Недельная глава «Лех леха»
(Иди себе)
(Быт. 12:1-17:27)
Сначала небольшая справка: Аврам родился в 1948 г. от Сотворения мира. Согласно тексту Торы, он рано стал задумываться над тем, как возникло окружающий его мир. Кстати, чаще всего приходят к принятию Единого Бога и большинство тех, кто также ищут ответ на этот важный вопрос, именно таким путем.
Тора не упоминает нам, как он окончательно пришел к познанию Всевышнего Бога — сам ли он, или имел связь с теми, кто уже знал ответ на этот вопрос. Ведь тогда еще жили последователи Единого Бога — Ной, Сим и Эвер. И это только те, имена которых мы встречаем в библейском тексте. А сколько еще было праведников, о которых Тора, в силу своего предназначения, не говорит?
Но, тут может возникнуть и другой вопрос — если кроме Аврама, в бытность его жизни, у Бога были и другие праведники, то почему выбор, для зарождения особенного народа, пал именно на Аврама? Вариантов ответов за все время существования, письменного текста Писания было масса. И подчас одна версия, нередко противостояла другой. Но, ответ может скрываться вот в этой фразе Творца: «Мои мысли, не ваши мысли». Поэтому, нам надо просто принять этот факт, как самый правильный выбор Всевышнего Бога, независимо от того, понимаем ли мы суть этого, или нет. В будущем, если Всесильный Бог, по великой милости Своей, примет нас в свое Царство, то там мы возможно и получим полный ответ на этот вопрос, как, впрочем, и на многие другие вопросы, которые мы не можем до конца познать, находясь в этом мире.
А сейчас, после вот такого вступления, давайте обратимся непосредственно к разбору повествования этой недельной главы. И начнем с самого начала: «1 И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. 2 И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением. 3 И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные». (Быт.12:1-3)
Этот отрывок, можно назвать основополагающим, не только для будущего еврейского народа, но и для всего человечества. Поскольку в нем, в сжатом виде, заложена программа на возвращение всего человечества в Эдемское состояние: «благословятся тобой все племена земные». И это не пафосное заявление, а реальная Божья программа действий для людей, по обновлению человечества, которую Всевышний, начал излагать через своих праведником. И так, Творец природы и человечества, дал Своим праведникам, способность вступать с Ним в прямой диалог, чтобы они, через это, могли указать и другим путь жизни.
Что же касается фразы: «уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе», то в этом повелении, в первую очередь, мы видим испытание для самого Аврама. Почему испытанием? Чтобы это полнее себе понять этот момент, то давайте себя поставим на место Аврама. У нас идет размеренная, со всеми удобствами, устраивающая нас жизнь, без всяких излишних забот. И тут «вдруг», откуда ни возьмись, поступает «команда» «уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца». И сразу возникает вопрос — кто бы из нас, без раздумий, «взяв под козырек», поспешит исполнить этот приказ? Притом «идти туда, не знаю куда»?
Переезжать нелегко даже сегодня, когда к нашим услугам машины, корабли, и самолеты. А что же говорить о тех давних временах — 3728 лет назад — когда все пожитки грузились на ослов и верблюдов. И когда ехать надо было под жарким солнцем, да еще со всей живностью, как написано «Аврам был очень богат скотом». Тем более, что надо было покидать обжитую страну, где долго (35 лет) жил, и где находилась вся семья отца. Но, Богу было угодно, чтобы Его избранник Аврам, проезжая как можно больше мест, и знакомясь с большим числом людей, показывал личной жизнью, как делать добро другим людям, и верить в Единого Бога. Кстати, название этой недельной главы «Лех леха», что значит «иди к себе», наиболее полно отвечает предназначению Аврама.
И так, перемещаясь по земле Ханаан, Аврам постепенно пересек её с севера на юг, как это видно на предлагаемой схеме:
Аврам прошел по будущей Эрец-Исраэль (Земли Израиля), вдоль и поперек, обозначив этим, что здесь, в будущем, будут жить его потомки — еврейский народ, так как Бог сказал: «Тебе дам ее, и твоему потомству навеки». И это были не пустые слова Бога. Ведь даже после последнего, почти двухтысячелетнего изгнания, евреи не только сохранились как народ, только с его присущей религией, языком, и культурой, но и сумели вновь воссоздать свое государство, на той Земле, о которой Бог говорил Аврааму — Эрец Израэль.
