Перейти к содержимому

Недельная глава Корах

(Чис. 16:1-18:32)

Очередное восстание против Моше и Аарона, которое мы сейчас рассмотрим в этой недельной главе.

Но, наверное, есть смысл, прежде чем мы перейдем к её разбору, рассмотреть вопрос о том, какие есть параллели между служением двух выдающихся сынов Израиля — Моше и Мессией Иешуа. Особенно в свете событий связанных с бунтом Кораха.

Нередко общаясь в интернете с ортодоксальными евреями, по поводу «Иешуа из Назарета – Машиах или нет», можно слышать от них аргументы, что, дескать, Он не может быть Мессией, поскольку не исполнил ряд пророчеств, а точнее главное пророчество о том, что Мессия соберет всех евреев в Эрец Израиль, и восстановит его государственность. А также то, что Мессия, не может быть Богом, поскольку Он должен выйди из среды братьев своих — евреев (хотя в Евангелиях о том, что Он бог, нет ни слова, а они это взяли из поздних преданий церкви). Кроме этого, они (в большей части своей) утверждают, что описание Его жизни — это поздние предания группы евреев, которые увидели в этом Раввине как бы Мессию. Ну и ряд других высказываний, которыми они приводят в пользу своей аргументации, что не признают Иешуа, сына Иосифа и Марии, как Богом избранным Мессией Израиля.

Хотя справедливости ради надо сказать, что в последнее время, ряд библейских исследователей, из числа ортодоксальных евреев, все-таки признали историчность этой Личности. Правда, не как Мессию, а как одного из выдающихся раввинов, эпохи конца Второго Храма. Но до полного понимания этого вопроса, еще далеко. Поэтому, нужно время, и определенная работа Бога, которая заключается в:« Слово Господа к господину моему: сиди справа от Меня, доколе не сделаю врагов твоих подножием ног твоих». И вероятней всего, это исполнится, когда Иешуа придет в полной Своей силе, как посланник Бога, на Царствование в Израиле, как это и написано у пророка Захария:« 10 И изолью Я на дом Давида и на жителя Йерушалаима дух милости и мольбы, и будут они смотреть на Меня; (а) того, которого пронзили, оплакивать будут, как оплакивают единственного (сына), и горько плакать о нем, как горько плачут о первенце». (Зах.12:10) Или как это сказано у Исаия:« 12 Поэтому Я дам ему-(удел) среди великих, и с сильными будет делить добычу, за то что рисковал жизнью своей, и к преступникам причислен был, и грех многих нес он, и за преступных вступался».  (Ис.53:12)

Но, к чему такие параллели, при разборе этой недельной главы? Разбирая текст Торы, мы не раз уже замечали, что Израиль, покинув Египетское рабство, раз за разом либо сомневается в Моше, как Богом избранного лидера еврейского народа, либо откровенно отвергают его, а стало быть, и то, что через Моше Бог обращается ко всему обществу. Попробуем вспомнить большинство этих случаев:

— после убийства египтянина, Моше был вынужден бежать из Египта, поскольку его же братья

  евреи и донесли фараону, о том, что он сделал.

  Но, перед этим, они сказали ему в лицо:« кто поставил тебя начальником и судьею над нами?».

— затем они разочаровались в Моше и Аароне, когда фараон не выполнил того, что Моше ему

  сказал, при первой их встречи.

— затем обвинили Моше в том, что он их вывел на погибель, когда фараон и его войско настигло

  Израиль на берегу Тростникового моря.

— затем был ропот о мясе, и о том, что они умрут в этой пустыне (Исх. 16)

— затем ропот по поводу воды (Исх. 17)

— затем грех «золотого тельца» (Исх. 32)

— затем бунт разведчиков (Чис. 13; 14)

— и вот теперь бунт Кораха (Чис. 16)

— далее будет еще ропот о воде (Чис. 20)

— а также блуд Израиля с дочерями Моав (Чис. 25)

И все это происходило на глазах Бога, и Его ставленника Моше. А что он избран Богом, то Творец не раз видимым образом, это демонстрировал через те, или иные действия или чудеса. И, тем не менее, народ раз за разом проявлял свое неверие.

