Недельная глава Итро
(Исх. 18:1-20:26)
Начало этой недельной главы, посвящено предшествовавшим дарованию Торы событиям, которые подготовили как народ, так и его руководителей к тому, чтобы заключить Вечный Союз между Богом, и созданным им народом Израиля, который отныне становится народом священническим, для служения Единому Богу. Это событие стало значительным не только для Израиля, но и для всего человечества. Началась новая эра, в планах Бога — эра по возвращению всего человечества в Эдемское состояние. И главную роль в этом должен сыграть еврейский народ.
Это так сказать общий вывод из этой недельной главы. А теперь коснемся непосредственно текста, этой недельной главы:«1 И УСЛЫШАЛ ИТРО, ПРАВИТЕЛЬ МИДЬЯНА, ТЕСТЬ МОШЕ, ОБО ВСЕМ, ЧТО СДЕЛАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДЛЯ МОШЕ И ДЛЯ ИЗРАИЛЯ, НАРОДА СВОЕГО, ЧТО ВЫВЕЛ БОГ ИЗРАИЛЬ ИЗ ЕГИПТА. 2 И ВЗЯЛ ИТРО, ТЕСТЬ МОШЕ, ЦИПОРУ, ЖЕНУ МОШЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА БЫЛА ОТОСЛАНА, 3 И ДВУХ ЕЕ СЫНОВЕЙ, ИМЯ ОДНОГО ИЗ КОТОРЫХ ГЕРШОМ, ТАК КАК СКАЗАЛ ОН: ПРИШЕЛЬЦЕМ СТАЛ Я В ЧУЖОЙ СТРАНЕ, 4 А ИМЯ ДРУГОГО — ЭЛИЭЗЕР, ИБО: ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТЦА МОЕГО БЫЛ МНЕ ПОМОЩЬЮ И ИЗБАВИЛ МЕНЯ ОТ МЕЧА ФАРАОНА. 5 И ПРИШЕЛ ИТРО, ТЕСТЬ МОШЕ, И СЫНОВЬЯ ЕГО, И ЖЕНА ЕГО К МОШЕ В ПУСТЫНЮ, ГДЕ НАХОДИЛСЯ ОН В СТАНЕ У ГОРЫ ВСЕСИЛЬНОГО. 6 И ПЕРЕДАЛ ОН МОШЕ: Я, ТЕСТЬ ТВОЙ ИТРО, ИДУ К ТЕБЕ, И ЖЕНА ТВОЯ, И ДВОЕ СЫНОВЕЙ ЕЕ С НЕЮ. 7 И ВЫШЕЛ МОШЕ НАВСТРЕЧУ ТЕСТЮ СВОЕМУ, И ПОКЛОНИЛСЯ, И ПОЦЕЛОВАЛ ЕГО, И ПРИВЕТСТВОВАЛИ ОНИ ДРУГ ДРУГА, И ВОШЛИ В ШАТЕР.». (Исх.18:1-7)
И сразу встает вопрос «почему эта глава называется именем человека, который как-бы к Израилю, не имеет никакого отношения»? Для этого, надо понять, что из себя представлял Израиль, на тот момент.
Если отбросить сентиментальность, то это была толпа, в количестве от трех, до пяти миллионов человек, слабо знающая цель своего бегства из Египта. Да, у неё был руководитель Моше, на плечи которого легла тяжелая ноша, решать все задачи – от глобальных проблем связанных с практическим развитием общества, до разбора примитивных «домашних» склок. Да, были главы колен, старейшины, которые тоже имели какую-то власть. Но того монолитного общества, с его четкими Законами, которые бы соответствовал тем задачам, которые Бог ставил перед Израилем еще не было. Все это надо было создать.
