Перейти к содержимому

Недельная глава Бемидбар

(В пустыне)

(Чис. 1:1-4:20)

И так, мы приступаем к исследованию четвертой книги Торы, под названием Бемидбар, что переводится на русский язык, как «В пустыне». Это в ТаНаХе, а в славянских переводах, этот раздел Торы идет как Числа, согласно начальным стихам этой книги: «1 И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: 2 исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно: 3 от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их — ты и Аарон; 4 с вами должны быть из каждого колена по одному человеку, который в роде своем есть главный».(Чис.1:1-4)

И согласно этому стиху, израильтяне пробыли у горы Синай почти один год. За это время, произошло немало событий, как хороших, так далеко и не лучших, связанных с обществом Израилевым:

— выход из Египетского рабства;

— дарование Торы у горы Синай;

— грех «золотого тельца»;

— обустройство Мишкана;

— избрание колена Левия на служение в Мишкане, а Аарона и его сыновей на священство в этом Мишкане;

— празднование второго по счету Песаха.

И вот наконец пришло время собрать лагерь и отправиться в «Землю Обетованную». И не просто отправится, а завоевать её, у тех племен, которые населяли Ханаан. Вот почему Господь Бог дал Израилю повеление «исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, …. от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля». Но без учета колена Левия, поскольку они уже получили «вечное призвание» — от имени Израиля, совершать священнические обязанности пред Богом.

И вот когда исчисление было закончено, то окончательный счет сынов Израиля, от двадцати лет и выше «45 И было всех, вошедших в исчисление, сынов Израилевых, по семействам их, от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, 46 и было всех вошедших в исчисление шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят». (Чис.1:45,46) То есть, несмотря на то поражение Израильтян за грех «золотого тельца», прирост на лицо, даже без учета колена Левия. Наиболее многочисленным оказалось колено Иуды – 74 600 человек. Наиболее малочисленным было колено Вениамина – 35400

И тут всплывает один интересный момент – когда Иаков заходил в Египет, со всеми своими сыновьями, то наиболее многочисленным из его сыновей, было как раз семейство самого меньшего из его сыновей – Вениамина. А наиболее малочисленным было семейством, было семейство Дана – всего один сын. Здесь же мы видим, что количество колена Дана, составило 62700 – то есть почти в два раза больше, чем у Вениамина.

С чем это связано, историки не могут сказать. Единственное, что могло это как-то объяснить, так это то, что было заложено в благословении Вениамина, его отцом Иаковом:« 27 Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу». (Быт.49:27) То есть, особая воинственность этого колена. Но это только как предположение.

Но, кроме исчисления, было определенно, как должны располагаться колена Израилева, вокруг Мишкана. Чтобы не быть громогласными, давайте лучше обратимся к рисунку, по которому можно визуально увидеть всю эту картину:

То есть, 12 колен, были разбиты на четыре тройки, во главе которых были поставлены колена Иуды, Рувима, Эфраима и Дана, как и показано это на схеме. И в таком порядке они двигались по пустыне, и становились лагерем, во время стоянок.

Что же касалось семейств Левия, то они составляли внутренний контур окружения Мишкана. Кроме восточного контура, где стояли шатры Аарона и его сыновей, а также шатер Моше.

 В дальнейшем, Тора ведет повествование о колене Левия:« «1 Вот родословие Аарона и Моше, когда говорил Господь Моше на горе Синае, 2 и вот имена сынов Аарона: первенец Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар; 3 это имена сынов Аарона, священников, помазанных, которых он посвятил, чтобы священнодействовать; 4 но Надав и Авиуд умерли пред лицем Господа, когда они принесли огонь чуждый пред лице Господа в пустыне Синайской, детей же у них не было; и остались священниками Елеазар и Ифамар при Аароне, отце своем». (Чис.3:1-4)

Тут мы видим, примечательный момент — говорится «Вот родословие Аарона и Моше», а перечисляется только род Аарона. А в чем причина? Все дело в том, что Аарон и Моше не вечные. Придет время, и Бог призовет их к себе. И тогда на первое место, как хранители Союза Израиля и Бога, выходят потомки Аарона.

