Перейти к содержимому

Недельная глава Бо

Недельная глава Бо

(Войди)

(Исх. 10:1-13:16)

В этой недельной главе, продолжается повествование о последних казнях египетских. Кроме этого, в ней не просто упоминается, а дается Заповедь о Песахе, которая актуальна и до сего дня.

Но, давайте пойдем по порядку, и у нас на очереди восьмая казнь Египту от Бога:« 1 И сказал Господь Моше: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, 2 и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь». (Исх.10:1-2)

Еще раз о «И ожесточил Господь сердце фараона». Ведь если ожесточение пришло от Господа, то тогда в чем вина фараона? Он же как будто не виноват.

Но так ли это?! Давайте обратимся к началу книги Шмот, к первой главе:«9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; 10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]……Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам 14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью….. 22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых……», и так далее.

То есть, сердце фараона, уже было ожесточено до такого предела, после которого оно не могло познать Того, Кто дал ему жизнь. Всевышнему только осталось использовать жестокость фараона в Своих целях, по избавлению Израиля, из Египетского рабства. Кстати, не только в этом эпизоде, н и во все времена, Бог тоже использовал законченных злодеев в своих целях.

И так, Всевышний сообщает Моше, что он ожесточил сердце фараона для того, чтобы явить свои знамения над Египтом. И чтобы в будущем, рассказывая своим детям и детям детей их, каждый из евреев, независимо от эпохи проживания, тем самым, как бы становились сопричастниками и Завета с Богом, и своего народа. Чтобы через века, еврей, а через него и все народы мира, могли знать то, что в этом мире есть только один Бог — Творец всего мироздания.

Почему это так важно? Исследуя будущую историю Израиля, мы можем заметить, как раз за разом, в обществе возникала смута и брожение, цель которых была, если не прямое отвержение Бога, то сомнение в Его всесилье. Уже не говоря о других народах, которые давно отошли от Единого Бога, поклоняясь надуманным истуканам.

Вторая причина, почему надо было пересказывать своим детям, и детям детей, о том, что Бог сотворил с фараоном и Египетским народом, заключалась в том, что и сам рассказчик, во время этого пересказа, вновь и вновь погружался в этот пересказ, и не терял ощущения того, что Бог освобождал Свой народ из рабства. Как сказал один комментатор, рассказывая о Исходе, событие, которому уже более 3300 лет, мы знаем в какой день года это произошло, мы знаем, сколько евреев участвовало в этом, когда выходили из Египта, и даже знаем меню того прощального ужина, который предшествовал Исходу. Рассказывая о событиях, произошедших тогда, мы понимаем, что Бог не изменился и сейчас, и что Его слово остается так же твердо, как и при образовании этого мира.

«3 Моше и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; 4 а если ты не отпустишь народа Моего, то вот, завтра Я наведу саранчу на твою область: 5 она покроет лице земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас оставшееся, уцелевшее от града; объест также все дерева, растущие у вас в поле, 6 и наполнит домы твои, домы всех рабов твоих и домы всех Египтян, чего не видели отцы твои, ни отцы отцов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня. [Моше] обратился и вышел от фараона…… 13 И простер Моше жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, [продолжавшийся] весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу.  14 И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой; 15 она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской. 16 Фараон поспешно призвал Моше и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами; 17 теперь простите грех мой еще раз и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть. 18 [Моше] вышел от фараона и помолился Господу. 19 И воздвигнул Господь с противной стороны западный весьма сильный ветер, и он понес саранчу и бросил ее в Чермное море: не осталось ни одной саранчи во всей стране Египетской».(Исх.10:1-21)

Кстати, зачем Богу надо было наказать Египет именно десятью карами? Может быть, было достаточно девяти или восьми? Или, наоборот, нужны были одиннадцать кар или двенадцать? Почему кары шли именно в таком порядке — с превращения воды Нила в кровь до смерти первенцев? Давайте попытаемся ответить и на эти вопросы.

