Недельная глава Толдот
(Порождение)
(Быт. 25:19-28:9)
Центральная тема, этой недельной главы, повествует нам о истории семьи Ицхака и Ривки, и его соперничающих братьев — Исава и Иакова:« И молился Ицхак Господу о жене своей, потому что она была бездетна; и Господь выполнил просьбу его, и зачала Ривка, жена его. И толкались сыновья в утробе ее, и она сказала: если так, то зачем же я? И пошла вопросить Господа. И сказал Господь ей: два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся; и народ от народа крепнуть будет, и больший будет служить младшему». (25.21-23)
В конфликте Иакова и Исава мы сталкиваемся с противостоянием, уходящим своими корнями уже в материнскую утробу. Из чего, можно прийти к выводу, что конфликт этот был создан самим Создателем, а не издержками человеческой обыденности.
Для соперничества между братьями всегда легко найти повод, и если Всевышний решил придать этому соперничеству дополнительное напряжение, то есть, если Он решил столкнуть братьев уже в самом акте рождения, то значит, именно на их соперничестве Он построил свои дальнейшие планы. Иначе говоря, «святое» и «будничное» должны были по-настоящему взаимоопределиться, как раз на этапе, поколений близнецов Исава и Иакова.
Но, почему Тора, еще до рождения, «демонизирует» Исава, усматривая в нем прежде всего «нечистое начало». И в чем разница противостояния между Исааком и Ишмаэлем, и Иаковом и Исавом? Дело в том, что Ишмаэль, сын Авраама, о котором Бог сказал «в доброй старости будешь ты погребен», у могилы отца, примирился с Исааком, и признал за ним первородство. А вот в случае противостоянии Иакова и Исава, мы этого примирения не находим.
Кроме этого, комментаторы Торы, видят в Исаве, полную противоположность Иакова. Вспомним, как Исав, вполне спокойно, за миску похлебки, продал свое первородство: «29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. 31 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. 32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? 33 Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. 34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородством». (Быт.25:29-34)
И с этой позиции, давайте подробней разберем этот отрывок, поскольку он в полноте характеризует то, к чему тянуться каждый из братьев. И так, мы видим, что в описанный момент, родителей в доме нет, иначе почему Иаков занялся приготовлением пищи. Комментаторы говорят, что в этот момент, Исаак и Ривка находились на похоронах Авраама, что подтверждает приготовленная Иаковом траурная пища — чечевичная похлебка. Сам же Иаков, находится в шатре, и соблюдает правила траура — молитвы по своему умершему дедушке.
Исав же, в это время развлекает себя охотой на дичь. И это во время траура по ближайшему родственнику. Вернувшись же с охоты голодным (возможно, она была не удачная), он просит брата дать приготовленную им похлебку. Иаков предлагает пищу Исаву, в обмен на первородство. Тот с легкостью соглашается и «он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство».
Так в чем суть поступка Иакова и Исава? Обратимся вот к этому стиху: «27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах».
Что значит «стал Исав человеком искусным в звероловстве»? Мы уже где-то встречали подобную характеристику человека: «8 Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле. 9 Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говориться: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом». (Быт.10:8,9) То есть, и Исаву, и Нимроду нравилось убивать. Ну, примерно, как это в свое время, нравилось Лемеху, отцу Тувал Каину. Не потому, что они и их семьи голодали, и надо было как-то прокормится. У них была внутренняя потребность видеть кровь живых существ, которых они поражали. А может быть и людей….
Что же касается младшего брата Исава, то «Иаков был человеком кротким, живущим в шатрах». Чтобы полнее понять значение этого предложения, нам опять надо вернуться немного раньше к повествованию Торы, которая говорит:«26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов;….27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; …». (Быт.9:26,27) Жить «в шатрах Симовых», значит «благословлять Господа Бога». Чем, собственно, и занимался Иаков.
Хотя именно Исаву предназначалось это служение, поскольку в то время, именно первенцы были призваны на это служение. Но Исав пренебрег этим служением. Более того, его слова «вот, я умираю, что мне в этом первородстве», говорят, не сколько о том, что он реально умирает от голода, сколько о том, что он не только отверг свое служение Единому Богу, но и подверг сомнению, дальнейшую жизнь человека, в Царстве Бога, после своей кончины.
Кроме этого, пусть нам не покажется, что продажа первородства за похлебку, была сиюминутным эпизодом, во взаимоотношениях с братьями. Вероятней всего, эта сделка явилась результатом длительных дебатов между братьями, на эту тему. А последующие слова Исава «не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза», еще раз говорят, что первородство Иаков получил заслуженно, хоть и не совсем честным путем, когда Исаак благословлял его.
И все бы ничего, но эта первая сделка Иакова с Исавом осталась между ними, как бы в тайне, что и сыграла потом немаловажную роль в последующей судьбе, как Иакова, так и Исава: «1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. 2 Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; 3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, 4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру». (Быт.27:1-4)
То есть, исходя из приведенного выше отрывка, Исаак ни сном, ни духом не знает, что Исав продал свое первородство Иакову, и поэтому отец братьев, настроился на то, чтобы благословить Исава молитвой первенца. Хотя уже к тому моменту у Исава зримым образом проявилось безразличие к вере отцов, которая обозначилась хотя бы вот в этом поступке: «34 И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; 35 и они были в тягость Исааку и Ревекке».
