Перейти к содержимому

Израиль и народы: теологическая позиция.

Израиль и народы: теологическая позиция.

Часть 1

Рон Кантор

Часто благонамеренные и любящие Израиль люди говорят мне “Теперь я — еврей. Я привит.” И я никогда не говорю им что-то наподобие “Нет, ты — не еврей.” Я делаю акцент на своей благодарности за то, что они любят Бога и молятся за еврейский народ. Тем не менее, интересно, как Церковь от утверждения “Ты не можешь одновременно быть евреем и верить в Иисуса” перешла к “Все верующие — евреи.”

Что же это такое? Что, собственно, говорит об этом Библия? Я сделаю шесть утверждений и попытаюсь подкрепить каждое из них Писанием:

  1. Евреи, принявшие Иешуа, остаются евреями, точно так же, как и женщины остаются женщинами, а мужчины мужчинами после прихода к вере.
  2. Слово язычник (Gentile в англ. переводах, или ἔθνη/этнэ в греч. оригинале Нового Завета — прим. пер.) означает просто представитель других народов. Когда представитель другого народа приходит к вере, он не становится евреем, но продолжает принадлежать к своему народу.
  3. Однако, верующие из евреев и из язычников являются равными в глазах Бога. Господь не ставит евреев выше или ниже не-евреев.
  4. Спасение даётся даром, а награда в Царстве зависит от заслуг, а не национальности. Близкие отношения с Богом основываются на желании и жажде по Господу отдельно взятого верующего, а не на том, является ли он евреем или не-евреем, мужчиной или женщиной, и т.д.
  5. Евреи и не-евреи составляют Одного Нового Человека — тайну, сокрытую в прошлом. Павел называет язычников членами [Божьей] семьи (в нов. рус. пер.; своими Богу в синод. пер. — прим. пер.). В этой семье язычники становятся сонаследниками вместе с еврейскими верующими — без утраты своей национальной идентичности, и не заменяя еврейский народ.
  6. Этническая принадлежность важна для Бога, поэтому верующие не-евреи не становятся евреями или израильтянами после прихода к вере. Они призваны стоять в проломе за свой народ.

Часть 1: Верующие евреи — всё ещё евреи

У первых верующих вообще не было проблем с идеей о том, чтобы быть евреем и верить в еврейского Мессию. Вопрос, который терзал их, был: “Может ли язычник верить в Иисуса, без обращения в иудаизм?” В жизни и учении апостолов нет и намёка на то, что они оставили иудаизм. На самом деле, распространились слухи о том, что Павел учит еврейских верующих “отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям” (Деян. 21:21). Павел, по совету иерусалимских апостолов, пошёл в Храм и принёс жертву, чтобы “[узнали] все, что слышанное ими о [нём] несправедливо, но что и сам [он продолжает] соблюдать закон” (Деян. 21:24).

Отцы Церкви обращаются против евреев

Однако Отцы Церкви во втором столетии начали учить, что, как только еврей приходит к вере, он уже больше не еврей. Многие из них были очень жестоки в своих обвинениях евреев. Пётр Достопочтенный задавался вопросом о человеческой природе евреев: “Воистину, я сомневаюсь, является ли еврей настоящим человеком.”

“Ибо если мы всё ещё практикуем иудаизм, мы признаём, что мы не получили благодати Божьей… это неправильно говорить об Иисусе Христе и жить как евреи. Ибо не христианство верит в иудаизм, но иудаизм в христианство.” (Игнатий (98-117 н.э.), епископ антиохийский, (Игнатий Богоносец в правосл. традиции — прим. пер.), “Послание к Магнезийцам.”)

Они выстроились в очередь, чтобы обвинить весь еврейский народ в убийстве Иешуа (забывая о том, что Он добровольно отдал Свою жизнь за них). Другой, Иустин Мученик (Иустин Философ в православной традиции — прим. пер.), учил, что христиане являются истинной “расой израильтян” и что Еврейские Писания теперь эксклюзивно принадлежат Церкви. Он не верил в то, что ты можешь быть одновременно христианином и евреем. Он также учил, что обрезание было дано для суда (а не являлось знаком завета с Авраамом).