Представим, что государство – это человеческий организм, и он заболел. Если у человека больное сердце, ему дают лекарства для улучшения работы этого органа. Если у него легкие не в порядке — ему дают лекарства для лечения легких. Если слабое зрение, то ему прописывают глазные капли. Иначе говоря, чем больше болезней, тем больше лекарств, и тем больше курсов лечения.

То же самое приходится делать с духовно больными людьми. Древний Египет состоял из 42 номов (штатов). И каждый имел своего божка — бык Эпис у одних, кошка — у других, крокодил — у третьих, у четвертых Ра (бог солнца),ну и так далее. К сожалению, это можно отнести и к большинству евреев, проживших в Египте много лет. Они тоже отчасти «научились» служить идолам. Поэтому, надо было «лечить» и египтян, и евреев.

Правда, курсы «лечений» несколько отличались. Если египтянам надо было показать, что Бог евреев – это Бог творец всего этого мира, то вот евреев надо было вернуть в «веру отцов». Естественно, что под «лечением», подразумевается духовная работа.

Наиболее почитаемый из богов Египта был Нил, в силу того, что его воды позволяли египтянам собирать большие урожаи. Поэтому, было необходимо показать египтянам, что есть Хозяин даже над Нилом. Это был первыйкурс лечения. Для Фараона этого было мало. Затем были лягушки, которые в огромных количествах залазили в дома египтян, и даже в дворец фараона. И здесь, как бы на фараона не произвело большого впечатления — был легкий испуг, но как только по молитве Моше Бог поразил всех лягушек, то «ожесточилось сердце фараона», и он отказался от своего обещания, отпустить Израиль поклонится Богу. Потом были казни мошкой, и пёсьими мухами, моровая язва, воспаления с нарывами, сильный град.

Однако самое удивительное было в том, что эти казни были избирательные. То есть поражали египтян, а евреев не трогали.

Ну, с первыми было понятно почему. А почему Бог не трогал евреев? Через эти казни, Бог восстанавливал в сердцах евреев знания о Себе – как Едином и Всемогущем Боге в этом мире. Что и случилось — евреи, видя Его Всемогущество, постепенно возвращались к вере отцов. Тем более, что начиная с первой казни, евреи больше не привлекались к рабским работам.

Но продолжим рассматривать заключительные казни Господни. Восьмая казнь – казнь саранчой. Для того региона, саранча не была чем-то неизвестным явлением. Но как пишет Тора:« И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой».

Кстати, если обратится к историческим сведениям, как прошлых лет, так и современной летописи, то подобные нашествия саранчи, не раз приводили отдельные регионы, к голоду. Но здесь мы видим, что саранча покрыла не отдельный регион, а всю площадь Египетского царства. Потому и написано:« И напала саранча на всю землю Египетскую»

И очередная просьба фараона « Фараон поспешно призвал Моше и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами». Но как только ушла эта беда «он не отпустил сынов Израилевых совершить служение Господу».

И вот подошла очередь девятой казни:« 21 И сказал Господь Моше: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. 22 Моше простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; 23 не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их». (Исх.10:21-23)

Что скрывается за словами «осязаемая тьма», при которой «не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня». Ну не пить, не есть, три дня, как-то можно вытерпеть, но как справлять свои физиологические нужды? Вот почему эта, на первый взгляд «безболезненная» казнь, так сильно подорвала духовное состояние египтян. Ведь кроме этого, был посрамлен один из главенствующий богов Египта «Ра» — бог солнца.

И так, девятью казнями, Бог разрушил «силу» всех богов Египетских, тем самым показал, кто в этом мире Хозяин всего и вся. Как для египтян, так и для тех евреев, которые постепенно стали уходить в язычество.