Именно это и помог делать Итро, через свои советы Моше, на начальном этапе становления правового общества Израилева:« 19 А ТЕПЕРЬ ПОСЛУШАЙСЯ МЕНЯ, Я ПОСОВЕТУЮ ТЕБЕ, И БУДЕТ ВСЕСИЛЬНЫЙ С ТОБОЮ: БУДЬ ТЫ У НАРОДА ПОСРЕДНИКОМ ВСЕСИЛЬНОГО, И ПРЕДСТАВЛЯЙ ТЫ ДЕЛА ВСЕСИЛЬНОМУ, 20 А ИМ СООБЩАЙ ЗАКОНЫ И УКАЗАНИЯ, И УКАЗЫВАЙ ПУТЬ, ПО КОТОРОМУ ИМ ИДТИ, И ДЕЛА, КОТОРЫЕ ИМ ДЕЛАТЬ. 21 ТЫ ЖЕ ВЫБЕРИ ИЗ ВСЕГО НАРОДА ЛЮДЕЙ ДЕЛЬНЫХ, БОЯЩИХСЯ ВСЕСИЛЬНОГО, ЛЮДЕЙ ПРАВДИВЫХ, НЕ ТЕРПЯЩИХ КОРЫСТИ, И ПОСТАВЬ ИХ НАД НАРОДОМ ГЛАВАМИ ТЫСЯЧ, ГЛАВАМИ СОТЕН, ГЛАВАМИ ПЯТИДЕСЯТИ И ГЛАВАМИ ДЕСЯТИ; 22 И ПУСТЬ ОНИ СУДЯТ НАРОД ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ. И БУДЕТ: ВСЯКОЕ ВАЖНОЕ ДЕЛО ПРЕДСТАВЯТ ОНИ ТЕБЕ, А ВСЯКОЕ ДЕЛО МАЛОЕ СУДИТЬ БУДУТ САМИ. И БУДЕТ ТЕБЕ ЛЕГЧЕ, И ОНИ ПОНЕСУТ С ТОБОЙ ЭТО БРЕМЯ. 23 ЕСЛИ ТЫ СДЕЛАЕШЬ ТАК, И ВСЕСИЛЬНЫЙ ПОВЕЛИТ ТЕБЕ, ТО СМОЖЕШЬ УСТОЯТЬ, И ВЕСЬ НАРОД ЭТОТ ПРИБУДЕТ НА СВОЕ МЕСТО В МИРЕ. 24 И ПОСЛУШАЛ МОШЕ ТЕСТЯ СВОЕГО, И СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТО ТОТ ПОСОВЕТОВАЛ»
Но, в приведенном в начале отрывке, есть стих, который как бы противоречит ранее разбираемому тексту Торы:« 20 И ВЗЯЛ МОШЕ ЖЕНУ СВОЮ, И СЫНОВЕЙ СВОИХ, И ПОСАДИЛ ИХ НА ОСЛА, И ОТПРАВИЛСЯ НАЗАД В СТРАНУ ЕГИПЕТСКУЮ, И ВЗЯЛ МОШЕ ПОСОХ ВСЕСИЛЬНОГО В РУКУ СВОЮ». (Исх.4:20) Это мы читали в четвертой главе этой книги. А тут мы читаем:« 2 И ВЗЯЛ ИТРО, ТЕСТЬ МОШЕ, ЦИПОРУ, ЖЕНУ МОШЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА БЫЛА ОТОСЛАНА, 3 И ДВУХ ЕЕ СЫНОВЕЙ, ИМЯ ОДНОГО ИЗ КОТОРЫХ ГЕРШОМ, ТАК КАК СКАЗАЛ ОН: ПРИШЕЛЬЦЕМ СТАЛ Я В ЧУЖОЙ СТРАНЕ, 4 А ИМЯ ДРУГОГО — ЭЛИЭЗЕР, ИБО: ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТЦА МОЕГО БЫЛ МНЕ ПОМОЩЬЮ И ИЗБАВИЛ МЕНЯ ОТ МЕЧА ФАРАОНА. 5 И ПРИШЕЛ ИТРО, ТЕСТЬ МОШЕ».
Как это можно понять? И тут без предания нам не обойтись. Дело в том, что Моше велел Сепфоре вернуться к Итро, по совету своего брата Аарона, когда тот вышел встречать Моше. Когда Аарон увидел Моше, со всем его семейством, то он сказал:« Мы в тревоге за тех, которые уже находятся там, а ты хочешь еще прибавить к ним»? Вот тогда Моше и отправил свою жену и сыновей, под защиту своего тестя Итро, что подтверждает вот этот стих:« :« 2 И ВЗЯЛ ИТРО, ТЕСТЬ МОШЕ, ЦИПОРУ, ЖЕНУ МОШЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА БЫЛА ОТОСЛАНА».
Кстати, что касается имени Итро – то мы встречаем в Торе семь его имен: Реуэль, Йетер, Итро, Ховав, Хевер, Кени, Путиэль. Йетер. Это не было какое-то новшество того времени,поскольку один и тот же человек, мог носить разные имена, в зависимости от того, какой титул он носил в данный момент, ил каким родом деятельностью он занимался. Более раним примером тому, может служить Иаков, сын Исаака, который в последствии получил им Израиль. Или Иисус Навин, который до этого имел имя Осия сын Нуна.
И так, прибыв в лагерь Израиля, и услышав из уст Моше, о всех тех чудесах, что Господь Бог проявил к своему народу,Итро радовался той милости, которую проявил Всевышний по отношению к еврейскому народу. И не только радовался, но и благословил народ Израиля:« БЛАГОСЛОВЕН БОГ, КОТОРЫЙ ИЗБАВИЛ ВАС ОТ РУКИ ЕГИПТЯН И ОТ РУКИ ФАРАОНА, КОТОРЫЙ ИЗБАВИЛ ЭТОТ НАРОД ОТ ВЛАСТИ ЕГИПТА». Что указывает на то, что Итро не по наслышке знал Имя Бога Израилева.
