Перейти к содержимому

Наш гуманизм и его пределы

Наш гуманизм и его пределы

Берл Лазар

Сегодня не только члены нашей общины, но все евреи в мире (да и множество не евреев) задаются вопросом: как решить проблему заложников? Что должно делать еврейское государство, чтобы спасти жизни людей, захваченных террористами и уведенных в сектор Газа?

Мы все сейчас молимся, чтобы Б‑г сотворил чудо и все заложники обрели свободу уже в ближайшее время. Но, если военная операция не завершится полным и быстрым успехом, проблема заложников, скорее всего, будет решаться длительное время и требования террористов будут очень высокими. Они и сейчас уже таковы: от прекращения огня до освобождения тысяч боевиков, осужденных за терроризм.

Понятно, что для нашего народа важна жизнь каждого человека: это они используют гражданское население в качестве живого щита, они устраивают огневые позиции в больницах… В рамках нашей морали это непредставимо, для нас жизнь каждого человека бесценна — тем более когда речь идет о десятках детей, женщин и стариков, попавших в руки нелюдей. Поэтому, следует признать, не все понимают, почему руководство еврейского государства заняло жесткую позицию: ХАМАС должен быть уничтожен, проблема терроризма может и должна быть решена только военным путем.

Давайте посмотрим, что говорит нам об этом Тора, что говорит алаха, что говорят наши мудрецы.

Рамбам учит, что «пидйон швуим» («выкуп пленных») является одним из самых важных в нашей традиции: «Нет большей заповеди, чем выкуп пленных, потому что пленный входит в число голодных и жаждущих <…> и жизнь его находится в опасности». Для нашего народа жизнь ближнего — самая большая ценность, на спасение ближнего никаких денег не жалко! И еврейская история знает массу примеров, когда мы шли на самые разные уступки, лишь бы освободить человека, оказавшегося в плену или в тюрьме без вины. Даже для того, чтобы получить тела убитых боевиками солдат, приходилось дорого платить и порой даже освобождать заключенных террористов. В этом есть очевидная логика: это повышает моральный уровень солдат Армии обороны Израиля, они точно знают, что страна на многое пойдет ради них.

«Верните их домой». На музейной площади Тель‑Авива накрыт стол «Субботний ужин» с пустыми местами по числу заложников и пропавших без вести людей во время террористической атаки ХАМАСа. 20 октября 2023Фото: Leon Neal / Getty Images

Но это лишь одна сторона проблемы, есть и другая. В Талмуде сказано: «Не освобождают пленных за сумму большую, чем их стоимость, из‑за порядка в мире». Что это значит? Две тысячи лет назад мысль была понятна: пленных брали, чтобы продать в рабство, и речь, таким образом, о цене раба, которого продают на рынке. Но сегодня, в наши дни какова может быть «реальная цена» заложника, если мы исходим из того, что жизнь каждого человека бесценна?..

Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять смысл окончания цитаты: «…из‑за порядка в мире». Если платить много — похитители и дальше будут захватывать людей в плен, для них это станет прибыльным бизнесом. То есть мы своими руками создадим угрозу для десятков и сотен людей! В этом контексте согласие Израиля в 2011 году освободить тысячу бандитов и убийц ради возвращения захваченного боевиками солдата Гилада Шалита было тяжелой ошибкой, и мы еще тогда об этом говорили. Террористы ХАМАСа, которые тогда вышли на свободу, оказались в первых рядах тех, кто вторгся на юг Израиля в день Симхат Тора 7 октября, кто убивал безоружных стариков, женщин и детей.

Да, главная цель террористов была и остается в том, чтобы убивать евреев. Но одновременно они хватали и уводили людей в подземелья Газы потому, что в истории с Шалитом Израиль показал: его можно шантажировать.

В вопросе о «цене жизни» наша традиция различает две ситуации: то, что можно делать отдельному человеку, и то, что разрешается общине (в нашем случае государству). Для индивидуального поведения есть цитата из Талмуда: «Твоя кровь ближе к тебе». Для спасения своей жизни или жизни родных ты можешь пойти на очень многое. Во времена гонений богатые евреи нередко платили выкуп погромщикам, чтобы те не трогали их детей, — это не нарушение заповеди, хотя оно могло побудить гонителей отыграться на детях бедняков. Есть притча в Талмуде, что если два человека попали в пустыню и воды хватит только на одного, то тот, в чьих руках заветная бутылка, не обязан спасать своего спутника, а вправе поступиться им, чтобы сохранить свою жизнь.

Но это касается только отдельного человека, никоим образом не коллектива! Один человек может и должен делать максимум, чтобы спасти себя. Община или государство не имеет права «заплатить больше, чем принято», потому что отвечает не только за тех, кто захвачен в заложники, но за всех членов общины, всех граждан государства. И, слава Б‑гу, руководство Израиля осознало, что единственная возможность защитить всех — это истребить тех, кто хочет нашего уничтожения. Сказано в мидраше: «Кто пришел, чтобы убить тебя, убей его раньше». Заодно отобьешь охоту у потенциальных террористов.

Раввина, захваченного мусульманскими пиратами, выкупают лидеры еврейской общины Кайруана (Северная Африка). Инсталляция в Бейт а‑ТфуцотИз альбома The Diapora story Jerusalem, Tel Aviv, Haifa: Steimatzky’s Agency Ltd., 1981

Мы понимаем чувства родных и близких тех, кто попал в заложники к террористам. Когда они говорят, что за освобождение дорогих им людей надо выпустить шесть тысяч бандитов и убийц из израильских тюрем, мы не вправе их судить. Но не имеем права пойти навстречу этим требованиям — «ради порядка в мире».

Да, жизнь самое ценное для нашего народа, надо делать все для спасения жизни — но только не то, что неизбежно ведет к еще большим жертвам.

Поэтому давайте все вместе молиться, чтобы Армии обороны Израиля удалось, с Б‑жьей помощью, истребить террористов. В действительности это будет самое гуманное решение: ведь когда террористы окажутся уничтожены, проблема заложников решится не только в Газе, но и повсюду в мире.

Источник: https://lechaim.ru/academy/nash-gumanizm-i-ego-predeli/