Автор: Рав Александр Бленд
У нас сегодня очень непростая тема, мы будем говорить о благословении Яакова коленам Израиля – это 49 глава первой книги Моисеевой. Почему можно говорить, что это сложная тема? Потому, что многие слова, которые используются здесь, очень многозначны, многие слова очень непонятны, непонятны даже носителям языка, все это можно понять по-разному, толковать по-разному. Мы попытаемся увидеть в этих стихах двенадцать разных характеров людей.
Перед тем, как говорить, собственно, об этом благословении, я бы хотел сказать несколько слов о том, что есть в Финляндии такая мода, что люди обращаются за разными проверками генетики и так далее, эти люди получают справки о том, что их предки когда-то были евреями. Я нисколько не ученый, не специалист по генетике, я раввин, я знаю, что по нашему еврейскому закону, любое присоединение к семье или возвращение в семью, происходит по обоюдному согласию. Я не могу решить, что я швед или финн, соответственно швед или финн не сам решает, может ли он быть евреем и другой наш закон говорит, что для признания факта необходимо два свидетельства. Мы знаем, что Всевышний имеет особый замысел в отношении еврейского народа и очень опасно со стороны для человека, который попытается помешать этому замыслу. Я еще раз повторю, что я не генетик, но я очень советую быть осторожными в этом вопросе и, если делать что-то, то делать со страхом и трепетом.
Я бы хотел начать рассмотрение с вопроса, что вообще такое благословение? Как только Тора говорит, что Всевышний сотворил человека, то сразу говорит: «И благословил его» и когда после потопа Ноах вышел из ковчега, первое, что сделал Всевышний – это благословил его. Мы можем увидеть, рассматривая благословение Всевышнего, что это, как включение прибора в электрическую розетку, как подключение каких-то качеств или свойств человека к источнику жизни. Поэтому мы увидим, что Всевышний благословляет те качества, которые у человека есть и также наши праотцы, в частности Яаков, когда он благословляет своих детей, он словно присоединяет к Божественному источнику какие-то определенные их качества.
Яаков начинает свое благословение по старшинству и начинает с Реувена. Имя Реувен связано со зрением, еврейский корень «роэ». В данном случае можно перевести имя, как «смотрите на сына» или «показывающий сына», он первенец Яакова, его начальная сила, так говорит сам Яаков, но он оказался поспешным, как вода. Яаков говорит, что ему не будет преимущества, это можно перевести как «ему не будет позволения» или «ему поставлена какая-то преграда». Колено Реувена – это колено, которое действительно показывает, можно сказать, что у Реувена очень сильно работают глаза. Давайте попробуем представить, что какие-то качества человека могут быть использованы и для благословения и для чего-то плохого. Одни и те же инструменты, одни и те же качества могут служить Всевышнему или чему-то другому. В своем совершенном состоянии Реувен соответствует своему имени, он «показывает Сына», я бы сказал Сына с большой буквы, такой человек смотрит на тебя, и ты чувствуешь любовь. Бывает, мы встречаем таких людей, он смотрит и ничего не должен говорить, и ты чувствуешь, что ты хочешь, готов принадлежать этому человеку и пойти за ним куда угодно. Это очень близко к образу Сына, мы говорим о Сыне с большой буквы. С другой стороны, эти же качества, если человек испорчен, можно использовать во зло, можно сказать, очаровать кого-то, обмануть кого-то, завоевать чье-то доверие ложным способом, такие люди тоже встречаются, это две стороны одного.
Следом за Реувеном Яаков говорит о Шимоне и Леви. Мы можем посмотреть на Леви. Леви участвовал вместе с Шимоном в мести, они отправились мстить в город Шхем за свою сестру, им было очень больно, что над их сестрой надругались. Здесь Яаков говорит о том, что их гнев проклят, и их возмущение тоже проклято, что он не хочет входить в их сообщество, и рассеет их в Израиле. На первый взгляд – здесь только проклятия, какое уж тут благословение? Если мы посмотрим более глубоко, Яаков проклинает не их самих, а их гнев и их возмущение. Много веков спустя, когда Моше сошел с горы и увидел, как пал народ, он сказал: «Кто за Бога, встаньте на мою сторону», на его сторону встало колено Леви. Это тоже было возмущение, они опять взяли в руки мечи, и снова было кровопролитие, но в этом случае это делалось во Имя Божье. Те же самые инструменты благословенны, когда речь идет об Имени Божьем, когда действует Божий гнев и они прокляты, когда действует гнев человеческий.