А теперь давайте перейдем к разбору того совета, что Итро дал Моше, и текст которого, мы имеем чуть выше. Итро увидел, что Моше один решает все вопросы: как важные, имеющие отношение к колену в целом или ко всему народу, так и более частные, имеющие отношение к отдельным людям.
Дело в том, что народ, которому только недавно (в Маре) были открыты Законы Всевышнего, определяющие ответственность одного человека перед другим, еще не умел применять их на практике, и вынужден при возникновении любого спора приходить к Моше за подробным разъяснением. Поэтому, слова Итро:« БУДЬ ТЫ У НАРОДА ПОСРЕДНИКОМ ВСЕСИЛЬНОГО, И ПРЕДСТАВЛЯЙ ТЫ ДЕЛА ВСЕСИЛЬНОМУ, А ИМ СООБЩАЙ ЗАКОНЫ И УКАЗАНИЯ, И УКАЗЫВАЙ ПУТЬ, ПО КОТОРОМУ ИМ ИДТИ, И ДЕЛА, КОТОРЫЕ ИМ ДЕЛАТЬ». Буквально это звучит так:«Ты должен разъяснять, как они должны вести себя в том или ином случае». Итро отводит Моше роль не судьи, а учителя и наставника, разъясняющего Закон. А судей назначить из числа начальствующих в народе израильском – главы колен, тысяче начальников, сотеначальников, главами пятидесяти, и главами десятиначальниками. Именно они должны заниматься как гражданскими спорами, так и уголовными делами. А основным качеством, на которые следует ориентироваться при выборе судей, является трепет пред Всевышним. Его наличие само по себе определит все те необходимые черты, которыми должен обладать судья.
Итро уверен, что установление такого порядка судопроизводства и организации суда, найдет одобрение в глазах Всевышнего. Кроме того,справедливое и быстрое разрешение споров позволит людям не тратить много времени на выяснение отношений и будет способствовать установлению мира между ними. Спорящие смогут быстро вернуться в свои шатры и не будут вынуждены стоять целый день перед Моше, ожидая своей очереди.
Кстати, этот план Итро, никогда не устаревает. Принцип децентрализации власти и возложения ответственности на целый ряд руководителей, не менее актуален сегодня, чем во времена Моше.
В заключении 18 главы этой книги, мы читаем стих, который как бы не вписывается в канву повествования: «27 И ОТОСЛАЛ МОШЕ ТЕСТЯ СВОЕГО, И ПОШЕЛ ТОТ В СВОЮ СТРАНУ». А не вписывается потому, что Итро покинул стан Израиля, когда они двинулись в путь по направлению к Ханаану:«… ВО ВТОРОЙ ГОД, ВО ВТОРОЙ МЕСЯЦ, ДВАДЦАТОГО ДНЯ ПОДНЯЛОСЬ ОБЛАКО ОТ ШАТРА ОТКРОВЕНИЯ. 12 И ДВИНУЛИСЬ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ В ПОХОДЫ СВОИ ИЗ ПУСТЫНИ СИНАЙ, И ОПУСТИЛОСЬ ОБЛАКО В ПУСТЫНЕ ПАРАН. 13 И ДВИНУЛИСЬ ОНИ В ПЕРВЫЙ РАЗ ПО УКАЗАНИЮ БОГА, ДАНОМУ ЧЕРЕЗ МОШЕ». (Чис.10:11-13) Но, прежде чем они двинулись:« И СКАЗАЛ МОШЕ ХОВАВУ, СЫНУ РЕУЭЛЯ, МИДЬЯНИТЯНИНУ, ШУРИНУ МОШЕ: ОТПРАВЛЯЕМСЯ МЫ В ТО МЕСТО, О КОТОРОМ СКАЗАЛ БОГ: ЕГО ОТДАМ ВАМ. ИДИ ЖЕ С НАМИ, И МЫ СДЕЛАЕМ ТЕБЕ ДОБРО, ИБО БОГ ОБЕЩАЛ БЛАГОПОЛУЧИЕ ИЗРАИЛЮ. 30 НО Ховав СКАЗАЛ ЕМУ: НЕ ПОЙДУ, НО В СТРАНУ СВОЮ И НА РОДИНУ СВОЮ ПОЙДУ».
Из этого получается, что Итро пребывал в стане Израиля в течении практически года. В Торе такие приемы повествования применялись не раз. Однако они не нарушают и не искажают общий ход повествования.