Можно ли привести пример из истории, что какой-либо иной народ того времени сохранился через века, с верой своих предков? Правда, евреев не любили во все времена, во многом их ограничивали, замышляли против них злые козни, и даже физически уничтожали в огромном количестве. Но существует Закон Небес — всякий, кто попирал Землю Израэль, и еврейский народ, в конце концов, сам в землю ложится. И всему «виной» была вера этого народа в того Бога, который и создал еврейский народ.
Но, вернемся к повествованию этой недельной главы, и коснемся истории взаимоотношения таких личностей, как Аврама и Лота, когда они вернулись из Египта: «5 И у Лота, который ходил с Аврамом, тоже был мелкий и крупный скот и шатры. 6 И не поместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было велико, и они не могли жить вместе». Так ли было на самом деле, что не хватало пастбищ для их скота. Или были иные причины, которые повлияли на поведение Лота, в отношении к Авраму? Тут уместно будет вспомнить вот этот эпизод: «И умер Аран при Тэрахе, отце своем, в земле рождения своего, в Ур-Касдим». Аран — старший сын Тераха, который в своем метании «что лучше — верить в Бога Аврама, или в идолов Тераха», все-таки принял сторону Аврама, но при первом же испытании, не смог его выдержать, и поплатился за это жизнью, в плавильной печи, куда его бросили по приказу Нимрода — халдейского царя. В то время как Аврам, при тех же испытаниях, остался цел.
И вот Лот, сын Арана, перенял от отца и дяди, веру в Единого Бога, но при этом оставил на первом месте свое благополучие. И решил избавится от опеки Аврама, аргументируя это желание тем, что «не поместительна была земля для них». Он отделяется от Аврама, и селится в окрестностях Содома, хотя знал, что «Люди же Содома были злы и весьма грешны пред Господом».
Это скоропалительное решение Лота, стало следствием того, что после уничтожения Содома и Гоморры, он, поселившись в пещере со своими двумя дочерями, сам того не зная, стал отцом двух народов — Моавитян и Аммонитян. Но мы подробно об этом поговорим, при разборе следующей недельной главы.
Ну, а пока возвращаемся к жизнеописанию Аврама, и рассмотрим следующее его испытание, которое выпало на его долю — это долгое отсутствие наследника. Как пишет Тора: «… Сара была неплодна и бездетна». Да, по рекомендации Сары, которая отдала ему в жены рабыню Агарь, он имел от нее сына Ишмаэля. Но, это был сын от РАБЫНИ, а не от свободной женщины, коей была Сара. Вот почему Сара сказала Аврааму, после рождения Исаака «не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком». Более того, видя, как Ишмаэль насмехается над Исааком, Сара потребовала от мужа «выгони эту рабыню и сына ее». Да и Бог подтвердил желание Сары, по этому вопросу, поскольку у Бога, через эту семью, были особые планы, касательно не только будущего народа Израиля, но и всего человечества. Как и написано: «… вы будете у Меня царством священников и народом святым …».
Но, все это будет несколько позже. А пока, Господь Бог заключает с Аврамом Завет обрезания: «9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. 10 Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами, и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; 11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. 12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. 13 Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. 14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой». (Быт.17:9-14)
Собственно говоря, то время обрезание уже практиковалось в некоторых народах. Но, в данном случае, Бог вложил в эту процесс, особый смысл «сие будет знамением завета между Мною и вами». Сегодня и в исламе есть обрезание, да и среди представителей иных народов, это входит как мода. Но оно не несет в себе такой духовной нагрузки, как это присуще еврейскому народу, поскольку сказано: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего».
А еще, в конце этой недельной главы сказано: «19 Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него».
И так, Господь Бог гарантирует Аврааму, что именно потомки Исаака станут тем народом, с которыми Бог заключит Вечный Завет, как с «народом священническим». Как и написано: «6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». (Быт.15:6)