Автор: Рав Александр Бленд
Практически каждый еврейский праздник связан с храмовым служением. Зачем нужны праздники, если нет храма? Для начала попробуем разобраться с циклом еврейских праздников.
Еврейские праздники начинаются с месяца Нисан. Нисан –первый месяц, первый месяц из месяцев весны. Это праздник Песах – праздник впамять о том, что еврейский народ вышел из Египта, был выведен из Египта по обетованию. Когда Всевышний обещал Аврааму землю, Авраам задал вопрос, который задает себе наверное любой верующий человек,- как я узнаю,что мои дети унаследуют эту землю? Я верующий, верю во Всевышнего, пошел за Ним, как я узнаю, что мои дети, внуки останутся во всем этом? Это каждого тревожит, потому что всегда есть какие-то сомнения…
Авраам сказал,- «Ты обещаешь мне? Я за себя отвечаю. А как за потомство, дети, внуки, правнуки, как»? Всевышний наводит на Авраама сон, и отвечает ему на этот вопрос,- «Знание узнаешь ты, что народ твой будет в изгнании в чужой земле 400 лет, Я их выведу, суд произведу».
Авраам спросил,- Как я узнаю, что мои дети останутся верующими?
Бог ответил,- Я тебе скажу так, они будут неверующими, они будут жить в чужой земле, будут рабами чужому народу, частично примут чужих богов.(Мидраш говорит, что и театры и цирки в Египте были переполнены евреями. А мы знаем, что в Советском Союзе и театры и цирки, все что можно было, было евреями забито.)
Всевышний говорит,- Я выведу. Если ты веришь в Меня, верь Мне. Я знаю, Я выведу детей.
В Песах – исполнение этого обетования. Бог, исполняющий обетование. Но есть часть, которую нужно сделать евреям. Тора говорит в отношении выхода из Египта – «хамушим ецу». Это можно понять, как «пятая часть вышла», то есть, далеко не все евреи вышли и последовали за Всевышним. В этот самый первый Песах были люди, которые сказали,- худо-бедно, нам и в Египте хорошо живется. Эта святая земля, о которой говорится, вообще не понятно, что за земля… но нам надо туда ехать? Пятая часть вышла.
Даже, если предположить, что вышли все до единого евреи, мы видим, какие внутренние ломки начинаются у людей на этом пути. Наша задача (Талмуд говорит) в каждом поколении человек должен видеть себя выходящим из Египта. Наша задача в Песах разглядеть «Египет», в котором мы где-то как-то находимся. Наши маленькие «египты» увидеть, распознать и оставить. Это каждый раз какие-то разные вещи. Где-то какие-то может быть мелочи…
Есть люди, которые скажут,- я верующий 25 лет, хожу в Баптистскую церковь,- какой Египет? Вы что, я спасенный человек! Смотришь дальше, человек постоянно ругается на людей, которые «подрезают» его на машине. Хороший экзамен для верующего человека – вождение авто в Израиле. Едешь, спокоен, слава Иисусу Христу, благодать… Выехал на шоссе,-мама дорогая! Что тут на шоссе происходит!
Что-то полезло из человека вдруг.
То есть, хорошее испытание веры. То есть, ты сидишь в общении, поешь песни, а вышел наружу,- раз! Человек замечает, что есть какие-то вещи… есть какие-то вещи, где «египет» проявляет себя, лезет наружу. Необязательно вождение машины. Это могут быть какие-то семейные дела. «Да я вообще спокоен, когда дети не кричат. Дети начинают ссориться, тут во мне встает мое египетское прошлое и начинает на детей выплескиваться». У каждого свое. Каждый год что-то новое находим, выметаем потихонечку. В каждом поколении. Каждый год.
У нас сегодня нет храма, мы не можем пойти с барашком, не можем на косяк нанести кровь, но мы можем принести нашу маленькую жертву, наш маленький кусочек Египта, который мы из себя вытащим. Смогли вытащить – смогли последовать опять за Всевышним. Решили,- да, за Ним следуем. Но тут иногда бывает очень сложно. Надо, как говорится, издержки уметь подсчитывать, смету составить – почем нам это будет стоить,сейчас за Всевышним пойти? Решили, пошли, начинается 49 дней Отсчет Омера. 49 дней очищения.
Еврейская традиция проработала это хорошо – 49 качеств,которые мы у себя проверяем. Если у нас все хорошо (мы же верующие люди, мы же любим говорить, что у нас все хорошо), давайте посмотрим, как можно сделать еще лучше.
На 50-й день – Шавуот.
Излияние Святого Духа. Очищение и готовность наконец-то заключить со Всевышним завет. Мы сначала за Ним пошли, но теперь нужно понять –ради чего? Что нам нужно? Поэтому заключился Завет.