«1 НА ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ПО ВЫХОДЕ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, В ЭТОТ ДЕНЬ, ПРИШЛИ ОНИ В ПУСТЫНЮ СИНАЙ: 2 ВЫШЛИ ИЗ РЕФИДИМА, И ПРИБЫЛИ В ПУСТЫНЮ СИНАЙ, И РАСПОЛОЖИЛИСЬ СТАНОМ В ПУСТЫНЕ, И РАЗБИЛ ЛАГЕРЬ ТАМ ИЗРАИЛЬ НАПРОТИВ ГОРЫ». (Исх.19:1,2)
Вновь мы видим нарушение хронологии повествования текущих событий, поскольку Итро пришел к Моше, когда общество Израилево УЖЕ находилось у подножья горы Синай:«… И ПРИШЕЛ ИТРО, ТЕСТЬ МОШЕ, И СЫНОВЬЯ ЕГО, И ЖЕНА ЕГО К МОШЕ В ПУСТЫНЮ, ГДЕ НАХОДИЛСЯ ОН В СТАНЕ У ГОРЫ ВСЕСИЛЬНОГО», что в общем-то не нарушает суть повествования.
И так, еврейский народ подошел к подножию горы Синай, и с этого момента начинается новый период в его духовном развитии. Евреи, вышедшие из Египта, стали народом священников и царством Всевышнего среди всех народов и племен земли. То есть, как и было предсказано Всевышним, когда Он впервые открылся Моше в образе горящего куста.
Что касается слов «ПРИШЛИ ОНИ В ПУСТЫНЮ СИНАЙ», то здесь пустыней называется широкая долина, расстилающаяся перед горой Синай. Гору Синай, как правило, идентифицируют с Джебель Муса и, соответственно, пустыней Синай названа долина эр-Раха, представляющая собой горное плато, расположенное на уровне 1500 м над уровнем моря:
Гора Синай и Свято-Екатерининский монастырь
На плато, перед горой, могло разместиться большое количество людей, так как его протяженность — более двух километров и ширина — не менее полутора километров. Местность вокруг плато позволяла установить многочисленные шатры и пасти скот.
С этого момента начинается история народа, который призван стать народом священников, народом Бога святости и справедливости.
Когда Моше поднялся к Богу, на гору, то Он сказал ему:« 5 А ТЕПЕРЬ, ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ СЛУШАТЬСЯ МЕНЯ И СОБЛЮДАТЬ СОЮЗ МОЙ, ТО БУДЕТЕ МНЕ ИЗБРАННЫМ ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ, ИБО МОЯ — ВСЯ ЗЕМЛЯ, 6 И БУДЕТЕ ВЫ МНЕ ЦАРСТВОМ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И НАРОДОМ СВЯТЫМ. ВОТ СЛОВА, КОТОРЫЕ ТЫ СКАЖЕШЬ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ».
Иначе говоря, с этого момента, еврейский народ, становится инструментом в руках Господа, по возвращению человечества в Эдемское состояние. Народ Израиля избран, чтобы быть светом для всех родов и благословением для всего человечества. Избранность еврейского народа не связана с установлением власти, получением почета и привилегий. Оно обязывает самоотверженно, вплоть до самопожертвования, служить Всевышнему.
«10 И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: ИДИ К НАРОДУ И ОСВЯЩАЙ ЕГО СЕГОДНЯ И ЗАВТРА, ПУСТЬ ВЫСТИРАЮТ ОДЕЖДЫ СВОИ, 11 ЧТОБЫ БЫТЬ ГОТОВЫМИ К ТРЕТЬЕМУ ДНЮ, ИБО НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ СОЙДЕТ БОГ НА ГЛАЗАХ У ВСЕГО НАРОДА НА ГОРУ СИНАЙ. 12 И ПРОВЕДИ ГРАНИЦУ ДЛЯ НАРОДА КРУГОМ, ГОВОРЯ: ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ВОСХОДИТЬ НА ГОРУ И ПРИКАСАТЬСЯ К КРАЮ ЕЕ — ВСЯКИЙ, КТО ПРИКОСНЕТСЯ К ГОРЕ, НЕМИНУЕМО УМРЕТ. 13 НЕ РУКОЮ ОН БУДЕТ УБИТ, НО КАМНЯМИ БУДЕТ ОН ПОБИТ ИЛИ СБРОШЕН ВНИЗ; СКОТ ЛИ, ЧЕЛОВЕК ЛИ — НЕ ОСТАНЕТСЯ В ЖИВЫХ; КОГДА ЖЕ ЗАТРУБИТ ШОФАР, СМОГУТ ОНИ ВЗОЙТИ НА ГОРУ. 14 И СПУСТИЛСЯ МОШЕ С ГОРЫ К НАРОДУ, И ОСВЯТИЛ НАРОД, И СМЕНИЛИ ОНИ ОДЕЖДЫ СВОИ».
