДАХ ОКРЕСТНОСТИ ИОРДАНА И СТРОИЛ ШАТРЫ ДО СДОМА. 13 ЛЮДИ ЖЕ СДОМА БЫЛИ ЗЛЫ И ВЕСЬМА ПРЕСТУПНЫ ПРЕД БОГОМ». (Быт. 13:5-13)

Почему Лоту « НЕ ХВАТАЛО ИМ ЗЕМЛИ, ЧТОБЫ ЖИТЬ ВМЕСТЕ»? Неужели действительно у них было так много скота,  что «ИМУЩЕСТВО ИХ БЫЛО ТАК ВЕЛИКО, ЧТО ОНИ НЕ МОГЛИ ЖИТЬ ВМЕСТЕ»?

Проблема заключалась в другом. Два человека не могут жить в согласии, если один не доверяет другому. Главная причина заключалась в том, что они не были близки по духу. Да, за время жизни Лота, в семье Аврама, он в определенной степени познал Единого Бога. Но не настолько как Аврам, который положил к ногам Всевышнего всего себя. У Лота же на первом месте стояла личное благополучие, а потом уже поклонение Творцу, и исполнение Его воли. Именно в этом плане, проявляются различия между Аврамом и Лотом, что и побудили их расстаться.

Слова же Аврама «ОТДЕЛИСЬ ЖЕ ОТ МЕНЯ, ЕСЛИ ТЫ — НАЛЕВО, ТО Я — НАПРАВО, А ЕСЛИ ТЫ — НАПРАВО, ТО Я — НАЛЕВО»», потребовались для того, чтобы уберечь свой народ от влияния Лота.

Что же касается Лота, то это предложение вполне понравилось, поскольку  скитаться и дальше по необжитым местам, ему было в тягость. Лот ищет богатую землю, где можно не опасаться голода, и такую землю он нашел:« И ПОДНЯЛ ЛОТ ГЛАЗА СВОИ, И УВИДЕЛ ЛОТ ВСЮ ОКРЕСТНОСТЬ ИОРДАНА, КАК ВСЯ ОНА ОРОШАЕМА РЕКОЙ: ДО ИСТРЕБЛЕНИЯ БОГОМ СДОМА И АМОРЫ БЫЛА ОНА КАК САД БОГА». Этот стих невольно напоминает нам вот на эту параллель:« И УВИДЕЛА ЖЕНА, ЧТО ДЕРЕВО ЭТО ХОРОШО ДЛЯ ЕДЫ И ЧТО УСЛАДА ОНО ДЛЯ ГЛАЗ, И ВОЖДЕЛЕННО ЭТО ДЕРЕВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМА, И ВЗЯЛА ПЛОДОВ ЕГО И ЕЛА, И ДАЛА ТАКЖЕ МУЖУ СВОЕМУ С СОБОЮ, И ОН ЕЛ» (Быт. 3:6)

Как говорит пословица, «Не все то, что блестит – золото». Так и по жизни, не все то, что «ВОЖДЕЛЕННО» для глаз, полезно для человека. Опыт Адама с Евой, и судьба Лота, тому яркий пример.

«14 А БОГ СКАЗАЛ АВРАМУ ПОСЛЕ ОТДЕЛЕНИЯ ЛОТА ОТ НЕГО: «ПОДНИМИ ГЛАЗА СВОИ И ПОСМОТРИ С МЕСТА, НА КОТОРОМ НАХОДИШЬСЯ, НА СЕВЕР И НА ЮГ, НА ВОСТОК И НА ЗАПАД. 15 ИБО ВСЮ СТРАНУ, КОТОРУЮ ТЫ ВИДИШЬ, — ТЕБЕ ОТДАМ ЕЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ НАВЕКИ. 16 И Я СДЕЛАЮ ПОТОМСТВО ТВОЕ КАК ЗЕМНОЙ ПЕСОК, ТАК ЧТО, МОЖЕТ ЛИ КТО ИСЧИСЛИТЬ ЗЕМНОЙ ПЕСОК? ТАК И БУДЕТ ИСЧИСЛИМО ПОТОМСТВО ТВОЕ. 17 ВСТАНЬ, ПРОЙДИ ПО ЭТОЙ СТРАНЕ, В ДЛИНУ ЕЕ И ШИРИНУ, ИБО ТЕБЕ Я ОТДАМ ЕЕ». 18 И ДВИНУЛ АВРАМ ШАТРЫ, И ПРИШЕЛ, И ПОСЕЛИЛСЯ В ЭЛОНЕЙ-МАМРЭ, ЧТО ПРИ ХЕВРОНЕ, И ПОСТРОИЛ ТАМ ЖЕРТВЕННИК БОГУ». (Быт. 13:14:18)