После этого Яаков говорит одно из самых сильных своих благословений. У этого благословения, как у и некоторых других, есть одна особенность, которую никак нельзя перевести – Яаков усиливает, добавляет силу к имени Иегуды. Я попробую прочитать это на иврите, чтобы вы поняли, о чем идет речь: «Иеhуда йодуxа ядэxа аxиxа», то есть Яаков обыгрывает его имя, он берет звучание имени Иегуда и обыгрывает его, придает ему большую силу. Мы видим здесь, что имя человека не дается ему просто так, это тоже какой-то инструмент, Яаков здесь включает, оживляет, благословляет этот инструмент, мы увидим еще несколько таких примеров.
Дословно Яаков говорит о поддержании рук, о каком-то действии «рука об руку», у Иегуды есть определенная сила выполнять задание — это «поддержание рук», это фраза, относящаяся к солдатам. Мы слышали «воевать рука об руку», «действовать рука об руку» — это фраза в разных семитских текстах относится именно к солдатской службе. Колено Иегуды – это колено хороших солдат разных идей, в идеале, конечно, это солдаты Торы готовые нести ее, исполнять ее, развивать ее. И Яаков дает обетование, что это не прекратиться, это управление, эта служба не прекратится, пока не придет кто-то конкретный, которого зовут в еврейском тексте Шило, это слово не имеет в иврите конкретного значении. Есть комментаторы и толкователи, которые говорят о том, что здесь имеется в виду конкретное географическое место – место, где когда-то находился Ковчег, место по дороге между Шхемом и Иерусалимом. Но древние переводы этого текста греческий и арамейский, говорят, что должен прийти Примиритель или даже напрямую говорят Царь Мессия, то есть в идеале Иегуда должен донести эту службу Всевышнего до того момента, когда придет Мессия.
Но если Иегуда не служит Всевышнему, эти солдатские качества с ним остаются, и такой человек из колена Иегуды становится солдатом где-то в другом месте, мы видим евреев развивающих разные идеи очень далекие от Торы. Когда в России была первая революция, то все члены правительства, кроме двух, были евреи, они с огромной радостью поддержали эту идею, у них не было другой идеи, за которую можно воевать, они не знали Бога и они всеми силами подключились к революции. Развивались какие-то другие идеи, различные языческие секты и тому подобное, сегодня мы видим, что на Западе очень многие из них продвигают евреи потому, что эти инструменты у евреев есть. Они даны для служения Всевышнему, но эти евреи не служат Всевышнему и поэтому получается, что мы их видим в далеких от этого местах. В этом отступлении появляется вражда по отношению к этим евреям, это было видно, когда евреев обвиняли: «Зачем вы нам сделали эту революцию?», это просто состояние отсутствия благословения.
Но если Иегуда служит Всевышнему, то он выполнит миссию и тот, кто встанет у него во главе, к тому будет вожделение всех народов. Это благословение Яакова сказано за много веков до Иешуа, но оно осуществилось в Иешуа.
Мы можем посмотреть на другое колено, колено Звулуна. Про Звулуна Яаков говорит очень мало, он говорит о том, что Звулун будет жить у моря и у него у моря будет причал. Море в то время, там, где жил Яаков – это средство связи с миром, средство соединяться с чем-то, это путь обмена информацией и товарами. Действительно, мы знаем из истории, что колено Звулуна занималось торговлей, что первые переводы текстов делались для рассеяния колена Звулуна. Имя Звулун можно понимать по-разному, одно значение его – это Храм, место поклонения, место насыщения души чем-то, то есть место, где души могут получить пищу. Второе значение, отчасти близкое, это значение навоза, можно унавозить почву, дать ей пищу. Поэтому в еврейской психологии, в еврейской науке о характерах говорят, что вот этот Звулун, он действительно сидит у моря, он занимается обменом информацией, это может быть храмовая информация, которая удобряет душу и дает ее для засева добрых плодов и этот же Звулун может быть тем, что замусоривает, загаживает душу. В идеале это может быть бродячий учитель или путешествующий проповедник, но это может быть и журналист-сплетник, это одни и те же инструменты. Это очень важно видеть и понимать потому, что нам легко уважать проповедника, который путешествует, гораздо сложнее увидеть в журналисте-сплетнике эти же самые инструменты и можно попытаться научить его этими инструментами служить Всевышнему. То есть мы можем пытаться видеть в человеке его качества, которые можно поставить на службу Всевышнему даже, если то, что сейчас делает этот человек, кажется нам странным и далеким от нас.