В определенном смысле именно в этот момент сыны Израиля становятся народом Бога. Заключение Союза означает, что отныне особая связь с Всевышним, сохранится на все времена. Такое страстное стремление вступить в Союз с Творцом не могло появиться неожиданно — оно имело под собой особую почву — традиции праотцов и все предшествующие события, связанные с освобождением из Египта и избавлением от рабства, подготовили народ к пониманию возлагаемой на него миссии и дали возможность проявиться радостному стремлению исполнить ее.
И вот:« ВЫВЕЛ МОШЕ НАРОД НАВСТРЕЧУ ВСЕСИЛЬНОМУ ИЗ СТАНА, И ВСТАЛИ У ПОДНОЖИЯ ГОРЫ. 18 А ГОРА СИНАЙ ДЫМИЛАСЬ ВСЯ ОТТОГО, ЧТО СОШЕЛ НА НЕЕ БОГ В ОГНЕ; И ВОСХОДИЛ ДЫМ ОТ НЕЕ, КАК ДЫМ ИЗ ПЕЧИ, И СИЛЬНО СОДРОГАЛАСЬ ВСЯ ГОРА. 19 И ЗВУК ШОФАРА СТАНОВИЛСЯ ВСЕ СИЛЬНЕЕ. МОШЕ ГОВОРИЛ, А ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТВЕЧАЛ ЕМУ ГОЛОСОМ. 20 И СОШЕЛ БОГ НА ГОРУ СИНАЙ, НА ВЕРШИНУ ГОРЫ, И ПРИЗВАЛ БОГ МОШЕ НА ВЕРШИНУ ГОРЫ, И ВЗОШЕЛ МОШЕ».
Услышав голос Бога, звучащий из облака, люди больше не будут сомневаться в том, что Моше избран Всевышним для исполнения особой миссии. В момент проявления Всевышнего, гора Синай станет святыней, подобной будущему Храму в Иерусалиме. Так же, как в Храме никому не позволено приближаться к Ковчегу завета, расположенному в Святая Святых, так и здесь, у горы Синай, никто не должен преступать установленные границы.
Что касается Божественного Присутствие, то Оно проявляется лишь через плотное облако, не имеющее очертаний и конкретной формы, так как Творец не может ассоциироваться ни с одной из существующих в мире форм. Именно поэтому облако, как завеса, скрывающая за собой непостижимое, стало объектом, через который раскрывается Божественное Присутствие в материальном мире.
И далее, Господь Бог произносит Свои знаменитые на весь мир Десять Речений:« 1 И ГОВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ СЛОВА ЭТИ, СКАЗАВ:…» (Исх.20:1)
Десять Речений, имеют особое значение благодаря как своему содержанию, так и тому, что их раскрытие явилось моментом наиболее сильного проявления Божественного Присутствия для всего народа. Поскольку Всевышний произнес слова, ставшие с того дня путеводной звездой для всего человечества. Этот текст не имеет себе равных по простоте изложения и концентрации заключенных в нем мыслей и идей. Он содержит рассказ о Творце и не устареет до тех пор, пока существует этот материальный мир. Эти Десять Речений, могут быть разделены на две части — пять первых, которые определяют обязанности человека по отношению ко Всевышнему и которые были начертаны на первой скрижали, и пять последующих, которые определяют обязанности человека по отношению к другим людям, и которые были начертаны на второй скрижали.
И вот сейчас, давайте, хотя бы коротко, рассмотрим каждое из Речений:
«Я — БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЗ ДОМА РАБСТВА».
Это предложение, несмотря на его повествовательную форму, является повелением, обращенным к человеку. Оно обязывает человека верить в существование и абсолютное могущество Всевышнего. Бог Израилев — не только Источник жизни и силы, но и Тот, Кто ведет диалог с человеком и формирует его разум и эмоциональный мир. Кроме этого, Всевышний говорит о Себе не как о Том, Кто сотворил небо и землю, а в первую очередь подчеркивает, что Он — Тот, Кто проявляет Свое Присутствие через события, происходящие с еврейским народом. Поэтому, исход из Египта был моментом наиболее сильного раскрытия Божественного Присутствия. Не только для Израиля, но и для Египта, и для окружающих его народов.
Да, это Речение обращено к еврейскому народу, однако все народы мира обязаны извлечь из него урок. Они, народы мира, должны осознать, что основное желание Всевышнего — дать человеку свободу и что любое порабощение человека человеком противоречит Его воле.