“Цель [обрезания] заключалась в том, чтобы ты и только ты мог перенести страдания, которые теперь по закону твои; чтобы только твоя земля была опустошена, а твои города были сожжены огнём, чтобы плоды твоей земли были съедены пришельцами на твоих глазах; чтобы никому из вас не было разрешено входить в ваш город Иерусалим.” (Иустин Мученик)

Апостолы продолжали жить как евреи

Однако, за сто лет до этого не было так. Павел продолжал идентифицировать себя как еврея, проповедуя еврейского Мессию, во-первых, иудею в каждом городе, в который он приходил. Мы нигде не видим, чтобы Павел призывал евреев принять новую религию. Он говорит еврейским лидерам в Риме: “По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами” (Деян. 28:20). Конечно же, надежда Израиля была не новой религией, а исполнением слов еврейских пророков.

Мы видим, что Иаков, брат Иешуа, 30 лет спустя после воскресения Иешуа, ежедневно молится в Храме. Было сказано, что он был наиболее уважаемым евреем в Иерусалиме среди представителей всех сект иудаизма. Его прозвали “верблюжьи колени” за те многие часы, которые он провёл в молитве за Израиль. Очевидно, что он оставался частью народа Израиля до самой смерти.

Когда Пётр проповедовал на Шавуот (Пятидесятницу), он не представлял новую религию, но провозглашал перед исключительно еврейской толпой спасение и прощение через Иешуа, еврейского Мессию.

Павел говорит в Послании Римлянам, что дары и призвание Божье для Израиля “непреложны” (Рим. 11:29). Он говорит в Рим. 3, что есть “большое преимущество” в том, чтобы быть евреем (Рим. 3:1-4). Очевидно, что еврейские верующие в Иешуа — всё ещё евреи и часть Израиля.

Ни еврея, ни язычника?

Что же тогда делать с часто цитируемым стихом Гал. 3:28? “Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.” (Гал. 3:28)

Библейские учителя используют это утверждение, чтобы сказать, что еврейские верующие не являются больше евреями. Но они упускают один важный момент. Если это так, тогда между мужчинами и женщинами тоже нет различий, и тем не менее, у меня никогда не получалось забеременеть!

Так в чём же смысл этого стиха? В том, что пребывание в Мессии затмевает все наши другие роли. Я живу в Израиле. У нас есть много иммигрантов со всего мира. Предположим, я бы собрал весь еврейский народ вместе, из многих народов, и сказал: “Сегодня мы — не американцы, эфиопы, русские или аргентинцы, мы — израильтяне!” Технически, это неправда. Я всё ещё американец, хотя я также и израильтянин. Но любой здравомыслящий человек понял бы мою мысль — что я фокусируюсь на том, что нас объединяет.

Хотя наши роли/призвания важны, они не добавляют никакого особого преимущества с Мессией. Другими словами, Бог не вознаградит меня за то, кем Он создал меня. Он вознаграждает в соответствии с моей верностью этому призванию (Мф. 25:14-30).

Любой человек — еврей, не-еврей, раб, женщина, и т.д. может свободно прийти к Мессии. В этом состоит самое главное отличие Ветхого и Нового Заветов, в том, что Павел с таким вдохновением провозглашал перед аудиторией язычников: “[В Нём] мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него” (Еф. 3:12), вне зависимости от нашего прошлого, расы, класса, национальности или пола.

Потому в 3 главе Послания Галатам он говорит не что-то негативное о евреях, а что-то положительное о не-евреях: что больше нет ограничений, удерживающих их от Мессии. Как сказал Пётр:

“Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.” (Деян. 10:34-35)

Израиль и народы: теологическая позиция. Часть 2

Продолжая серию публикаций об Израиле и народах, я хотел бы вернуться к нашему второму утверждению.