Следом Яаков говорит об Иссахаре. Имя Иссахар означает – «понесет, возьмет заработок», «возьмет заработанное» или «получит награду». Здесь образ Иссахара, как осел, который лежит на лугу рядом с двумя родниками, он отдыхает и видно по благословению Яакова, что у него все вроде бы и здорово, но он принимает на себя ярмо. Когда Иссахар далек от Всевышнего – это такой ленивый рантье, он живет на какой-то доход и его вообще ничего не касается, ему очень удобно жить, но от этого никому никакой пользы. В совершенном состоянии — это человек, который может создать вокруг себя атмосферу покоя. Он скажет: «Просто жизнь, жизнь такая», он скажет: «Бог тебя любит» и человеку становится легче, он может создать вокруг себя уют и покой, если возьмет на себя ярмо. Ярмо обычно символизирует власть Всевышнего, то есть человек может создавать удобство и покой для других, он может утешать и тот, с кем он говорит, сам почувствует себя, как сытое животное на весеннем лугу и рядом с ним река – это покой, которым можно делиться. Если мы видим человека, который живет, как ленивый рантье, то можем увидеть у него эти инструменты давать покой, он может его не только себе давать и этого человека тоже можно пристроить к служению.
Следующий на очереди сын Яакова – Дан. Дан означает – «судящий» или «разбирающий частности», «проверяющий» и может разобрать любые мелкие-мелкие детали какого-то дела. Яаков говорит здесь тоже усиление имени: «Дан ядин», то есть снова обыгрывается имя – «Дан будет судить», разбираться в мелочах, как одно из колен Израиля. В отношении Дана мы читаем очень удивительные вещи: «он будет, как змея на дороге», как другой вид змеи при переходе, который будет жалить лошадь в пяту и всадник будет падать. Можно увидеть Дана, как человека, который видит и мелкие недостатки, когда кто-то привносит какую-то идею и говорит: «Давайте сейчас возьмем и сделаем так и так, и так» и строит большую программу, Дан может сказать: «У вас ничего не выйдет потому, что вы здесь забыли пункт двенадцатый с тринадцатым подпунктом», то есть сказать какую-то мелочь, которую не учли. С одной стороны, Дан может продумать идею и подготовить некий целостный план, у него все будет продумано до мелочей, все эти качества могут быть на служение Всевышнему. С другой стороны, он из-за своего умения оформлять идею, может завести людей куда-то очень далеко от истины, то есть у него есть умение убеждать, он может оказаться хорошим лжепророком. В отношении Дана Яаков добавляет: «На спасение Твое уповаю, Всевышний», это очень опасный инструмент – умение вести людей за собой, Яаков уповает, что этот инструмент не будет использован на погибель.
Мы знаем, что в истории еврейского народа было очень много ложных мессий, очень много ложных пророков, за которыми шли десятки тысяч людей. Уже в «Деяниях Святых Апостолов» упоминается Февд или Иуда Галилеянин – два таких лжепророка, которые поднимали бунт против Рима. И мы знаем из книг Флавия, что был такой человек, которого звали Иуда Галилеянин, про которого идет речь в Новом Завете, в книге Деяний просто говорится, что он был, а еврейский историк I века Иосиф Флавий рассказывает, что там было. Он говорит, что Иуда собрал вокруг себя около тысячи поклонников, они остановились лагерем на Масличной горе и Иуда сказал: «Мы с трубами обойдем семь раз вокруг Иерусалима, стены его падут, как в Иерихоне и римская власть падет», но римские власти напали на лагерь Иуды, и было убито около семи тысяч человек. Это пример Дана, который работает неправильно, поэтому в ранней христианской традиции, у католиков и у православных есть такая традиция, что из колена Дана выйдет антихрист. Мы действительно видим, что такие люди, которые обладают талантом разбираться в мелких вещах, талантом оформить идею, образно говоря люди из колена Дана, за время нашей еврейской истории погубили миллионы людей.