«3 ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ИНЫХ БОГОВ, КРОМЕ МЕНЯ. 4 НЕ ДЕЛАЙ СЕБЕ ИЗВАЯНИЯ И ВСЯКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ТОГО, ЧТО НА НЕБЕ НАВЕРХУ, И ТОГО, ЧТО НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ, И ТОГО, ЧТО В ВОДЕ НИЖЕ ЗЕМЛИ. 5 НЕ ПОКЛОНЯЙСЯ ИМ И НЕ СЛУЖИ ИМ; ИБО Я — БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, БОГ-РЕВНИТЕЛЬ, КАРАЮЩИЙ ЗА ВИНУ ОТЦОВ ДЕТЕЙ ДО ТРЕТЬЕГО И ДО ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, ТЕХ, КТО НЕНАВИДИТ МЕНЯ, 6 И ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ НА ТЫСЯЧИ ПОКОЛЕНИЙ ЛЮБЯЩИМ МЕНЯ И СОБЛЮДАЮЩИМ ЗАПОВЕДИ МОИ».
В мире, созданном Всесильным Единым Богом, нет никаких других богов. А также, нельзя относиться ни к ангелам, ни к людям, объявленным святыми, как к божествам. Это Речение запрещает верить, что кто-то обладает самостоятельной, неподвластной Всевышнему силой, будь то элементы зримого мира или воображаемые злые духи, колдуны и так далее. Кроме этого, запрещается служить Всевышнему каким либо иным методов, чем это установлено Законом Торы. Нарушение правил служения Всевышнему считается идолопоклонством.
Что касается «Я — БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, БОГ-РЕВНИТЕЛЬ», то под ревностью в данном случае имеется в виду требование неукоснительно соблюдать Закон во всех его деталях и подробностях. При этом предполагается, что малейшее отклонение от требований Закона повлечет за собой строгое наказание. Это свойство Всевышнего можно сравнить со стремлением родителей уберечь своих детей от любого дурного влияния. Ревность Всевышнего проявляется тогда, когда человек пытается подменить Творца кем-то или чем-то другим.
«7 НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ПОПУСТУ, ИБО НЕ ПРОСТИТ БОГ ТОГО, КТО ПРОИЗНОСИТ ИМЯ ЕГО ПОПУСТУ».
Если первое Речение требует от человека веры в существование Единого Бога, а второе содержит запрет основываться на ложных представлениях о Боге в молитве и служении, то третья Речение, запрещает использовать имя Всевышнего для подтверждения лжи и неправды. Кроме этого, напрасной клятвой считается как ложная клятва, так и клятва, произнесенная без всякой на то необходимости. Или как говорил Мессия Иешуа:« 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». (Матф.5:34-37)
Всевышний обладает свойством святости, свято также и Его имя. Позволено клясться именем Всевышнего, только если человек полностью уверен в правдивости своего заявления. Но и в этом случае произнесение клятвы допустимо только по требованию суда в строго определенных Законом случаях. Но никак не в разговоре на будничные темы.
«8 ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ ОСВЯТИТЬ ЕГО. 9 ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ ВСЮ РАБОТУ СВОЮ, 10 А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, СУББОТА, — БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ: НЕ СОВЕРШАЙ НИКАКОЙ РАБОТЫ НИ ТЫ, НИ СЫН ТВОЙ, НИ ДОЧЬ ТВОЯ, НИ РАБ ТВОЙ, НИ РАБЫНЯ ТВОЯ, НИ СКОТ ТВОЙ, НИ ПРИШЕЛЕЦ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВО ВРАТАХ ТВОИХ. 11 ИБО ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ, МОРЕ И ВСЕ, ЧТО В НИХ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ; ПОЭТОМУ БЛАГОСЛОВИЛ БОГ ДЕНЬ СУББОТНИЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО».
Речение «ПОМНИ» и не разъясняет сути субботы. Знание о субботе связано не только с дарованием манна, который выпадал в шестой день в двойном размере и не выпадал в субботу, но и с более древним текстом Торы: «2 И ЗАВЕРШИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ДЕЛО СВОЕ, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ. 3 И БЛАГОСЛОВИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДЕНЬ СЕДЬМОЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО, ИБО ТОГДА ПОЧИЛ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ТВОРЯ, СОЗИДАЛ». (Быт.2:2,3)
Требование помнить день субботний предполагает обязанность готовиться к этому дню, помнить о нем даже в будни и рассказывать о его святости, распространяя тем самым влияние субботы на будние дни. Но главная обязанность, вытекающая из повеления помнить день субботний, заключается в том, чтобы произнести слова, подчеркивающие особенность этого дня, и воздать хвалу Всевышнему. Что касается «ОСВЯТИТЬ ЕГО», то под этим понимается его отделенность от остальных шести дней недели. В этот день прекращаются все работы.
Однако устранение от работы не является самоцелью. Освободившееся время и силы должны быть использованы для общения с Творцом. А систематическое нарушение Законов субботы наносит непоправимый ущерб, как душе человека, так и его связи с Всевышним. Субботний день устраняет тревоги и горести, заботы и усталость. Поэтому, любой пост, выпадающий на субботу, переносится на другой день, так как поститься в субботу запрещено. Исключением является только Йом-Кипур (Судный день), который, в отличие от других постов, является выражением раскаяния, и приближением к духовным мирам, что по своей идее соответствует целям субботы.