И так, Аврам, после отделения от него Лота, испытал горькое разочарование в своем родственнике. Поскольку на него, он возлагал надежды как на реального помощника в исполнении своей духовной миссии. Но последний, увлеченный внешними материальными соблазнами, отделился от него, и поселился рядом, с Содомом.

Но, Бог не оставил Аврама один на один, с этой печалью, а повторил ему Свое обетование. Все это понятно. Но мы давайте уделим внимание вот этим словам Бога:« ПОДНИМИ ГЛАЗА СВОИ И ПОСМОТРИ С МЕСТА, НА КОТОРОМ НАХОДИШЬСЯ, НА СЕВЕР И НА ЮГ, НА ВОСТОК И НА ЗАПАД. ИБО ВСЮ СТРАНУ, КОТОРУЮ ТЫ ВИДИШЬ, — ТЕБЕ ОТДАМ». Если с вопросом «НА СЕВЕР И НА ЮГ, …. НА ЗАПАД» вопросов не возникает, то что означает слова «НА ВОСТОК»? И тут нам надо забежать немного вперед:« В ТОТ ДЕНЬ ЗАКЛЮЧИЛ БОГ С АВРАМОМ СОЮЗ, СКАЗАВ: «ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ОТДАЛ Я ЭТУ СТРАНУ, ОТ РЕКИ ЕГИПЕТСКОЙ ДО РЕКИ ВЕЛИКОЙ, РЕКИ ПРАТ (Ефрат)» (Быт. 15:18)

Конечно,  сложно на основании этого короткого стиха, представить себе реальные границы обещанного Богом полного царства Израилева, но чтобы визуально это представить, давайте обратимся вот к этой карте, построенной на основании Слов Бога:

Это не значит, что они всегда будут владеть этой землей. Но она всегда будет им принадлежать, поскольку Израиль и Земля Обетования навечно предназначены друг для друга. Ну, примерно так, как она была отдана Авраму, но он не мог в тот момент владеть ею. То есть, она считалась принадлежащей ему, однако фактически он не владел ею.

« 17 И ВЫШЕЛ ЦАРЬ СДОМА НАВСТРЕЧУ ЕМУ ПО ВОЗВРАЩЕНИИ ЕГО ОТ ПОРАЖЕНИЯ КДОРЛАОМЕРА И ЦАРЕЙ, ЧТО С НИМ, — В ДОЛИНУ ШАВЭ, ОНА ЖЕ ЦАРСКАЯ ДОЛИНА. 18 А МАЛКИ-ЦЕДЕК, ЦАРЬ ШАЛЕМА, ВЫНЕС ХЛЕБ И ВИНО. ОН БЫЛ СВЯЩЕННИК БОГА ВСЕВЫШНЕГО. 19 И БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО, ГОВОРЯ: «БЛАГОСЛОВЕН АВРАМ БОГОМ ВСЕВЫШНИМ, ВЛАДЫКОЙ НЕБА И ЗЕМЛИ, 20 И БЛАГОСЛОВЕН БОГ ВСЕВЫШНИЙ, КОТОРЫЙ ПРЕДАЛ ВРАГОВ ТВОИХ В РУКИ ТВОИ!». И ДАЛ ЕМУ ТОТ ДЕСЯТИНУ ИЗ ВСЕГО. 21 И СКАЗАЛ ЦАРЬ СДОМА АВРАМУ: «ОТДАЙ МНЕ ДУШИ, А ИМУЩЕСТВО ВОЗЬМИ СЕБЕ». 22 И СКАЗАЛ АВРАМ ЦАРЮ СДОМА: «ПОДНИМАЮ РУКИ МОИ К БОГУ, БОГУ ВСЕВЫШНЕМУ, ВЛАДЫКЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, 23 ЧТО ОТ НИТКИ ДО РЕМНЯ ОТ ОБУВИ, И ЧТО ИЗ ВСЕГО, ЧТО У ТЕБЯ, НЕ ВОЗЬМУ Я, ДАБЫ ТЫ НЕ СКАЗАЛ: Я ОБОГАТИЛ АВРАМА. 24 МНЕ — НИЧЕГО! РАЗВЕ ТО, ЧТО СЪЕЛИ ОТРОКИ, И ДОЛЯ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ХОДИЛИ СО МНОЮ: АНЕР, ЭШКОЛЬ И МАМРЭ, — ОНИ ПУСТЬ ВОЗЬМУТ СВОЮ ДОЛЮ«». (Быт. 14:17-24)