Другое колено – колено Гада. Мы не будем сейчас углубляться в это колено, но я опять хотел бы показать пример, как Яаков усиливает имя Гада: «Гад гдуд егудэнну ягдаль акэйв» — несколько раз повторяются слова с корнем «гад», это невозможно перевести. Не знаю как в финском языке, но я не видел еще перевода, в котором бы это сохранилось.
Следующее колено, о котором мы поговорим – это колено Ашер. Слово «ашер» происходит от слова «счастье», он может поднимать человека на новую духовную ступень, сказано, что он дает от своего урожая царю. Мы знаем, что хлеб, яства могут символизировать и еду, и духовную пищу. Этот человек может приводить людей к Учению, возвращать людей к Лику Царя – это в его правильном состоянии. В неправильном состоянии он может ошибиться в отношении царя, здесь Яаков говорит просто о царе, не говорит какой именно царь и царь может быть ошибочным. Если у Ашера что-то неправильно внутри, то он кормит ненужного царя, это тоже очень опасный процесс.
Следующий – Нафтали. Здесь часто мы видим кучу разных переводов, то переводят, что это «высокое дерево», то это «бегающий олень». Дело в том, что слово, которое здесь использует Яаков, может означать и оленя, и тополь, и высокие ветви, можно еще понять, как рослый, высокий, стройный. Одинаково правильно было перевести это и как «высокий тополь», и как «рослый олень». Вот интересно, что он рассыпает? Есть такое выражение — «крылатые слова», слова, которые становятся известными, устойчивыми выражениями – это то, что он разбрасывает, это то, что он рассеивает. У него есть на это некий особый талант, особый дар, он может сжато и емко «бросить» выражение, словно слышит красивые, яркие лозунги. В идеале, снова мы видим, это может быть талантливый проповедник, автор каких-то книг, объясняющих что-то, с другой стороны, мы можем видеть больного человека, который говорит какие-то непонятные фразы.
Последним мы коснемся Биньямина, Биньямин назван волком. Вообще, для евреев нет оскорбления в том, когда человека называют каким-то животным, у нас есть имена, которые означают волк, медведь, собака – это приемлемо. Мы знаем, что в Торе упоминается человек по имени Калев, он был одним из активных деятелей при выходе Израиля из Египта, его имя переводится, как «собака». Само по себе название животного волк связано еще и с огнем, имя Зеэв или в других арамейских источниках Деэв – это сполох огня, огненная вспышка, можно сказать, что волк, это такого рода серый огонь. Внутри Биньямина действительно есть огонь, в идеале еврейская традиция говорит, что Биньямин-Зеэв – это Биньмин-Волк, это символ огня, как Божьей любви в состоянии опять-таки, когда внутри есть Бог. Когда Бога в этой картине нет, когда Бог не является частью личности такого человека, то мы видим просто романтика, человека, который чем-то горит, увлекается какими-то идеями, но он просто увлекающийся романтик, наивный простак и за этим огнем ничего не стоит.
Такое понимание этой главы может быть для вас немного необычным, очень трудно сохранить все эти мысли в переводе. Яаков говорит языком образов, когда мы читаем, что Иссахар – осел, Дан – змей, Биньямин – волк, это знакомые всем животные, но мы едва ли будем правы, если подумаем, что Яаков благословил Иссахара быть ослом. Для того, чтобы понять о чем идет речь, нам приходится читать еврейский текст в рамках того, какое было у евреев понимание тогда, сегодня другое понимание. У многих народов сегодня, если человека назвать ослом, то он обидеться, у евреев это было по-другому. Поэтому, как бы это не казалось странным для тех, кто читает писание по-фински, это один из смыслов еврейского текста, это толкование еврейской символики.
Писание говорит нам о том, что десять еврейских колен потеряно и это произошло во время пленения народов, но еврейские тексты, еврейская традиция уже на очень раннем своем этапе, еще во времена, когда Иешуа ходил по этой земле, уже говорила о том, что эти двенадцать характеров, они и сегодня существуют. Это не только характеры Израиля, это разные люди, которых можно встретить здесь в Финляндии или в Китае. Здесь просто учение об инструментах человека и как ими пользоваться и в этом смысле благословение Яакова актуально для Финляндии, как и для любой другой страны. Когда человек приходит ко Всевышнему, то важно понять какие инструменты для служения у него есть, мы можем направить его на служение с этими инструментами, поэтому этот текст и важен.