«5 И сказал Господь Моше, говоря: 6 приведи колено Левиино, и поставь его пред Аароном священником, чтоб они служили ему; 7 и пусть они будут на страже за него и на страже за все общество при скинии собрания, чтобы отправлять службы при скинии; 8 и пусть хранят все вещи скинии собрания, и будут на страже за сынов Израилевых, чтобы отправлять службы при скинии; 9 отдай левитов Аарону и сынам его [в] [распоряжение]: да будут они отданы ему из сынов Израилевых; 10 Аарону же и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти». (Чис.3:5-10)

По поручению Бога, левиты определены нести службу в Мишкане, так как это описано в Торе. И хотя левиты должны исполнять свои обязанности от имени священников, это никоим образом не предполагает, что они должны назначаться властью или волей священников. Бог сказал Моше:« приведи колено Левия, и поставь его пред Аароном священником, чтоб они служили ему». Именно по повелению Бога, в обязанность левитов входило охрана Мишкана, и его полное обслуживание. Поэтому, в обязанность Моше входило «привести» левитов, выделив их из народа, и передать их Аарону, со строгим наказом, кто и что из них должен будет делать в Мишкане. Сверх порученного левитам служения, ни Аарон, ни священники, не имели над ними власти.

Ну, хорошо. Это было в прошлом. А насколько все это, касается нас сегодня? Все дело в том, что устройство Мишкан, и порядок служения в нем — это прообраз нашего внутреннего человека. Если конечно, мы не только на словах, но и на деле, являемся последователями нашего Мессии. А если это так, то тогда все должно быть в нас священно, как и вся утварь Мишкана. Ведь недаром сказано в 1 Послании Фессалоникийцев:«3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; 4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести».(1Фесс.4:3,4) Поэтому, приступая к служению «в своем Мишкане», надо научиться подобно левитам, «хранить все сосуды» в чистоте и святости.

«11 И сказал Господь Моше, говоря: 12 вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых; левиты должны быть Мои, 13 ибо все первенцы — Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. Я Господь». (Чис.3:11-13)

Творец не зря напомнил Израилю о первенцах. Дело в том, что до избрания колена Левия, для служения внутри Израиля, священнические обязанности несли первенцы, о чем мы читали в книге Исход:«4 И написал Моше все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых; 5 и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу. 6 Моше, взяв половину крови, влил в чаши, а [другою] половиною окропил жертвенник;». (Исх.24:4-6) Поскольку, в то время, первенец мужского пола в каждой семье обладал преимущественным правом нести священническое служение. Это право сохранялось за первенцами независимо от того, к какому колену или к какому семейству они принадлежали, вплоть до того момента, когда был совершен грех «золотого тельца». А поскольку в грехе «золотого тельца» были замешаны все колена, кроме колена Левия, то вместо первенцев, Бог на священство избрал все это колено.

Но эта передача обязанностей от первенцев к левитам, не предполагает, что первенцы больше не посвящены Богу. Несмотря на передачу священнических обязанностей, они — первенцы — остаются посвященными Богу. Единственная прерогатива, которой они лишаются — это священническая функция служения в Мишкане. Что же касается их положения в семье, то  юридически все остается на своих местах.

«14 И сказал Господь Моше в пустыне Синайской, говоря: 15 исчисли сынов Левииных по семействам их, по родам их; всех мужеского пола от одного месяца и выше исчисли. 16 И исчислил их Моше по слову Господню, как повелено 17 И вот сыны Левиины по именам их: Гирсон, Кааф и Мерари…………………….  38 А с передней стороны скинии, к востоку пред скиниею собрания, должны ставить стан Моше и Аарон и сыны его, которым вверено хранение святилища за сынов Израилевых; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. 39 Всех исчисленных левитов, которых исчислил Моше и Аарон по повелению Господню, по родам их, всех мужеского пола, от одного месяца и выше, двадцать две тысячи».

(Чис.3:14-39)

И снова мы обратимся к схеме, на которой показано расположения семей Левия вокруг Мишкана:

То, что левитов следовало пересчитывать с самого раннего детства — «исчисли сынов Левииных по семействам их, по родам их; всех мужеского пола от одного месяца и выше исчисли» — то есть с того возраста, когда они, если можно так выразиться, доказали свою жизнеспособность, видимо показывает, что их призвание влечет за собой больше, чем просто исполнение перечисленных в этом тексте обязанностей в Святилище. Ибо их нужно пересчитывать вновь, когда они фактически поступают на службу, то есть по достижении тридцатилетнего возраста. Следовательно, тот факт, что их впервые пересчитывают в младенчестве, должен наводить на мысль, что их нужно было готовить к своему служению с самого раннего детства. Поскольку фактически левиты предназначались не только в качестве физической охраны существующего Мишкана, но и как хранителей, распространителей и защитников самого Закона и его соблюдения. Это общее для всех левитов призвание возлагается на каждого левита мужского пола со второго месяца его жизни, и его подготовка к этому должна начинаться с того момента, как только он начинает осознавать свое окружение.

«40 И сказал Господь Моше: исчисли всех первенцев мужеского пола из сынов Израилевых, от одного месяца и выше, и пересчитай их поименно; 41 и возьми левитов для Меня, — Я Господь, — вместо всех первенцев из сынов Израиля, а скот левитов вместо всего первородного скота сынов Израилевых. 42 И исчислил Моше, как повелел ему Господь, всех первенцев из сынов Израилевых 43 и было всех первенцев мужеского пола, по числу имен, от одного месяца и выше, двадцать две тысячи двести семьдесят три. 44 И сказал Господь Моше, говоря: 45 возьми левитов вместо всех первенцев из сынов Израиля и скот левитов вместо скота их; пусть левиты будут Мои. Я Господь. 46 А в выкуп двухсот семидесяти трех, которые лишние против [числа] левитов, из первенцев Израильских, 47 возьми по пяти сиклей за человека, по сиклю священному возьми, двадцать гер в сикле, 48 и отдай серебро сие Аарону и сынам его, в выкуп за излишних против [числа] их. 49 И взял Моше серебро выкупа за излишних против [числа] замененных левитами, 50 от первенцев Израилевых взял серебра тысячу триста шестьдесят пять [сиклей], по сиклю священному, 51 и отдал Моше серебро выкупа Аарону и сынам его по слову Господню, как повелел Господь Моше».  (Чис.3:40-51)

К исчислению сынов колена Левия, брали всех мальчиков, как только они выходили из категории нежизнеспособного плода. То есть, которые достигали возраста в один месяц и выше. И таковых было «двадцать две тысячи». А число первенцев во всем Израиле было двадцать две тысячи двести семьдесят три — таково общее число первенцев в Израиле, которое на 273 превышало число левитов.

Поскольку вместо каждого первенца служение в Мишкане взял на себя один из левитов, оставшиеся 273 первенцев из числа сынов Израиля должны были быть выкуплены. За каждого из них следовало передать священникам, как представителям колена Леви, пять шекелей серебра. Эта сумма соответствует плате, которую закон Торы требует внести в том случае, если человек дал обет пожертвовать в Храм деньги в размере стоимости мальчика до пяти лет.
Но тут имеется, как бы противоречие, которое заключается в том, что число первородных детей мужского пола, определенное в результате переписи, равно 22 273. Это составляет примерно одну двадцать седьмую часть от общей численности мужского населения. Однако это противоречие легко снимается, если вспомнить, что речь идет не о всех первенцах сынов Израиля, а только о тех из них, кому к моменту переписи еще не исполнилось двадцати лет. 

«1 И сказал Господь Моше и Аарону, говоря: 2 исчисли сынов Каафовых из сынов Левия по родам их, по семействам их, 3 от тридцати лет и выше до пятидесяти лет, всех способных к службе, чтобы отправлять работы в скинии собрания. 4 Вот служение сынов Каафовых в скинии собрания: [носить] Святое Святых. 5 Когда стану надобно подняться в путь, Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения; 6 и положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой [шерсти], и вложат шесты его; 7 и стол [хлебов] предложения накроют одеждою из голубой [шерсти], и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния, и хлеб [его] всегдашний должен быть на нем; 8 и возложат на них одежду багряную, и покроют ее покровом из кожи синего цвета, и вложат шесты его; 9 и возьмут одежду из голубой [шерсти], и покроют светильник и лампады его, и щипцы его, и лотки его, и все сосуды для елея, которые употребляют при нем, 10 и покроют его и все принадлежности его покровом из кож синих, и положат на носилки; 11 и на золотой жертвенник возложат одежду из голубой [шерсти], и покроют его покровом из кож синих, и вложат шесты его. 12 И возьмут все вещи служебные, которые употребляются для служения во святилище, и положат в одежду из голубой [шерсти], и покроют их покровом из кож синих, и положат на носилки. 13 И очистят жертвенник от пепла и накроют его одеждою пурпуровою; 14 и положат на него все сосуды его, которые употребляются для служения при нем — угольницы, вилки, лопатки и чаши, все сосуды жертвенника — и покроют его покровом из кож синих, и вложат шесты его. 15 Когда, при отправлении в путь стана, Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести; но не должны они касаться святилища, чтобы не умереть. Сии [части] скинии собрания должны носить сыны Каафовы. 16 Елеазару, сыну Аарона священника, поручается елей для светильника и благовонное курение, и всегдашнее хлебное приношение и елей помазания, — поручается вся скиния и все, что в ней, святилище и принадлежности его».(Чис.4:1-16)

В предыдущей главе была дана заповедь, пересчитать всех предназначенных к Левитскому призванию. Указание касалось всех левитов, от одного месяца и старше.

А сейчас следует исчисление тех левитов, которые обязаны были нести и охранять Мишкан во время странствий. Поэтому вторая отдельная перепись левитов охватывала уже только мужчин в возрасте от 30 до 50 лет. То есть тех, кто на тот момент был обязан в соответствии с законом исполнять работы в Храме.

Правда, в этом отрывке, речь идет в основном о семействе Каафова. Возможно потому, что они были самыми близкими родственниками Моше и Аарона. Кроме этого, на их долю выпадало носить самые священные детали Мишкана.

Но близкие родственные связи, не помешали наладить внутри колена Левия, очень строгую дисциплину, похожую на армейскую. Этого требовало правильное исполнение работ в Мишкане, поскольку любая оплошность, могла повлечь за собой человеческие жертвы.

И так, Ковчег завета, золотой стол для хлебов предложения, Минора, золотой жертвенник, завеса и разные сосуды для жертвоприношений были основной ношей семейства Каафова. Они обязаны были переносить эти сосуды, но не имели права ни смотреть на них, ни прикасаться к ним. Поскольку у Меноры не было шестов, ее нельзя было переносить так же, как жертвенник, стол для хлебов предложения или Ковчег завета. Поэтому Минору упаковывали в ткань, а через ткань пропускали шест, который клали на плечи. 

«17 И сказал Господь Моше и Аарону, говоря: 18 не погубите колена племен Каафовых из среды левитов, 19 но вот что сделайте им, чтобы они были живы и не умерли, когда приступают к Святому Святых: Аарон и сыны его пусть придут и поставят их каждого в служении его и у ноши его; 20 но сами они не должны подходить смотреть святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть».  (Чис.4:17-20)

В предыдущих стихах был заповедано, чтобы сыны Каафова получили священные предметы и несли их лишь после того, как эти предметы были полностью укрыты, чтобы избежать непосредственного физического контакта между святынями и их носильщиками. Им не разрешается даже присутствовать при укрывании этих предметов. Это связано с тем, чтобы они относились к тем предметам, которые несут, не как к физическим объектам, а как к святыням, через которые Бог, проявляется в Мишкане. Вот почему левиты не имеют права присутствовать при упаковке священных сосудов. А на Ковчег Завета не имеют права смотреть даже священники. Они должны опустить завесу, отделяющую Святая Святых от Святого помещения Храма, так, чтобы она полностью закрыла Ковчег завета, стоящий за ней, и только после этого приступить к его упаковке.