Перейти к содержимому

Падшая Сукка Давида

автор: Харав Йехуда Амиталь зт»л

«Да восстановит Всемилостивый для нас падшую сукку Давида (суккат Давид ха-нофалет)».

В течение всего праздника Суккот мы привыкли произносить эту молитву в благословении после еды, основываясь на стихе: «В тот день Я восстановлю падшую сукку Давида» (Amos 9:11).

Почему этот образ выбран для представления народа Израиля? Разве нельзя было выбрать более подходящий образ? Почему бы, например, не изобразить еврейский народ в виде башни в стихе: «Шея твоя — как башня из слоновой кости» (Shir Hashirim 7:5)? Махараль предлагает увлекательное объяснение:

Династия Давида упоминается как «сукка», [хотя] королевская власть в целом упоминается как «дом»… потому что то, что имеет могущественное существование в мире, упоминается как дом, который является постоянной структурой. Аналогично, королевская династия упоминается как дом из-за своей прочности и постоянства…

Но когда дом рушится, его изначальная сущность отрицается. Когда его позже перестраивают, он становится совершенно новым домом. Этот перестроенный дом не упоминается как дом, который рухнул, поскольку изначальный дом уже был отрицаем. Скорее, это как если бы был построен совершенно новый дом.

Сукка, однако, не является домом, не является завершенной и постоянной структурой. Если он рушится, его можно легко поставить снова; если он рушится, его можно уместно назвать восстановленным. Он возвращается к своей изначальной сущности.

Таким образом, Царство Дома Давида, всегда готовое к восстановлению после падения, упоминается как Царство «падшей сукки Давида». Даже после своего падения оно сохраняет свою идентичность как «сукки». Это потому, что сукка всегда готова к восстановлению, и это легко сделать. (Netzach Yisrael, Chapter 35)

Падение дома полное и окончательное, и поставить его обратно невозможно. Сукка, с другой стороны, хотя она может легко упасть, может быть поставлена ​​снова.

Это то, что характеризует Израиль и Израильское царство. Дом устойчив и способен выдерживать сильные штормы природы; но как только он падает, его уже невозможно восстановить. То, что реконструируется, является чем-то новым. Сукка, напротив, не устойчива; любой необычайно сильный ветер снесет ее. То же самое относится и к Израильскому царству: оно хрупкое, легко падает и не выдерживает штормов и ударов. Но оно всегда поднимается и снова встает на ноги.

Midrash Tanchuma (Nitzavim 1) передает похожую идею:

«Все вы стоите здесь сегодня» (Devarim 29:9) — это соответствует тому, что говорится в стихе: «Свергнуты злодеи, и их не будет, а дом праведных устоит» (Mishlei 12:7). Пока Святой, благословен Он, смотрит на деяния злодеев и переворачивает их, у них нет шансов на возрождение… но Израиль падает и снова встает, как сказано: «Не радуйся, враг мой, ибо как я падал, так и восстал» (Mikha 7:8). Также сказано: «Ибо Я, Бог, не изменился, и вы, сыны Яакова, не были уничтожены» (Malachi 3:6).

Рабби Ханина, сын Паппы, сказал: Святой, благословен Он, сказал: Я никогда не поражал народ более одного раза. Но вы, сыны Яакова, не были уничтожены, как сказано: «Я иссякаю стрелы Мои на них» (Devarim 32:23). Мои стрелы долетают, но они не заканчиваются. Так говорит Израиль: «Он натянул лук Свой и поставил меня как мишень для стрел» (Eikhah 3:12). С чем это можно сравнить? Это подобно тому, как если бы кто-то сильный поставил щит и пускает в него стрелы; стрелы кончаются, а щит остается. Так же и Израиль, пока их постигают беды, беды прекращаются, но они продолжают стоять…

(Эта лекция была произнесена на Шмини Ацерет 5762 [2001].)

Адаптировано Боазом Каллушем.

https://etzion.org.il/en/holidays/sukkot/fallen-sukka-david