Слово язычник (Gentile в англ. переводах, или ἔθνη/этнэ в греч. оригинале Нового Завета — прим. пер.) означает просто представитель других народов. Когда представитель другого народа приходит к вере, он не становится евреем, но продолжает принадлежать к своему народу.

Что такое Экклесия?

Я слышал многих верующих, которые говорили, что теперь, будучи верующими в Иешуа, они — евреи. Однако, я не думаю, что это именно то, о чём учит Писание. Это удивительная тайна Нового Завета, Экклесия (что часто переводится как Церковь). Мне не нравится использовать слово церковь по двум причинам:

  1. Перевод греческого слова Экклесия — это не церковь, а собрание. Это просто неверный перевод.
  2. В нашей современной культуре слово церковь часто понимают как что-то совершенно не-еврейское (с колокольнями и т.п.), в то время, как один новый человек состоит и из евреев, и из (других) народов.

Важно отметить, что когда Павел использует слово экклесия, речь не о какой-то экклесии, а о конкретной экклесии. Экклесия была распространённым словом в его культуре, но он сделал это слово “брендом”, использовав его для чего-то особенного. Например, в Ричмонде, где я вырос, был Колизей. В Риме был древний Колизей. Однако, слово колизеум просто означает большой театр или стадион, от слова колоссальный (огромный). И в Риме, и в Ричмонде взяли это имя нарицательное и сделали его именем собственным. Когда у меня есть билеты на концерт в Ричмонде, я говорю: “Я иду в Колизей,” а не “Я иду в какой-то колизей.”

Один новый человек

Итак, Павел говорит, что есть нечто новое, Собрание. И это Собрание отличается во многих отношениях. Уникальность его в том, что оно новое и это совместное собрание евреев и язычников.

В 3 главе Послания к Ефесянам Павел использует слово тайна четыре раза для описания чудесного Божьего плана для народов. Он говорит, что это откровение, которое теперь открыто для Божьих апостолов и пророков, было тайной в прошлом.

[Тайна Христова состоит в том,] чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе… Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом.” (Еф. 3:6, 8-9)

Во-первых, мы видим, что верующие не-евреи становятся наследниками вместе с Израилем, а не вместо Израиля. Во-вторых, несмотря на наши уникальные призвания, мы составляем единое тело. В-третьих, язычники являются “сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе” — то есть, для всех есть равный доступ к “неисследимому богатству Христовому.”

В чём же была тайна?

Он создал…“в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.” (Еф. 2:15-18)

Итак, Бог создал нечто новое, Собрание, состоящее из евреев и язычников. В Собрании обе группы примирились с Богом, и обе имеют доступ к Отцу через Святой Дух. Нет никакой иерархии. Да, есть руководство (Еф. 4:11), но нет никакого особого статуса на основе национальной, половой или расовой принадлежности. Все имеют равное положение в Собрании, но не одно и то же призвание.

Существует ли еврейское призвание?

Как отмечалось ранее, мужчины по-прежнему остаются мужчинами, а женщины — женщинами. Никто с этим не спорит. Но когда дело доходит до евреев и язычников, становится немного труднее. Для верующих с еврейским происхождением, которое никуда не исчезает, есть и связанное с ним призвание, и это может быть обидным для тех, кому кажется, что мы говорим, будто еврейский статус — это 

лучший статус (чего мы на самом деле не говорим!). Всё же, Павел утверждает, что уникальное призвание Израиля остаётся. В Рим. 11:29 он говорит, что призвание “непреложно.” В Деян. 13:47 он видит призвание еврейских верующих, согласно Ис. 42:6 и Ис. 49:6, быть “светом для народов.”

Кто такие язычники?

Вопрос в том, остаются ли евреи евреями, а не-евреи этнически не-евреями в Новом Завете? Перед тем, как я отвечу на этот вопрос, важно отметить, что слово язычники (в еврейской традиции) может иметь два значения. В положительном смысле это просто представитель народов. В отрицательном — варвар или идолопоклонник — некто вне Божьего завета. В контексте Послания к Ефесянам Павел использует оба эти значения.

