Перейти к содержимому

Недельная глава Микец

Недельная глава Микец

(По завершению)

(Быт. 41:1-44:17)

Если коротко, то в недельном чтении «Микец», рассказывается о том, как тридцатилетний Иосиф благодаря своей мудрости, которые он приобрел, через трудные испытания, а также своему дару истолкования снов, не только выбрался из тюрьмы, где он оказался по ложному обвинению, но и сделался главным министром при фараоне.

А всему этому, предшествовали два фараоновых сна — семь тощих коров, съевшие семь тучных, и семь тощих колосьев, поглотивших семь толстых, смысл которых не смогли объяснить все маги Египетские. Более того, Иосиф не только растолковал эти сны фараону, но и предложил план, как более бесполезней пережить надвигающиеся испытания, для всего Египта.  И Фараон не только принял это предложение Иосифа, но и «назначил его над всею землею Египетскою».

Это так сказать краткое освещение событий, которые запечатлены в этой недельной главе.

А теперь давайте пойдет подробней, по тексту Торы: «1 По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки…» (Быт. 41:1) По прошествии каких «двух лет фараону снилось» снился сон фараону? Вот после этих событий: «20 На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих; 21 и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону, 22 а главного хлебодара повесил, как истолковал им Иосиф. 23 И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его». (Быт.40:20-23)

Более того, за то, что Иосиф свои надежды, по освобождению его из темницы, в большей степени возложил на виночерпия, а не на Бога, он получил в «довесок», еще два года пребывания в темнице. Но, поскольку Иосиф не оставлял своего Бога, то Последний приготовил ему нечто такое, о чем он и не мог мечтать. Бог использовал его талант разгадывания снов, не только для освобождения Иосифа из темницы, но и в первую очередь, для прославления Своего Имени, среди племен и народов.

И тут мы подходим к рассмотрению узлового момента этой недельной главы: «2 и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; 3 но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; 4 и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон, 5 и заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших; 6 но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; 7 и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и [понял, что] это сон. 8 Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону».

А как же тогда фараон вышел на Иосифа? Все дело в том, что виночерпий, узнав о том, что фараон ищет толкователя своих снов, испугался, что кто-то может донести фараону о том случае, который произошел с ним в темнице. А это могло стать для него концом не только служения фараону, но и концом его жизни.

Поэтому далее написано: «9 И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне; 10 фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей; 11 и снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения; 12 там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением; 13 и как он истолковал нам, так и сбылось: я возвращен на место мое, а тот повешен». (Быт.41:9-14)

Результат этого, стало то, что Иосифа привели к фараону, и он смог дать не только объяснение снов, но и предложить ему план, как пережить эти семь лет голода: «33 И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою. 34 Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской; 35 пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут; 36 и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода».

И как говорит Тора «37 Сие понравилось фараону и всем слугам его. 38 И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? 39 И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; 40 ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя». Иначе говоря, все случилось так, как предсказал Иосиф. И он фактически стал правителем Египта (по сегодняшним меркам — премьер-министром страны).

Наступили семь урожайных лет, на протяжении которых египтяне под руководством Иосифа запасали зерно. И как написано «49 И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета».

P.S. Нужно отметить, что все шесть снов, которые пришлось разгадывать Иосифу, стали как бы «дорожными указателями» на его, Израиля жизненном пути. На пути зарождения особого народа, с помощь которого, Всесильный Бог, поведет человечество, в Эдемское состояние.

Когда период больших урожаев закончился, и наступил семилетние года голода, то он коснулся не только Египта, но и окружающих его народов, в том числе и земли Ханаанской, где проживал Иаков со своими сыновьями: «И увидел Иаков, что есть хлеб в Египте, и сказал Иаков сыновьям своим: зачем переглядываетесь? И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда и купите нам хлеба оттуда, и будем жить и не умрем. И сошли братья Йосефа десятеро, купить зерна в Египте. А Биньямина, брата Иосифа, не послал Иаков с братьями его» (42.1-4).

Достигнув Египта, братья пришли к Иосифу, по той простой причине, что отпускать зерно иноземцам, чиновники могли только по его персональному разрешению. Естественно, что братья не могли узнать в этом Египтянине своего брата. Во-первых, потому, что прошло 22 года после их «расставания». А во-вторых, перед ними пристал второй человек Египта, облаченный властью, почти как фараон. Поэтому и одет он был соответствующим образом.

И так, братья не узнали Иосифа, а он не торопился им открыться. Более того, он устроил братьям «игру в кошки-мышки», обвинив их в том, что «говорил с ними сурово и сказал им: … вы пришли высмотреть наготу земли сей». В результате «допроса с пристрастием», братьям пришлось этому Египтянину, выложить всю историю семьи Иакова. После чего, Иосиф отпустил братьев домой, но с условием: «18 И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога: 19 если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших; 20 брата же вашего меньшого приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали».

Что же касается: «один брат из вас», то это был не кто иной, как Симеон, поскольку именно он был инициатором убить Иосифа, 22 года назад. Каким образом Иосиф прознал об этом, Тора прямым текстом не объясняет. Но, есть апокриф «Заветы 12 Патриархов» (первый век до нашей эры), где можно встретить более подробное описание братьев, о их благих, и не очень благих делах. В том числе, там раскрывается процесс продажи Иосифа в рабство.

И так, можно понять Иосифа, почему он оставил заложником одного из братьев. Чтобы посмотреть, придут ли остальные братьев за ним несмотря на то, что их подстерегала, как им казалось, опасность.

Подведем короткий итог, этой недельной главы. На уровне зарождения еврейского народа, Иосифу предстоит, путем жестких мер «свести братьев в один сноп». Не «раздавить» их жесткой удавкой, а путем проведения их через различные испытания, показать, что они и есть те «звезды», которые должны поклонится, в первую очередь не Иосифу, а Всевышнему Богу, который избрал Иосифа, в качестве проводника своего плана, не только касательно Израиля, но и всего человечества.

Но, прежде братьев, Бог посылает эти самые испытания Иосифу, чтобы он, преодолевая их, закалил свой характер, и смог стать тем проводником планов Бога, которого мы и видим в предложенных нам Торой повествования. Кроме этого, в богословии Иосиф признается одним из тех «семи пастухов» Израиля, благодаря которым в этом мире проступили следующие Божественные качества: Милость (Авраам), Суд (Ицхак), Красота (Иаков), Великолепие (Аарон), Вечность (Моше), Основа (Йосеф) и Царство (Давид).

Кстати, забегая вперед, Иосиф не только признается прообразом Мессии (в равной степени, как и Давид), но и являет собой образ Праведника, о качестве, котором Бог говорил еще в самом начале сотворения мира «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему». Иосиф признается праведником также и потому, что он явился избавителем своих братьев, а через них, и избавителем всего тогдашнего мира.

И еще один момент — в заключении давайте рассмотрим такой болезненный вопрос, как «Почему у евреев, внутри их общины, нередко их благие намерения, заканчивалось провалом?» Продажа Иосифа; грех «золотого тельца»; бунт разведчиков; восстание Кораха и его союзников; блуд с Моавитянками, неоднократный уход в идолопоклонство; и так далее.

Давайте это рассмотрим на примере имплантатов (чужеродные предметы). Когда телу мешает чужеродный предмет, то оно его сначала изолирует, а затем отторгает. Это может быть заноза, или какой-нибудь пересаженный орган. И чем менее совершенен имплант, тем меньше шансов, что он выполнит свою функцию. Но даже подходящее на 99,9% сердце, в конце концов, обязательно будет отторгнуто.

А евреи не имплантаты. Они просто люди, со всеми вытекающими от сюда, человеческими качествами. И даже то, что они созданы Богом, и заключили с Ним обоюдный Синайский Союз, как особый народ, и 99,9% как бы совместимы между собой, тем не менее, достичь совместимости между собой, подчас становится проблематично. Не говоря о их совместимости с другими народами и племенами.
Да, на своей, обещанной Аврааму, земле Ханаана, еврейство Израиля, стали одним коллективным всемирным Иосифом. И что от этого? Израилю стало легче? Да нет, труднее. Дважды — при Первом Храме и при Втором — они блестяще провалились, по собственной вине «за неповиновение Завету с Богом».

Но и другой их путь «быть, как и другие народы» показал себя несостоятельным даже тогда, когда евреи были самые что ни на есть замечательные гражданами тех стран, куда они в процессе рассеивания осели. Они все равно были «инородным телом», на фоне других культур.
Сегодня Израиль, получил очередной шанс для исполнения Божьей воли – есть страна Израиль, на той земле, что обещал Господь Бог. И теперь только от этого народа зависит, его будущее.

Более того, и будущее других народов, напрямую зависит от того, насколько полно Израиль будет исполнять волю Всевышнего. Но, это уже, в большей степени, разговор будущих разборов.