«12 ЧТИ ОТЦА СВОЕГО И МАТЬ СВОЮ, ДАБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ».
Это Речение была записана на первой скрижали, сразу же после заповеди «ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ». Проявляя предельное уважение к родителям, человек должен всегда помнить о Творце — Источнике всего сущего, наделяющем Свои творения жизненной силой и одаривающем человека особыми духовными способностями и разумом. Поэтому Тора сравнивает уважение к родителям с тем уважением, которое человек должен испытывать и проявлять по отношению к Творцу, и помещает Речение об уважении к родителям на одной скрижали с Речениями, определяющими обязанности человека по отношению ко Всевышнему. При этом, Тора требует проявлять уважение к матери ничуть не в меньшей степени, чем к отцу.
В заповеди, записанной на скрижали, отец упоминается первым, но чтобы человек не подумал, что отцу отдается предпочтение, в другом месте Тора первой упоминает мать:« 3 БОЙТЕСЬ КАЖДЫЙ МАТЕРИ СВОЕЙ И ОТЦА СВОЕГО». (Лев. 19:3). Эту Речение следует исполнять и после того, как жизненный путь родителей заканчивается. Дети должны относиться с благоговением к их памяти и выражать это в своих поступках. Исполнение этого Речения, дает детям особое благословение во всех их делах, помогает человеку осознать, что дом и тепло семьи представляют собой несоизмеримо большую ценность для человека, чем школа, работа, общественная и политическая деятельность. Народ, который относится с презрением к своему прошлому, совершает таким образом, моральное самоубийство.
В отличие от первых пяти Речений, которые расписаны относительно подробно, записанные на первом Скрижале, последующие пять Речений, записанные на втором Скрижале сформулированы коротко и лаконично. Это объясняется тем, что Законы, определяющие отношение человека к своему ближнему, гораздо более понятны, так как личный опыт каждого подсказывает ему, что именно неприятно любому человеческому существу, наносит ему ущерб и лишает свободы. Все обязанности человека по отношению к другому вытекают из принципа, «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ»!!! Действие этого принципа относится как к жизни человека, так и к его достоинству, и к его имуществу.
И так, шестое Речение:« 13 НЕ УБИВАЙ».
Ценность человеческой жизни бесконечна. Поскольку человек создан по образу и подобию Творца. Только Всевышний дает жизнь, и лишь Он один имеет право забрать ее. Преднамеренное убийство человека является абсолютным запретом, если только речь не идет о приговоре Синедриона (высшего суда в Израиле), за особо тяжкое преступление. Но и при этом, судьи Синедриона, по отношению к убийце, должны искать возможность оправдательного приговора. То есть, отличать преднамеренное убийство, от не преднамеренного. Естественно, что это будет происходить не в ущерб нарушения Божьей Законов.
Это Речение распространяется не только на сынов Израиля, но и на не евреев. Как в прочем и все остальные Речения. И так, преступлением считается убийство любого человека, независимо от возраста и пола.
Седьмое Речение: «НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ».
Или иначе можно охарактеризовать это, как «отвратительный и ненавистный для Всевышнего противозаконный поступок». Этот запрет нарушения супружеского союза, которому Закон Торы придает святость, сравнимую с человеческой жизнью, относится и к мужчине, и к женщине. Как измена мужу, так и соблазнение или насилие над чужой женой наказываются смертной казнью. Такое отношение к браку для людей древнего мира не являлось самоочевидным. А Иешуа более строго прокомментировал этот момент «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
Восьмое Речение:« НЕ КРАДИ».
Эти слова относятся к краже человека с целью поработить его и использовать его как раба, или продать в рабство. Нарушение этого запрета наказывается смертной казнью, через побитие камнями.
Что касается запрета воровства, как незаконного присвоения чужого имущества, то оно также является одним из запретов Торы. Однако оно квалифицируется несколько по-другому, и степень наказание за это, подробно описывается в других местах текстах Торы.
Девятое Речение:« НЕ ОТЗЫВАЙСЯ О БЛИЖНЕМ СВОЕМ ЛОЖНЫМ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ».
Три предыдущие заповеди определяют класс действий, которые запрещены, поскольку они наносят вред ближнему.