Суть Нового Завета очень проста – я умру, а Ты меня воскресишь. Я готов умереть за грех, я готов умертвить своего ветхого человека, — Ты меня воскресишь. Здесь опять какая-то греховность находится. Какая-то нечистота, какая-то ценность – что-то, что у нас есть, чему мы поклоняемся помимо Бога. Это может быть «что о нас люди скажут», может быть что угодно…
Приносится жертва в Шавуот,готовимся принять Святого Духа. Очень важный момент. Жертва в том, что все наше тело становится сосудом для Святого Духа. Это далеко не всегда, почти никогда. Не какие-то там харизматические танцы и песни. Святой Дух является человеку не для того, чтобы он пел и плясал, далеко не только для этого. Но для того, но для того, чтобы он служил. Для того, чтобы он говорил, нёс учение. Принцип понимания учения,- для того, чтобы его нести. Призыв на служение. Мы пошли за Богом, теперь, в Шавуот, мы принимаем присягу. И с этого момента мы начинаем служить.
Жертва – это мы сами.
Проходит несколько месяцев, еще один праздник –Праздник Трубления. Он еще называется Рош а-Шана. Новолетье. Ход Новолетья до десятого дня месяца, праздника Йом Киппур. Начинается подготовка к суду. Мы заключили завет, все было замечательно. Мы решили, пообещали, подписали договор. Теперь мы смотрим, насколько мы готовы дать отчет о нашем пребывании в договоре. Что здесь жертва?
Смирение? Готовность на себя договор принять…
Часто от этих братьев: «Ты слышишь, подход такой – я святой, ни на что меньшее я вообще не согласен», то есть – а тот, кто мне скажет, что не святой, я его порву на куски и своей святостью…» Тут принять, что в нас есть нечистота, готовность принять обличение Всевышнего, прийти к Нему на суд. «А»,- скажет,- «что ты тут несешь?! Верующий во Христа,он на суд не приходит, он сам себя судит». Позовет суд к себе в гости. Не приходит на суд. Суд придет к нему домой проверять готовность принять.
На Йом Киппур пост и очищение, готовность понять…
Знаете, чем заканчивается Йом Киппур? Евреи собираются в синагоге, поют песню: «Господин наш и Царь наш, смилуйся наднами, потому что никаких дел у нас нет». Пришел человек, подсчитал – что он сделал за год – да…Тут не то что сдавать отчет на получение зарплаты, тут – как бы срок не получить! Поэтому я прошу только милости. Я ничего не заработал. Корми меня чисто из милости Твоей. Опять же, болезненное место, потому что есть те, которые говорят,- «Я ездил по 140 церквям, трем синагогам. Я столько проповедей наговорил, столько народу «покаял»! И тут вдруг я скажу, что у меня ничего нету, а чё это все было-то»? Ну, попробуй, посудись с Всевышним, попробуй доказать –«вот мои ведомости о проделанной работе». Но искренне если посмотришь, ну нет ничего! Реально ничего нет…
То есть, получается, праздновали, шли, вышли, в конечном итоге пришли в Йом Киппур и сказали,-«нет ничего». Но через это «нет ничего» наступает последний праздник цикла годового, праздник Суккот, Праздник Кущей.
Нет ничего, ну и не надо ничего. Мы выходим в шалаши. Ну вот, у меня дома компьютеры, сотовые телефоны, мне нужна постоянная связь, ответы на вопросы, то, сё, мебель какая-то… Взял троих детей, поставил шалаш в пустыне, вышел. Начинаешь реально понимать, как мало тебе реально нужно, когда ты за Всевышним пошел. Мы ничего не сделали в этом мире. Мы в Суккот погружаемся в исключительно Божественную милость.
Какая заповедьна Суккот, кроме заповеди жить в шалашах? Единственная заповедь, духовная составляющая – радуйся. Это очень трудно, семь дней постоянно продолженно радоваться. Что такое радость? Надо что-то уколоть или выкурить, чтобы семь дней подряд радоваться.
А это то, что от нас Всевышний требует: вышел, живи в шалаше, готовь на костре, ночуй под открытым небом, чуть прикрытый бамбуковой крышей, и радуйся.
Всё хорошо!
Радоваться!
Всё оно в этой радости и заканчивается. Что здесь жертва? Наше цепляние за мир. Мы же столько всего накопили! У нас есть дом, в доме «мебеля» какие-никакие, всякие разные вещи разной стоимости… Всё, что нам так дорого, всё это принести в жертву, хотя бы на неделю – показывает, что мы можем жить, войти в этот рай, где у нас ничего нет, кроме Божьей благодати.
Ради нее мы от всего отказываемся. Это тень будущего рая, тень будущей райской жизни. Но войти в нее можно только потому, только тогда, когда мы от этой земной жизни, от этих земных ценностей готовы реально отказаться.
Сложно это – дом оставить незакрытым, сам поселись в шалаше. Очень непростое решение, но на каждом этапе мы видим, что храмовые жертвы, они были чрезвычайно важны, как символ духовной проделанной работы. Важная составляющая, именно духовная работа, она никуда не делась, она так же актуальна для верующего человека, для мессианского верующего, как она актуальна для ортодоксального еврея, потому что мы точно такие же люди.
У нас, может быть, есть другие инструменты, но внутреннее составляющее у нас пока не отличается. Поэтому так примерно можно и нужно праздновать праздники без храма. Спасибо.