Но даже и после этого, ожесточенное сердце фараона, не только не отпустило Израиль поклонится Единому Богу, но даже пригрозил Моше:« 27 И ожесточил Господь сердце фараона, и он не захотел отпустить их. 28 И сказал ему фараон: пойди от меня; берегись, не являйся более пред лице мое; в тот день, когда ты увидишь лице мое, умрешь». (Исх.10:27,28)

И тогда Бог сказал Моше:« 4 И сказал Моше: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, 5 и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота; 6 и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более; 7 у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами. 8 И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди ты и весь народ, которым ты предводительствуешь. После сего я и выйду. И вышел [Моше] от фараона с гневом». (Исх.11:4-8)

Десятая казнь была над десятым истуканом, то есть над фараоном, который в Египте считался божественной личностью.Но, для начала давайте остановимся вот на этой фразе:« выйди ты и весь народ, которым ты предводительствуешь».А ведь это было сказано не один раз, а девять, в том смысле, чтобы фараон отпустил Израиль поклонится Богу.

А разве Бог сам не мог забрать Израиль у фараона, и привести его туда, куда Он запланировал? И вот тут мы подходим к одному очень важному моменту – «Всякая власть на земле, от Бога». Независимо плохая или хорошая. Вот почему мы можем наблюдать по истории череду диктаторов, которых нужно было бы давно отправить «к праотцам», но они властвуют, принося множества горестей как своему народу, так и окружающим им странам. Примеров приводить не надо, поскольку у каждого из нас на памяти их немало.

Но, Бог может устроить ход событий так, что эти самые диктаторы, начинают, подчас сами того не подозревая, исполнять волю Творца. Что мы и увидим в последующих событиях, касательно фараона.

«1 И сказал Господь Моше и Аарону в земле Египетской, говоря: 2 месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года. 3 Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; 4 а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. 5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, 6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, 7 и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; 8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; 9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; 10 не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. 11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. 12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. 13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. 14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его….»(Исх.12:1-14)

Знаменитый Устав Песаха, как символ Исхода евреев. Как из физического рабства, так и из духовного. Этому Уставу порядка 3300 лет. И за все это время он изменился незначительно. Да, сегодня нет приготовления агнца за четыре дня, и не мажут косяки дверей, кровью этого агнца. Но, все остальное, осталось практически без изменений.

В данном контексте, этот первый Песах имел еще и то значение, что на глазах всего Египта, евреи не прячась брали их священное животное, объясняя египтянам, что будут его закалывать в жертву, во славу Единому Богу. То есть, уже не один Моше и Аарон, диктовали фараону желание Бога, а весь еврейский народ, не боясь египтян, открыто призывали Имя своего Бога. 

Что же касается слов:« И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую», то это указание Господа Бога, Моше передавал еврейскому обществу «не шёпотом», а во все услышанье.

Почему это важно знать? Дело в том, что «казни Господни», шли в Египте, в течении года. И уже определенная часть египтян, начала прислушиваться к тому, что говорил Моше фараону. Так те египтяне, которые услышав о надвигающем граде, увели свой скот и рабов, в укрытие, и сберегли их жизни. И вот сейчас, услышав слова «увижу кровь и пройду мимо», они поступили так же, как и евреи, и тем самым уберегли первенцев и человеческих и скота, от неминуемой смерти. Возможно, они же, при выходе Израиля из Египта, могли составить то «множество разноплеменных людей которые вышли с ними».

И так, эта Пасхальная ночь бдения, завершилась тем, что все первенцы египетские, и даже первенцы их скота были поражены Богом.

И еще один момент в этой истории Песаха:« 3 Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство». Зачем потребовались эти четыре дня сохранения жертвенного ягненка внутри семьи? Как мы уже говорили выше, символом божества плодородия, которое более всего почитали египтяне, был молодняк мелкого рогатого скота. И вот Израильтяне, по указанию Бога, собираются принести прообраз Египетского божества, в жертву своему Богу. И эти четыре дня, в течение которых агнец хранился в семье, евреи могли стать предметом мести со стороны египтян. Что стало великим испытанием для тех Израильтян, которые исполнили волю Бога.