Кстати, когда говорится о неверии народа, то в первую очередь имеется в виду его верхушку. Поскольку именно она «делала погоду» в обществе Израилевом. Такое неверие в Моше, как посланца Всевышнего года, было в его период, так это повторилось и в период земного служения Иешуа. Несмотря на все чудеса и учение, которые продемонстрировал Иешуа, основная часть еврейского народа не приняло Его как своего Мессию. И, как было сказано выше, основная вина за это, ложится на духовную элиту Израиля, которая всеми силами противилась Его признанию, как Богом избранного Мессию еврейского народа. Как тогда, так и сегодня.

И на основании, вышеприведенного текста, Моше в этом плане, как бы стал прообразом будущего  служения Мессии. Поскольку ему до конца своей жизни, приходилось отстаивать не свою жизнь, а принципы Божьего Учения. Иначе говоря, только упорство организованной группы иудейских лидеров, как в эпоху Моше, так и в эпоху земного служения Мессии Иешуа, стало причиной — в первом случае, постоянных ропотов и бунтов, а во втором случае того, что из-за их упорного отвержения Иешуа как Мессию Израиля, они способствовали тому, что Он был казнен Римлянами. Это написано для того, чтобы мы глубже могли понять историю становления евреев как народа, и Израиля как государства, на которого Бог возложил особую миссию, по распространению Благой Вести о том, что в мире есть только Один Бог, создатель всего видимого и невидимого миров, и у Которого есть на этот счет особый план его развития.

Надо понимать, что вышеприведенная характеристика, сделано не для того, чтобы опорочить еврейский народ.Однозначно, этот народ заслуживает огромного уважение, хотя бы уже потому, что сберег для всех жителей планеты земля, спасительное Слово Бога. А также для того, что из его рядов, Господь Бог избрал Мессию Израиля, Иешуа из Назарета, через заместительную жертву которого, теперь каждый человек планеты земля, независимо от национальности, через принятие Единого Бога, и Его Мессию, может присоединиться к тем обетованиям, которые раньше были даны только Израилю. И иметь надежду, в будущем пребывать в Царстве Бога.

Ну, а сейчас давайте перейдем непосредственно к теме этой недельной главы. Предыдущая глава рассказывала нам о евреях, которые хотели выбрать нового руководителя и вернуться в Египет. Поскольку разведчики донесли им, что завоевать Ханаан невозможно, из-за хорошо укрепленных городов, и многочисленности народов, и их огромного роста, населяющих эту землю людей. И хотя Бог вынес относительно их — бунтующих — суровое наказание, однако это не предотвратило последующие протесты против главенства Моше. Народ, который согласно приговора Всевышнего, вынужден будет сорок лет блуждать по пустыне, вновь и вновь высказывал свое недовольство Моше, за то, что им теперь придется этот срок жить в этой пустыне. И не просто жить, а огромному их проценту, придется умереть в этой пустыне. И это очень скоро привело к еще одному серьезному бунту, отличавшемуся от всех предыдущих тем, что на этот раз это было не выступление неорганизованной толпы, а настоящее восстание, во главе которого стояло несколько руководителей, общества Израилева.  Они воспользовались общим унынием еврейского общества, и подбили определенный его процент, выступить против Моше и Аарона, мотивируя это тем, что не только Моше и Аарон, но и « все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня».

При этом каждый из этих руководителей групп, преследовал чисто свои эгоистические цели. Но всех их объединяло то, что они хотели лишить власти Моше и Аарона, и главенствовать над Израилем. Однако, чтобы завуалировать эту цель, то на первый план было выдвинуто идеологическое требование «справедливость и равенства». Дафан и Авирон, из колена Рувима, метили свой главный удар против Моше. Корах же, происходивший от второго сына Леви Каафа, был недоволен назначением Элиазара, сына Аарона, главой колена. Он считал, что если Моше и Аарон, происходящие от первенца Леви Амрама, заняли самые почетные должности, то ему должна была достаться, по крайней мере, второстепенная привилегия — быть князем колена Леви. Когда же он увидел, что главой колена Леви назначен Элиазар, он решил, что Моше устанавливает такой порядок, какой ему заблагорассудится. И если бы не непосредственное вмешательство Всевышнего, то возникшая анархия сделала бы невозможной исполнение евреями той миссии, которую Господь Бог возложил на них у горы Синай. Более того, это привела бы к полному развалу Израиля, как единого народа. 

И вот, после такого вступления, давайте перейдем непосредственно к разбору текста этой недельной главы:«1 Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сына Левия, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, 2 восстали на Моше, и [с ними] из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. 3 И собрались против Моше и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис.16:1-3)

Если прошлая недельная глава рассказывала нам о бунте против Бога, то нынешний недельный раздел, который называется Корах, описывает нам бунт как бы против Моше. То есть, Корах, набравшись наглости, присвоил себе право допрашивать Моше и Аарона относительно их положения в народе. Он делал это ради себя, а поза представителя интересов общества, лишь прикрывала его истинные цели. А Дафан, Авирон и Авнан примыкают к нему в качестве дополнительных агитаторов.

Эти четверо «собрались против Моше и Аарона», после того как они перетянули на свою сторону еще двести пятьдесят именитых мужей из народа. И выдвинули против Моше и Аарона требование «полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня».

Бунтари колено Рувима и колено Левия объединились, несмотря на то, что, казалось бы, они должны были быть соперниками. Но, в данном случае их главной целью было свергнуть Моше и Аарона с занимаемых должностей.

Что касается Авнана, четвертого руководителя заговора, то это имя больше не встречается в Торе. Мидраш объясняет это тем, что Он отошел от мятежа благодаря влиянию своей жены.

И так, Корах, и его союзники, выставляют Моше и Аарону лишь одну причину своего недовольства:

«полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня», не упоминая о другой. Он как бы справедливо замечает, что весь народ избран Всевышним, но умалчивает о том, что через Моше и Аарона были совершены все те чудесные дела, которыми обогатилась история Израиля, за такой короткий исторический срок. Это и выход из Египта; и рассечение Тростникового моря; и дарования Торы; и построение Мишкана. Божественное Присутствие в обществе Израилевом – все это было бы невозможным, без той духовной работы, которая была проделана Богом, через этих двух братьев. 

«4 Моше, услышав это, пал на лице свое 5 и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе; 6 вот что сделайте: Корей и все сообщники его возьмите себе кадильницы 7 и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и кого изберет Господь, тот и будет свят. Полно вам, сыны Левиины! 8 И сказал Моше Корею: послушайте, сыны Левия! 9 неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них? 10 Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства. 11 Итак ты и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него?»  (Чис.16:4-11)

Моше понимал цель и мотивацию выдвигаемых против него требований и обвинений. Это была неприкрытая зависть, которая стремилась под личиной общественных интересов, добиться удовлетворению своих эгоистичных амбиций. Но, мы помним, что в отличие от Кораха, Моше не рвался быть лидером еврейского народа. Ведь некоторое время назад, там, у горящего куста, Богу пришлось его как следует встряхнуть, прежде чем он дал согласие вывести своих братьев, из Египетского плена. Это сказано для того, чтобы понять, что претензии Кораха к Моше, что он захватил власть в Израиле, были надуманные.

И вот, чтобы раз и навсегда решить этот вопрос, Моше предлагает следующий выход:« вот что сделайте: Корей и все сообщники его возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и кого изберет Господь, тот и будет свят». То есть, Моше дал им сутки времени, чтобы они одумались от своих претензий, и раскаялись в них. Поскольку истинность посланника, может подтвердить лишь Тот, Кто его послал, а раз так, то подлинность миссии Моше может подтвердить лишь Сам Бог.  Вот почему Моше ни словом не отвечал на обвинения Кораха.

Возможно, что после этого обращения Моше некоторые из левитов решили отказаться от своих требований и отошли от восставших. По крайней мере мы знаем, что среди прекративших бунт были также и сыновья Кораха. Более того, впоследствии, их потомки упоминаются как видные служители в Храме, как руководили хоров, во время исполняли Псалмов, когда приносились общественные жертвы. Кроме этого, потомкам сыновей Кораха, приписывается и авторство несколько псалмов.

«12 И послал Моше позвать Дафана и Авирона, сынов Елиава. Но они сказали: не пойдем! 13 разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами! 14 привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем! 15 Моше весьма огорчился и сказал Господу: не обращай взора Твоего на приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них». (Чис.16:12-15)

Как уже говорилось, Дафан и Авирон создали свою собственную фракцию внутри заговора Кораха. Ведь основной бунт Кораха был направлен в первую очередь против Аарона как Первосвященника, и лишь косвенно против власти Моше. Но вот, что касается Дафана и Авирона, то они восстали конкретно против Моше.  И поскольку в разобщении они не могли достичь каждый своей цели, то они на время объединили свои усилия с Корахом, по расшатыванию духовного климата в Израиле. Понимая это, Моше хотел говорить с Дафаном и Авироном отдельно от остальных, и послал за ними, но они ответили: «не пойдем … разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед». И в этом отказе, уже идет речь о прямом противостоянии Богу, так как они землю прошлого рабства, назвали «землей, в которой течет молоко и мед».

И вот финал этого бунта:«16 И сказал Моше Корею: завтра ты и все общество твое будьте пред лицем Господа, ты, они и Аарон; 17 и возьмите каждый свою кадильницу, и положите в них курения, и принесите пред лице Господне каждый свою кадильницу, двести пятьдесят кадильниц; ты и Аарон, каждый свою кадильницу. 18 И взял каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и всыпали в них курения, и стали при входе в скинию собрания; также и Моше и Аарон. 19 И собрал против них Корей все общество ко входу скинии собрания. И явилась слава Господня всему обществу. 20 И сказал Господь Моше и Аарону, говоря: 21 отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение. 22 Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество? 23 и сказал Господь Моше, говоря: 24 скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона. 25 И встал Моше, и пошел к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы. 26 И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их. 27 И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с женами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими. 28 И сказал Моше: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]: 29 если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое [постигает] всех людей, то не Господь послал меня; 30 а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа. 31 Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; 32 и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; 33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества».  (Чис.16:16-33)

Сначала вот этот отрывок:« возьмите каждый свою кадильницу, и положите в них курения, и принесите пред лице Господне каждый свою кадильницу, двести пятьдесят кадильниц; ты и Аарон, каждый свою кадильницу».

Короткая память всегда подсовывает медвежью услугу. Ведь еще свежо было в памяти евреев, гибель сынов Аарона, когда они позволили себе по своему усмотрению служить Богу, и погибли. Но они-то были сыновьями Первосвященника, и имели право производить это жертвоприношение. Единственная их ошибка заключалась в том, что они захотели свое служение сделать лучше, чем повелел Господь Бог. И за это поплатились своими жизнями. Вот и приведенном отрывке, каждый пришел со своей кадильницей, со своим огнем, и со своим воскурением, и со своим эгоистическим желанием стать во главе Израиля, игнорируя тот факт, что ИХ БОГ НЕ ИЗБИРАЛ НА ЭТО СЛУЖЕНИЕ.

Есть одно историческая закономерность, которое говорит, что когда неорганизованная толпа докатывается до преступления, то во главе их быстро становится  организованная горстка авантюристов. И на финише событий оказывается, что толпа терпит фиаско, тогда как их организаторы, которые их сбили с пути, подчас остаются безнаказанными. Более того, даже остаются в прибили.

Но это правило работает только в светском мире. Однако оно не «прокатывает» там, где историю делает Всевышний. И именно этот момент, не учли рассматриваемые организаторы этого бунта.

И далее:« И сказал Господь Моше и Аарону, говоря: отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение. Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?»

Демагогия Кораха возымела действие. Он окружил себя людьми, рвущимися к власти, и сумел убедить все слои общества в том, что необходимо установить новый порядок. И Творец решил убрать эту проблему, через тотальное уничтожение бунтующего общества. И только молитва Моше и Аарона остановило этот приговор. Ведь бунт затеял один человек и несколько его сообщников, которые подбили весь народ, присоединится к этому бунту. И Бог вынес свой приговор активиста бунта, и Моше его огласил всему народу. И как только он закончил эту речь:« разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества». В результате чего, всех тех, кто не верил Моше, и считал Кораха правым и был готов продолжать их поддерживать, вышел огонь и сжег всех тех, кто оспаривал исключительное право, данное Всевышним сыновьям Аарона, быть служителями Храма, приносить жертвы и воскуривать благовония. 

«36 И сказал Господь Моше, говоря: 37 скажи Елеазару, сыну Аарона, священнику, пусть он соберет кадильницы сожженных и огонь выбросит вон; ибо освятились 38 кадильницы грешников сих смертью их, и пусть разобьют их в листы для покрытия жертвенника, ибо они принесли их пред лице Господа, и они сделались освященными; и будут они знамением для сынов Израилевых. 39 И взял Елеазар священник медные кадильницы, которые принесли сожженные, и разбили их в листы для покрытия жертвенника, 40 в память сынам Израилевым, чтобы никто посторонний, который не от семени Аарона, не приступал приносить курение пред лице Господне, и не было с ним, что с Кореем и сообщниками его, как говорил ему Господь чрез Моисея». (Чис.16:36-40)

Медные совки людей, пришедших, чтобы воскурить благовония, и погибших от огня, вышедшего из Храма, должны быть превращены в пластины, и этими пластинами покрыли боковые стены жертвенника, расположенного во дворе Мишкана. Они были призваны служить постоянным напоминанием о произошедшем суровом наказании, постигшем тех, кто оспаривал исключительность права священников приносить жертвы и воскуривать благовония в Мишкане. А угли, набранные в совки, следовало отбросить как можно дальше от жертвенника, поскольку это был «чуждый огонь». 

«41 На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моше и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень. 42 И когда собралось общество против Моше и Аарона, они обратились к скинии собрания, и вот, облако покрыло ее, и явилась слава Господня. 43 И пришел Моше и Аарон к скинии собрания. 44 И сказал Господь Моше, говоря: 45 отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение. Но они пали на лица свои. 46 И сказал Моше Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. 47 И взял Аарон, как сказал Моше, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ; 48 стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось. 49 И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву. 50 И возвратился Аарон к Моше, ко входу скинии собрания, после того как поражение прекратилось». (Чис.16:41-50)

Гибель Кораха, большинством общества была воспринята как утрата всякой надежды на то, что Господь смягчится, и отменит сорокалетний приговор. Кроме этого, определенная часть народа была убеждена, что Моше и Аарон не те люди, которые могут решить их насущные проблемы. Потому мы и видим, как раз за разом возникает ропот толпы против Моше и Аарона, а в скрытом виде и против Бога, которые, по мнению толпы, являлись источником всех их бед.

Но обрушившееся на народ наказание показало, что отказ от Моше как от руководителя общества Израилева, и от Аарона как от Первосвященника, равносилен гибели. И в знак того, что Бог всегда будет на их стороне, «облако покрыло Мишкан, и явилась слава Господня». Что касается гнева Бога, то он  был настолько велик, что весь народ мог быть уничтожен. И только когда Аарон «стал он между мертвыми и живыми, … поражение прекратилось». Но и «четырнадцать тысяч семьсот человек» пораженных Богом, говорит сама по себе, насколько сильно общество Израилево было пораженно идеологией Кораха.  

«1 И сказал Господь Моше, говоря: 2 скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; 3 имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их [должны они дать]; 4 и положи их в скинии собрания, пред [ковчегом] откровения, где являюсь Я вам; 5 и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас…. 8 На другой день вошел Моше в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали.9 И вынес Моше все жезлы от лица Господня ко всем сынам Израилевым. И увидели они это и взяли каждый свой жезл. 10 И сказал Господь Моше: положи опять жезл Ааронов пред [ковчегом] откровения на сохранение, в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Меня, и они не умирали. 11 Моше сделал это; как повелел ему Господь, так он и сделал». (Чис.17:1-11)

После всех этих событий, Господь Бог в своем последнем акте, по утверждению Аарона как Первосвященника в Мишкане, приказывает Мошесделать то-то и то-то. И когда Моше положил в Святая Святых Мишкана двенадцать посохов, которые принадлежали главам колен, то в результате расцвел посох Аарона, который и был положен возле Ковчега Завета.Это стало вечным предупреждением всему обществу Израилевому, кого Бог избрал на священническое служение внутри Израиля.

Ну а теперь подведем определенный итог этому бунту Кораха, и почему он стал возможен. Этот бунт, стал следствием бунта разведчиков, в результате которого, мужское население Израиля, старше двадцати лет было осуждено на смерть в течении 39 лет. То есть каждый день, любой из них мог умереть. И вот на волне этого пессимизма, а может и определенного озлобления, клич Кораха показался им спасительным кругом, в результате которого, они хотели свергнуть власть Моше и Аарона, а затем вернуться в Египет, и тем самым как бы скрыться от Божьего суда. Нам не надо забывать, что 210 лет Египетского плена, наложило на них свой отпечаток рабского повиновения сильной личности. А если сюда приплюсовать ораторские способности самого Кораха, и его умением манипулировать настроением масс, то все это и позволило ему добиться успеха в «раскачивании лотки» общества Израилева.

 «8 И сказал Господь Аарону: вот, Я поручаю тебе наблюдать за возношениями Мне; от всего, посвящаемого сынами Израилевыми, Я дал тебе и сынам твоим, ради священства вашего, уставом вечным; 9 вот, что принадлежит тебе из святынь великих, от сожигаемого: всякое приношение их хлебное, и всякая жертва их за грех, и всякая жертва их повинности, что они принесут Мне; это великая святыня тебе и сынам твоим. 10 На святейшем месте ешьте это; все мужеского пола могут есть, это святынею да будет для тебя. 11 И вот, что тебе из возношений даров их: все возношения сынов Израилевых Я дал тебе и сынам твоим и дочерям твоим с тобою, уставом вечным; всякий чистый в доме твоем может есть это. 12 Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба, начатки их, которые они дают Господу, Я отдал тебе; 13 все первые произведения земли их, которые они принесут Господу, да будут твоими; всякий чистый в доме твоем может есть это. 14 Все заклятое в земле Израилевой да будет твоим. 15 Все, разверзающее ложесна у всякой плоти, которую приносят Господу, из людей и из скота, да будет твоим; только первенец из людей должен быть выкуплен, и первородное из скота нечистого должно быть выкуплено; 16 а выкуп за них: начиная от одного месяца, по оценке твоей, бери выкуп пять сиклей серебра, по сиклю священному, который в двадцать гер; 17 но за первородное из волов, и за первородное из овец, и за первородное из коз, не бери выкупа: они святыня; кровью их окропляй жертвенник, и тук их сожигай в жертву, в приятное благоухание Господу; 18 мясо же их тебе принадлежит, равно как грудь возношения и правое плечо тебе принадлежит. 19 Все возносимые святыни, которые возносят сыны Израилевы Господу, отдаю тебе и сынам твоим и дочерям твоим с тобою, уставом вечным; это завет соли вечный пред Господом, данный для тебя и потомства твоего с тобою». (Чис.18:8-19)

Этот отрывок посвящен приношениям евреев в Мишкан, и как оно должно реализоваться. Так, часть урожая, которая должна быть отделена сынами Израиля, должна передаваться священникам, как дар. Но не как милостыня, которая поможет им просуществовать, а как повеление Бога, которое принадлежит им по праву. Примерно так же, как Бог дал в пользование евреям все, что необходимо для их существования.

Кроме этого, части от большинства приносимых в жертву животных, которые считаются собственностью Всевышнего, также переходит в собственность священников. Именно Он разрешает священникам, избранным служить в Мишкане, пользоваться тем, что принесли Ему в дар, из того, что должно быть сожжено на жертвеннике.

«20 И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых; 21 а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания; 22 и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: 23 пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; 24 так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела». (Чис.18:20-24)

Как мы здесь видим, Господь уже второй отрывок диктует непосредственно Аарону о тех задачах, которые стоят перед коленом Левия, когда они войдут в Землю Обетования. Левитам не будет выделен наследный земельный удел при разделе земель Ханаана между всеми коленами. Все сыны Израиля будут жить тем, что им даст земля, а священники будут жить тем, что им будет передано коленами Израилевыми в дар Всевышнему. То есть, десятая часть урожая злаковых и плодов виноградника, а также всех плодов урожая, и десятина от скота, должна была быть передана левитам. При этом еврей сам мог выбрать левита, которому он передаст в дар десятую часть от того, что он собрал со своего земельного надела. Поскольку они, левиты, как было сказано выше, не будут обладать своей собственной землей в достаточном количестве, чтобы имело смысл обрабатывать ее, засевать и снимать урожай или сажать на ней плодовые деревья. Лишь небольшие территории вокруг городов, в которых они будут жить, будут отданы им в удел. Да и то, только для выпаса принадлежащих им скота. А получат они в свое владение 48 городов (Чис.35:7).

 «25 И сказал Господь Моше, говоря: 26 объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, — 27 и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила;  28 так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; 29 из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого. 30 И скажи им: когда вы принесете из сего лучшее, то это вменено будет левитам, как получаемое с гумна и получаемое от точила; 31 вы можете есть это на всяком месте, вы и семейства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собрания; 32 и не понесете за это греха, когда принесете лучшее из сего; и посвящаемого сынами Израилевыми не оскверните, и не умрете».   (Чис.18:25-32)

Если принесение десятины левитам, Бог дает указание через Аарона, то приношение левитами десятины от десятины священникам, Бог дал это указание через Моше. Для того, чтобы никто не посчитал, что это только исходит из желания Аарона. Когда же левиты отдадут десятую часть от десятой части урожая, переданной им сынами Израиля священникам, то все, что осталось в их распоряжении, считается их собственностью и им разрешено пользоваться этим по их усмотрению.