А ведь еще Авраам предупреждал:«2 И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое 3 и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу». Поскольку племена Хананейские были крайне развращены в идолопоклонстве, и были замечены даже в человеческих жертвоприношениях. И что интересно, Ривка уход Исава в идолопоклонство, чувствовала гораздо сильнее, чем её муж.
Но, вернемся к вышеприведенному отрывку. Когда Ривка узнала, что хочет сделать Исаак, то она решила взять ситуацию в свои руки. И не смотря на протест Иакова, таки сделала искусно подмену сыновей, в результате чего: «18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? 19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. 20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. 21 И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? 22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. 23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его 24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я. 25 [Исаак] сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. [Иаков] подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил. 26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. 27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; 28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; 29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!». (Быт.27:18-29) Иначе говоря, пусть и обманным путем, но таки благословение первенца, получил тот, кому оно и должно было принадлежать законным способом.
Но, понимал ли Исаак. кто стоит перед ним? Сложно сказать. Если судить по последующим его действиям, то вероятней всего — отчасти да. Почему можно прийти к этому выводу? Давайте посмотрим на то благословение, которым Исаак благословил Иакова, перед тем, как тот пошел в Харан, к брату Ривки — Лавану:« 1 И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; 2 встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; 3 Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, 4 и да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!» (Быт.28:1-4)
Что же еще повлияло на решение родителей, отправить Иакова, искать жену, среди родственников Авраама: «46 И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?» (Быт.27:46) То есть, не только заповедь Авраама, касательно жен из Хананейских, но и практический опыт того, что Исав, ввел в дом родителей язычниц, которые пренебрегали верой родителей мужа, была тому причиной. Как в прочем и он сам, не скрывал пренебрежения к их поклонению Единому Богу.
Видя это, Исав «8 И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его; 9 и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх [других] жен своих». Что повлияло на этот выбор Исава очередной жены? Поскольку Ишмаэль тоже как бы поклонялся Богу Авраама, то породнившись с ним, Исав как бы заглаживал перед родителями, свою вину, лишь бы любым путем понравится им.
Что касается Иакова, то перед тем, как он отправился в путь, мать наказала ему:« 41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего. 42 И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя; 43 и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран, 44 и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, 45 пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?» (Быт.27:41-45)
Так, в чем же заслуга Иакова, по отношению к старшему брату Исаву? Дело в том, что заслуга Иакова заключается не в купле за бесценок первородства у брата, а в том, что для него первородство (то есть имя и дело родителей) было важным, а для Исава, ценность первородства, была не дороже миски похлебки. Кроме этого, Исав берет себе в жены двух хиттиянок-идолопоклонниц, в дом отца своего, несмотря на недовольство родителей, а Иаков ждет возможности найти себе жену из своего рода.
Да и покупка первородства, как и кража благословения, по тем временам не была особым преступлением. Это сказано не для того, чтобы «обелить» Иакова, а для того, чтобы мы могли понять, что если бы история с первородством не была нарушена Иаковом, то история всего человечества, могла бы пойти совершенно другим путем.
Да, Бог мог бы в любом случае, найти замену Исаву, дабы беззаконие не приняло форму Закона. Но, как мы уже говорили раньше, Бог видит историю человечества от самого начала, до конца. Хотя выражение «конец», относительно человечества, мягко говоря, не приемлемо. Поскольку Всевышний Бог, сотворил все видимое нам мироздание, «не на пять минут», а навечно.
Что же касается судьбы каждого персонального человека, то в плане Божьем, никто просто так не появляется в этом мире. Это касается каждого из нас, а также и двух братьев, которым посвящена эта недельная глава.
То есть, по его шкале далеко идущих планов Бога, история с покупкой первородства, не выглядит сиюминутным эпизодом, а как еще одна грань, по возвращению всего человечества в Эдемское состояние. Вот с каких позиций, надо судить поступки людей. В том числе и собственных поступков.
Что касается Иакова, то у него мы можем поучиться целеустремленного служению Всевышнему Богу, и заботе о будущих поколениях.
Кстати, о слове «кроткий», которое встречается при характеристике Иакова. Нередко под этим подразумевается этакий тихоня, замкнутая сама в себе личность, как бы «сам себе на уме». На самом деле это слово несет в себе куда более цельное значение. Смотрим как это описывается в книге Иова: «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла». То есть, человек полный, целый, совершенный, непорочный, искренний, чистосердечный.
Вот ещё переводы слова в современном иврите: «цельный, честный, искренний, наивный, простодушный, доверчивый»! Да и Иешуа, в Евангелии от Матфея, сам себя охарактеризовал, как человека кроткого: «29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Матф.11:29) Иначе говоря, Слово Бога показывает нам, что внук Авраама, еще до всех событий, был поставлен в один ряд со своим дедом, и Ноем, Иовом и Давидом, великими праведниками всех времен. Кстати, и в новозаветных посланиях, мы можем найти эти характеристики сынов Исаака: «11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило 12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, 13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». (Рим.9:11-13)
И так, задолго до рождения Исава и Иакова, Бог определил их судьбу. Все дело в том, что, избирая Иакова, и отвергая Исава, Всевышний основывался на своем знании предстоящих событий и решений, которые совершат братья. Божье избрание, всегда основывается на Его всезнании. Но, при этом, человек не лишается свободы выбора.
Как и написано: «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал» (Римлянам 11:2). Когда человек живет без цели, ясной и достойной его бытия, он неизбежно будет прожигателем жизни, подобно Исаву. Вот таков краткий разбор, этой недельной главы.