Сейчас — как никогда прежде!
Рав Имануэль Шохет, из книги «Mashiach«
Было бы резонно спросить, почему мы, современное поколение, должны заслужить Освобождение. С нашей стороны это могло бы показаться слишком самонадеянным, ведь люди, жившие раньше нас, были куда более благочестивыми и великими, чем мы. Как говорят Мудрецы Талмуда1: “Если предыдущие поколения были как ангелы, мы – не более, чем просто люди; если они были как люди, мы – как ослы!..”
Однако, на самом деле, трудности здесь нет. Во-первых, есть объективное движение времени, которое само приближает нас к приходу Машиаха и постоянно увеличивает потенциальную возможность Освобождения, несмотря на наше несовершенство2.
Во-вторых, сам факт того, что поколения со временем деградируют и условия ухудшаются, из-за чего достигать духовного совершенства становится все труднее, делает даже самую малую добродетель более значимой, как сказано3: «Одно деяние, свершенное в нужде, лучше, чем сотня — в достатке». Значимость действий человека зависит не только от количества достижений, но оно всегда связано со временем и условиями жизни настоящего поколения: “совсем скромная деятельность при жизни этого поколения равняется многим великим мицвот в других поколениях; ибо на долю последних поколений пришлась бесконечно чудовищная активность зла, в отличие от прошлых времен!”4
Более того, зло само по себе не является реальной субстанцией. Это просто состояние сокрытия добра5. Благо и добродетель, с другой стороны, вполне реальны, и обладают качеством постоянства. Добро не исчезает6. Таким образом, все мицвот и добрые деяния прошлого, наши собственные и те, что делали наши предки, никуда не исчезли. И это аккумулирует для нас постоянно возрастающую заслугу. Поэтому поколение наших современников сочетает в себе не только собственную добродетель и заслуги, но также добродетели и заслуги прежних поколений. Говоря словами древней пословицы, “мы подобны лилипуту, стоящему на плечах великана”: хотя лилипут намного меньше великана, благодаря тому, что он стоит на его плечах, он может видеть гораздо дальше. Вот почему именно сейчас – как никогда прежде – мы должны заслужить раскрытие Мошаха!
ПРИМЕЧАНИЯ
- Трактат Шаббат, 112б; см. тж. трактат Йома, 9б и книгу Зогар, III:2а.
2. См. комментарий Петах Эйнайим к трактату Санедрин, 98а.
3. Авот де рабби Натан, 3:6.
4. Рабби Хайим Вайтал, Шаар Агилгулим, гл. 38.
5. См. Нецах Исраэль, гл. 31; ср. с Морэ Невухим, 3:10-12.
6. Шаар Агилгулим, гл. 3-4.
Источник: https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1281467#utm_medium=email&utm_source=145