Что же касается дальнейших событий, то:« 29 В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. 30 И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в [земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. 31 И призвал [фараон] Моше и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу, как говорили вы; 32 и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня. 33 И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем».(Исх.12:29-33)

Сбылось то, что пророчествовал Господь, перед тем, как стал насылать на Египет свои казни:« 1 И сказал Господь Моше: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей». (Исх.6:1) Собственно примерно также, Бог говорил и Аврааму:« 13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, 14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом». (Быт.15:13,14)

Следующий знаменательный момент, заключается в том, что уже сам фараон, и его окружение, стали выгонять евреев из Египта, при этом выполняя все их просьбы:« 35 И сделали сыны Израилевы по слову Моше и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. 36 Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян».

Некоторые светские исследователи, подвергли этот момент критики, что, мол евреи самым бессовестным способом, ограбили Египет. Но почему-то никто из этих глашатаев, не удосужились посчитать, насколько египтяне ограбили Израиль, за более полутора веком рабского труда евреев, на Египетскую экономику. То же самое касается и погибших египетских первенцев – никто не удосужился посчитать, сколько новорожденных еврейских мальчиков, были лишены жизни, по указу фараона. При любом, даже самом щадящем подсчете, можно прийти к выводу, что еврейский народ, вернул себе, лишь незначительную часть того, что египтяне награбили при жестокой их эксплуатации, в течении длительного времени.

И так, Израиль, покидает Египет, после 210 лет пребывания в нем. Большая часть времени, которое, было жестокая их эксплуатация. Как говорит Тора:« 41 По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью». (Исх.12:41)

Но тут встает вопрос, от чего отталкиваться, при исчислении 430 лет? Давайте вновь вернемся к Аврааму:« 13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет». (Быт.15:13)  Когда Авраам получил это обетование, то ему было порядка 75 лет, а отсчет Тора ведет от рождения Исаака. То есть, Исаак, как природный еврей, уже при жизни был «скитальцем в земле своих потомков», то есть в Ханаане. Именно поэтому, отсчет времени скитания, Тора ведет от рождения Исаака.

И далее:« 1 И сказал Господь Моше, говоря: 2 освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они». (Исх.13:1,2)

В чем смысл этого отрывка? Если праздник Песах и сама пасхальная трапеза напоминают раз в году об освобождении из Египта, то в семье, где есть мальчик-первенец, освобождение и исход будут постоянным праздником.  Закон требует от отца выкупить родившегося первенца у священника (когда Бог изберет Аарона и его потомков, на священническое служение).

До этого, первенец посвящается Богу, через определенный ритуал. Примерно так, как Авраам посвящал своего сына Исаака Богу, «как во всесожжение». За ним законно закреплялись функции священнослужителей, каждого в своей семье, роде, колене. И эти функции первенцы исполняли до греха «золотого тельца», после чего Бог избрал на священническую службу Аарона, и его прямых потомков. Но после того, как Аарон и его сыновья, были посвящены в священники Богу, то каждого первенца надо было внести выкуп в Мишкан, а в будущем в Храм.

Но при этом первенцы сохраняли за собой верховенство, назовем это «светской»  власти. Что же касается «освяти Мне каждого первенца… до скота: Мои они», то эти животные «мужского пола» посвящались Богу. Если они были кошерные, то их употребляли для жертвоприношений.

Что же касается не кошерных животных, а это чаще всего были верблюды и ослы, то их заменяли на агнцев. После этого можно было его использовать в хозяйственных работах, «а если не выкупишь, то проруби ему затылок». Поскольку он принадлежит Богу, а хозяин из жадности, не выкупил это животное у Него.

Почему такая строгость Закона о первенце? Читаем далее:« ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца [из] сынов моих выкупаю». Поэтому Бог и заповедует:« и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта».