Мы, с Божьей помощью, продолжим изучать книгу Теилим. Сегодня мы поразмышляем, изучая четвёртый псалом.
Многие исследователи и комментаторы видят в этом псалме вечернюю молитву, среди прочего мы поймём, почему это так. Начнём с первого стиха:
«Ламнацеах бингинот мизмор леДавид».
Впервые мы сталкиваемся с тем, что в псалме есть какое-то техническое указание по поводу его исполнения. «Ламнацеах» это «дирижёру» или «начальнику хора». «Минацеах» – тот, кто управляет хором, тот, кто дирижёр оркестра. И ещё одно значение слова «минацеах» — «победитель». Ещё одно значение – «делающий вечным» (от слова «нецах» – «вечность»). «Ницахон» — «победа», «линоцеах» — «управлять», «дирижировать». Такое многозначное слово. «Би—нгинот» — это струнные инструменты. Таким образом псалом начинается с того, что дирижёр получает указания сопровождать исполнение псалма струнными инструментами. И далее мы читаем, что это «мизмор леДавид», то есть «радостная песня». Теперь несколько слов о победе.
В человеке всегда идёт внутренняя борьба, борются два начала: злое и хорошее. И, конечно, то одна, то другая сторона побеждает. Мы хотим, чтоб побеждала хорошая сторона. Когда мы гневаемся и настроены злобно, мы должны радоваться, что наша злоба и наш гнев смиряются. И это называется «ницахон» — победа. Есть комментарии на этот первый стих, что он о прославлении победителя (ведь можно это понять как «победителю — псалом Давида»). Кто такой победитель? Рав Кахана от имени Раби Ишмаэля говорит, что Давид воспевает тех, кто его победил. Качества Всевышнего не похожи на качества человека. Когда кто-то побеждает человека, тот грустит. Мы читаем в 106 псалме, когда Моше уговорил Всевышнего не истреблять народ: «И сказал Он, что истребит их, но Моше, Его избранник, вступился за народ, чтобы отвратить Его истребляющую ярость». Моше отвратил ярость Всевышнего, дерзновенно и условно можно сказать, что переспорил Всевышнего; и Всевышний в Писании хвалит его и называет Своим другом. Когда мы можем победить свою ярость, свой гнев, это наша победа над самими собой, а, может быть, победа божественного над человеческим в нас. Тогда человеческое в нас проигрывает. И этому можно воспеть песнь.
Давид продолжает и говорит:
«Бекаръи, анени Элойhей цидки», или «когда я воззову к Тебе, отвечай мне, Господь праведности моей» (или «Господь справедливости моей»).
Слова «цедек» и «цидки» связаны напрямую со спасением. Когда мы говорим: «Господь справедливости»,- мы можем сказать и: «Господь спасения моего». Например: «Кропите небеса сверху, и тучи пусть прольют справедливость, раскроется земля и принесёт спасение и праведность, произрастёт разум» (Исаия 45:8). Здесь плод справедливости — спасение. Мы читаем также, что «и нет Бога кроме меня, Бога справедливого и спасающего, кроме меня». Бог справедливый и спасающий. Качества, вытекающие одного из другого. Бог моей справедливости — это Бог моего спасения.
«Бацар, hирхавта ли» («когда мне было узко, ты расширил мне»). «Через беды мои, через мои страдания я поднимаюсь к чему-то большему. Я согрешил с Беершевой, это было ужасно; и Ты провёл меня через многочисленные наказания и исправления, но после этого ты поднял меня, и родился Шломо». В 118 псалме 5 стихе мы читаем похожую мысль: «Из теснины бед воззвал я к Господу, в ответ вывел меня Господь на простор».
Есть ещё одна интересная мысль, о которой говорят мудрецы здесь, и она связана с шофаром. Когда человек трубит в шофар, звук входит в узкий вход, а выходит через широкий. От этого и звук раздаётся. Это как призыв вернуться, призыв тому, кто находится в беде; это — как получить расширение. Возвращение к Торе и обращение к Всевышнему дают простор на выходе из беды. И поэтому мы читаем дальше:
«Ханени, ушма тфилати». «Помилуй меня, услышь молитву мою».
На первый взгляд, это странно, потому что сначала Давид говорит: «Ответь мне»,- а потом говорит: «Услышь молитву мою». Было бы логичнее сказать наоборот. Сперва «услышь», потом «ответь». Но именно потому, что Ты даёшь мне простор из беды, потому, что Ты милуешь меня, моя молитва, словно проходя через шофар, усиливается. Господь придаёт ей усиление, молитва эта звучит громче через этот божественный усилитель.
В третьем стихе Давид начинает обращение к тем, кто его стесняет, кто доставляет ему скорбь. Он говорит:
«Бней иш, («сыновья мужа») ад мех води лихлима («сколько ещё будет слава моя позором») теэhавун рик («будете любить пустоту») тевакшу хазав сэла» («и будете просить пустое, будет просить обманы, мираж»).
«Бней иш» — очень интересное выражение. В отношении него есть противоречивые мнения комментаторов. Одни говорят, что «бней Адам» — это знатные люди, а «бней иш» — простые люди. Другие говорят, что это обратная параллель, что «и простые и знатные вместе, и богач, и бедняк». В 62 псалме: «Только дымка — сыны человеческие, только видимость — род человеческий. На весы их положить, — дымка все они вместе». Можно понять это по-разному. «Уважаемые мои, дорогие мои, бней иш, сколько вы можете меня позорить, сколько вы можете бесславить меня? До каких пор вы не поймёте, что всё это напрасно?»
Интересная параллель с выражением «бней иш» («сыновья мужа») и именем Давида — «бен ишай». Когда еврей оскорбляет кого-то или выражает пренебрежение кому-то, он называет его не по имени, например «тот человек» или «тот самый». Например, обратим внимание на диалог Шаула и Йонатана в первой книге Шмуэля. «И было во второй день месяца, оказалось незанятым место Давида. И сказал Шауль Йонотану, сыну своему: «Почему не пришёл бен ишая ни вчера, ни сегодня к трапезе?» И отвечал Йонатан Шаулу: «Отпросился у меня Давид в Бейт — Лехам, и сказал: «Отпусти меня, ибо семейное пиршество у нас в городе, и брат мой призвал меня быть там; а теперь, если нашёл я благоволение в очах твоих, сбегаю я и повидаюсь с братьями моими».
Обратите внимание, Шауль называет Давида пренебрежительно («бен ишай»), а Йонатан называет его по имени. Дальше «воспылал гнев Шауля на Йонатана, и сказал он ему: «Сын дерзкой женщины (это очень страшное ругательство, сложно подобрать русский аналог), разве не знаю я, что ты предпочёл бен ишая, на позор себе и на позор наготы матери твоей?» Тут ещё более страшное ругательство. В разговоре своём Шауль даже не называет имени Давида, он называет его «бен ишай». Во множественном числе «бней ишай» это очень похоже на «бней иш». Вы называете меня «бен ишай» презрительно, я вас называю «бней иш», возможно, в качестве «уважаемые», где это обращение, вероятнее всего, — игра слов с определённой иронией. Но суть в том, что «доколе вы пытаетесь пренебрегать мною, доколе вы не поймёте, что это пустота?»
«Удеу, ки hифла А-дойной хасид ло». «Не знаете вы, что Господь оказал милость хасиду», (или «благочестивому»). Хасид связано со словом «хэсед» — «божественная милость», «божественная любовь». Это тот, кто познал божественную любовь и передал её дальше. Его Господь отделил. Фразу «ки hифла А-дойной» можно понять, как «Господь отделил». Мы читаем в книге Исход (11 глава): «У всех же сынов Израилевых не пошевелит пёс языком своим ни на человека, ни на скот, дабы вы знали, что Ашем делает различие между египтянами и Израилем». Вот это «делает различие» — оно «hифла», тот же самый глагол. Господь выделяет хасида так, что даже на имущество хасида, даже на то, что связанно с хасидом, распространена защита Господа. Как собаки не лаяли даже на скот евреев, так же и имущество хасида находится под защитой. В 31 псалме мы читаем: «Благословен Господь, который явил мне дивную милость». «Эфлали хэсед» — почти то же самое слово, чуть разное написание. И некоторые комментаторы говорят, что возможно, Давид говорит о великой милости, которая ему явилась. Но более вероятно всё же, что Давид говорит о том, что праведника, хасида, Господь выделяет; что того, кто является проводником Его любви, Он услышит и ответит ему.
Пятый стих вызывал много сложностей с переводом. Настолько много, что даже пытались переставить в нём местами слова.
«Ригзу веаль техетау,сердитесь», или «гневайтесь, но не грешите». Сразу же, наверное, вспоминается «гневаясь, не согрешайте» и «солнце да не зайдёт над вами во гневе вашем». Давид продолжает: «Имру вильвавхем, аль мишкавхем, ведому сэла». «Говорите в сердце своём, на ложе своём и замолкайте». Что, по сути, он говорит? «Когда гневаетесь, не грешите. Скажите всё в сердце своём, на ложе своём и замолчите».
Раби Иешуа Бен Леви говорит, что недостаточно, если человек скажет последнюю молитву «Шма» в синагоге. Когда ты ложишься, ты должен говорить молитву «Шма». Традиционно молитва «Шма» — вечерняя последняя молитва, которую человек читает перед сном. Это молитва о единстве Бога, о том, что всё, происходящее в мире, происходит от Него, и нет ничего, что произошло бы без Него. И, как часть осознания этого единства, человек должен перед сном простить всех тех, кто его обидел. Каждый еврей каждый вечер читает перед сном вот такую молитву:
«Владыка мира! Ты — мой свидетель, что я прощаю тех, кто прогневил и злил меня, и тех, кто согрешил против меня как по отношению к моему телу, так и по отношению к моему имуществу, по отношению к моему достоинству и всему, что у меня есть. Как от безысходности, так и преднамеренно, как случайно, так и специально, как словом, так и делом. Каждому сыну Израиля, для того, чтобы ни один человек не пострадал из-за меня. Да будет воля Твоя, Господь, Бог мой и Бог отцов моих, чтобы я не согрешил более. Всё, чем я согрешил перед Тобою, сотри в милости Твоей, но не через муки и страшные болезни. Да будут угодны пред Тобой речи уст моих и помыслы моего сердца. Господь — Создатель мой и Спаситель мой».
Каждый еврей читает такую молитву перед сном. Нельзя отойти ко сну, не простив кого-то. Давид говорит: «Доколе вы меня не отпускаете, доколе видите меня вне вашего мира, доколе вы враждуете против того, что Господь делает? Оставьте свой гнев на ложах ваших. И, примирившись в смирении, «Зивху зивхей цедек, увитху эль А-дойной», то есть принесите жертвы и поверьте в Господа. Благодарите за то, что Всевышний сделал для вас, благодарите за то, что с вами происходит, разглядите Его руку в вашей жизни, поблагодарите и положитесь на Него, перестаньте враждовать со мной ради небес или ради себя. Победите себя, победите своё злое начало».
Один из комментаторов так толкует понятие «гневайтесь и не согрешайте»: «Поднимайте своё доброе начало на своё злое начало, возмущайтесь на свой гнев, деритесь со своим гневом, чтоб вам не согрешить». Невозможно служить Всевышнему в гневе, находясь во вражде с кем-то из людей. Враждовать нужно с собственной греховностью, с собственным злом, с собственным непониманием целостности мира.
«Рабим омрим, ми яръэну тов, неса алейну ор панеха А-дойной». «Многие говорят: «кто покажет нам добро?» Обрати к нам Лицо Своё, Всевышний». Многие переводят это в значении «испытай нас», но речь идёт не об испытании, а как о благословении священников сказано, что «обратит Господь лицо» или «улыбнётся тебе Господь», если уж совсем по-простонародному. «Обрати на нас лицо, Господь, посмотри на нас с милостью, кто нам даст добро? Благослови нас». Слово «добро» можно понять как: «Каков человек, жаждущий жизни, стремящийся к долголетию, чтобы увидеть благо, добро». Здесь можно понять, что «добро» — это жизнь, долголетие, все удовольствия жизни. «Добро» это, также, и «дождь». Это незнакомо для человека, который живёт вне Израиля. Понятие «дождь» говорит о том, что Всевышний управляет землёй в нужные сроки, что земля Израиля находится в гармонии с Всевышним. Очень часто в Писании говорится об отношениях с Всевышним, говорится о том, что дождь – индикатор этих отношений. Дождь вовремя — это дождь, который показывает, что у народа и Всевышнего мир. Даже радуга, появляясь во время дождя, показывает, что у народа со Всевышним мир. В книге Второзакония, 28: «Откроет Господь для тебя сокровищницу Свою добрую («тов» — благо), чтобы дать дождь земле твоей в своё время». Вот вам связь блага и дождя. Или у Иеремии (5 глава) : «И сказали в сердце своём: «Убоимся Господа, Бога нашего, который даёт нам дождь ранний и поздний вовремя, недели, предназначенные для жатвы, хранит Он нас. Преступления ваши отвели это и грехи ваши лишили вас этого добра». Добро — это когда Всевышний даёт нам дожди ранние и поздние, когда Он заботится о наших нуждах.
Люди замышляют революцию против Давида, думают, что с новой властью будет лучше, гневаются на него, и Давид говорит: «Сколько вы будете меня унижать? Неужели вы через это возвыситесь и придёте к Всевышнему? Поймите, что праведного выделяет Бог. Не только меня Он выбрал, потому что я – проводник любви Божьей в этом мире, но и вас Он изберёт, если вы принесёте ему жертвы, если вы простите всех ближних и дальних, если вы обретёте с Ним мир. И тогда в вашей жизни всё будет происходить вовремя».
И когда это произойдёт, говорит Давид, «Натата симха велиби, меэт деганам ветирошам рабу».
«Натата симха велиби» — «дал Ты радость в сердце моё, больше, чем злаки их и виноградники их». Оттого что у них ест добро, если они обратятся к Всевышнему и получат это добро и обеспечение Всевышнего, то радость моя будет больше, чем они сами радуются своему хлебу и вину.
И Давид заканчивает этот псалом:
«Бешалом яхдав, эшкева веишан, ки ата А-дойной левадад лаветах тошивени». «В мире с Ним, я пойду спать. И буду спать, ибо Ты, Господи, Один тот, кто вернёт меня к Себе». Когда человек раскаивается и просит прощения, он, возможно, получает прощение, но грехи удаляют человека от Всевышнего. Отказ от грехов перестаёт удалять, но нужна ещё готовность жить с Всевышним и желание вернуться к Всевышнему. И Он приближает человека к себе. Давид говорит: «Если я примирился с Тобою, я иду спать, потому что я знаю, что Ты теперь не дашь мне отпасть, Ты меня всегда будешь возвращать и хранить мою близость к Тебе». Это конец четвёртого псалма.
Святой и Благословенный благословит тех, кто изучает Его Тору, ищет Его лица, учится прощать и ищет прощения. Тех, кто служит Всевышнему, посвящает себя изучению Его слова и исполнению Его заповедей, и тех, кто только встаёт на этот путь. Благословит вас и дома ваши, ближних и дальних ваших, жён и мужей, родителей и детей, друзей, соседей, города и страны ваши. Благословит всех, кто с вами, даст исцеление нуждающимся, даст пропитание нуждающимся в пропитании, пребудет с каждым из вас. Святой и Благословенный благословит тех, кто поддерживает моё служение молитвенно, материально или трудом. Будьте благословенны.