Поэтому, тот же самый Павел мог сказать и “Вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными” (Еф. 2:11) в негативном смысле, и “Вам говорю, язычникам” (Рим. 11:13), используя это слово в положительном смысле.

Он делает удивительное заявление о доступе язычников в третьей главе:“[Эта тайна состоит в том,] чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе.” (Еф. 3:6)

Если бы Павел хотел сказать, что язычники, которые обратились к Иешуа, теперь стали евреями, тогда не было бы никакой тайны. В то время было множество язычников по всей Римской империи, которые посещали синагоги, и многие из них прошли формальное обращение в иудаизм. Тайна Нового Завета, о которой так вдохновлённо рассказывает Павел, состоит в том, что в Иешуа нет необходимости обращения в иудаизм, а есть просто обращение от смерти к жизни.

Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего.” (Кол. 1:13)

Есть ли где-то в Новом Завете место, где Павел конкретно называет верующего язычника евреем? Нет. И тем не менее, перед тем, как пойти в Храм, он делает обрезание Тимофею (который был евреем по матери, но не был воспитан как еврей). Он не обрезывал Тита. Почему? Потому что он не был евреем по национальности.

Одно в Мессии

Очевидно, что евреи всё ещё остаются евреями, как это было показано в предыдущей статье. Тайна в том, что в Иешуа евреи по-прежнему являются евреями, а язычники по-прежнему являются язычниками (или же греки по-прежнему являются греками, бразильцы по-прежнему являются бразильцами и т.д.). И тем не менее, наше единство в Мессии настолько удивительно, что мы можем сказать, когда речь идёт о доступе к Богу, что нет еврея или язычника, мужчины или женщины, раба или свободного… мы едины в Мессии.

Павел не был этническим римлянином, но он пользовался всеми преимуществами римского гражданства. И это та тайна Евангелия, о которой Павел говорит в третьей главе Послания к Ефесянам, — что верующие из других народов становятся сонаследниками и членами Божьей семьи, не становясь при этом евреями по национальности. Верующие из других народов наслаждаются всеми преимуществами гражданства в Божьей семье, точно так же, как если бы они были этническими евреями, при этом не являясь таковыми. Это отличная новость! И истина в том, что быть новым творением намного лучше и превосходнее, чем быть евреем по национальности.

В этом смысл слов Павла, когда он говорит в Послании к Римлянам:“Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.” (Рим. 2:28-29)

Это гиперболическая речь. Подобно тому, как Иешуа говорил возненавидеть свою семью или отрезать свою руку. Это не буквально, но поскольку это Слово Божье, мы с трудом воспринимаем в нём гиперболу. Павел не говорит, что этнические евреи больше не евреи. Он говорит, что по-настоящему угождает Богу тот, кто рождён свыше — тот, чье сердце обрезано.

Ценность обрезания

Откуда мы знаем это? Из того, что в следующем же стихе Павел спрашивает: “Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях!” (Рим. 3:1-2). Обрезание по завету Авраама связывает еврейский народ с землёй Израиля. Не-евреи не были частью физического завета с Авраамом, но могут быть частью большего завета с Авраамом через Иешуа. Но Новый Завет не отменяет физический завет Авраама, который никогда не обещал вечной жизни. Земля Израиля и много благословений? Да. Но вечная жизнь только через Иешуа.

Вот почему Павел выходил из себя, когда язычников учили, что они должны быть обрезаны, чтобы получить спасение. Он восклицает в Послании к Галатам, что нет большего преимущества, чем спасение, и спасение даётся даром. Нет более высокого статуса, чем “рождённый свыше.”

Наконец, если все язычники, рождаясь свыше, становятся евреями, кто же будет тогда этим великим множеством на Небесах? “После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.” (Откр. 7:9)

Великое Собрание Божье, Один-Новый-Человек, Божья Семья, та самая великая Маслина состоит из возрожденных евреев и возрожденных представителей других народов.

Автор — Рон Кантор / messiahsmandate.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Источник: https://ieshua.org/izrail-i-narody-teologicheskaya-pozitsiya-chast-2.htm