Перед этим, Тора описывает нам, как Аврам узнав о пленении своего племянника Лота, вассалами Нимрода, собрал всех своих мужчин, и со своими союзниками напали на войско Нимрода, и отбили у них всех пленных, в том числе и Лота. Это если коротко.

Но главное в этом отрывке, это встреча Аврама и Малки Цадека. Личность весьма легендарная, и в то же время таинственная. Само имя Малки Цадек, переводится как «Царь справедливости», или «Царь праведности». То есть, это не имя, а титул.

А вот что касается имени, то тут поломано немало копий. Но, большинство еврейских исследователей Торы, придерживаются того мнения,, что это Сим, старший сын Ноя. И это строится на том  обосновани, как Ной благословляет своего старшего сына:« 26 А ЗАТЕМ СКАЗАЛ: «БЛАГОСЛОВЕН БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ШЕМА, КНААН ЖЕ ДА БУДЕТ ИМ РАБОМ! 27 ДАСТ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПРОСТОР ЙЕФЕТУ И ДА ОБИТАЕТ ОН В ШАТРАХ ШЕМА…». (Быт. 9:26-27) Да и если посмотреть на годы жизни Сима, то он был современником не только Авраму, но и Исааку, и Иакову. Более того, он был их прародителем.

И Авраам «СТРАНСТВУЯ … ПО ЭТОЙ СТРАНЕ, В ДЛИНУ ЕЕ И ШИРИНУ», несколько раз проходил мимо Салима. И само собой, как весьма воспитанный человек, не мог пройти мимо жилища Малки Цадека, и не почтить своим визитом его дом.Поэтому, нет ничего удивительного в том, что Малки Цадек пришел поздравить Аврама с победой, а Аврам выделил ему десятину.

И немного отступая от текста повествования, нелишним будет посмотреть на схему самого Салима, которую сделали археологи, на основании древних исторических документов, и раскопок:

Древний Салим

А то, что Аврам выделил десятину Малки Цадеку, то тем самым, он признал в нем служителя того же Бога, которому поклоняется и сам Аврам. И жест Аврама:« ПОДНИМАЮ РУКИ МОИ К БОГУ, БОГУ ВСЕВЫШНЕМУ, ВЛАДЫКЕ НЕБА И ЗЕМЛИ», говорит о том, что он признает победу над злодеями не своей заслугой, а победой Бога над злом.

«  ПОСЛЕ ЭТИХ СОБЫТИЙ БЫЛО СЛОВО БОГА К АВРАМУ В ВИДЕНИИ ТАКОЕ: «НЕ БОЙСЯ, АВРАМ, Я — ЗАЩИТНИК ТВОЙ, А НАГРАДА ТВОЯ ОЧЕНЬ ВЕЛИКА». И СКАЗАЛ АВРАМ: «ГОСПОДЬ БОГ! ЧТО ДАШЬ ТЫ МНЕ? ВОТ Я ОТХОЖУ БЕЗДЕТНЫЙ, А ДОМОПРАВИТЕЛЬ МОЙ — ЭТО ЭЛИЭЗЕР ИЗ ДАМАСКА». И СКАЗАЛ АВРАМ: «ВЕДЬ НЕ ДАЛ ТЫ МНЕ ПОТОМКА, И ВОТ, ДОМОЧАДЕЦ МОЙ НАСЛЕДУЕТ МНЕ». И ВОТ, СЛОВО БОГА ЕМУ: «НЕ БУДЕТ ТЕБЕ НАСЛЕДОВАТЬ ЭТОТ, НО ЛИШЬ ПРЯМОЙ ПОТОМОК ТВОЙ БУДЕТ НАСЛЕДОВАТЬ ТЕБЕ». И ВЫВЕЛ ОН ЕГО НАРУЖУ, И СКАЗАЛ: «ВЗГЛЯНИ-КА НА НЕБО И СОСЧИТАЙ ЗВЕЗДЫ, СУМЕЕШЬ ЛИ ТЫ СЧЕСТЬ ИХ?» СКАЗАЛ ОН ЕМУ: «СТОЛЬ МНОГОЧИСЛЕННЫМ БУДЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ». И ПОВЕРИЛ ОН БОГУ, А ОН ЗАСЧИТАЛ ЕМУ ЭТО В ПРАВЕДНОСТЬ». (Быт. 15:1-6)

Слова «ПОСЛЕ ЭТИХ СОБЫТИЙ», подразумевают и уход Аврама из дома отца, и Египетские события, и расставание с Лотом, и победа Авраама над воском Нимрода.

Но, главное заключалось в том, что у него, несмотря на его преклонный возраст, так и не появилось наследника. А года неумолимо уходят, как у него, так и у Сары. Вот в чем состояла главная печаль Аврама. И Бог это прекрасно видел и понимал. Потому Он именно в этот момент и укрепил Аврама в том, что «ЛИШЬ ПРЯМОЙ ПОТОМОК ТВОЙ БУДЕТ НАСЛЕДОВАТЬ ТЕБЕ». Бог как бы говорит Авраму:« Откажись от человеческих пониманий событий, а доверься Мне, и Я все устрою должным образом». И как раньше, так и сейчас Аврам «ПОВЕРИЛ ОН БОГУ, А ОН ЗАСЧИТАЛ ЕМУ ЭТО В ПРАВЕДНОСТЬ».

«  А САРАЙ, ЖЕНА АВРАМА, НЕ РОЖАЛА ЕМУ, А У НЕЕ РАБЫНЯ ЕГИПТЯНКА, ПО ИМЕНИ hАГАР. И СКАЗАЛА САРАЙ АВРАМУ: «МЕНЯ, ВОТ, БОГ ЛИШИЛ ПЛОДОРОДИЯ; ВОЙДИ ЖЕ К РАБЫНЕ МОЕЙ, МОЖЕТ БЫТЬ, БУДЕТ У МЕНЯ ПОТОМСТВО БЛАГОДАРЯ ЕЙ». И СОГЛАСИЛСЯ АВРАМ С САРАЙ. И ВЗЯЛА САРАЙ, ЖЕНА АВРАМА, СЛУЖАНКУ СВОЮ, ЕГИПТЯНКУ АГАР, ПО ОКОНЧАНИИ ДЕСЯТИ ЛЕТ ПРЕБЫВАНИЯ АВРАМА В СТРАНЕ КНААН, И ДАЛА ЕЕ АВРАМУ, МУЖУ СВОЕМУ, В ЖЕНЫ. /4 И ВОШЕЛ ОН К АГАР, И ОНА ЗАЧАЛА; НО КАК УВИДЕЛА ОНА, ЧТО ЗАЧАЛА, ТО ГОСПОЖА ЕЕ ЛИШИЛАСЬ УВАЖЕНИЯ В ГЛАЗАХ ЕЕ. И СКАЗАЛА САРАЙ АВРАМУ: «ОБИДА МОЯ ИЗ-ЗА ТЕБЯ! Я ОТДАЛА РАБЫНЮ МОЮ В ТВОЕ ЛОНО, А КАК УВИДЕЛА ОНА, ЧТО ЗАЧАЛА, ТО ЛИШИЛАСЬ Я УВАЖЕНИЯ В ГЛАЗАХ ЕЕ. ПУСТЬ БОГ СУДИТ МЕЖДУ МНОЮ И ТОБОЮ!». И СКАЗАЛ АВРАМ САРАЙ: «РАБЫНЯ ТВОЯ В ТВОЕЙ ЖЕ РУКЕ, ДЕЛАЙ С НЕЮ, ЧТО УГОДНО В ГЛАЗАХ ТВОИХ». И УГНЕТАЛА ЕЕ САРАЙ, А ТА УБЕЖАЛА ОТ НЕЕ. И НАШЕЛ ЕЕ АНГЕЛ БОГА У ИСТОЧНИКА ВОД, В ПУСТЫНЕ ПРИ ИСТОЧНИКЕ, ПО ДОРОГЕ В ШУР». (Быт. 16:1-7)

Сразу надо вспомнить, что Агарь, рабыня Сары, в прошлом была дочерью фараона. Это важно помнить, чтобы понимать «скрытые» действия Агарь, о которых повествует этот отрывок.

И так, Сара видя, что не может дать Авраму наследника, (а в древности бесплодие было позором для женщины), решается через другую женщину, и через определенный ритуал «родить на колени госпоже своей ребенка», и таким образом решить вопрос с наследником. Тем более, что в Вавилонии, то есть в среде арамейского народа, откуда пришли Аврам и Сара, обычай позволял мужу в случае, если жена была бесплодна, приобрести рабыню или взять вторую жену. И вот после определенных уговоров, Аврам согласился со своей женой и вошел к Агари.

Но забеременев от Аврама, Агарь начала превозносится над Сарой. Еще бы – она принцесса Египетская, а Аврам «князь Божий». И их союз становится выше союза Аврам/Сара (так думала Агарь). А кто такая Сара – бесплодная женщина, которая не смогла даже дать своему мужу наследника. И поэтому, по задумке Агарь, она и её будущий сын становится как бы во главе этой семьи. Поскольку написано «НО КАК УВИДЕЛА ОНА, ЧТО ЗАЧАЛА, ТО ГОСПОЖА ЕЕ ЛИШИЛАСЬ УВАЖЕНИЯ В ГЛАЗАХ ЕЕ». Но действия Сары, расставило все по своим местам:« И УГНЕТАЛА ЕЕ САРАЙ, А ТА УБЕЖАЛА ОТ НЕЕ».

Но тут есть слова, которые на первый взгляд не совсем понятны:« И СКАЗАЛА САРАЙ АВРАМУ: «ОБИДА МОЯ ИЗ-ЗА ТЕБЯ! Я ОТДАЛА РАБЫНЮ МОЮ В ТВОЕ ЛОНО, А КАК УВИДЕЛА ОНА, ЧТО ЗАЧАЛА, ТО ЛИШИЛАСЬ Я УВАЖЕНИЯ В ГЛАЗАХ ЕЕ». Почему Сара обвинила Аврама в том, что Агарь стала строптивой? Дело в том, что за духовный климат в семье, отвечает старший мужчина. Аврам не должен был позволять рабыни превозноситься над своей госпожой. А он этого не сделал.

Вот почему Сара с упреком обратилась к нему.

А сама Агарь видя то, что Сара стала её «УГНЕТАТЬ ЕЁ… и она УБЕЖАЛА ОТ НЕЕ… В ПУСТЫНЮ … ПО ДОРОГЕ В ШУР».

И тут не лишне рассмотреть, что значит слово «ШУР». Оно переводится как «стена», или «укрепление». Вероятней всего, это обозначает фортификационное укрепление, защищавшее восточные границы Египта от набегов кочевников-бедуинов. То есть, Агарь в своих блужданиях по пустыне, старалась вернуться на свою родину. Вот почему был такой вердикт Бога, относительно её, который Он передал Агари, через своего ангела:« И СКАЗАЛ ЕЙ АНГЕЛ БОГА: «ВОЗВРАТИСЬ К ГОСПОЖЕ ТВОЕЙ И СМИРИСЬ ПОД РУКАМИ ЕЕ». … 11 И СКАЗАЛ ЕЙ АНГЕЛ БОГА: «ВОТ, ТЫ БЕРЕМЕННА, И РОДИШЬ СЫНА, И НАРЕЧЕШЬ ЕМУ ИМЯ ИШМАЭЛЬ, ИБО БОГ УСЛЫШАЛ СКОРБЬ ТВОЮ. 12 И БУДЕТ ОН ДИКАРЬ-ЧЕЛОВЕК: РУКА ЕГО НА ВСЕХ, А РУКА ВСЕХ НА НЕГО, И ПРЕД ЛИЦОМ ВСЕХ БРАТЬЕВ СВОИХ РАЗМЕСТИТСЯ ОН». …. И РОДИЛА АГАР СЫНА АВРАМУ, И НАРЕК АВРАМ ИМЯ СЫНУ СВОЕМУ, КОТОРОГО РОДИЛА АГАР, ИШМАЭЛЬ. 16 А АВРАМУ БЫЛО ВОСЕМЬДЕСЯТ ШЕСТЬ ЛЕТ, КОГДА АГАР РОДИЛА АВРАМУ ИШМАЭЛЯ». (Быт. 16:9-16)

Ну и в заключении разбора этой недельной главы, Тора повествует нам о заключении Союза обрезания между Аврамом и его потомством, с Всевышним Богом:« КОГДА АВРАМУ БЫЛО ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТЬ ЛЕТ, БОГ ЯВИЛСЯ АВРАМУ И СКАЗАЛ ЕМУ: «Я — БОГ ВСЕМОГУЩИЙ, ХОДИ ПРЕДО МНОЮ И БУДЬ НЕПОРОЧЕН. И ЗАКЛЮЧУ Я СОЮЗ МЕЖДУ МНОЮ И ТОБОЮ, И ВЕСЬМА-ВЕСЬМА РАЗМНОЖУ ТЕБЯ». И АВРАМ ПАЛ НИЦ, И ГОВОРИЛ С НИМ ВСЕСИЛЬНЫЙ ТАК: 4 «Я — ВОТ МОЙ СОЮЗ С ТОБОЮ: ТЫ БУДЕШЬ ОТЦОМ МНОЖЕСТВА НАРОДОВ. И НЕ БУДЕШЬ ВПРЕДЬ ИМЕНОВАТЬСЯ АВРАМОМ, НО АВРААМ БУДЕТ ИМЯ ТВОЕ; ИБО Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ ОТЦОМ МНОЖЕСТВА НАРОДОВ. И РАСПЛОЖУ ТЕБЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНО, И ПРОИЗВЕДУ ИЗ ТЕБЯ НАРОДЫ, И ЦАРИ ПРОИЗОЙДУТ ОТ ТЕБЯ. 7 И ЗАКЛЮЧУ Я СОЮЗ МОЙ МЕЖДУ МНОЮ И МЕЖДУ ТОБОЮ И МЕЖДУ ПОТОМСТВОМ ТВОИМ ПОСЛЕ ТЕБЯ, ВО ВСЕХ ПОКОЛЕНИЯХ ИХ, ВЕЧНЫЙ СОЮЗ, ЧТОБЫ БЫТЬ ВСЕСИЛЬНЫМ ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ПОСЛЕ ТЕБЯ. И ДАМ ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ПОСЛЕ ТЕБЯ СТРАНУ ТВОЕГО ПРЕБЫВАНИЯ, ВСЮ СТРАНУ КНААН, ВО ВЛАДЕНИЕ ВЕЧНОЕ, И БУДУ ИМ ВСЕСИЛЬНЫМ». И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ АВРААМУ: «ТЫ ЖЕ СОБЛЮДАЙ СОЮЗ МОЙ, ТЫ И ПОТОМСТВО ТВОЕ ПОСЛЕ ТЕБЯ, ВО ВСЕ ПОКОЛЕНИЯ ИХ. 10 ВОТ СОЮЗ МОЙ, КОТОРЫЙ ВЫ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬ МЕЖДУ МНОЮ И МЕЖДУ ВАМИ И МЕЖДУ ПОТОМСТВОМ ТВОИМ ПОСЛЕ ТЕБЯ: ОБРЕЗАН ДА БУДЕТ У ВАС ВСЯКИЙ МУЖЧИНА. 11 ВЫ ОБРЕЗАЙТЕ ВАШУ КРАЙНЮЮ ПЛОТЬ, И БУДЕТ ЭТО ЗНАКОМ СОЮЗА МЕЖДУ МНОЮ И МЕЖДУ ВАМИ. 12 ВОСЬМИ ДНЕЙ ОТ РОДУ ДА БУДЕТ ОБРЕЗАН У ВАС КАЖДЫЙ МУЖЧИНА ВО ВСЕХ ПОКОЛЕНИЯХ ВАШИХ: И ТОТ, КТО В ДОМЕ РОЖДЕН, И ТОТ, КТО КУПЛЕН ЗА ДЕНЬГИ ИЗ ЛЮБОГО ДРУГОГО НАРОДА, КОТОРЫЙ НЕ ИЗ ПОТОМКОВ ТВОИХ; 13 

НЕПРЕМЕННО БУДЕТ ОБРЕЗАН ТОТ, КТО В ДОМЕ ТВОЕМ РОЖДЕН, И ТОТ, КТО КУПЛЕН ЗА ДЕНЬГИ ТВОИ, И БУДЕТ СОЮЗ МОЙ В ВАШЕЙ ПЛОТИ ЗАПЕЧАТЛЕН — ВЕЧНЫЙ СОЮЗ. 14 А ТОТ МУЖЧИНА, КОТОРЫЙ НЕ ОБРЕЖЕТ СВОЮ КРАЙНЮЮ ПЛОТЬ, БУДЕТ НАКАЗАН: ДУША ЕГО БУДЕТ ОТТОРГНУТА ОТ НАРОДА ЕЕ — ПОТОМУ ЧТО СОЮЗ МОЙ РАСТОРГ ОН!». (Быт. 17:1-14)

Аврааму 99 лет, и кажется, что вся жизнь прожита. А тут вдруг он узнает, что основное в его жизни только начинается. Что же касается предшествующих 99 лет, то они понадобились Богу, чтобы очистить Авраама от всего того, что еще возможно осталось в нем, от прошлой жизни, в доме отца своего. И только тогда, когда Авраам достиг определенной степени чистоты, которую, кстати, Всевышний ожидает и от каждого из нас, Бог явился ему со словами «Я — БОГ ВСЕМОГУЩИЙ, ХОДИ ПРЕДО МНОЮ И БУДЬ НЕПОРОЧЕН. 2 И ЗАКЛЮЧУ Я СОЮЗ МЕЖДУ МНОЮ И ТОБОЮ».

Ходить перед Богом, значит идти той своей собственной дорогой, которую Он предначертал пред конкретным человеком. Иначе говоря, предоставить Богу возможности направлять свою судьбу. Понятно, что в человеке нет ничего, что можно было бы назвать абсолютно плохим или абсолютно хорошим. Судьба патриархов тому свидетельство.

Однако Бог требует от каждого человека, использовать дарованные ему таланты, для прославления Его Имени. И только когда человек открыто отступает от исполнения Его воли, этот поступок становится грехом.

Кстати, именно в этом разрезе, мы видим разницу между Аврамом-евреем и Авраамом Завета с Богом. Вне этого Завета благородство и достоинство характера определяются намерениями человека, является чисто его устремлением, которое можно изменить, и даже прервать.

Так и в этом случае, до заключения Завета, Авраама уважали и любили за чистоту его сердца и благородство характера. Теперь же, после заключения Завета, он ОБЯЗАН был кроме всего прочего, строго следовать Закону Бога. То есть, приняв на себя обязательства Завета, Авраам обретает полную власть над собой. Именно на основании этого Завета, Бог даровал старцу Авраама, от Сары, его наследника Исаака, о котором речь пойдет в следующей недельной главе.