Эта Речение отличается от трех предыдущих тем, что описываемый ею запрет относится не к действию, а к произнесению слов, которые приведут к тому, что ближнему будет нанесен незаслуженный ущерб. Тора строжайшим образом запрещает не только произносить ложное свидетельство, но и распускать порочащие человека слухи, а также распространять даже правдивую информацию, если она выставляет другого в невыгодном свете. Делать это запрещено как по отношению к одному еврею, так и ко всему народу или группе людей. Само по себе ложное свидетельство не наказывается судом, так как произнесение слов не считается действием, а Тора определяет конкретное наказание только за совершение действия. Однако запрет ложного свидетельства, начертанный на скрижалях, относится к случаю, который является исключением из общего правила: свидетели–«злоумышленники» приговариваются к смертной казни, если на основе их показаний суд вынес смертный приговор, который были уже готовы привести в исполнение.
Десятое речение:« НЕ ЖЕЛАЙ ДОМА БЛИЖНЕГО СВОЕГО; НЕ ЖЕЛАЙ ЖЕНЫ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, НИ РАБА ЕГО, НИ РАБЫНИ ЕГО, НИ БЫКА ЕГО, НИ ОСЛА ЕГО И НИЧЕГО, ЧТО У БЛИЖНЕГО ТВОЕГО».
Эта Речение отличается от предыдущих тем, что устанавливаемый ею запрет ограничивает не деятельность и не произнесение слов, а эмоции и желания человека, даже не высказанные словами и не нашедшие выражения в действии. Человек не должен желать завладеть тем, что он не может приобрести честным, то есть законным путем. Этот запрет направлен на то, чтобы уничтожить корень всех преступлений, о которых говорится в предыдущих заповедях. Человек, который не желает присвоить принадлежащее ближнему, не будет давать против него ложных показаний, он не украдет, не ограбит, не убьет и не станет прелюбодеем. Более того, невозможно представить себе человека, живущего достойно без постоянного самоконтроля. Самоконтроль является критерием оценки достоинства, как мужчины, так и женщины. Данное Речение, как и многие другие Законы, записанные в Торе, не предполагает, что приведенный в ней перечень запретов должен восприниматься буквально. Каждый из пунктов перечня служит примером, указывающим на целый класс объектов.
Все эти Речения, произнесенные Господом, у горы Синай, евреи ВИДЕЛИ. Именно видели, а не слышали, что было для них пугающим моментом. Поэтому они обратились к Моше:« И СКАЗАЛИ ОНИ МОШЕ: ГОВОРИ ТЫ С НАМИ, И УСЛЫШИМ, ПУСТЬ НЕ ГОВОРИТ С НАМИ ВСЕСИЛЬНЫЙ, А ТО МЫ УМРЕМ». Но, Моше успокаивает их, объясняя, что Всевышний, преследовал только одну цель — испытать народ, выяснить, будут ли они подчиняться Его повелениям.
И далее Тора повествует нам о том, как Моше поднялся к Богу на гору, где Господь продолжил излагать ему Свои Законы:« 22 И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: ТАК СКАЖИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ: ВИДЕЛИ ВЫ, ЧТО С НЕБЕС Я ГОВОРИЛ С ВАМИ. 23 НЕ ДЕЛАЙТЕ ПРИ МНЕ БОГОВ СЕРЕБРЯНЫХ, И БОГОВ ЗОЛОТЫХ НЕ ДЕЛАЙТЕ СЕБЕ. 24 ЖЕРТВЕННИК НА ЗЕМЛЕ СДЕЛАЙ МНЕ, И ПРИНОСИ НА НЕМ ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ И МИРНЫЕ ЖЕРТВЫ ТВОИ, МЕЛКИЙ И КРУПНЫЙ СКОТ; ВО ВСЯКОМ МЕСТЕ, ГДЕ Я РАЗРЕШУ УПОМИНАТЬ ИМЯ МОЕ, Я ПРИДУ К ТЕБЕ И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ. 25 А КОГДА ТЫ МНЕ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ ЖЕРТВЕННИК ИЗ КАМНЕЙ, НЕ КЛАДИ ИХ ОБТЕСАННЫМИ, ДАБЫ НЕ ЗАНЕС ТЫ НАД НИМИ ЖЕЛЕЗО И НЕ ОСКВЕРНИЛ ИХ. 26 И НЕ ВОСХОДИ ПО СТУПЕНЯМ НА ЖЕРТВЕННИК МОЙ, ЧТОБЫ НЕ ОТКРЫЛАСЬ НАГОТА ТВОЯ НА НЕМ».
Этот раздел посвящен Законам, определяющих обязанности и правила служения Всевышнему. Служение Всевышнему должно отличаться предельной простотой, с минимумом мистики. Жертвенник не обязательно должен быть выложен из камней, он может быть сделан и из земли. До построения Храма в Иерусалиме не существовало одного единственного места, на котором разрешено приносить жертвы. В пустыне жертвенник сооружался там, где Израиль становился на отдых. Но, после построения Храма приносить жертвы разрешено только там. Разрешается воздвигать жертвенник из камней, однако камни должны быть необработанными. На камнях должен лежать отпечаток работы Всевышнего, но не дел рук человека.